Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 10:18, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение международного рынка услуг как сектор международного бизнеса, его значения и роль, структура и тенденции развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие мирового рынка услуг и его структуру;
рассмотреть организацию международной торговли, на примере рынка технологий, инжиниринговых услуг и туризма;
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей 3
1.1. Международный рынок услуг: основные понятия и его значение в мировой экономике. 3
1.2 Динамика и структура международной торговли услугами. 10
1.3 Государственное и международное регулирование торговли услугами. 13
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). 17
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг. 19
2.1 Мировой рынок услуг 19
2.2. Отраслевая структура мирового рынка услуг 23
2.3. Рынок услуг в Европе. 28
Глава 3 Главные проблемы и тенденции развития мирового рынка услуг 33
3.1 Проблемы развития международного рынка услуг и теневая экономика в России 33
3.2. Современные тенденции развития сферы услуг 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
В результате таких новых теоретических подходов в категорию торгуемых (в международной торговле) услуг перешли большинство видов производимых услуг. В связи с этим новый смысл приобрели некоторые понятия, касающиеся экспорта и импорта услуг. Так, например, экспорт товаров на зафрахтованном иностранном судне означает «экспорт товаров на транспортных импорт-услугах». Туристическая фирма России, отправляющая российских туристов за границу, осуществляет при этом импорт туристических услуг, а фирма, принимающая иностранных туристов, экспортирует туристические услуги. Российский профессор, преподающий в зарубежном университете и переводящий часть своего дохода в Россию, является экспортером интеллектуальных, образовательных услуг.
Существует множество систем классификации услуг, ни одна из которых до настоящего времени не стала общепризнанной. Можно выделить некоторые из них:
Классификация по
принципу отношения к товару:
а) услуги материального
характера, т. е. услуги, имеющие отношение
к какому-либо товару. Они, в свою очередь,
разделяются на услуги, связанные с арендой
товаров, когда товар не принадлежит потребителю,
но последний им пользуется (например,
прокат, гостиницы), и услуги, оказываемые
потребителю в отношении принадлежащего
ему товара (например, ремонт бытовой техники,
автомобилей и т. д.).
б) нетоварные услуги, т. е. услуги, непосредственно не связанные с каким-либо товаром (например, репетиторство, юридические услуги и т. д.).
Классификация по
критерию источника покрытия затрат на
оказание услуг:
а) рыночные услуги,
т. е. услуги, которые являются объектом
купли-продажи и издержки, оказание которых
целиком или в значительной мере покрывается
за счет выручки от реализации этих услуг.
В свою очередь, они подразделяются на
собственно рыночные услуги и услуги банков.
б) нерыночные услуги,
т. е. услуги государственных учреждений
и общественных организаций, относящиеся
к их текущему потреблению. Фактически
это услуги, издержки которых целиком
или главным образом покрываются за счет
государственного бюджета, добровольных
взносов или доходов от собственности.
Классификация по
типу лиц, которым оказываются услуги:
а) услуги, предоставляемые
населению, т. е. частным лицам. Существует
понятие «платные услуги населению», которое
подразумевает полезные результаты производственной
деятельности, удовлетворяющие за плату
определенные потребности граждан, но
не воплощающиеся в материально-вещественной
форме.
б) услуги, предоставляемые
юридическим лицам (например, международные
перевозки, лизинг, инжиниринг, консалтинг,
страхование, маркетинговые и торгово-посреднические
услуги и т. д.). [7, с. 35]
Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «не торгуемым» товарам, т. е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот, и появился термин “торгуемые услуги”, которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.
Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами международных экономических отношений на следующие группы:
а) факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);
б) нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги). [2, С.266]
В системе национальных счетов услуги подразделяются на:
а) потребительские (туризм, гостиничные услуги),
б) социальные (образование, медицина),
в) производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги),
г) распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые)
Следует отметить, что в последнее время при характеристике роста доли услуг в международной торговле не совсем обоснованно в перечень услуг включаются такие понятия, как "патенты и лицензии", "авторские гонорары и права", "ноу-хау" и т.п., поскольку последние представляют собой все же товар, пусть интеллектуальный, но никак не услуги.
Подписание Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) явилось результатом не только согласования позиций различных стран по вопросам международной торговли услугами, но и появления новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международной торговли услугами. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в международной торговле по принципу так называемого трансграничного обмена услугами, т.е. такого обмена, при котором производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга эту границу пересекала (по аналогии с торговлей «обычными» товарами). Примерами такого рода трансграничного обмена услугами являются почтовые или телекоммуникационные услуги. Те услуги, которые осуществлялись без такого трансграничного обмена, считались неторгуемыми. Однако в ходе подготовки соглашения ГАТС был сформулирован новый подход к международному обмену услугами, в соответствии с которым этот обмен может быть осуществлен следующими основными способами:
В результате таких новых теоретических подходов в категорию торгуемых (в международной торговле) услуг перешли большинство видов производимых услуг. В связи с этим новый смысл приобрели некоторые понятия, касающиеся экспорта и импорта услуг. Так, например, экспорт товаров на зафрахтованном иностранном судне означает «экспорт товаров на транспортных импорт-услугах». Туристическая фирма России, отправляющая российских туристов за границу, осуществляет при этом импорт туристических услуг, а фирма, принимающая иностранных туристов, экспортирует туристические услуги. Российский профессор, преподающий в зарубежном университете и переводящий часть своего дохода в Россию, является экспортером интеллектуальных, образовательных услуг.
