Киотский протокол как механизм, влияющий на международные отношения в рамках мировой экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема охраны окружающей среды в современных международных отношениях в последние десятилетия набирает все больший вес не только в политике, но и в экономике и других социальных науках. Экологическим проблемам в современных условиях начинают уделять внимание не только государственные органы власти и общественные организации, но и коммерческие компании, особенно международного формата.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 5
1.1. Киотский протокол как механизм, влияющий на международные отношения в рамках мировой экологии 14
ГЛАВА II. КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ КАК АКТИВАТОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 18
ГЛАВА III. НАРУШЕНИЯ В ПРИНЯТИИ ВТОРОГО ПЕРИОДА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КИОТСКОМУ ПРОТОКОЛУ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.44 Кб (Скачать файл)

После принятия обязательств в Киото внутри Европейского союза было проведено перераспределение обязательств: так, Германия и Великобритания снизят выбросы на 15 и более процентов, Франция и Финляндия имеют обязательства аналогичные российским, а Португалии, Греции и Ирландии разрешено увеличить выбросы.

В РКИК учет выбросов принято называть разработкой кадастра выбросов и стоков. Однако часто используется понятие инвентаризация (прямой перевод с английского). Также, когда говорят о выбросах, имеют в виду учет и поглощение СО2 наземными экосистемами. В тех концентрациях, которые наблюдаются в атмосфере, парниковые газы не оказывают прямого вредного влияния на здоровье человека. Поэтому контроль ведется не за концентрацией газа около предприятия, а за абсолютным значением выброса в течение длительного времени, обычно за год. Не имеет значения, был ли это залповый выброс или постепенная эмиссия. Выброс за год - это вклад источника выбросов в глобальный парниковый эффект. Именно глобальный, так как парниковые газы долго находятся в атмосфере, хорошо там перемешиваются. Ни глобальный, ни региональный эффект не зависит от места выброса4.

Большое значение имеет кумулятивное действие всех парниковых газов, то есть суммарный парниковый эффект, вызванный тем или иным источником. Поэтому данные инвентаризации выражаются в единицах СО2-эквивалента, а результирующее действие всех выбрасываемых газов получается как взвешенная сумма выбросов отдельных газов с весами, отражающими их парниковый эффект. За единицу принят эффект от СО2. Выбросы остальных газов умножаются на определенные коэффициенты глобального потепления (ПГП). При этом РКИК рассматривает ПГП с так называемым 100-летним горизонтом осреднения. Это означает, что сравниваются эффекты от выбросов 1 т того или иного вещества за 100 лет. Для метана ПГП равен 21, для закиси азота - 310, для SF6- 23 900. Это означает, что выброс 1 т метана эквивалентен выбросу 21 т СО2 (МГЭИК, 2001).

Список парниковых газов, подлежащих инвентаризации в рамках РКИК включает: двуокись углерода (CO2) и метан (CH4), закись азота (N2O), перфторуглероды (ПФУ), гидрофторуглероды (ГФУ) и гексафторид серы (SF6). По мере синтеза и использования новых ГФУ и ПФУ список будет дополняться. Водяной пар - самый распространенный парниковый газ - исключен из данного рассмотрения, так как нет данных о росте его концентрации в атмосфере (то есть связанная с ним опасность не просматривается). Озоноразрушающие вещества (хлорфторуглероды, HCFC-22, галогены, метилхлороформ, тетрахлорид углерода), которые также дают небольшой парниковый эффект, здесь не рассматриваются, поскольку они подлежат учету и запрещены к использованию в связи с выполнением странами обязательств по Монреальскому протоколу5.

Имеется четко определенный список категорий источников, которые мировое сообщество в рамках РКИК договорилось считать антропогенными. Для ряда источников это весьма условное деление, особенно в сельском хозяйстве. С источниками вэнергетике, промышленности и транспорте проблем «антропогенности» не возникает, они все подлежат инвентаризации. Их можно подразделить на следующие категории: стационарные установки по сжиганию топлива (сжигание ископаемого топлива в котлах, печах, турбинах и пр.), мобильные установки по сжиганию топлива (автомобили, грузовики, локомотивы, самолеты, суда и т. п.). Выбросы от технологических процессов включают физико-химические процессы, при которых выделяется СО2 или другие газы, например при обжиге извести, производстве цемента, азотной кислоты, выплавке алюминия и т. п. Утечки парниковых газов подразумевают технологические или случайные утечки на стыках труб, форсунках, задвижках. Утечки метана происходят при хранении угля, очистке сточных вод, из угольных шахт и карьеров, при переработке природного газаРКИК имеет ряд особенностей в вопросе принадлежности выбросов ПГ, которые должны быть отмечены особо. Выбросы от производства электроэнергии целиком принадлежат тому, кто ее выработал (и продал). Таким образом, экономия электроэнергии является снижением выброса парниковых газов, только если электростанция тоже включена в проект или программу снижения выбросов и на станции реально наблюдается снижение.

