Киотский протокол как механизм, влияющий на международные отношения в рамках мировой экологии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:32, курсовая работа
Описание работы
Актуальность исследования. Проблема охраны окружающей среды в современных международных отношениях в последние десятилетия набирает все больший вес не только в политике, но и в экономике и других социальных науках. Экологическим проблемам в современных условиях начинают уделять внимание не только государственные органы власти и общественные организации, но и коммерческие компании, особенно международного формата.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 5 1.1. Киотский протокол как механизм, влияющий на международные отношения в рамках мировой экологии 14 ГЛАВА II. КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ КАК АКТИВАТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 18 ГЛАВА III. НАРУШЕНИЯ В ПРИНЯТИИ ВТОРОГО ПЕРИОДА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КИОТСКОМУ ПРОТОКОЛУ 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40
Актуальность исследования. Проблема охраны окружающей
среды в современных международных отношениях
в последние десятилетия набирает все
больший вес не только в политике, но и
в экономике и других социальных науках.
Экологическим проблемам в современных
условиях начинают уделять внимание не
только государственные органы власти
и общественные организации, но и коммерческие
компании, особенно международного формата.
Изучение проблемы охраны окружающей
среды в современных международных отношениях
важно тем, что позволяет изучить причины
ухудшения экологии в настоящее время,
найти средства предупреждения или нейтрализации
негативного воздействия на окружающую
среду. Тем самым обеспечив более чистую
экологию будущим поколениям, не на локальном
уровне, а на уровне межгосударственном,
который есть глобальным, и дает возможность
более эффективно координировать действия
направленные на улучшение экологии, поскольку
позволяет смотреть на эти проблемы более
широко.
Международные отношения есть
регулятором многих видов деятельности
на международном пространстве, в том
числе они влияют на экологическое состояние
планеты. Во власти их находится управление
предприятиями не только на территории
одной страны, а на территории всей Земли,
посредством международных соглашений
и договоров межгосударственного или
межкорпоративного уровня.
Киотский протокол как источник
международных отношений регулирует выбросы
парниковых газов в атмосферу и его изучение,
как инструмента для стабилизации выбросов
парниковых газов позволит более эффективно
регулировать межгосударственные отношения
в сфере выброса парниковых газов, особенно
это относится к экономикам быстроразвивающихся
стран, таких как Китай, Индия, Бразилия.
Таким образом, объектом исследования
является проблема окружающей среды в
современных международных отношениях.
Предметом исследования есть киотский протокол, как
источник норм взаимодействия в сфере
защиты окружающей среды в международных
отношениях.
Цель работы: изучить роль Киотского протокола
в регулировании охраны окружающей среды
в рамках современных международных отношениях.
Задачи исследования:
- определить проблемы окружающей
среды в современных международных отношениях;
- дать характеристику Киотского
протокола, как активатора международной
кооперации в сфере защиты окружающей
среды;
- указать нарушения в принятии
второго периода обязательства по Киотскому
протоколу.
ГЛАВА I. Проблема окружающей среды в современных
международных отношениях
Одной из наиболее острых экологических
угроз современности является, без сомнения,
глобальное изменение климата, которое
особенно заметно проявляется на европейском
континенте. Последствия глобального
потепления могут оказаться катастрофическими,
в том числе и для целлюлозного бизнеса,
так как отрицательно сказываются на состоянии
лесов (породном составе леса, частоте
и масштабах распространения лесных пожаров)
и способны подорвать ресурсную базу отрасли.
В последнее время в различных
странах предпринимаются меры, направленные
на смягчение климатических изменений,
ограничение и сокращение выбросов парниковых
газов. С 2005 г. в странах Европейского союза
начинает действовать система торговли
выбросами, в рамках которой предприятиям
устанавливаются квоты на выбросы парниковых
газов. Аналогичные системы разрабатываются
в Канаде и Японии. Программы ограничения
выбросов парниковых газов действуют
в Австралии и в 25 штатах США.
Проблема изменения климата
была включена в политическую повестку
дня международного сообщества в середине
80-х годов. Тогда ученые пришли к выводу,
что климатические изменения связаны
с человеческой деятельностью. Впоследствии
стало ясно, что проблема очень сложна
и для получения максимально точных выводов
и прогнозов надо объединить усилия ученых
всех стран. В 1988 году Всемирная метеорологическая
организация (ВМО) и Программа по окружающей
среде ООН (ЮНЕП) учредили Межправительственную
группу экспертов по изменению климата
(МГЭИК) - форум тысяч ученых, в том числе
и российских. В этом же году Генеральная
Ассамблея ООН впервые рассмотрела вопрос
об изменении климата и приняла резолюцию
43/53 «О защите глобального климата в интересах
нынешнего и будущих поколений человечества»1.
В 1990 году МГЭИК выпустила свой
Первый оценочный доклад, в котором подтвердила
угрозу изменения климата и призвала к
подготовке специального глобального
соглашения по решению этой проблемы.
