Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:00, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в комплексном рассмотрении конфликтной ситуация в Иране (причины, развитие, возможности урегулирования).
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Предыстория и развитие конфликта;
2. Внешняя политика Ирана и позиция США;
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Предконфликтная ситуация и эскалация конфликта…………………….……6
1.1. Предыстория и развитие конфликта………………………………………...6
1.2. Внешняя политика Ирана и позиция США………………………………....8
2.Пути урегулирование конфликта …………………….…………………………15
2.1. Сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США...15
2.2.Разрешение иранского кризиса военным и мирным путем………………..21
Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемых источников литературы ….……………………………...37
С учетом вероятности реализации сценария военного вторжения и оккупации Ирана Совет Национальной Безопасности США еще в 2003 году приступил к подготовке плана масштабной силовой акции против ИРИ.30
Военный план вторжения США в Иран, как представляется, будет иметь следующие основные контуры и реализован в три этапа.
На первом этапе предполагается нанесение массированного удара по военным базам и местам концентрации элитных иранских подразделений «Корпус стражей исламской революции» (КСИР).
Второй
этап включает в себя нанесение ракетно-бомбовых
ударов по предполагаемым иранским ядерным
объектам и военным предприятиям.
Данный этап представляется наиболее
сложным, так как на территории Ирана
имеется порядка 350 известных и
неизвестных ядерных объектов. При
этом нет точных данных по поводу того,
какие из ядерных объектов наиболее
важны и какие из них активны.
Места дислокации ядерных объектов
тщательно спрятаны под землей. В
большинстве случаев они
На третьем
этапе планируется начать оккупацию
Ирана сухопутными войсками. Наиболее
вероятным государством основного
базирования войск США в ходе
операции против Ирана является Ирак.
Несмотря на все сложности, которые
на сегодня армия США испытывает
в Ираке, некоторые западные эксперты
отмечают, что тенденция американского
правления по наращиванию военного
контингента в этой стране связана
с желанием США сосредоточить
здесь больше войск с целью
осуществления в перспективе
интервенции в Иран. Однако сложность
заключается в том, что большую
часть населения Ирака
В целом война в Иране может иметь следующие глобальные последствия как для США, так и для мирового сообщества32:
- Наступление
геополитического и
- Усугубление противопоставления исламского мира западному.
- Формирование
глубоких предпосылок к
- Окончательное
падение роли ООН и других
международных организаций в
разрешении подобных
- Создание
реальной опасности для
- Усугубление
арабо-израильского конфликта
- Дестабилизация
мирового нефтяного рынка и
значительное повышение
Помимо
энергетического хаоса, в Персидском
заливе удар по Ирану прямым образом
скажется и на обстановке в Каспийском
регионе и может нанести урон
американским компаниям и региональным
транспортным коммуникациям, что не
отвечает интересам США. В данной
ситуации могут пострадать практически
все прикаспийские государства,
в том числе и Казахстан. При
учете того, что в энергосекторе
Казахстана и Азербайджана американские
инвестиции присутствуют в большей
степени, нельзя исключать вероятности
того, что американские компании, действующие
в прикаспийской зоне этих стран,
могут стать (в большей степени
территория Азербайджана) военной целью
иранской стороны. Вероятны удары со
стороны Ирана по территории Турции,
где расположены крупные
В поствоенном Иране в случае смены режима США столкнутся с необходимостью решения ряда сложнейших задач, подобных тем, с которыми США пришлось столкнуться в поствоенном Ираке:
- Урегулирование
социально-политической
- Решение
проблемы террористических
- Для
иранского народа будет
Самым опасным вариантом развития ситуации может стать фактическое разделение Ирана на два или более государств34. Гипотетически данный вариант развития ситуации выгоден Израилю, Турции и Азербайджану. В турецких политических кругах преобладает желание создать в северо-западных провинциях Ирана независимое, подконтрольное ей секулярное государство. Азербайджан не стремится афишировать свое негласное желание присоединить часть района иранского Азербайджана к своей территории, тем не менее способствует развитию деструктивных элементов в этом районе. Израилю как основному оппоненту Ирана в регионе со всех сторон выгодно стремление к созданию нежизнеспособного иранского государства. Однако эти страны не способны достичь своих целей без поддержки США, которые все же не являются сторонниками территориального расчленения Ирана в связи с опасностью непредсказуемых последствий:
1. Обрушение
иранской этнополитической
2. Появление
реальной опасности
3. Распространение
конфликта в соседние регионы
и страны. При этом существует
угроза создания радикально-
В данном контексте для Вашингтона наиболее выгодным является построение в поствоенном Иране сильного проамериканского режима с целью скорейшей стабилизации ситуации в стране.
В целом сторонники дипломатического пути урегулирования иранского вопроса указывают на целый ряд факторов, апеллирующих к диалогу с Тегераном:
1. Исламская
Республика Иран представляет
собой внутренне сплоченное
2. На
современном этапе в Иране
происходят постепенные
3. Иран
заинтересован в экономических
связях с США, так как опыт
развития в условиях эмбарго
и санкций со стороны
4. В долгосрочной
перспективе переориентация
5. Развитие
американо-иранского
1) В Ираке,
помимо трудностей, связанных с
охраной общей границы с
При возможности
американо-иранского
2) В Афганистане
представители бывшего
6. Верховный
лидер аятолла Али Хаменей,
часто принимающий сторону
7. Европейская «тройка лидеров» в переговорном процессе с Ираном достигла значительных результатов. В сотрудничестве с МАГАТЭ европейские страны настроены на более объективное и конструктивное урегулирование иранской проблемы, не ограничивая ее разрешение определенными жесткими сроками. Со своей стороны Иран не заинтересован идти на какие-то серьезные обострения отношений с международным сообществом, следовательно, руководство республики будет стремиться соблюдать свои обязательства по договоренности с «европейской тройкой»38.
Заслуживает
внимания новая точка зрения так
называемых экспертов-прагматиков, склоняющихся
к альтернативному мнению, что
максимум того, к чему должно стремиться
мировое сообщество, – это отсрочка
момента приобретения Тегераном
ядерного статуса. ОМУ рассматривается
Ираном как средство сдерживания
в условиях неравных экономических
возможностей, не позволяющих Тегерану
успешно вести гонку вооружений
в региональном разрезе с Турцией,
Саудовской Аравией, Пакистаном и Израилем.
Причем ряд из этих государств являются
ядерными державами, представляющими
опасность для Ирана. Кроме этого,
существует реальная вероятность нанесения
превентивных ударов по территории Ирана
со стороны Америки без санкций
СБ ООН. В случае отказа Тегерана от
разработки ядерного оружия – это
может привести к его полной незащищенности,
так как развитие военно-технических
сил Ирана глубоко разнится с
военной мощью Америки и
В то же
время создание Тегераном ядерного
оружия – дело времени, больше половины
основного пути в данном направлении
Тегераном уже пройдено. В случае
консервации собственной
Информация о работе Конфликтная ситуация в Иране: причины, развитие, возможности урегулирования