Карибский кризис 1962 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 15:02, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении Карибского кризиса 1962 года его причины и последствия. Данная цель подразумевает рассмотрения следующих задач:
- рассмотреть исторические предпосылки Карибского кризиса 1962 года и характеристику внешнеполитических отношений СССР, Кубы и США;
- дать анализ событиям Карибского кризиса 1962 года как одного из геополитического явления эпохи «холодной войны»;
- проанализировать последствия и историческую роль Карибского кризиса 1962 года в современных международных отношениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КАРИБСКОГО КРИЗИСА 1962 ГОДА И ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СССР, КУБЫ И США
1.1 Историческая характеристика международных отношений на кануне Карибского кризиса 1962 года
1.2 Предпосылки развития Карибского кризиса 1962 года
2 АНАЛИЗ СОБЫТИЙ КАРИБСКОГО КРИЗИСА 1962 ГОДА КАК ОДНОГО ИЗ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ ЭПОХИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
2.1 Динамика развития событий Карибского кризиса 1962 года «Кульминация «Холодной войны»
2.2 Соотношение стратегических ядерных сил СССР и США в Карибском кризисе 1962 года
2.3 Кульминация и развязка Карибского кризиса 1962 года
3 ПОСЛЕДСТВИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ КАРИБСКОГО КРИЗИСА 1962 ГОДА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
3.1 Роль политических личностей эпохи в разрешении Карибского кризиса 1962 года
3.2 Историко-политическое значение Карибского кризиса 1962 года на современные международные отношения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

дипломка.docx

— 383.38 Кб (Скачать файл)

В ночь с 27 на 28 октября по заданию президента Роберт Кеннеди вновь встретился с советским послом в здании Министерства юстиции. Кеннеди поделился с Добрыниным опасениями президента о том, что ситуация может вот-вот выйти из под контроля. Роберт Кеннеди заявил, что его брат готов дать гарантии ненападения и скорейшего снятия блокады с Кубы. Добрынин спросил Кеннеди о ракетах в Турции. "Если в этом единственное препятствие к достижению упомянутого выше урегулирования, то президент не видит непреодолимых трудностей в решении вопроса" - ответил Кеннеди [31].

На следующее утро в Кремль пришло сообщение от Кеннеди, где было указано: "1) Вы согласитесь вывести свои системы вооружения с Кубы под соответствующим наблюдением представителей ООН, а также предпринять, с соблюдением соответствующих мер безопасности, шаги по остановке поставок таких же систем вооружения на Кубу.2) Мы же, со своей стороны, согласимся - при условии создания с помощью ООН системы адекватных мер, обеспечивающих выполнение данных обязательств, - а) быстро отменить введённые в настоящий момент блокадные мероприятия и б) дать гарантии ненападения на Кубу. Я уверен, что и остальные государства Западного полушария будут готовы поступить подобным образом" А. Фурсенко. Безумный риск [32].

Советское руководство приняло эти условия. В этот же день Малиновский послал Плиеву приказ начать демонтаж стартовых площадок Р-12. Демонтаж советских ракетных установок, погрузка их на корабли и вывод с территории Кубы заняли 3 недели. Убедившись, что Советский Союз вывел ракеты, президент Кеннеди 20 ноября отдал приказ прекратить блокаду Кубы. Через несколько месяцев из Турции были выведены и американские ракеты, как "устаревшие".

Несколько дней мир висел на волоске. Все вооружённые силы США и СССР были приведены в повышенную боевую готовность. По мнению участников событий до вполне возможной войны оставалось несколько часов. Но руководители двух великих держав сумели остановиться у последней черты.

В последний момент благодаря прямым переговорам между президентом США Джоном Кеннеди и лидером Советского Союза Н.С.Хрущёвым удалось предотвратить ядерный конфликт. Поздно вечером 25 октября, получив донесение разведки о готовящемся назавтра нападении США на Кубу, Президиум ЦК КПСС решил остановить советские суда и демонтировать ракеты при условии превращения Кубы "в зону мира" [33].