Призыв ученых был поддержан Резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН №45/212, на основании
которой была разработана Рамочная конвенция
ООН об изменении климата (РКИК).
В 1992 году на Всемирном саммите
по окружающей среде и устойчивому развитию
в Рио-де-Жанейро была открыта к подписанию
Рамочная конвенция ООН об изменении климата
(РКИК).
В ХХ в. изменения окружающей
среды, вызванные хозяйственной деятельностью
человека и его непрерывным наступлением
на природу, приобрели глобальный характер.
Одним из таких изменений стало глобальное
потепление. Как и любые другие глобальные
проблемы, оно требует для решения совместных
действий всего мирового сообщества. Одним
из таких совместных шагов стали Рамочная
конвенция по климату и в развитие ее -
Киотский протокол.
Конвенция была открыта к подписанию
4 июня 1992 года на состоявшейся в Рио-де-Жанейро
Конференции ООН по окружающей среде и
развитию и 21 марта 1994 года вступила в
силу. В настоящее время Сторонами Конвенции
являются более 190 стран, включая Россию,
все промышленно развитые страны, все
страны с переходной экономикой, а также
подавляющее большинство развивающихся
стран. Высший орган Конвенции - Конференция
Сторон РКИК. Все решения Конференций
Сторон Конвенции принимаются на основе
консенсуса, так как предлагавшиеся иные
принципы принятия решений согласовать
не удалось. В качестве финансового механизма
РКИК определен Глобальный экологический
фонд (ГЭФ). Фонд финансирует создание
систем учета выбросов парниковых газов
в развивающихся странах, проекты по адаптации
наименее развитых стран к новым климатическим
условиям.
В качестве конечной цели РКИК
заявлена стабилизация концентрации парниковых
газов в атмосфере «на таком уровне, который
не допускал бы/ опасного антропогенного
воздействия на климатическую систему.
Такой уровень должен быть достигнут в
сроки, достаточные для естественной адаптации
экосистем к изменению климата, позволяющие
не ставить под угрозу производство продовольствия
и обеспечивающие дальнейшее экономическое
развитие на устойчивой основе». Здесь
следует обратить внимание на два обстоятельства.
Во-первых, такая формулировка дает возможность
отстаивать национальный уровень выбросов
парниковых газов, исходя из экономических
интересов развития страны, а во-вторых,
уровень численно нигде не оговорен и
является предметом ожесточенных научных
дискуссий. Очевидно, что сам термин «безопасно»
для разных стран различен. Для маленьких
островов или для низинной Голландии повышение
уровня моря даже на 1 метр (из-за нагрева
и расширения верхнего слоя Океана, а затем
и из-за таяния льдов) - трагедия. Для других
стран, в частности для большей части России,
ничего очень страшного пока не ожидается.
Поэтому споры о величине безопасного
уровня, вероятно, будут вестись еще десятки
лет.
РКИК не устанавливает каких-либо
ограничений или запретов для конкретных
видов экономической деятельности или
производства. РКИК устанавливает, что
«Стороны/ должны/ защищать климатическую
систему на благо нынешнего и будущих
поколений человечества на основе справедливости
и в соответствии с их общей, но дифференцированной
ответственностью и имеющимися у них возможностями».
В данном случае сохраняется базовый принцип
ООН - разделение стран на развитые и развивающиеся.
«Сторонам, являющимся развиты/ми странами,
следует играть ведущую роль в борьбе
с изменением климата и его отрицательными
последствиями». Таким образом, наличие
численных обязательств у России и отсутствие
у Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и др2.
Итак, с принятием РКИК были
заданы рамки будущего международного
сотрудничества. Однако требовалось воплотить
идеи и принципы на практике. Такая несколько
необычная структура - «Рамочная конвенция
+ Протокол» - отражает новизну и сложность
проблемы, ее прямую связь с основой мировой
экономики: потреблением нефти, газа и
угля. Было практически невозможно сразу
согласовать - что и когда надо делать.
Киотский протокол был единогласно
принят на Третьей конференции сторон
РКИК в г. Киото. Он устанавливает обязательства
развитых стран по ограничению выбросов
парниковых газов в 2008 - 2012 гг. (для России
- не превысить в 2008-2012 годах уровень выбросов
1990 года). Парниковые газы, регулируемые
Киотским протоколом, это: диоксид углерода
(СО2), метан (СН4), закись азота
(N2O), гидрофторуглероды
(ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид
серы (SF6). Однако чтобы
понять суть и структуру Протокола, надо
обратиться к базовым фактам, от которых
отталкивались его разработчики3.
В основе разработки Киотского
протокола несколько основополагающих
соображений. Они во многом необычны, и
при обсуждении протокола данные соображения
иногда представляются как «открытия».
Однако все они были ясны и в 1997 г., и именно
они предопределили тот Протокол, который
существует сейчас.
Есть уверенность в антропогенном
характере и причинах наблюдающихся изменений
климата. Есть понимание будущей угрозы,
но нет прямой причинно-следственной связи:
снижение выброса - получение эффекта
(например, предотвращение наводнения
или засухи).