Выбросы, связанные с бункерным топливом, которое продано судам и самолетам, являющимся международными транспортными средствами, докладываются отдельно и не включаются в национальные выбросы. Выбросы, связанные с утилизацией и переработкой отходов, принадлежат не предприятиям, производящим отходы, а организациям, занимающимся эксплуатацией свалок и очистных сооружений.

Выбросы от сжигания или разложения древесины и продуктов из нее, равно как и сельскохозяйственных отходов (соломы и т. п.), предполагаются там, где древесина была заготовлена и с учетом года заготовки. Из этого вытекает очень важное следствие: использование продуктов или отходов древесины в качестве топлива не является выбросом. Подразумевается, что вывоз древесины из леса уже учтен как выброс при подсчете общего баланса СО2 в лесах (поглощение минус выброс)6.

 

    1. Киотский протокол как механизм, влияющий на международные отношения в рамках мировой экологии

 

Киотский протокол - это первый шаг на пути снижения воздействия человека на климат путем уменьшения индустриальной эмиссии углекислого газа, в первую очередь теми странами, которые внесли и продолжают вносить наибольший вклад в дестабилизацию климата. Этот документ не учитывает всю антропогенную эмиссию углекислого газа, особенно эмиссию за счет уничтожения биомассы (землепользования), которая не меньше индустриальной эмиссии. Он не учитывает также в должной мере сток углекислого газа в естественные экосистемы стран, где такие экосистемы сохранились в значительном объеме. Не учитывает Протокол также биологический насос океана, как механизм стока антропогенной эмиссии. Остается неопределенной величина вклада антропогенной эмиссии в наблюдаемую величину потепления. Ненадежны модельные подходы к сценариям дальнейшего потепления. Тем не менее - это шаг в правильном направлении, который следует поддержать, так как два надежно наблюдаемых факта - потепление, подтверждаемое не только ростом температуры, но и другими изменениями окружающей среды, и очень быстрый рост концентрации углекислого газа и других парниковых газов подтверждают антропогенный вклад в потепление. Этот шаг полностью соответствует основному принципу принятия решений в области экологии и здоровья людей в условиях неопределенности - не навреди.

Необходимо рассматривать Киотский протокол с сугубо прагматических позиций. Как правило, все международные соглашения не имеют под собой научной основы. Наука дает только толчок к началу диалога по той или иной проблеме, а само соглашение представляет собой сбалансированный документ, который учитывает интересы, участвующих в нем сторон.

Каждое государство имеет также свою долю стока углерода в Мировой океан. Эта доля, очевидно, равна доли каждой страны в глобальной индустриальной эмиссии углерода.

Киотский протокол - чрезвычайно важный международный документ. Его нельзя рассматривать только с точки зрения экономической, экологической или политической выгоды. Прежде всего он основан на соблюдении принципа справедливости,этических принципах.

Главная задача Киотского протокола на данном этапе состоит, прежде всего, в том, чтобы продемонстрировать возможность эффективного контроля за антропогенными выбросами парниковых газов, отработать механизмы такого контроля на национальном и международном уровнях, создать предпосылки для вовлечения в этот процесс возможно большего числа стран и возможно большего числа источников выбросов во всем мире.

У Киотского протокола, если его понимать широко, как подход к решению глобальных экологических проблем, огромный потенциал. Но чтобы этот потенциал реализовать, нужно время. Только по мере развития Киотского процесса, в частности, по мере того, как в ходе консультаций и переговоров будут обретать реальные контуры обязательства стран, можно будет по-настоящему судить об эффективности Киотского протокола, о его пригодности для решения задач в сфере глобального климата и вообще в сфере глобальной экологии.

Такие крупные страны, как США, Австралия, Индия, Китай, отказались подписать Киотский протокол. Значит, они не видят в этом смысла?

На самом деле, Индия и Китай в 2002 г. признали (акцептовали) Киотский протокол решением своих законодательных органов и с тех пор являются его полноправными участниками. Что касается США и Австралии, то они сначала подписали Киотский протокол, а затем, в 2001 г., заявили о своем отказе его ратифицировать. Но и в Австралии, и в США предпринимаются весьма энергичные меры по ограничению выбросов парниковых газов. В Австралии принята соответствующая национальная программа и создан Наблюдательный совет из представителей заинтересованных министерств и ведомств. В США уже в половине штатов действуют программы по ограничению выбросов, в Чикаго создана первая в мире биржа для торговли выбросами, сенаторы МакКейн и Либерман внесли в Конгресс проект закона о торговле выбросами. Таким образом, приостановив формально свое участие в Киотском протоколе, США и Австралия остались в рамках киотского процесса.