26 октября 1962 г. по радио было  передано послание Председателя Совета Министров СССР Хрущёва президенту США Кеннеди с предложением об условиях договорённости. Ввиду срочности оно передавалось открытым текстом (причём, как признавались позднее дипломаты, начало сообщения уже шло в эфире, а его концовка ещё согласовывалась в Президиуме).

На следующий день, 27 октября Хрущёв направил второе послание, которое содержало дополнительное требование к США: Штаты в ответ на вывод советских ракет должны были не только гарантировать Кубу от нападения, но и убрать свои ракеты из Турции.

Ввиду чрезвычайной срочности содержание советско-американских переговоров 25-27 октября 1962 г. не было согласовано с кубинскими руководителями, которые сначала расценили их как капитуляцию перед империализмом. Для урегулирования конфликта с кубинцами на Кубу был направлен член Президиума ЦК, первый заместитель Председателя Совета Министров А.И.Микоян. Ему пришлось затратить немало усилий, чтобы убедить Фиделя Кастро согласиться на советско-американскую договоренность. Это оказалось настолько сложно, что Микоян не смог даже поехать на похороны скончавшейся в те роковые дни своей супруги [36].

Последующие переговоры по дипломатическим каналам привели к договорённости о выводе с Кубы не только ракет, но и советских бомбардировщиков Ил-28 и торпедных катеров. 20 ноября 1962 г. президент Кеннеди объявил об отмене боевой готовности американских войск и блокады Кубы.

Сложным был вопрос о контроле. Кубинцы наотрез отказались допустить американских инспекторов на свою территорию. В итоге ракеты вывозились открыто на палубах советских судов, американцы их фотографировали и считали. К апрелю 1963 г. американские ракеты были также убраны из Турции.

Карибский кризис явился кульминационным моментом в международных отношениях периода "холодной войны" и показал опасность нагнетания напряжённости и гонки ракетно-ядерных вооружений.

Общее стремление предотвратить опасность тотальной войны, ставшую благодаря Карибскому кризису очевидной, проявилось в последующие месяцы в установке в 1963 г. прямой линии связи между Кремлём и Белым домом для предупреждения ошибок той и другой стороны в анализе и трактовке событий. Ученые отмечают, что в десятках тысяч страниц, посвященных анализу этих событий, рассматриваются только некоторые виды оружия и не оценивается весь военный потенциал противостоящих сторон. По их мнению, кризис был значительно опаснее, чем считают многие специалисты. Это обусловлено тем, что в ходе этих событий военные действия могли начаться по чьей-то ошибке, просчету или неправильному истолкованию указаний руководства. Они утверждают, что к моменту военно-морской блокады Кубы, которая началась 24 октября 1962 года, на остров уже было доставлено 158 советских ядерных боеголовок пяти типов. Американская разведка не имела об этом ни малейшего представления [38].

Роберт Макнамара, бывший в период кризиса министром обороны США и принимавший самое активное участие в его урегулировании, в 1997 году в письме генералу Анатолию Грибкову, который представлял в это время в США МО СССР, написал: «США полагали, что СССР никогда не вывозил и не будет вывозить ядерные боеголовки со своей территории. В 1989 году мы узнали, что это не так. В то время ЦРУ утверждало, что ядерного оружия на Кубе нет ЦРУ сообщало, что на острове 10 тысяч советских военных, на Московской конференции мы узнали, что их там 43 тысячи. Только в 1992 году мы узнали, что на острове были и тактические боеголовки».

По оценкам ученых, из всех этих боеголовок можно было использовать только 95–100 единиц, поскольку только часть ракет Р-14 была доставлена на Кубу, а из всех привезенных БРСД Р-12 в боевой готовности находилось только 6–8 ракет. Несколько бомбардировщиков Ил-28 находились в состоянии сборки, а остальные были упакованы в контейнерах. Наибольшую опасность для ВС США представляли два полка крылатых ракет ФРК-1 «Метеор», которые были оснащены 80 ядерными боеголовками и могли нанести удар по военно-морской базе ВМС США в Гуантанамо и по штурмовому десанту. 
Как утверждают специалисты, до сих пор остается неизвестным, редактировал ли ОКНШ свои ядерные планы в связи с предполагаемым вторжением на Кубу, хотя существуют данные, что этот вопрос рассматривался генералами. Но 31 октября они приняли решение не использовать ядерное оружие в этой операции. Неясным остается вопрос и о том, имел ли полномочия командующий ГСВК генерал Исса Плиев по своему усмотрению принимать решение об использовании ракет «Луна» и ФРК-1 в ядерном снаряжении. Все это, по мнению ученых, требует дальнейшего исследования [40].

В период кризиса силы стратегического назначения США обладали значительно большей мощью и были более надежны, чем их контрагенты в СССР. Америка располагала 3,5 тыс. единиц ядерного оружия, общей мощностью 6,3 тыс. Мт, 1479 бомбардировщиками и 182 баллистическими ракетами. Только 42 советских МБР, стоявших на вооружении, могли достичь территории США. Советский Союз располагал 150 бомбардировщиками дальнего радиуса действия, способными нести ядерное оружие. Однако, чтобы достичь цели, им пришлось бы преодолеть американо-канадскую систему ПВО, которая была достаточно эффективна. В начале 90-х годов генерал армии Анатолий Грибков заявил, что Хрущев и его военные советники знали, что по ядерной мощи США превосходили СССР в 17 раз. Как отмечают американские эксперты, Кубинский ракетный кризис разворачивался на самом раннем этапе гонки ядерных вооружений, когда каждая из противоборствующих сторон была относительно незрела в ядерном отношении. Ядерные силы США строились по принципу создания барьера устрашения на пути главного противника – СССР. Безопасность самой Америки тогда стояла на втором месте. Но именно Кубинский ракетный кризис дал толчок процессу последующих переговоров о ядерном разоружении [41].

Решение убрать с Кубы ракеты было принято без согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно, поскольку Фидель Кастро категорически возражал против удаления ракет. Международная напряженность стала быстро спадать после 28 октября. Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую блокаду острова. Кубинский (его называли также Карибским) кризис мирно завершился, однако он дал повод для дальнейших размышлений о судьбе мира. Во время многочисленных конференций с участием советских, кубинских и американских участников тех событий, стало ясно, что на решения, принимавшиеся тремя странами перед кризисом и во время него, воздействовали неверная информация, неправильные оценки и неточные расчеты, искажавшие смысл событий. Бывший министр обороны США Роберт Макнамара в своих воспоминаниях приводит такие факты: 1. Уверенность советского и кубинского руководства в неизбежном скором вторжении армии США на Кубу, в то время, как после провала операции в заливе Свиней у администрации Джона Кеннеди таких намерений не было;  
2. В октябре 1962г. советские ядерные боеголовки уже находились на Кубе, более того, в момент наивысшего накала кризиса они были доставлены из мест хранения в места развертывания, в то время, как ЦРУ докладывало, что никакого ядерного оружия на острове пока нет;  
3. Советский Союз был уверен, что ядерное оружие можно будет доставить на Кубу тайно и об этом никто не узнает, а Соединенные Штаты никак на это не отреагируют и когда о его размещении станет известно;  
4. ЦРУ сообщало о присутствии на острове 10 тысяч советских военнослужащих, в то время, как там их находилось около 40 тысяч, и это помимо хорошо вооруженной 270-тысячной кубинской армии. Поэтому советско-кубинские войска, вдобавок вооруженные тактическим ядерным оружием, просто-напросто устроили бы "кровавую баню" высадившемуся американскому экспедиционному корпусу, результатом чего неминуемо стала бы неконтролируемая эскалация военного противостояния.  
В целом Кубинский кризис повлиял на мир лишь благотворно, заставив СССР и США идти на взаимные уступки во внешней политике [44].