Контроль за выбросами парниковых
газов затрагивает всю мировую экономику
в целом. Чисто технически необходимо
много времени на раскачку, надо начинать
с малого - с пилотного, отладочного этапа.
В итоге был выбран 5-летний период с 2008
по 2012 гг. включительно.
Парниковые газы в обычном смысле
слова не являются загрязняющими веществами.
Поэтому было бы неверно регулировать
выбросы через предельно допустимые концентрации
(ПДК) около трубы. С другой стороны, снижение
их выбросов это не очистка отходящих
газов и не установка каких-либо уловителей.
Это замена самого производственного
оборудования, энергоустановок, бойлеров
и т. п., что нельзя сделать сразу, нужно
время и тесная увязка с экономикой производства
в целом. Поэтому был предложен основополагающий
принцип торговли квотами. Киотский протокол
превращался в первое международное соглашение
о рыночных принципах охраны природы.
Естественно, столь новаторское решение
требует отладочного периода.
Если пока нет прямой климатической
угрозы (малые тихоокеанские острова и
зона Сахеля и др., увы, печальные исключения),
то рано затягивать пояса и предпринимать
принудительные меры, которые бы мешали
развитию национальной экономики. В данной
ситуации каждая страна может взять такие
обязательства, какие она хочет (в Киото
каждая страна сама определяла на сколько
процентов она обязуется снизить выбросы
от уровня 1990 г., а решение принималось
только консенсусом). Киотский протокол
не задает никаких обязательных политик
и мер (в стиле единой политики Евросоюза).
Подход, при котором страна
сама выбирает обязательства, означает
решение двух вопросов: 1) как государство
хочет повлиять на национальный бизнес
и помочь ему; 2) каковы политические амбиции
лидеров ведущих стран.
Первое привело к ориентации
Протокола на развитие энергетики. Леса
и другие поглотители СО2 из атмосферы
оказались как бы не нужны. Потребовались
жесткие усилия ряда стран, в частности
России, чтобы леса сохранить и уравнять
в правах с энергетикой. В результате они
стали равными для любых межгосударственных
обязательств. При этом была введена дополнительная
квота на использование лесов (см. ниже).
Второе - политические амбиции
- привели к драматическому финалу для
США и Австралии, когда одни политики (Альберт
Гор) эффектно объявили в Киото о высоких
обязательствах, а другие (Джордж Буш)
столь же демонстративно от них отказались.
При понимании отладочной роли Киотского
протокола в долгосрочной глобальной
стратегии его ценность не снизилась бы,
если бы США взяли в Киото более мягкие
обязательства.
Несмотря на самостоятельный
выбор обязательств, было решено еще раз
перестраховаться и не принимать никаких
финансовых санкций к нарушителям. Это
записано в Марракешских соглашениях
- подзаконных актах Киотского протокола,
которые разработаны, но еще не приняты.
Когда Протокол вступит в силу, начнется
процесс принятия этих Соглашений.
Итак, в результате Киотский
протокол реализовался в виде пилотного
этапа. Этап призван отладить торговлю
квотами и другие механизмы снижения выбросов
и понять, как двигаться дальше. При этом,
конечно, страны преследуют и вторичные
задачи: помочь технологическому перевооружению
своих экономик, достичь конкурентных
преимуществ и т. п. Собственно влияние
5-летнего периода Киотского протокола
на климат очень мало, но это и не являлось
целью. Если бы в Протоколе преследовали
цель максимального климатического эффекта,
то принять такое международное соглашение
было бы нереально.
В итоге были приняты обязательства
по ограничению выбросов парниковых газов
в среднем за 5 лет, с 2008 по2012 гг. включительно
(в таблице приведены значения, где за
100% принят выброс страны в 1990 г.).
Киотский протокол дает достаточно
общие формулировки и не содержит деталей
выполнения обязательств. Детализация
была сделана осенью 2001 г. на Седьмой конференции
РКИК в Марракеше, где единогласно согласованы
Марракешские соглашения - фактически
подзаконные акты Киотского протокола.
Они должны быть приняты на первой конференции
стран-участниц Киотского протокола после
его вступления в силу. К соглашениям возможны
поправки, дополнения и даже изменения.
Однако надо понимать, что любое изменение
повлечет пересмотр всех марракешских
договоренностей и перенос начала международных
программ и проектов на более поздние
сроки. Отказ от согласованных ранее правил
также нанесет стране-нарушителю значительный
политический урон.
Наиболее важной частью Марракешских
соглашений, как и всего Протокола в целом,
являются экономические механизмы:
- торговля квотами;
- проекты совместного осуществления
(ПСО), выполняемые на территории страны
Киотского протокола при частичном или
полном финансировании другой страны
из того же списка;
- проекты механизма чистого
развития (МЧР), выполняемые на территории
развивающихся стран при финансировании
со стороны страны Киотского протокола.