Конфликтная ситуация в Иране: причины, развитие, возможности урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в комплексном рассмотрении конфликтной ситуация в Иране (причины, развитие, возможности урегулирования).
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Предыстория и развитие конфликта;
2. Внешняя политика Ирана и позиция США;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Предконфликтная ситуация и эскалация конфликта…………………….……6
1.1. Предыстория и развитие конфликта………………………………………...6
1.2. Внешняя политика Ирана и позиция США………………………………....8
2.Пути урегулирование конфликта …………………….…………………………15
2.1. Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США...15
2.2.Разрешение иранского кризиса военным и мирным путем………………..21
Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемых источников литературы ….……………………………...37

Файлы: 1 файл

ИРАН2.docx

— 103.44 Кб (Скачать файл)

1. Конфликт  интересов между Турцией и  Ираном проявляется в региональном  соперничестве на Кавказе, в  Центральной Азии и в Каспийском  регионе9:

На Кавказе. Активная интеграция Турции с Азербайджаном  представляет значительную внутри- и  внешнеполитическую угрозу для Ирана (этнические азербайджанцы составляют порядка 30% населения Ирана). Кроме  этого, существенное сближение позиций  Турции и Грузии и ослабление позиций  России в Грузии углубляет тенденцию  по изоляции Ирана, так как без  участия Грузии невозможно осуществить  коммуникационные проекты «Юг – Север» и «Юг – Север – Запад», в которых заинтересован Иран.

В Центральной  Азии. Распространение экономического влияния Турции на регион закладывает  предпосылки к формированию приоритетных взаимоотношений со странами Центральноазиатского региона (ЦАР), что вызывает обеспокоенность  со стороны Тегерана. Но даже при этом на сегодня Иран не претендует на широкое распространение своего влияния на этот регион, по причине его геополитические амбиции сосредоточены пока исключительно на создании собственного жизненного пространства. Дополнительно Иран не намерен посягать на геополитические интересы России в Центральной Азии (ЦА). Хотя в перспективе Иран рассматривает Центральную Азию, в особенности ираноязычную ее часть, как составную будущего «иранского политического пространства».

Что касается Каспийского региона, Турция является основным конкурентом Ирана (не считая Россию) в развитии транспортно-энергетических нефтепроводов в регионе (нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан), которым оказывают поддержку США в ущерб экономическим интересам стран региона и компаниям, ведущим разработку нефтяных месторождений на шельфе Каспия, так как иранский маршрут трубопровода представляется наиболее рентабельным и перспективным.10

2. Конфронтация  в рамках «исламского поля» – недовольство со стороны Ирана политикой интеграции Турции с Израилем, несмотря на складывающуюся тенденцию к охлаждению во взаимоотношениях. Тегеран обвиняет Стамбул в «измене» исламским принципам.

На сегодня для США складывается не совсем благоприятная внешнеполитическая конъюнктура для  провокаций военного конфликта с Ираном. Данная тенденция определяется современным развитием международной обстановки, обусловливаемой следующими факторами:

1. Не  завершен иракский кризис. По причине этого США пока не в силах вовлекаться в еще один долгосрочный военный конфликт. В ближайшей перспективе иракский вопрос будет являться определенным индикатором того, как будут развиваться американо-иранские отношения.

2. Усложнены  и углублены противоречия в  трансатлантических отношениях  по принципам регулирования миропорядком  в целом и по вопросу применения  военной силы. Так, Франция, Германия  и Великобритания выступают за  решение иранской проблемы через  диалог с Тегераном. Расхождения  в подходах по урегулированию  иранской проблемы между США  и ЕС значительно ослабляют  позицию Вашингтона в отношении  Ирана. Без однозначной дипломатической  поддержки своих европейских  партнеров Вашингтону будет достаточно  сложно создать сильную антииранскую  коалицию. Позитивная позиция европейских  союзников особенно важна, чтобы  не допустить раскола НАТО, с  тем чтобы использовать потенциал  данной организации в качестве  геополитического инструмента на  Среднем Востоке11.