По мнению самого Никиты Хрущева, кульминацией развязки кризиса стала тайная встреча советского Посла А.Ф.Добрынина с братом президента США, Робертом Кенеди. Она состоялась в ночь с 27 на 28 октября 1962 года в здании Министерства юстиций в Вашингтон. Несколькими часами раньше такая же встреча прошла между Робертом Кенеди и Георгием Большаковым. В обоих случаях были озвучены предложения советской стороне. В обмен на вывоз советских ядерных ракет с Кубы предлагалась ликвидация США своих военных баз в Турции и гарантии о ненападении на Республику Куба. Министр юстиций при этом заявил, что президент США готов дать гарнтии о ненападении и снятии блокады с Кубы, а так же о положительном решении вопроса об американских ракетах на территории Турции.

В воскресный полдень 28 октября, Хрущев созвал Президиум ЦК КПСС на подмосковной даче в Ново-Огарево. Узнав об американской позиции по выходу из кризиса, было принято решение передать по дипломатическим каналам президенту США послание о ликвидации опасного конфликта и демонтаже советского вооружения [45].

В 16 часов советское радио объявило о преодолении Кубинского кризиса: «Во избежание дальнейшего обострения международной обстановки. Грозившей перерасти в военное противостояние с непредсказуемыми последствиями, вплоть до начала новой мировой войны…Правительство СССР сочло разумным согласится с требованиями США о вывозе советских ракет с территории Кубы в обмен на заверения правительства США о соблюдении территориальной неприкосновенности острова, гарантии не вмешательства во внутренние дела Кубы и обещании вывести американские ракеты с территории Турции».

Как известно обе стороны свои обещания выполнили. Все ядерные боеголовки были вывезены в течении трех дней на сухогрузе «Архангельск». 1 ноября 1962 года экипаж взял курс на Североморск, для вывоза остальной военной техники понадобилось еще три недели [47].

 

 

 

3 ПОСЛЕДСТВИЯ  И ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ КАРИБСКОГО  КРИЗИСА 1962 ГОДА В СОВРЕМЕННЫХ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

 

3.1 Роль политических личностей эпохи в разрешении Карибского кризиса 1962 года

 

Когда мы размышляем о руководителях, то невольно делим их на две качественно разные группы. Одни из них формировались в огне мощных национально-освободительных или классовых сражений, иной раз были их зачинателями, детонаторами. Все они приходили в политику со своими уже сложившимися взглядами, отшлифованными в тюрьмах, в партизанских лагерях. Такими были великие личности современной истории — Мао Цзедун, Джавахарлал Неру, Хо Ши Мин, Гамаль Абдель Насер, Нельсон Мандела. К ним принадлежит и Фидель Кастро, перевернувший историю Кубы. Другая, несравненно более многочисленная рать политических руководителей рождена в заурядной межпартийной борьбе, зачастую состоит из «назначенцев», подобранных по принципу наибольшего соответствия той политической линии, к которой они сами не имели никакого отношения. Как правило, их интеллектуальный потолок ниже, их энергетика несравненно слабее, их политическая воля жиже, их цели мельче и заземленнее. О политиках этого разряда мы иногда годами гадаем, кто же они такие, что они собираются и что могут сделать. Фидель сразу предельно ясно говорил народу о своих планах и программах. Он даже сформулировал ответ на вопрос: кого можно считать политиком, а кого политиканом? По его убеждению, политик — это человек у которого есть ясная программа действий для решения национальных задач, кто способен убедить нацию в правильности его программы и кто готов сделать все возможное для претворения этой программы в жизнь. Биографию Фиделя Кастро невозможно отделить ни от истории Кубинской революции, ни от жизни кубинского общества. При этом практически с момента штурма казарм Монкада Кубинская революция закономерно олицетворялась прежде всего с образом ее вождя и во многом персонифицировалась с ним [48]. Попытаться вычленить какую-либо оторванную от жизни страны личностную биографию Фиделя - дело заведомо обреченное. На данном этапе интересы самой Кубы уже не рассматривались, т. к. та полностью зависела от поддержки СССР. И говорить, что Хрущева безопасность Кубинского народа беспокоила больше, чем международный престиж СССР и победа в гонке вооружений было бы не разумно. Однако политический перевес в этот период был все-таки на стороне СССР, т. к. они достигли больше в плане налаживания дипломатических контактов с Кубой. После победы революции и свержения диктатуры Батисты 1 января 1959 года к власти на Кубе пришли демократические силы, сплотившиеся вокруг Повстанческой армии, возглавляемой Фиделем Кастро.

