Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.
С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Содержание работы

1. Сущность, предпосылки, цели и эффекты интеграции
2. Теории международной экономической интеграции
3. Главные интеграционные группировки мира
4. Механизм интеграции: пример ЕС
5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

Файлы: 1 файл

Международная экономическая интеграция.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

Система исполнительных органов  включает: Европейский Совет (Евросовет), Совет министров и Европейскую  комиссию (до провозглашения Евросоюза  в 1994 г. — Комиссия Европейских сообществ, КЕС).

Европейский совет (Евросовет) имеет статус форума политического  сотрудничества стран — членов ЕС. В его состав входят главы государств и правительств стран — членов ЕС, министры иностранных дел, председатель Комиссии ЕС. Он собирается для обсуждения широкого круга политических вопросов; решения принимаются на основе консенсуса.

Совет министров, или Совет  Европейского союза, состоящий из министров  государств-членов, обеспечивает участие  входящих в ЕС государств в принятии решений по реализации единой политики Евросоюза. Голоса различных стран  в Совете взвешены по их экономической  мощи, и решения принимаются квалифицированным  большинством. Германия, Франция, Италия и Великобритания располагают десятью  голосами каждая, Испания — восемью, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия имеют по пять голосов, Австрия и  Швеция — по четыре, Дания, Финляндия  и Ирландия — потри, Люксембург —  два голоса.

Комиссия Европейского союза (Комиссия, КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение  Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна  и разнообразна. Так, Комиссия осуществляет контроль за соблюдением таможенного  режима, деятельностью аграрного  рынка, налоговой политикой и  т.д. Она выполняет еще целый  ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного). Комиссия самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит  право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важнейших направлений  ее деятельности является приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм.

Комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемых  с согласия правительств стран-участниц и с одобрения Европейского парламента. Решения принимаются простым  большинством голосов. Члены Комиссии независимы от своих правительств, контролируются Европарламентом. Срок пребывания в Комиссии — 5 лет. Аппарат  Комиссии состоит из нескольких тысяч  человек.

Суд Европейского союза —  высший судебный орган. Он осуществляет контроль за выполнением договоров  в соответствии с правовыми нормами, а также разрешает споры между  государствами — членами ЕС, между  государствами и органами ЕС, между  физическими лицами и фирмами, с  одной стороны, и органами ЕС —  с другой.

Помимо перечисленных  существуют другие властные и консультативные  органы, а также различные вспомогательные  учреждения — разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды финансового  регулирования.

Правовая основа ЕС

Высшее место в иерархии права ЕС занимают межго с ударств  е н ные с огл а шен  ия создании и расширении ЕС. Это  прежде всего:

  • Римский договор (1957 г.) о создании Общего рынка, или ЕЭС, подписанный Италией, Францией, ФРГ и странами Бенилюкса и вступивший в силу с 1958 г.;
  • