После завершения конференции
в Дохе 17 декабря 2012 г. МИД России опубликовал
сообщение для СМИ «О нарушении правил
процедуры в ходе работы 18-й Конференции
Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении
климата / 8-го Совещания Сторон Киотского
протокола», в котором отмечается, что
«такой порядок действий радикально расходится
с нормами и практикой работы системы
ООН. Он подрывает легитимность принятых
Конференцией решений в отношении киотских
правил, чреват серьезными последствиями
для процесса принятия государствами
соответствующих поправок к Киотскому
протоколу и требует анализа в общесистемном
контексте деятельности ООН».
Между тем, в соответствии с
п. 3 упомянутой выше ст. 20 Киотского протокола,
Генеральный секретарь ООН как депозитарий
Киотского протокола 21 декабря 2012 г. направил
текст принятой в Дохе поправки всем сторонам
для принятия. Поправка вступит в силу
«для тех Сторон, которые приняли ее, на
девяностый день со дня получения Депозитарием
документа о принятии по меньшей мере
от трех четвертей сторон» (п. 4 ст. 20 Киотского
протокола).
21-22 января 2013 г. в Минске состоялись
консультации при участии представителей
органов госуправления и экспертов из
Белоруссии, России, Украины и Казахстана,
по результатам которых стороны приняли
решение отложить ратификацию поправки,
регламентирующей второй период обязательств
Киотского протокола, по крайней мере
до конца 2013 г. Таким образом, Белоруссия,
Украина и Казахстан изменили свои первоначальные
планы относительно полноценного участия
во втором периоде Киотского протокола18.
Исходя из существующих норм
международного права, договоры, принятые
с нарушением норм международного права,
могут признаваться неправомочными
(ultravires), а страны могут предпринять в связи
с этим следующие действия:
- отказаться от ратификации
договора, в данном случае - отказ от ратификации
поправки к Киотскому протоколу;
- использовать возможность
денонсации - выхода из Киотского протокола;
- использовать положения об
урегулировании спора в соответствии
со ст. 19 Киотского протокола (применяется
ст. 14 РКИК ООН).
Процедурные нарушения в Дохе
не просто отодвинули сроки принятия решений
о ратификации дохийских поправок странами
на национальном уровне, но и, вероятно,
сократят число потенциальных участников
второго периода протокола, имеющих количественные
обязательства по сокращению выбросов.
Инцидент в Канкуне и в Дохе
- произвольная интерпретация понятий,
отклонение от принятых правил и т.д. -
не только не способствует процессу формирования
рамок эффективного многостороннего сотрудничества
по климатической проблематике, но и тормозит
его.
Согласно принятой в феврале
2013 г. Концепции внешней политики Российской
Федерации19, верховенство права в международных
отношениях является одним из приоритетов
российской внешней политики. Россия будет
«содействовать кодификации и прогрессивному
развитию международного права, прежде
всего, осуществляемым под эгидой ООН,
достижению универсального участия в
международных договорах ООН, их единообразному
толкованию и применению».
Только четкое соблюдение существующих
правил процедуры РКИК ООН и Киотского
протокола, взаимное уважение сторон и
стремление к достижению компромисса
позволит обеспечить доверие к начинающимся
переговорам по будущему глобальному
климатическому соглашению20.
Заключение
Проблема охраны окружающей
среды в современных условиях набирает
все больший вес, и особенно эта проблема
актуальна в сфере международных отношениях,
поскольку позволяет бороться с экологическими
проблемами на глобальном межгосударственном
уровне, что есть более эффективно, нежели
локальные мероприятия.
Наибольшей проблемой и угроз
современности есть глобальное изменение
климата, последствия которого могут оказаться
катастрофическими.
Принятием Киотского протокола
было заданы рамки международного сотрудничества
в сфере охраны окружающей среды. Он устанавливает
обязательства развитых стран ограничивать
выбросы парниковых газов.
Киотский протокол - это первый
шаг на пути снижения воздействия человека
на климат путем уменьшения индустриальной
эмиссии углекислого газа, в первую очередь
теми странами, которые внесли и продолжают
вносить наибольший вклад в дестабилизацию
климата.