Следовательно, в ближайшей перспективе политика республиканской администрации  будет выжидательной и направлена на улучшение сложившегося «статус-кво» в свою пользу. США не препятствуют попыткам ЕС решить иранский вопрос мирным путем. В случае ее провала, европейская линия будет скомпрометирована. Это станет обоснованием для применения Соединенными Штатами жесткого варианта. В настоящее время Соединенным Штатам требуется время для реализации ряда дипломатических тактических действий против Тегерана с целью создания в лице Ирана «образа врага» для международного сообщества. Дополнительно США попытаются использовать данный период для подготовки почвы с целью передачи иранского досье в Совет Безопасности ООН.

Данные  тенденции в глобальной стратегии США протекают параллельно активизации политики Ирана по налаживанию международных контактов и сотрудничества с крупными международными политическими акторами в рамках обеспечения национальной безопасности от США.

Глобальная  стратегия США в области безопасности предполагает трансформировать Иран в  страну-сателлит, нейтрализовав его  возможность стать региональной державой в противовес американским геостратегическим и геополитическим  интересам.12 С геополитической точки зрения Иран это связующие звено между Ближним и Средним Востоком, Средней Азией и Индокитаем, Дальним Востоком, обеспечивающие связь Европы с Азией. С геоэкономической точки зрения Иран обладает колоссальным нефтяным потенциалом, имеет широкие транзитные возможности, а также располагает значительными и дешевыми трудовыми ресурсами.

Недовольство США Ираном определяется по следующим пунктам:

1. Сохранение  заметных фундаменталистских элементов  во внутреннем устройстве. В период  правления экс-президента Ирана  Мохаммеда Хатами, который принадлежал  к блоку реформаторов, консервативные  клерикальные круги в лице  духовного лидера аятоллы Али  Хаменей де-факто сохраняли контроль  над страной. Однако реформаторский  настрой экс-президента относительно либерализовал политическое поле в Иране. Сегодня же, после прошедших в стране в июне 2005 года президентских выборов, на которых победил политик консервативного толка (бывший мэр Тегерана Махмуд Ахмадинеджад), власть в Иране закрепила позиции духовенства.

2. Стремление  Ирана к региональному лидерству  и ограничению присутствия в  регионе глобальных игроков.

3. Поддержка  международных террористических  организаций «Хамас», «Хезболла» и военизированных шиитских группировок на территории Ирака.

4. Развитие  ядерной программы. По данным  американских разведслужб, Иран  способен создать ОМУ в ближайший  год в случае отсутствия сопротивления  со стороны мирового сообщества. Разработка же Ираном ракетных  и ядерных технологий в комплексе  вызывает еще большую озабоченность,  чем если бы эти разработки  велись раздельно. Речь идет  о модифицированном прототипе ракеты типа «Шехаб-3» – «Шехаб-4», созданных на базе северокорейской ракеты «Нодон», которая, как предполагается, при полете на высоте 250 км способна достигать территории Египта, Израиля, практически всей территории Южного Кавказа, Турции и Пакистана, всей Центральной Азии, западных регионов Индии и Китая, всех стран Персидского залива. В результате в радиусе действия этой ракеты оказываются Суэцкий канал, Черноморские проливы, нефтяные промыслы и важнейшие коммуникации в Персидском заливе и в Каспийском бассейне, практически все военные базы США и Великобритании в Восточном Средиземноморье, в Турции13.

5. Тесное  сотрудничество Ирана с Россией  и Китаем, а также рядом европейских государств в рамках «критического диалога» с ИРИ (германские и французские компании и банки сохраняют лидирующие позиции в иранском нефтегазовом комплексе). Это заставляет США критически подходить к решению иранской проблемы, так как, проводя политику изоляционизма и отказываясь от всякого сотрудничества с иранской стороной, США не имеют доступа к иранскому рынку, где укрепляются позиции других политических акторов. На сегодня они имеют несомненные преимущества в формировании своих отношений с иранской стороной. Данный факт противоречит стратегическим интересам США, направленным на контроль иранского рынка (он составляет не менее 40 млрд долларов, с учетом возможных экономических и технологических потребностей Ирана)14, который представляет благодатную почву для развития бизнеса.

 
2.Пути урегулирования конфликта

 

2.1 Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США

 

Сохранение  дипломатического противостояния между  Ираном и США представляется наиболее реалистичным вариантом развития событий  в краткосрочной перспективе (год-два  года).

В рамках данной политики дипломатия США будет  нацелена на ослабление позиций клерикально-консервативных кругов Ирана15.

