Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.
С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Содержание работы

1. Сущность, предпосылки, цели и эффекты интеграции
2. Теории международной экономической интеграции
3. Главные интеграционные группировки мира
4. Механизм интеграции: пример ЕС
5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

Файлы: 1 файл

Международная экономическая интеграция.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

С 1995 г. начал формироваться  таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В  дальнейшем к нему присоединился  Таджикистан. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Условия Таможенного союза предусматривают  постепенную унификацию хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной  политики. Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.

В 1996 г. был создан Союз четырех (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял экономическую  сферу сотрудничеством в национальной и гуманитарной областях (науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизировать  не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться  договоренности в конкретных областях. Результаты получились аналогичными итогам создания Таможенного союза.

Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели  к заключению центральноазиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его  целью является координация политики в области экономики и обороны. Создание этого союза определялось стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с помощью  координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и  интенсифицировать региональные отношения, используя территориальную и  культурную близость, исторические связи  и разделение труда, сложившееся  еще в советские времена.

Идет сближение между  Украиной, Грузией, Узбекистаном, Азербайджаном  и Молдавией, в основе которого лежат  общие интересы в создании транспортного  коридора на юге бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти  и газа из Азербайджана, Туркмении и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития этих стран. Поддерживаемые Западом и Турцией, они стремятся диверсифицировать пути транспортировки энергоносителей, в том числе через Грузию и Украину. В свою очередь, последние страны заинтересованы в расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения альтернативных источников снабжения энергоносителями (Украина). Пока сближение между указанными странами еще не приняло сколько-нибудь четких организационных форм.

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с  другой стороны, регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая  интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах  «интеграция разных скоростей» может  даже способствовать интеграционным процессам  в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего  нежелание ограничить свой суверенитет  и учитывать должным образом  интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.

За интеграцией «разных  скоростей» стоят объективные интересы стран — членов СНГ в различных  областях. По-видимому, позитивные моменты  в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут ужиться  с общими интеграционными процессами, а нередко — и стимулировать  их, однако при условии, если между  субрегиональными группировками не возникнут серьезные противоречия.

Окончательный результат  взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных  процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния  экономики, политики правящих кругов стран  — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих  стран и многих других как в  рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития экономики и системных  реформ, политики руководства в России — естественного интеграционного  ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться  с богатыми и процветающими, а  не с бедными и отсталыми.

Исторический опыт 90-х  гг., несомненно, самых трудных в  развитии стран — членов СНГ и  государств Балтии показал, что они  нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению  с межреспубликанскими поставками советского периода, переориентация внешнеэкономических  связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями  трансформационного периода и особенностями  политического развития стран —  членов СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается, и все больше начинают проявляться центростремительные  тенденции. Объективные предпосылки  для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения системных  реформ, стабилизации и восстановления экономики в этих странах.

Выводы

1. Экономическая интеграция  представляет собой объективный  процесс, основанный на интернационализации  хозяйственной жизни и международном  разделении труда. При этом  взаимодействие осуществляется  как на макро-, так и на микроуровне.  Основные формы международной экономической интеграции — зона свободной торговли, таможенный союз, экономический и валютный союз.

2. Международные интеграционные  процессы все в большей степени  определяются не чисто торговыми  связями, а долгосрочным сотрудничеством  отдельных фирм, прежде всего  входящих в системы различных  ТНК. 

3. В мировом хозяйстве  выделяются регионы, где процессы  экономической интеграции наиболее  выражены: Западноевропейский, Североамериканский  и Азиатско-Тихоокеанский. Однако  механизм и степень интегрирования  в каждом из регионов имеют  свои особенности. 

4. Наиболее зрелой формой  экономической интеграции является  Европейский союз, сформировавшийся  на основе целого ряда договоров  и соглашений. В рамках ЕС не  только отменены барьеры на  пути движения товаров, услуг,  капитала и рабочей силы, но  и создается экономический, валютный  и политический союз. Реализация  принятого в 1987 г. Единого европейского  акта предусматривает также создание  в Западной Европе единого  европейского экономического пространства, в которое войдут и другие  европейские страны.

5. Интеграция в СНГ  опирается на такие объективные  факторы, как сложившиеся в  прошлом разделение труда, технологическая  взаимозависимость, элементы общего  культурно-цивилизационного пространства.

6. Главные препятствия  интеграции: опасения в странах  — членах СНГ ограничить свой  суверенитет, экономические трудности,  незавершенность строительства  новой социально-экономической системы. 

7. Организационные рамки  интеграционных процессов определяются  разветвленной системой органов  Содружества. Кроме того, на постсоветском  пространстве возникло большое  число союзов экономического, политического  и гуманитарного характера между  отдельными странами — членами  СНГ, целью которых является  развитие внутрирегионального сотрудничества  — интеграция «разных скоростей»,

8. Результаты интеграции  в СНГ оказались противоречивыми:  были достигнуты многие договоренности, но большинство из них не  было выполнено. В то же время  Содружество не распалось и  в целом доказало целесообразность  своего существования. 


Информация о работе Международная экономическая интеграция