Главная задача Киотского протокола
состоит в том, чтобы продемонстрировать
возможность эффективного контроля за
антропогенными выбросами парниковых
газов, отработать механизмы такого контроля
на национальном и международном уровнях,
создать предпосылки для вовлечения в
этот процесс возможно большего числа
стран и возможно большего числа источников
выбросов во всем мире.
Одним из наиболее перспективных
рыночных подходов к охране окружающей
среды является механизм ограничения
суммарных выбросов и торговли квотами.
Только четкое соблюдение существующих
правил процедуры РКИК ООН и Киотского
протокола, взаимное уважение сторон и
стремление к достижению компромисса
позволит обеспечить доверие к начинающимся
переговорам по будущему глобальному
климатическому соглашению.
Список источников и литературы
- Беларусь откладывает ратификацию
поправки, регламентирующей Киото-2 // Сайт
неправительственных общественных организаций
стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной
Азии CAN. URL: http://infoclimate.org/belarus-otkladyivaet-ratifikatsiyu-popravki-reglamentiruyushhey-kioto-2/
(дата обращения: 01.02.2013).
- Бердин В., Васильев С., Данилов-Даниэлян В., Кокорин А., Кураев
С., (2003). Киотский протокол: политика, экономика
и окружающая среда. Буклет WWF. [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.wwf.ru/pic/docdb//publ/kyoto_QA_eng.pdf (дата обращения: 07.10.2013).
- Гершинкова Д.А. Ответственность
в рамках международных соглашений и многосторонних
переговоров. / О нарушении правил процедуры
на конференции ООН по климату в Дохе в
декабре 2012 г.// Вестник международных
организаций. – 2013. [Электронный ресурс].
- URL: http://iorj.hse.ru/2013--2/88619873.html (дата обращения: 07.10.2013).
- Документ FCCC/CP/1996/2 // Интернет-портал
ООН. URL: http://www.unfccc.int (дата обращения: 07.10.2013).
- Документ FCCC/CP/2010/7. §29 // РКИК
ООН. URL: http://www.unfccc.int (дата обращения: 07.10.2013).
- Документ FCCC/KP/CMP/2012/L.9 // РКИК
ООН. URL: http://www.unfccc.int (дата обращения: 07.10.2013).
- Изменение климата и Киотский
протокол – реалии и практические возможности.
Кокорин А.О., Грицевич И.Г., Сафонов Г.В.
М.: 2004. 64 с.
- Изменения климата 2001. Третий
оценочный доклад Межправительственной
группы экспертов по изменению климата.
Резюме для лиц, определяющих политику.
Том 1 Научные аспекты, 109 с. Т. 2 Последствия,
адаптация и уязвимость, 107 с.
- Концепция внешней политики
Российской Федерации. Утверждена Президентом
Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля
2013 г. // Официальный сайт Министерства
иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru (дата
обращения: 07.10.2013).
- Киотский протокол и гражданское
общество / На пути к устойчивому развитию
России // №27. 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bull_32ru.pdf (дата обращения: 07.10.2013).
- Киотский протокол: политика
и практика. Международный журнал БИЗНЕС.
Спец. Выпуск 2003, 98 с.
- Киотский протокол — вопросы
и ответы. Бердин В.Х., Васильев С.В., Данилов-Данильян В.И., Кокорин А.О., Кураев
С.Н. WWF, Российский региональный экологический
центр, Национальное углеродное соглашение.
М. 2003. 24 с.
- Климатические изменения: взгляд
из России. Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. Российский региональный
экологический центр, "Защита природы"
Y М., "ТЕИС", 2003, 416 с.
- Неправомочные (ultravires) действия
Комитета ООН по правам ребенка и новый
Факультативный протокол к Конвенции
о правах ребенка: доклад Аналитического
центра «Семейная политика. РФ». Май 2012
г. URL: http://www.familypolicy.ru/ (дата обращения: 07.10.2013).
- Эксперты РФ, Белоруссии и Казахстана
выработали пакет мер по Киото-2 // РИА «Новости». URL: http://ria.ru/eco/20130125/920117903.html (дата обращения: 07.10.2013).
- United Nations Framework Convention on Climate Change:
Handbook. Bonn, Germany: Cli-mate Change Secretariat. Produced by Intergovernmental
and Legal Affairs, Climate Change Sec-retariat, 2006. URL: http://unfccc.int/resource/docs/publications/handbook.pdf(date of access:07.10.2013).