На начальном  этапе осуществления данного  варианта предполагается определенная консервация текущей обстановки в американо-иранских отношениях, при  которой Иран проявляет одностороннее  желание к прямому сотрудничеству. В этом контексте со стороны США  предполагается оказание определенного  давления на Тегеран, а также «работа» с международным сообществом с целью его склонения к американскому виденью разрешения иранской проблемы.

Предположительно  официальные и неофициальные  меры Вашингтона, направленные на ослабление позиций консервативно-клерикальных кругов в Иране, будут сводиться  к следующему:

1. Поддержка  со стороны США всех антиправительственных  сил на территории Ирана: Иранский  Совет Национального Сопротивления  (оплот радикальной иранской оппозиции), Движение Национального Возрождения  Южного Азербайджана (ДНВЮА), чья  деятельность частично переплетается  с экстремистскими тенденциями.  Кроме этого, предполагается актуализировать  использование потенциала иранских  диаспор, с которыми налажены  контакты. Ряд политиков и аналитиков  из их числа представляются  США как возможные претенденты  на роль проамериканских политиков  в Иране.

2. Вовлечение  иранской молодежи (она составляет 60% населения Ирана) в более  активное участие в реформистском  и либеральном движении, набирающем  обороты в Иране.

3. Установление  американскими спецслужбами, исследовательскими  учреждениями, общественными фондами,  нефтяными и иными американскими  компаниями регулярных связей  и контактов с иранскими политиками, деятелями иранских СМИ и другие. Возможно установление контактов  с военными кругами Ирана (предположение). Данные действия будут нацелены  на создание конъюнктурного дисбаланса  на внутриполитическом поле Ирана.

4. Проведение  более развернутой кампании шпионажа. Программа ЦРУ предполагает вдвое  увеличить количество собственных  разведчиков-шпионов, внедряемых в страны, причисленные к «оси зла»16.

На международной  арене политика США, вероятнее всего, будет выстраиваться в следующем  ракурсе:

1. Направление  политики США на урегулирование  взаимоотношений с европейскими  союзниками, что позволит республиканской  администрации легче манипулировать  международным общественным сознанием  по иранской проблематике. Кроме  этого, несмотря на возникшие  противоречия между сторонами в ЦАР, Вашингтон попытается проводить гибкую политику по отношению к крупным международным акторам (Россия, Китай), влияющим на иранский вопрос.17

2. Давление США на «европейскую тройку» с тем, чтобы в ирано-европейское Соглашение обязательно был включен пункт, в соответствии с которым против Тегерана автоматически будут введены международные санкции, если им будут нарушены обязательства, проистекающие из этого Соглашения. Учитывая, что в Совбезе данное решение может быть заблокировано Россией и Китаем, в Соглашение может быть включен другой механизм введения санкций: через ЕС, «большую восьмерку» и так далее.

3. Возможно, из американских разведывательных  структур будет периодически  поступать информация с новыми  данными об иранских ядерных  разработках, тем самым нагнетая  дипломатическое давление на  эту страну. Не исключена преднамеренная  утечка информации о планируемых  военных планах Пентагона относительно  иранского государства, преследующих  такую же цель.

4. Вашингтон  предпримет попытки задействовать  круг международных акторов –  ООН, МАГАТЭ, МВФ для оказания  давления на Иран. При этом  Белый дом будет сконцентрирован  на постоянном давлении на  указанные международные институты,  в особенности на ООН, с тем,  чтобы их давление на Исламскую  Республику усиливалось и было  жестче.

5. Наращивание  и демонстрация со стороны  США военного потенциала в  регионе. Есть основания полагать, что будут проведены очередные  военные учения в водах Персидского  залива, а также не исключено,  что Соединенными Штатами будет  развернут ряд новых программ  по военно-политическому сотрудничеству  США со странами региона18.

Как показывает анализ, основные, «невоенные», итоги своего дипломатического противостояния с Ираном американская сторона видит в развитии ситуации по схеме применения блокады Ирана, которая может быть частичной или же полной. Ее воплощение возможно в случае передачи иранского досье в Совбез ООН. Многое будет зависеть от позиций России и Китая, обладающих правом «вето».

Информация о работе Конфликтная ситуация в Иране: причины, развитие, возможности урегулирования