 

Примечание:[10]

Рис.5 – Фидель Кастро и Никита Сергеевич Хрущев

 

В феврале 1959 года Кастро стал премьер-министром Революционного правительства Республики Куба. В дни вторжения наёмников США на Кубу в районе Плая-Хирон (апрель 1961) Кастро руководил операцией по разгрому интервентов. 16 апреля 1961 года Фидель Кастро заявил, что кубинская революция является по своему характеру социалистической.

С октября 1965 года Фидель Кастро - первый секретарь ЦК компартии Кубы [49].

Премьер-министр (1959–1976), а затем президент (1976-2008). В его руках была сосредоточена власть главы государства, правительства, правящей партии и вооруженных сил. В 2003 переизбран председателем Государственного совета.

 Этот страх перед войной завершил продвижение Кастро к новой роли лидера социалистической революции. Из благодарности к СССР Кастро окончательно выбрал для своей страны советскую модель социализма. «Москва – это в конечном итоге наш мозг и главный Руководитель, и к ее голосу надо прислушаться», – провозгласил Кастро, отбросив свою обычную сдержанность в изъявлении чувств к Советскому Союзу. Это было беспрецедентное заявление, к которому вначале некоторые отнеслись скептически [50].

США объявили Кубе жесточайшую экономическую блокаду, и уж теперь-то, не унимались гадатели на политической кофейной гуще, именующие себя аналитиками и политологами «свободного мира», падения Кастро не миновать. Но гордая Куба ответила США устами Фиделя: лучше голодать, чем снова стать притоном для отдыха американской мафии, каковой Куба была при Батисте! На Кубе были введены продовольственные карточки, началась ускоренная индустриализация и реформа сельского хозяйства. Героические усилия кубинцев, впервые за всю историю вдохнувших воздух подлинной Свободы - свободы от циничного и могущественного северного колосса, а также помощь со стороны стран соцлагеря спасли кубинский социализм.

Северная Америка, погрязшая в бесконечных войнах за океаном, на Ближнем Востоке, с настороженностью наблюдает, как левый антиамериканский кордон окружает границы Кубы и как североамериканский капитал теряет контроль над ресурсами американского континента. Однако, еще две-три розовых революции в Южной и Центральной Америке - и Куба, которая не без оснований претендует на лидерство в новой народно-демократической Латинской Америке, будет разговаривать на равных с США.

Конечно, в этом не только заслуга Фиделя, но и всего кубинского руководства, всего кубинского народа, но можно с уверенностью сказать, что если бы у руля власти в республике стоял другой человек, то судьба ее могла бы сложиться совсем иначе. Фидель Кастро действительно гений реальной политики. Это ему удалось перелить аморфный гнев забитых крестьян в стальные формы Повстанческой армии, использовать буржуазную североамериканскую журналистику, падкую на сенсации, так, чтобы она создала романтический ореол повстанцев Сьерры-Маэстры и послужила хоть раз для благой цели - уничтожения господства самих США на острове. Это он сумел сохранить определенную независимость и самобытность Кубы в ряду других стран соцлагеря, что было очень важно в атмосфере травли и обвинений в том, что в западном полушарии возникла «марионетка Советов».

Информация о работе Карибский кризис 1962 года