Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.
С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Содержание работы

1. Сущность, предпосылки, цели и эффекты интеграции
2. Теории международной экономической интеграции
3. Главные интеграционные группировки мира
4. Механизм интеграции: пример ЕС
5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

Файлы: 1 файл

Международная экономическая интеграция.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

Представители с тру ктурализм  а — шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись  к идее полной либерализации движения товаров, капитала и рабочей силы в интегрируемом пространстве, считая, что свободное функционирование рыночного механизма может привести к определенным диспропорциям в  развитии и размещении производства, углублению неравенства в доходах. Экономическая интеграция рассматривалась  ими как глубокий процесс структурных  преобразований в экономике интегрирующихся  стран, в результате которых возникает  качественно новое интегрированное  пространство, более совершенный  хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности.

В 70-х гг. широкое распространение  получили идеи неокейнсианства, представители  которого — американский экономист  Ричард Купер и др. — в частности, считали, что центральная проблема международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь  многообразные выгоды широкого международного экономического взаимодействия от ограничений  и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули два  возможных варианта развития международной интеграции: первый — интеграция с последующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей и политики; второй — интеграция с условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политики интегрирующихся сторон.

Разновидностью неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики  которого также отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного  механизма и считают, что создание и функционирование международных  экономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сторонами  общей экономической политики, согласования социального законодательства, координации  кредитной политики. Данное направление  экономической мысли представлено голландским ученым Яном Тинбергеном.

Значительную роль в развитии теории международной экономической  интеграции сыграли отечественные  экономисты. Н.П. Шмелев связывает истоки мировых интеграционных процессов  с потребностями современного международного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублением международной  специализации и кооперации хозяйственных  структур отдельных стран. Наиболее важными характеристиками интеграции он считает межгосударственное регулирование  экономических процессов, постепенное  формирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями  и общей структурой воспроизводства; устранение административных и экономических  барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона  товаров, капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развития интегрирующихся стран.

Ю.В. Шишков выделяет в межгосударственном интеграционном процессе «частные интеграции»  производства, национальных, товарных и кредитных рынков. По его мнению, в воспроизводственном цикле  наименее поддается интегрированию производственная сфера и в большей  степени — кредитно-финансовая. Шишков справедливо считает, что  интеграция основана на действии рыночных механизмов, которые регулируют прежде всего прямые международные хозяйственные  связи на уровне агентов экономики. За этим закономерно следует взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и  прочих систем.

В настоящее время в  связи с расширением ЕС за счет вступления в него новых стран  разработан ряд моделей дальнейшего  развития европейской интеграции по пути ее углубления, среди которых  выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции». В основе первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются  «круги» из стран с меньшей  глубиной интеграции.

Модель «дифференцированной  интеграции» исходит из того, что  географическое расширение ЕС должно изменить концепцию интеграции и  предполагает дифференциацию скорости интеграционных процессов по различным  странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная» интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этом исключает необходимость подписания договоров и ограничение времени. Предусматривается также создание «ядра» с разным составом участников.

Главные интеграционные группировки мира

Как следует из анализа  теорий интеграции, ее объективный  характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в  региональные межгосударственные комплексы  и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в  Западной Европе — ЕС, в Северной Америке — НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском  регионе — АСЕАН, в Евразии-СНГ.

Исторически наиболее четко  интеграционные процессы проявились в  Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное  пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия  воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.

ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка

Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка  западноевропейских стран называлась Европейские сообщества, так как  она появилась после слияния  в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных  региональных организаций:

  • Европейского объединения угля и стали (ЕОУС); Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу в 1951 г.;
  • Европейского экономического сообщества (ЕЭС); Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957 г., вступил в силу в 1958 г.;
  • Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом); договор вступил в силу с 1958 г.

Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами  Сообщества. Этим актом внесены и  юридически закреплены глубокие изменения  в договоры об образовании ЕС.

Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Было предусмотрено создание Европейского союза, который должен был обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного  сотрудничества стран-участниц, но и  согласование внешней политики и  обеспечение безопасности. Реализация Единого европейского акта приведет к тому, что Европейский союз будет  иметь структуру федеративного  типа.

Во-вторых, в Едином европейском  акте была поставлена задача завершения создания в рамках ЕС единого внутреннего  рынка как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц, что  и было достигнуто. Для реализации идеи единого рынка Комиссия ЕС разработала  примерно 300 программ по устранению преград  в торгово-экономическом обмене между странами — членами ЕС. К середине 90-х гг. эти преграды были в основном устранены.

В 1991 и 1992 гг. были подписаны  договоры о формировании экономического и валютного союза (Маастрихтские  соглашения). С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки  — Европейский союз.

Развитие интеграции в  рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся  как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и валютный союз), так и увеличением числа участников.

С 1 января 1995 г. в ЕС, как  полноправные члены, входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Финляндия, Швеция.

В настоящее время в  ЕС завершилось создание единого  рынка, системы межгосударственного  управления, и страны оформили экономический, валютный и политический союз.

Существование экономического союза предусматривает, что Совет  министров ЕС разрабатывает основные направления экономической политики ЕС и контролирует соответствие им экономического развития каждой страны-члена.

