Киотский протокол как механизм, влияющий на международные отношения в рамках мировой экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема охраны окружающей среды в современных международных отношениях в последние десятилетия набирает все больший вес не только в политике, но и в экономике и других социальных науках. Экологическим проблемам в современных условиях начинают уделять внимание не только государственные органы власти и общественные организации, но и коммерческие компании, особенно международного формата.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 5
1.1. Киотский протокол как механизм, влияющий на международные отношения в рамках мировой экологии 14
ГЛАВА II. КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ КАК АКТИВАТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 18
ГЛАВА III. НАРУШЕНИЯ В ПРИНЯТИИ ВТОРОГО ПЕРИОДА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КИОТСКОМУ ПРОТОКОЛУ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.44 Кб (Скачать файл)

Однако не во всех случаях это условие соблюдается. Выбросы многих веществ могут оказывать негативное воздействие и на локальном уровне, например на здоровье людей, проживающих в зоне влияния выбросов. В этом случае рынок квот может быть малоэффективен. Более предпочтительными могут стать, например, административно-командные меры (жесткие нормативы выбросов, технологические стандарты и т. п.). Яркий пример тому - радиоактивное загрязнение. Вряд ли найдутся трезвомыслящие политики, готовые предоставить возможность предприятиям торговать между собой квотами на такое загрязнение.

Рынок квот не может быть эффективен, если в нем участвуют лишь несколько предприятий. Известно, что чем больше участников на рынке, тем больше его ликвидность (возможность быстро купить или продать свой товар), тем более конкурентными и объективными являются цены, а следовательно, и более эффективным становится сам рынок. Если же участников рынка мало, ни о какой эффективности и речи быть не может. Это продемонстрировали некоторые пилотные системы торговли квотами на выбросы углекислого газа.

Важным свойством, присущим системе торговли квотами, является избирательность ее действия. Например, при переходе с этилированного бензина на неэтилированный, система торговли может обеспечить гладкость этого процесса без чрезмерных потерь, связанных с преждевременным выбыванием оборудования, которое еще может работать, или потерь, связанных со скачкообразным изменением цен.

При создании системы торговли квотами на выбросы необходимо учитывать особенности природоохранной проблемы, которую следует решить. Также важно детально проанализировать, какие экономические стимулы создаст рынок квот для предприятий, насколько они будут соответствовать целям избранной экологической политики и насколько эффективным может стать сам рынок.

Что касается выбросов парниковых газов, то большинство из них не оказывает локального отрицательного воздействия на людей, экосистемы и т. д. и действительно не важно, в какой стране осуществляются выбросы, поскольку все они, в конце концов, оказываются в атмосфере и влияют на глобальный климат. Поэтому система ограничения суммарных выбросов и торговли квотами является наиболее привлекательным механизмом, который создает действенные стимулы для разработки и внедрения эффективных и экологически чистых технологий в глобальном масштабе.

Именно поэтому Киотский протокол к РКИК предусматривает механизм торговли квотами. По опыту США можно предположить, что затраты на выполнение обязательств, предусмотренных Протоколом, можно значительно снизить, если предоставить возможность странам и предприятиям самим выбирать стратегии сокращения выбросов, а углеродным инвесторам - вкладывать свои деньги там, где они могут получить максимальный эффект.

В соответствии с Киотским протоколом, если странаперевыполнила свои обязательства по ограничению выбросов, то она может продать ту или иную часть неиспользованной квоты другой стране при условии полного выполнения требований по доступу к торговле выбросами. Торговля квотами может происходить между странами на основании двусторонних соглашений. Страны также могут разрешить своим компаниям прямо или косвенно (при государственном посредничестве) участвовать в торговле квотами и сокращениями выбросов.

Действующие системы торговли квотами

За несколько лет до принятия Киотского протокола в мире начал формироваться углеродный рынок. На начальном этапе (середина 1990-х годов) на данном рынке уже совершались первые пилотные сделки по покупке/продаже квот и сокращений выбросов. Так, например, в 1997 г. американские компании «Ниагара Мохаук» и «Аризона Паблик Сервис» заключили сделку на продажу 2,27 млн. тонн СО2. Были и не совсем обычные сделки. В 1999 г. страховая компания IGF (США) и канадская компания «GreenhouseEmissionsManagementServices» купили у американских фермеров опцион на приобретение 2,8 млн. тонн СО2, сокращенных в результате перехода на безотвальную технологию возделывания сельскохозяйственных земель.

В настоящее время киотский углеродный рынок приобретает все более ясные черты: определяются основные покупатели и продавцы, формируются механизмы ценообразования на квоты, создаются брокерские конторы, открываются углеродные биржи, на которых уже ведутся торги.

Мощный стимул к развитию углеродного рынка в мире дает создание ряда национальных систем по торговле квотами. Первопроходцами на этом пути являются Дания и Великобритания. Эти страны предусмотрели возможность по интеграции своих национальных рынков в единую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов Европейского союза. Данная система вступила в действие в 2005 году9.

Дания. Киотский протокол и распределение ответственности по ограничению выбросов ПГ в ЕС требуют от Дании снижения выбросов к 2008-2012 гг. на 21% от уровня 1990 г. Выполнению этой цели должны служить план реформы электроэнергетики (принят в 1999 г.) и климатическая стратегия (2003 г.).

План торговли квотами на выбросы ПГ был одобрен в 2000 г. и введен в действие с января 2001 г. Он предполагает уникальную схему распределения квот (адаптивного наследования) и ограниченный банкинг квот. За невыполнение обязательств предусмотрен штраф 40 датских крон за тонну СО2.

За 2001-2003 гг. проведено: 21 «чистая» сделка на рынке квот общим объемом 1,3 млн. т СО2. Кроме того, были осуществлены 4 своп-сделки по другим единицам (Х>2 объемом 0,2 млн. т (опционы на право покупки в будущем по фиксированной цене).

В системе торговли участвуют около 70 источников в электроэнергетике, 160 котельных, 40 энергоемких промышленных предприятий, 5 офшорных источников. Всего около 275 участников.

Согласно Национальной климатической стратегии, принятой в марте 2003 г., рынок квот на выбросы ПГ является основным инструментом выполнения поставленных в ней целей. Для внутренних сокращений выбросов установлен предел стоимости на уровне 120 датских крон за тонну СО2.

Важная задача для правительства Дании - интеграция национального рынка в единый углеродный рынок Евросоюза. Одним из приоритетов в выполнении национальных обязательств Дании по Киотскому протоколу является сотрудничество с Россией по проектам сокращения выбросов ПГ.

Великобритания. Цель Великобритании по Киотскому протоколу - снижение выбросов парниковых газов на12,5% ниже уровня 1990 г. к 2008-2012 гг. Кроме того,правительство страны установило национальную цель - снижение выбросов (O2 на 20% ниже уровня 1990 г. к 2010 г. Национальный доклад по энергетике, опубликованный правительством в феврале 2003 г., предполагает сокращение выбросов (O2 примерно на 60% от текущего уровня к 2050 г.

Климатическая программа Великобритании включает в себя внутреннюю систему торговли квотами, которая начала работать в апреле 2002 г. Система открыта для всех секторов экономики страны, кроме транспорта. Ограничение выбросов и торговля планируются на перспективу 5 лет.

Правительство предоставило £215 млн. (300 млн. евро) в качестве стимула для начала торговли для тех источников, которые возьмут цели по сокращению выбросов на 5 лет. В марте 2002 года состоялся аукцион, который показал цену закрытия £53,37 (74 евро) за тонну СО2. В дополнение к механизмам торговли квотами с апреля 2001 г. вводится налог на энергопотребление для предприятий. Приняты соглашения между правительством и 44 энергоемкими секторами промышленности, включающими цели по повышению энергоэффективности и снижению выбросов углерода. Эти соглашения позволяют предприятиям самим определять наилучшие пути энергосбережения и приводят к экологическим выгодам. Выполнение целей, указанных в соглашениях, снижает ставку налога на изменение климата для данных предприятийна 80%.

На углеродном рынке страны созданы 44 отраслевых ассоциации в «зонтичных» соглашениях, с участием 6000 компаний. Участники могут купить разрешения на выбросы для выполнения обязательств или продать их, если цели «перевыполнены»10.

В первый год произошло снижение выбросов на 4,64 млн. т СО2 прямыми участниками, это больше, чем требовалось на весь 5-летний период действия схемы. 22 из 34 прямых участников перевыполнили свои цели и аккумулировали для банкинга или продажи разрешений на 4,1 млн. т CO2. Остальные 12 участников превысили цели ограничения выбросов и купили разрешения для покрытия дефицита.

Действующие системы торговли квотами реализовали схему торговли для покупки (743 участника) или получения разрешений за перевыполнение целей (123 участника). В первый год осуществлена 2001 операция по передаче разрешений на выбросы, всего передано 7 216 105 разрешений.

Европейский союз начал разработку и активное публичное обсуждение системы внутренней торговли квотами с 2000 года. В 2003 г. Европейская комиссия, основываясь на положениях Рамочной конвенции ООН об изменении климата Киотского протокола и Марракешских соглашений, приняла директиву об организации системы торговли квотами на выбросы ПГ. На основании системы для многих предприятий, зарегистрированных в странах Евросоюза, с 2005 г. устанавливаются квоты на выбросы парниковых газов и начинает функционировать внутренний европейский рынок торговли квотами.

