Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.
С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Содержание работы

1. Сущность, предпосылки, цели и эффекты интеграции
2. Теории международной экономической интеграции
3. Главные интеграционные группировки мира
4. Механизм интеграции: пример ЕС
5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

Файлы: 1 файл

Международная экономическая интеграция.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

Сразу же после распада  СССР возникли интеграционные тенденции  у бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись  в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и  в первую очередь в областях, где  прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и  т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших  реалий.

Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик  на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

Факторы экономической  интеграции бывших советских республик

Интеграционные тенденции  на постсоветском пространстве порождаются  следующими основными факторами:

·  разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

·  длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

·  технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные  тенденции, определявшиеся прежде всего  стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось  ими как безусловный приоритет, и соображения экономической  целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с  неодобрением встречавший любые  интеграционные процессы на постсоветском  пространстве и рассматривавший  их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто  начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ  от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Немалое значение для определения  реальной позиции стран по отношению  к интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада  СССР, расчеты на помощь Запада в  том случае, если эти страны не будут  «торопиться» с интеграцией. Нежелание  в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь  часть встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.

Различия в характере  системных реформ временами создавали  трудности в налаживании взаимных связей, например, в функционировании платежного механизма и банковской системы. Интеграционные меры нередко  требовали средств и целеустремленности. Часто и то, и другое отсутствовало. Сильнейший системный кризис во всех странах — членах СНГ и государствах Балтии сделал материальные трудности, особенно дефицит обратимой валюты, повсеместным явлением.

Готовность бывших советских  республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как  можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу»  было доминирующим, несмотря на высокую  заинтересованность в поддержании  и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное — со стороны  Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали  СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную  государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения  сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран  — членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран  пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить экономическую  и политическую блокаду Абхазии.

Решение о создании Содружества  Независимых Государств (СНГ) было принято  президентами России, Белоруссии и  Украины одновременнорподписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к  СНГ присоединились все бывшие советские  республики, кроме прибалтийских. В  уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями  стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения  других стран.

Структура органов  СНГ

В соответствии с уставом  СНГ возникла разветвленная структура  органов Содружества:

Совет глав государств, в  функции которого входит принятие основополагающих решений на уровне глав государств;

Совет глав правительств, координирующий сотрудничество органов исполнительной власти;

Совет министров иностранных  дел, который согласовывает позиции  стран — членов СНГ в отношениях с третьими странами в том случае, если правительства пришли к выводу о целесообразности такого согласования. Министры иностранных дел также  обсуждают вопросы налаживания  механизма отношений в рамках Содружества;

Совет министров обороны, занимающийсярешением вопросов взаимоотношений  стран — членов СНГ в военной  сфере, в том числе касающихся общих операций по поддержанию мира, помощи при строительстве национальных вооруженных сил, имущественных  отношений в военной области, реализации соглашений о поставках  вооружений и материалов;

Совет командующих погранвойсками, который согласовывает и реализует  мероприятия по совместной охране внешних  границ Содружества в том случае, если возникает такая потребность, организует обустройство границ, взаимопомощь в обучении погранвойск.

Межпарламентская ассамблея  состоит из представителей парламентов  стран — членов СНГ. На своих сессиях  она вырабатывает рекомендации по гармонизации законов стран-членов, затрагивающих  взаимные связи, организует обмен мнениями среди парламентариев относительно сотрудничества в рамках СНГ.

Экономический суд призван  разрешать межгосударственные споры  между странами — членами СНГ, возникающие в процессе хозяйственных  отношений.

В качестве постоянного исполнительного  и координирующего органа Содружества  устав СНГ предусматривал создание Координационно–консультативного  комитета (ККК) с местопребыванием в  Минске. По решению глав правительств в 1994 г. ККК фактически был разделен на два органа: Исполнительный секретариат (ИС) и Межгосударственный экономический  комитет (МЭК). К ИС перешел весь рабочий  аппарат ККК, в то время как  МЭК базировался на принципе коллегиального руководства (каждая страна направляла в МЭК определенное число своих  представителей). В этом комитете проходили  обсуждение и подготовка основной части  решений по экономическим вопросам сотрудничества.

