Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 15:02, дипломная работа
Цель работы заключается в изучении Карибского кризиса 1962 года его причины и последствия. Данная цель подразумевает рассмотрения следующих задач:
- рассмотреть исторические предпосылки Карибского кризиса 1962 года и характеристику внешнеполитических отношений СССР, Кубы и США;
- дать анализ событиям Карибского кризиса 1962 года как одного из геополитического явления эпохи «холодной войны»;
- проанализировать последствия и историческую роль Карибского кризиса 1962 года в современных международных отношениях.
ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КАРИБСКОГО КРИЗИСА 1962 ГОДА И ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СССР, КУБЫ И США
1.1 Историческая характеристика международных отношений на кануне Карибского кризиса 1962 года
1.2 Предпосылки развития Карибского кризиса 1962 года
2 АНАЛИЗ СОБЫТИЙ КАРИБСКОГО КРИЗИСА 1962 ГОДА КАК ОДНОГО ИЗ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ ЭПОХИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
2.1 Динамика развития событий Карибского кризиса 1962 года «Кульминация «Холодной войны»
2.2 Соотношение стратегических ядерных сил СССР и США в Карибском кризисе 1962 года
2.3 Кульминация и развязка Карибского кризиса 1962 года
3 ПОСЛЕДСТВИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ КАРИБСКОГО КРИЗИСА 1962 ГОДА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
3.1 Роль политических личностей эпохи в разрешении Карибского кризиса 1962 года
3.2 Историко-политическое значение Карибского кризиса 1962 года на современные международные отношения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Валериан Зорин, советский представитель в ООН, призвал все государства принять «срочные меры по недопущению военной операции против Кубы». Путем закулисных бесед советская делегация пыталась ускорить рассмотрение на сессии ООН заявление Инчаустеги, содержащее обвинения в адрес США. Но Коста-Рика, Гаити, Панама и Венесуэла вместе с США блокировали усилия Кубы привлечь внимание общественности к готовящейся интервенции.
Еще один драматический эпизод произошел во время выступления Кастро на Генеральной ассамблее ООН 26 сентября. Кастро обвинил командующего ВМС США адмирала Арли Берка в недооценке решимости Хрущева использовать советское ядерное оружие для защиты Кубы в случае агрессии США в ответ на захват Кубой американской военной базы Гуантанамо. Теперь Ф. Кастро не скрывал, к чьей помощи они прибегнут.
Кремль избрал другой путь, чтобы избежать конфликта. Он еще раз повторил свою угрозу прийти на помощь Кубе. Москва не располагала авианосцами и, по-видимому, не собиралась перебрасывать войска на Кубу. Угроза применения ядерного оружия была единственно возможным способом сдерживания США на Карибах. 28 октября ТАСС в сокращенном виде опубликовало состоявшееся неделей раньше интервью Хрущева с известным кубинским журналистом Карлосом Франки. В нем советский лидер еще раз выразил поддержку кубинской революции. Достижения. По окончании Карибского кризиса 1962 СССР и США при участии Великобритании быстро пришли к первому значительному соглашению — Договору о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Большинство стран мира позднее присоединилось к этому соглашению. Сложный вопрос инспекций на объектах был обойден, так как договор затрагивал ограничение проведения испытаний только в тех средах, которые довольно легко проконтролировать, обходясь без инспекций. Последовавшие попытки прекратить и подземные испытания провалились отчасти из-за того, что и советская, и американская военные доктрины рассматривали эти испытания как жизненно важное условие развития ядерных вооружений [18].
Во время кубинского кризиса возникла и "горячая линия" между Москвой и Вашингтоном для экстренной связи.
Соглашение 1973 между США и СССР предусматривало срочное проведение консультаций друг с другом в случае возникновения конфликта, чреватого применением ядерного оружия.
Договор о запрещении испытаний по сути дела прекратил существовавшую практику; другими договорами устанавливались локальные безъядерные зоны. По Договору об Антарктике 1959 было запрещено размещение военных баз и проведение испытаний ядерного оружия близ Южного полюса; он был подписан и государствами, имеющими территориальные претензии в этом регионе. Договор о космосе, подписанный в 1967 93 странами, запрещает развертывание на небесных телах, таких, как Луна, вооружений и военных установок, а также вывод на орбиту объектов, несущих оружие массового поражения. Договор о морском дне, который в год появления (1971) подписало 91 государство, запрещает размещение оружия массового поражения на морском дне за пределами двенадцатимильной прибрежной зоны. Конвенция 1977 запретила изменение условий окружающей среды в военных целях. Договор 1963 о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке сделал эту территорию безъядерной зоной [9].