Согласно этой директиве предприятия должны проводить ежегодную инвентаризацию выбросов ПГ и представлять отчеты о выбросах ПГ. В случае, если выбросы превышают квоту, предприятия обязаны уплатить штраф либо предъявить документ установленного образца о том, что они участвовали в качестве инвесторов в реализации проектов по сокращению выбросов ПГ в других странах-участницах Киотского протокола за пределами Евросоюза. Это участие дает право на определенную часть сокращенных выбросов. Кроме того, предприятия могут свободно продавать и покупать неиспользованные квоты на выбросы ПГ у других предприятий в пределах Евросоюза, а также накапливать такие квоты и переносить их на последующие периоды.

В схеме торговли квотами ЕС участвуют все крупные стационарные источники выбросов (46% от общего объема выбросов CO2 в странах ЕС), в том числе производители тепло- и электроэнергии, нефтеперерабатывающие предприятия металлургическая целлюлозно-бумажная промышленность. Мелкие производители исключаются путем установления пороговых значений (мощность не менее 20 МВт).

Методы распределения квот внутри стран ЕС оставлены на усмотрение национальных правительств, но планы должны быть предварительно одобрены Европейской комиссией. Предполагается, что 90% квот будут выделены бесплатно, тогда как оставшиеся 10% могут быть выставлены на аукцион. Бесплатное распределение квот, вероятно, будет производиться на основе сложившегося уровня выбросов отдельных компаний. Торговля квотами в рамках европейской Директивы в настоящий момент рассматривается в Европе в первую очередь как внутренний механизм выполнения обязательств Европейского союза по сокращению выбросов. Связь схемы с международным рынком будет определена последующими законодательными документами.

Несмотря на то, что многие элементы европейского рынка углеродных квот пока не до конца определены, включая правила торговли с третьими сторонами в рамках механизмов гибкости Киотского протокола, правительства и компании европейских стран активно включают углеродную составляющую в процессы принятия своих инвестиционных решений. В настоящее время обсуждается один из важнейших вопросов - участие российских пред-приятий на европейском углеродном рынке.

Проекты совместного осуществления

Одним из механизмов гибкости Киотского протокола является реализация проектов совместного осуществления (ПСО) между странами. Это означает следующее: если две страны (или предприятия, зарегистрированные в этих двух странах), взявшие на себя обязательства по ограничению выбросов в рамках Киотского протокола, реализуют совместный проект по снижению выбросов или увеличению поглощения парниковых газов, регистрируют его в Секретариате РКИК и проходят все необходимые процедуры проверки (верификации) полученных результатов, то сокращенные выбросы могут быть переданы от одной стороны к другой. Например, японская компания инвестирует средства или передает свои технологии российской компании с целью снижения выбросов углекислого газа, а в обмен получает единицы сокращенных выбросов.

По сути дела, переуступка прав на выброс парниковых газов в рамках механизма ПСО и торговли углеродными квотами ничем не отличаются. Страна, получившая единицы сокращенных выбросов или единицы установленных количеств выбросов (часть национальной квоты) от другой страны, сможет дополнительно выбрасывать соответствующий объем парниковых газов на своей территории, а страна, передавшая такие единицы, - меньше.

Наиболее привлекательной чертой ПСО является возможность направлять инвестиции на снижение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов целевым образом. Утечка инвестиционных ресурсов в этом случае минимальна, а результат тщательно отслеживается и контролируется. На этапе подготовки, регистрации и верификации ПСО подробно анализируются финансовые, технические, экономические и политические риски, связанные с их реализацией, что позволяет заранее отсеять неперспективные проекты. Если проект все же не будет успешен (например, выбросы не будут снижены), никакой передачи единиц сокращенных выбросов не произойдет.

Именно целевой характер ПСО привлекает углеродных инвесторов. К тому же многие из них очень заинтересованы в продвижении своих технологий, а значит, широкомасштабная реализация ПСО позволит им увеличить свою долю на мировом рынке. Учитывая долгосрочный характер многих инвестиционных проектов в энергетике и промышленности (например, новый котлоагрегат на котельной или ТЭЦ будет действовать десятки лет), участие в ПСО обещает немалые выгоды для предприятий, поставляющих технологичное и эффективное оборудование11.

Безусловным преимуществом ПСО является наличие прямого доступа в систему торговли квотами Евросоюза. Как говорилось в предыдущей главе, если сейчас российская компания получит от государства российские квоты, то с ними нельзя будет сразу выйти на рынок ЕС. Нужно будет сначала выполнить ПСО, затем конвертировать ЕУК в единицы ЕСВ (единицы сокращения выбросов ПСО) и только потом продать их на европейском рынке.

Информация о работе Киотский протокол как механизм, влияющий на международные отношения в рамках мировой экологии