Многие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услугами представляет собой нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт или импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможен-ной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри таможенной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Как и платежи по экспорту и импорту товаров, международная торговля услугами отражается в платежном балансе. Как зафиксировано в «Бизнес-путеводителе в ГАТС» 1999 г. (Business Guide to the GATS), услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и ее покупатель — это физические или юридические лица — резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними.
Международный экспорт услуг растет быстрее международного экспорта товарами. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд долл., а в 2006 г. он составил (по данным ВТО) 2710 млрд долл., т.е. вырос более чем в 6 раз. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет 18—20%. Этот показатель в целом растет, и к 2015 г., по оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30% совокупной международной торговли.
По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2006 г. составил 30 млрд долл. (1,1% мирового экспорта коммерческих услуг, 25-е место). Для сравнения: в 2002 г. доля России составляла 0,8% мирового экспорта услуг, 29*е место среди ведущих стран — экспортеров услуг. Импорт коммерческих услуг России, поданным ВТО, в 2006 г. составлял 45 млрд долл., 1,7% мирового импорта услуг, что означало 16-е место среди ведущих стран — импортеров коммерческих услуг. Для сравнения: в 2002 г. аналогичные показатели составляли 21,5 млрд долл., 1,4% мирового импорта коммерческих услуг и 20-е место среди ведущих стран — импортеров коммерческих услуг. Таким образом, Россия более активно включается в мировой рынок услуг, хотя ее удельный вес на нем остается незначительным.
К числу причин, обусловливающих динамичный рост международной торговли услугами, можно отнести:
• НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в международном разделении труда (при этом растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие);
• рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли;
• изменение структуры потребления населения современного мира, которое все больше ориентируется на потребление услуг;
• переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;
• растущая взаимосвязанность международной торговли раз-личными видами услуг (многие из которых реализуются вместе — «в одном пакете»).
В целом же международная торговля услугами по своим абсолютным масштабам еще отстает от международной торговли товарами. К причинам этого можно отнести следующее:
1. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри стран (это хорошо видно при сопоставлении данных о долях услуг в ВВП отдельных стран и данных о доле услуг в*международной торговле).
2. Торговля услугами по мере своего развития требует все более высокого технического оснащения. Однако этот уровень (особенно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных, туристических услуг) был достигнут относительно недавно.
3. В либерализации международной торговли товарами в последние годы были достигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, которые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне не-которых транспортных и туристических проблем) длительное время оставались в компетенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли.
Однако одной из наиболее важных характеристик современной мировой торговли является очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объемах международной торговли услугами занижают действительный стоимостный объем реализуемых в международной торговле услуг. К причинам этого фактического занижения относятся:
• занижение оценки расходов туристов за рубежом;
• услуги нередко представляются в комплекте с реализуемыми за рубежом товарами (а стоимость услуг при этом часто фиксируется как часть стоимости товара), вообще в подобной ситуации бывает довольно сложно разделить собственно стоимость товара и стоимость услуг;
• услуги составляют довольно значительную часть внутри-фирменного обмена в рамках ТНК, а учитывая то, что продажа как товаров, так и услуг в них осуществляется по так называемым трансфертным ценам (которые нередко сознательно занижаются), то стоимостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной;
» занижается и оценка банковских и страховых услуг, поскольку иногда доходы по этим операциям реинвестируются (вкладываются) в тех же зарубежных странах, где они и были получены.
В целом же полнота и достоверность статистического учета международной торговли услугами остается одной из сложных и до конца не решенных проблем международной статистики.
В отраслевой структуре (по основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В начале XXI столетия «другие частные услуги» вполне обоснованно заняли 1-е место в экспорте услуг (около 45%), поскольку в их состав входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги.
У России структура экспорта услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 22,3% — туризм, 37,1% — транспортные услуги и 40,6% — прочие частные услуги.
Изменяется и географическая структура международной торговли услугами.
Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы промышленно развитых стран. Тенденция в международной торговле услугами, как и в международной торговле товарами, состоит, с одной стороны, в превалировании, а с другой — в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70% в конце 90-х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств.
Информация о работе Главные проблемы и тенденции развития мирового рынка услуг