Важный шаг по предотвращению распространения ядерного оружия был сделан, когда в 1967 СССР и США представили Комиссии ООН по разоружению проект Договора о нераспространении ядерного оружия, по которому державы, обладающие ядерными вооружениями, обязывались не передавать их странам, такими вооружениями не располагающим, а последние обязывались их не приобретать и не производить. После одобрения Генеральной ассамблеей ООН договор был подписан СССР, США, Великобританией и еще 95 государствами и вступил в силу в 1970.
Многие неядерные страны критиковали СССР и США за то, что они не сделали практически ничего, чтобы реализовать обещания, данные ими при подписании Договора о нераспространении ядерного оружия, и попытаться прийти к соглашению о мерах по прекращению гонки вооружений в кратчайшие сроки, а также разработать и подписать договор о всеобщем и полном разоружении. Утверждалось также, что ядерные державы создали эксклюзивный "клуб", главной задачей которого являлось недопущение в него других стран.
Переговоры по ОСВ, хотя они и затрагивали самую суть проблемы ядерных вооружений, являлись лишь одной стороной отношений между СССР и США. В свою бытность госсекретарем США Г.Киссинджер проводил политику, направленную, по его словам, "на построение сети позитивных отношений" между СССР и США в таких невоенных сферах, как торговый, культурный и научный обмен, который создал бы такие взаимозависимости, что напряжение из-за частных проблем вооружения не смогло бы изменить существующих отношений. Потепление американо-советских отношений получило название "разрядки" [53].
В октябре 2012 года, спустя 50 лет после тех памятных событий, о Карибском кризисе заговорили с новой силой. Время от времени в печати появляются новые факты, которые не были известны ранее. Опубликованы, например, записи разговоров в Белом доме, благодаря чему выяснилось, что все члены кризисного комитета, который был создан при Джоне Кеннеди, высказались за военную акцию против Кубы. Лишь один Президент Кеннеди тогда сказал: «Всем спасибо, но я как Верховный главнокомандующий принимаю другое решение». И это оказалось спасением для всех, поскольку на Кубе находилось в общей сложности более 90 тактических ядерных зарядов, которые могли быть использованы в случае атаки. Куба стала для СССР тем же, чем был для Америки Западный Берлин: маленький клочок Земли посреди враждебно настроенной территории, отделённый от США расстоянием менее 200 км, но если его не защитить, то можно было потерять лицо великой державы [50].
В современных условиях вероятность повторения подобного кризиса в российско-американских отношениях очень невелика, его уроки могут пригодиться в других потенциальных ядерных конфликтах XXI века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вторая половина октября 1962 г. вошла в историю под названием Карибский кризис, возникший в атмосфере обострения «холодной войны» и поставивший мир на грань ядерной катастрофы. Человечество в полной мере ощутило реальность апокалипсиса. К счастью, силы разума взяли тогда верх над безрассудством и разыгравшимися эмоциями. Государственные деятели СССР, США и Кубы впервые осознали что такое «ядерный тупик», и проявив необходимый реализм при ликвидации кризисной ситуации, нашли в себе силы вступить на путь решения острейших международных проблем не военными, а политическими средствами. И не будет преувеличением сказать, что уроки кризиса, предостерегающие от поспешных, непродуманных действий, стали серьезным вкладом в разработку и нового мышления, и новых подходов к событиям на мировой арене.
3.Удивительно, но за столь малый период времени, октябрь 1962г., Куба стала неким узлом противоречий между двумя сверхдержавами. Здесь встретились интересы двух биполярных систем - СССР и США. Можно с уверенностью сказать, что их военно-политическое противостояние стало реальной угрозой для жизней миллионов ни в чем неповинных людей.
Не поняв уроки прошлого, мы не сможем предотвратить того, что может случиться завтра. Изучая и анализируя исторические факторы данной проблематики, можно в полной мере осознать величие и одновременно беззащитность человека перед таким грозным оружием XX века, которое является своеобразной фишкой в руках всемогущих политиков.
Оценка полноты решений поставленных задач. Поставленная цель проекта достигнута, и задачи исследования полностью решены.
Рекомендации и исходные данные по конкретному использованию результатов работы.
Материалы исследования могут быть использованы при теоретической подготовки студентов и преподавателей, а так же в материалах лекций и семинарских занятий, в качестве источника при написании курсовых и дипломных работ.