Но ИС и МЭК не предусматривались  в уставе СНГ, что создавало некоторую  правовую незавершенность организационной  структуры Содружества. К тому же их функции не всегда были достаточно четко разграничены, что приводило  к частому дублированию работы.

В апреле 1999 г. Совет глав государств принял решение о реорганизации  структуры органов СНГ: ККК и  МЭК преобразовывались в экономический  совет некоторыми изменениями функций, расширялись полномочия Исполнительного  секретариата.

Деятельность органов  СНГ базируется на принципе единогласия  при решении важнейших вопросов сотрудничества. Хотя любая из стран  могла не участвовать в работе какого-либо органа или в обсуждении вопроса, но если она возражала, то действие принятого решения на нее не распространялось. Никакого контрольного механизма по реализации принятых решений не предусматривалось.

Помимо уставных главных  органов СНГ была создана разветвленная  система органов более низкого  уровня — отраслевых и проч. (около 60). Они занимаются конкретными областями  сотрудничества.

Успехи и неудачи  СНГ

К главному экономическому успеху СНГ следует отнести его  реальное функционирование как зоны свободной торговли.

Неудачей можно считать  то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах  СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых различных  областях сотрудничества, но большая  часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом  из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический  характер интеграционного механизма, его неповоротливость, отсутствие у  него контрольных функций.

Критика неэффективности  работы СНГ особенно стала слышна в 1997—1998 гг. Часть критиков вообще сомневалась  в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного  механизма.

Однако все же главное  препятствие для успешной интеграции заключалось не в недостатках  функционирования организационного механизма  Содружества, а в отсутствии согласованной  цели интеграции, последовательности интеграционных действий, в слабой политической воле для достижения прогресса, в экономических трудностях. Еще  не исчезли расчеты у части  правящих кругов новых государств на получение выгод при дистанцировании  от России и интеграции в рамках СНГ.

Тем не менее, несмотря на все  эти сомнения и критику, организация  сохранила свое существование, поскольку  она нужна большинству стран  — членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди  широких слоев населения этих государств надежды на то, что активизация  взаимного сотрудничества поможет  преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские  республики в ходе преобразований социально-экономических  систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению взаимных связей.

Перспективы СНГ

По мере того как происходило  становление собственной государственности, у правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались опасения, что  интеграция может повлечь за собой  подрыв суверенитета. Возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого  экспорта на рынки третьих стран  оказались постепенно исчерпанными. Потенциал же расширения экспорта готовых  изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности  продукции обрабатывающей промышленности стран — членов СНГ. В то же время  резервы расширения торговли в рамках СНГ, особенно готовыми Изделиями, остаются значительными.

Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с  продукцией друг друга, характер общей  подготовки персонала и т.д. создавали  хорошие возможности для взаимного  обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню часто  не соответствует требованиям мировых  рынков, но торговля в границах Содружества  позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и  технический уровень продукции  легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.

Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах  Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил  перспективы для экспорта стран  —членов СНГ. Отрицательное воздействие  на интеграционные процессы оказал финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г. Тем не менее, он серьезно не подорвал объективную заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.

Некоторое оживление и  модификацию внесла в интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей», т.е. создание союзов между различными странами — членами СНГ с разной степенью ин-тегрированности и с  разными сферами совместной деятельности.

Наиболее интенсивная  интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное большинство белорусского населения и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного государства.

В 1996 г. был заключен договор  о Союзе Беларуси и России, предусматривающий  широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества, он предусматривает  признание дипломов, полученных в  обеих странах, уравнивание в  правах граждан при получении  образования, трудоустройстве, сближение  норм социального обеспечения и  т.п. Однако, несмотря на наличие безусловных  предпосылок для глубоких и интенсивных  интеграционных процессов, они сталкиваются с немалыми объективными и субъективными  препятствиями, прежде всего с сопротивлением интеграции с Белоруссией влиятельной  части российской политической элиты  по идеологическим соображениям.

Информация о работе Международная экономическая интеграция