Реализация программ по ограничению выбросов во многом изменит общий климат в экономике. Возросшие издержки компаний и обострение конкуренции на рынке вызовут сдвиг спроса в пользу климатически благоприятных товаров и проектов. Товары и проекты, характеризующиеся большими выбросами парниковых газов, будут постепенно вытесняться с рынка. Бизнес должен будет стать климатически ответственным. От компаний потребуют наличия сертифицированной системы управления выбросами парниковых газов, отвечающей международным стандартам. Такой стандарт в настоящее время разрабатывает Всемирная организация по стандартизации. А корпоративный стандарт учета выбросов, предложенный Всемирным бизнес-советом по устойчивому развитию, принят во многих странах в качестве национального стандарта.

Ведущие мировые компании, такие как BritishPetroleum, ShellInternational, Entergy, DuPont, Pechiney, Alcan и др., уже осознали эти новые рыночные реалии и предпринимают активные действия, чтобы им соответствовать. Некоторые из них (как, например, BritishPetroleum) не только ввели на своих предприятиях систему контроля за выбросами парниковых газов, но и организовали внутреннюю торговлю выбросами между своими предприятиями в целях минимизации затрат на их сокращение7.

 

ГЛАВА II. Киотский протокол как активатор международной кооперации в сфере защиты окружающей среды

 

Пилотный этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата. Собственно климатический эффект от первой фазы Киотского протокола (2008- 2012 гг.) не велик, но важно начать практическую деятельность и запустить механизмы международной кооперации.

Первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночных механизмах регулирования, - отладка механизма международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Международная поддержка национальных мер встранах, готовых к осуществлению значительных шагов по снижению выбросов парниковых газов, развитию возобновляемой энергетики, выполнению экологических проектов по адаптации экосистем к меняющемуся климату.

Сигнал для мировой экономики и бизнеса - из двух зол надо выбирать меньшее: чтобы предотвратить катастрофические изменения климата, придется заранее позаботиться о снижении выбросов парниковых газов.

Торговля квотами на выбросы

Возможности применения рыночных механизмов для решения природоохранных задач исследуются уже более 20 лет. Согласно экономической теории, механизмы, основанные на создании рыночных стимулов для снижения загрязнения окружающей среды, во многих случаях оказываются гораздо более эффективными, чем традиционные подходы (например, нормирование выбросов, платежи за загрязнение).

Одним из наиболее перспективных рыночных подходов к охране окружающей среды является механизм ограничения суммарных выбросов и торговли квотами.

«Передовики» инвестируют в новые установки и компенсируют часть затрат за счет продажи квот, «отстающие» покупают квоты и откладывают модернизацию до наиболее удобного момента.

Каждый источник выбросов, расположенный на определенной территории и подпадающий под требования снижения загрязнения, получает определенное количество квот (равное, например, его текущим выбросам) и возможность покупать и продавать квоты на рынке. В конце отчетного периода он должен иметь достаточное количество квот для покрытия своего реального выброса за установленный период. В противном случае источнику выбросов грозит внушительный штраф.

Рынки квот на выбросы уже перестали быть достоянием лишь экономической теории. «Пионерами» в практическом использовании механизма торговли квотами на выбросы в мире стали США. Начиная с 1970-х годов в США разрабатывались и внедрялись системы торговли квотами на загрязнения для решения различных экологических проблем: отказа от применения свинцовых присадок в бензине, сокращения выбросов двуокиси серы (SO2) для предотвращения кислотных дождей, снижения загрязнения воздуха оксидами азота и серы, регулирования производства хлорфторуглеродов и т. д.

Одна из наиболее эффективных рыночных программ в США - федеральная программа «Кислотные дожди», принятая в 1990 г. с целью радикального сокращения выбросов SO2 в стране. Ученые доказали, что эти выбросы влияют на образование кислотных дождей, выпадающих в различных штатах и угрожающих здоровью людей, экосистемам, сельскому хозяйству и т. д. В соответствии с этой программой каждый источник (всего их свыше 2000, в основном это электростанции) получает определенноеколичество квот на выбросы. Эти квоты могут свободно покупаться и продаваться на рынке. Общее количество квот ограничено, а разрешенный объем выбросов для каждого предприятия планомерно снижается до достижения уровня, установленного в качестве генеральной цели программы.

Как правило, квоты используются предприятиями для покрытия реальных выбросов. В случае превышения фактических выбросов над количеством имеющихся у предприятия квот оно должно купить недостающие квоты у другого предприятия или просто на рынке. В противном случае вступают в силу штрафные санкции (ставка штрафа значительно превышает цену квот) и даже уголовная ответственность за невыполнение природоохранного законодательства8.

Ограничения и возможности механизма торговли квотами

При всех положительных сторонах торговли правами на выбросы существуют и некоторые ограничения для ее применения. Эти ограничения прежде всего обусловлены закономерностями распределения выбросов в окружающей среде. В случае, когда выбросы из различных источников попадают в «общий котел», равномерно перемешиваются, и неважно, в каком месте сократили или увеличили выбросы, система торговли квотами может быть эффективной.

Информация о работе Киотский протокол как механизм, влияющий на международные отношения в рамках мировой экологии