[1] Аксютин Ю.В. “Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии”.-М.: ПОЛИТИЗДАТ, -1989, с.157
[2] Микоян С.А. "Анатомия Карибского кризиса"-М: Academia,- 2006, с.215
[3]Андреев Л.К. "Госбезопасность от Александра
[4] Микоян С.А. "Прыжок за океан. Почему ракеты?" / Латинская Америка, 2003 №1, с.78
[5]Востиков С.В. "Эквилибристика на острие войны" / Латинская Америка, 2003 №1, с.89
[6]Морозов В., Корчагин Ю. "Столетие российско-кубинских дипотношений" / Международная жизнь, 2002 №7, с.65
[7]Тимофеев М.А., Фурсенко А.А. "Безумный риск",-М.: РОССПЭН, 2006, с.231
[8]Лавренов С.Я., Попов И.М. "Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. Карибский кризис: мир на грани катастрофы"/Латинская Америка, 2011 №5, с.77
[9] Интернет ресурс: сайт www.wikipedia.ru,2014
[10] Интернет ресурс: сайт www.coldwar.ru,2014
[11] Интернет ресурс: сайт www.hrono.ru, 2014
[12]Лавренов С.А., Попов И.М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. -М.: 2009, с.179
[13]Феклисов А. С. Карибский ракетно-ядерный кризис. Кеннеди и советская агентура. -М.: 2001, с.229
[14]Окороков А. В. СССР в борьбе за мировое господство. -М.: 2009, с.116
[15]Хронология кризиса на портале www.hrono.ru
[16]Богатуров А.Д. Системная история международных отношений 1918–2003. Т.3 – М, 2003. – 475 с.
[17]Нафтали Т., Фурсенко А.А. Адская игра. Секретная история Карибского кризиса.: (электронный документ)
[18]Палмер Н, Перкинкс Г. Система международного конфликта.-М.:Восток-Запад (перевод Осиповой К.Т.) 2007, 456 с.
[19]Рапопорт А.Карибский кризис 1962.-М.:Восток-Запад, 2009, 389 с.
[20]Коузер Л. Кубинский ракетный кризис 1962 года.-СПб.:Светлячек, 1999, 356 с.
[21]Шеллинг Т. Кубинский конфликт.-СПб.: Светлячек, 2004, 567 с.
[22]Киссенжер Г. Внешняя политика США.www.socio/content.com
[23]Холсти К. Международный Суд ООН.-М.: 2009, 240 с.
[24]Уинхэм Г. Урегулирование международных конфликтов.-М.:2001 (переовд Антонова С.В.), 289 с.
[25]Гончаров С.Н.Мироустройство СССР И США.-М.: Росток, 2003, 543 с.
[26]Плантей А.Ядерная власть.-М.: Восток-Запад, 219 с.
[27]Луков В.Б.Конфликты и дипломатия.- Ростов: Амега, 2001, 391 с.
[28]Франсуа Д.К. О способе ведения переговоров .www.wicepediya.ru 2014
[29]Менжинский В.И.Неприменение силы в международных отношениях.-М.: 2005, 373 с.
[30]Рахманов А.Р.Международно-правовые аспекты всеобъемлющей безопасности//Государство и право, №2, 2003, С.38
[31]Роль международных организаций в урегулировании конфликтов http://www.int.org.int, 2014
[32]Свободная Куба.http:// www.globaldip.org, 2014
[33]Карибский кризис 1962 года в системе международных отношений http://www.2.lib.uchicago.edu, 2014
[34] Дипломатия и война http://www.asil.org, 2014
[35]Дрезнев Д. Новый мировой порядок// Россия в глобальной политике, Т.5,№2, март-апрель, 2007, С.45
[36]Этциони А.От империи к сообществу.-М.: Ладомир, 2005, 371 с.
[37]Современные проблемы международных
отношений http://www.profit.peopel.press
[38]Остров Свободы. http://www.sevenstories.org ,2014
[39]Перспективы развития многосторонних отношений http://www.amitaietzioni.org, 2014
[40]Янов А. Новый подход к международным отношениям//Независимая газета, 27 мая 2008
[41]Удалов В.В. Международные отношения и теория нового миропорядка.-М.: АСТ, 2004, С.198-200
[42]Барышников Д.Н. Конфликты и мировая политика: Учебное пособие. –М.: АСТ МОСКВА: Восток-Запад, 2008. 384 с.
[43]Камбон Ж. Дипломатия.http://www.booking.
[44]Дин Дж. Третья сторона дипломатии. http://www.booking.net.com, 2010
[45]Чернавин В.Н. Внешняя политика стран постсоветского пространства.-Компас, №3, 2007, С.54
[46]Исраэлян В.С.Переговорный процесс.-М.: АРТ, 2003, 351 с.
[47]Официальный сайт электронных
книг и учебных пособий http://www.thridworlldtravel.
[48]Официальный сайт электронных книг и учебных пособий http://www.amitaitetzione.org, 2014
[49]Henry Nicolson-page The world Travel//http://www. diplomatic.com, 2014
[50]Аксельрод А.Конфликты и их разрешение.-М.: Росток, 2005, 211 с.
[51]Официальный сайт ОБСЕ http://www.osce.org, 2014
[52]Официальный сайт НАТО http://www.nato.org, 2014
[53]Официально информационно-аналитический сайт http://www.mjill.ru, 2014