Политический союз направлен  на проведение единой внешней политики, в частности в области безопасности, и выработку общих подходов в  рамках внутреннего законодательства: гражданского и уголовного.

Валютный союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей  для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям  были определены и реализуются сроки  введения единой валюты—евро:

  • 1997 г. Страны — члены ЕС стараются соблюсти нормы, необходимые для введения на их территории евро: дефицит бюджета — менее 3% ВВП, инфляция — не более чем на 1,5 процентного пункта превышает показатели трех стран с наименьшей инфляцией из числа кандидатов на введение евро;
  • начало 1998 г. Определяются страны, которые выполнили требования и могут войти в валютный союз;
  • 1 января 1999 г. Страны окончательно привязывают курсы своих валют к евро. Начинает работать Центральный банк ЕС;
  • 1999—2002 гг. Банки и другие финансовые институты переходят на пользование безналичным евро;
  • 1 января 2002 г. Появляются банкноты евро, национальные валюты продолжают хождение;
  • 1 июля 2002 г. Старые валюты прекращают свое существование.

С 1 января 1999 г. евро функционирует  как расчетная единица. Однако в  валютный союз с 1 января 1999 г. вошли  не все члены ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания  и Швеция. По итогам 1998 г. Греция не соответствовала  «маастрихтским критериям» по величине государственного долга (107,7% к ВВП) и темпам инфляции (4,5%). Великобритания отложила свое вступление как минимум  до 2002 г., не желая расставаться с  собственной валютой до очередных  парламентских выборов. Швеция и  Дания — против сокращения социальных расходов государства, что предусматривается  в рамках ЕС.

Перспективы расширения Евросоюза

На рубеже ХХI в. предусматривается  значительное расширение Евросоюза. Число  его членов должно увеличиться с 15 до 26 за счет, главным образом, стран  Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Балтии. Стремление стран ЦВЕ присоединиться к ЕС обозначилось уже в начале 90-х  гг., когда были подписаны соглашения об их ассоциации с ЕС. Данные соглашения предусматривали сближение законодательств  ассоциируемых стран с законодательством  ЕС, расширение внешнеэкономических  связей, создание между сторонами  в течение 10 лет зоны свободной  торговли промышленными товарами путем  постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров. По большинству  промышленных товаров ЕС с 1995 г. отменила пошлины для стран Центральной  и Восточной Европы; по черным металлам и текстильным товарам свободный  доступ введен с 1996—1997 гг. Со второй половины 90-х гг. промышленные товары ЕС свободно поступают на внутренние рынки ассоциируемых  стран.

Но для того, чтобы иметь  право претендовать на членство в  ЕС, страны Центральной и Восточной  Европы должны обеспечить выполнение целого ряда условий: стабильность институтов, гарантирующих демократию; правовой порядок; соблюдение прав человека и  защита национальных меньшинств; наличие  функционирующей рыночной экономики; способность справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в  Союзе; возможность принять на себя обязательства члена, в том числе  задачи политического, экономического и валютного союза. Пока страны Центральной  и Восточной Европы не обладают всеми  необходимыми экономическими и социальными  предпосылками для того, чтобы  стать полноправными членами  ЕС.

На присоединение к  Евросоюзу претендуют Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. Однако степень  готовности этих стран вступить в  Союз различна. И дело не только в  значительном отставании в экономическом  развитии от стран — членов ЕС. Разительна и внутренняя дифференциация претендентов по показателю ВВП на душу населения, структуре хозяйства, зрелости рыночных отношений, уровню заработной платы, инфляции.

Если в ЕС показатель ВВП  на душу населения составляет в среднем 22 тыс. долл., то в Болгарии — всего 1540 долл., Польше — 2400, Чехии - 3200, Венгрии  — 3840, Словении — 7040 долл. '

' МЭМО. 1999. №3. С. 97.

Исходя из этого, Совет  Евросоюза разработал для каждой из стран-претендентов специальную  стратегию присоединения, разделив их на два эшелона.

Первая группа стран: Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония ведут  индивидуальные переговоры с ЕС с 30 марта 1999 г. Предполагается, что расширение ЕС за счет этих стран начнется с 2003—2004 гг.; остальные — Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва будут находиться под наблюдением специальной  Европейской конференции, и срок их вступления в ЕС не определен.

Расширение Евросоюза  имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, наращивается ресурсный  потенциал ЕС за счет новых территорий и населения, значительно расширяется  рынок для нынешних членов, усиливается  политический статус ЕС в мире. С  другой стороны, от ЕС потребуются огромные затраты, в частности, рост бюджетных  расходов на субсидии и трансферты новым членам ЕС. Возрастет риск нестабильности в Евросоюзе, так как присоединятся страны с отсталой структурой экономики, требующей коренной модернизации. Развитие интеграции вширь несомненно будет происходить в ущерб ее углублению за счет сокращения расходов на социальную, региональную и структурную политику, проводимую в ЕС в настоящее время.

Присоединиться к ЕС в  дальнейшем предполагают также Албания, Македония, Хорватия, Турция, состоящая  в таможенном союзе с ЕС. Мальта в 1996 г. изменила свое решение о членстве в ЕС.

Информация о работе Международная экономическая интеграция