1 Киотский протокол и гражданское
общество / На пути к устойчивому развитию
России // №27. 2004. [Электронный ресурс].
URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bull_32ru.pdf
2 Киотский протокол и гражданское
общество / На пути к устойчивому развитию
России // №27. 2004. [Электронный ресурс].
URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bull_32ru.pdf.
3 Климатические изменения: взгляд
из России. Под ред. В.И.ДаниловаYДанильяна.
Российский региональный экологический
центр, "Защита природы" Y М., "ТЕИС",
2003, 416 с.
4 Киотский протокол и гражданское
общество / На пути к устойчивому развитию
России // №27. 2004. [Электронный ресурс].
URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bull_32ru.pdf
5 Изменение климата и Киотский
протокол – реалии и практические возможности.
Кокорин А.О., Грицевич И.Г., Сафонов Г.В.
М.: 2004. 64 с.
6 Киотский протокол и гражданское
общество / На пути к устойчивому развитию
России // №27. 2004. [Электронный ресурс].
URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bull_32ru.pdf
7Бердин В., Васильев С., Данилов-Даниэлян
В., Кокорин А., Кураев С., (2003). Киотский
протокол: политика, экономика и окружающая
среда. Буклет WWF. [Электронный ресурс].
- URL: http://www.wwf.ru/pic/docdb//publ/kyoto_QA_eng.pdf
8Бердин В., Васильев С., Данилов-Даниэлян
В., Кокорин А., Кураев С., (2003). Киотский
протокол: политика, экономика и окружающая
среда. Буклет WWF. [Электронный ресурс].
- URL: http://www.wwf.ru/pic/docdb//publ/kyoto_QA_eng.pdf
9 Киотский протокол и гражданское
общество / На пути к устойчивому развитию
России // №27. 2004. [Электронный ресурс].
URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bull_32ru.pdf
10 Киотский протокол и гражданское
общество / На пути к устойчивому развитию
России // №27. 2004. [Электронный ресурс].
URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bull_32ru.pdf
11Гершинкова Д.А. Ответственность
в рамках международных соглашений и многосторонних
переговоров. / О нарушении правил процедуры
на конференции ООН по климату в Дохе в
декабре 2012 г.// Вестник международных
организаций. – 2013. [Электронный ресурс].
- URL: http://iorj.hse.ru/2013--2/88619873.html
12Гершинкова Д.А. Ответственность
в рамках международных соглашений и многосторонних
переговоров. / О нарушении правил процедуры
на конференции ООН по климату в Дохе в
декабре 2012 г.// Вестник международных
организаций. – 2013. [Электронный ресурс].
- URL: http://iorj.hse.ru/2013--2/88619873.html
13Гершинкова Д.А. Ответственность
в рамках международных соглашений и многосторонних
переговоров. / О нарушении правил процедуры
на конференции ООН по климату в Дохе в
декабре 2012 г.// Вестник международных
организаций. – 2013. [Электронный ресурс].
- URL: http://iorj.hse.ru/2013--2/88619873.html
14Документ FCCC/KP/CMP/2012/L.9 // РКИК
ООН. URL: http://www.unfccc.int
15 Беларусь откладывает ратификацию
поправки, регламентирующей Киото-2 // Сайт
неправительственных общественных организаций
стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной
Азии CAN. URL: http://infoclimate.org/belarus-otkladyivaet-ratifikatsiyu-popravki-reglamentiruyushhey-kioto-2/
16 Документ FCCC/CP/1996/2 // Интернет-портал
ООН. URL: http://www.unfccc.int
17 Документ FCCC/KP/CMP/2012/L.9 // РКИК
ООН. URL: http://www.unfccc.int
18 Эксперты РФ, Белоруссии и Казахстана
выработали пакет мер по Киото-2 // РИА «Новости».
URL: http://ria.ru/eco/20130125/920117903.html
19 Концепция внешней политики
Российской Федерации. Утверждена Президентом
Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля
2013 г. // Официальный сайт Министерства
иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru
20Гершинкова Д.А. Ответственность
в рамках международных соглашений и многосторонних
переговоров. / О нарушении правил процедуры
на конференции ООН по климату в Дохе в
декабре 2012 г.// Вестник международных
организаций. – 2013. [Электронный ресурс].
- URL: http://iorj.hse.ru/2013--2/88619873.html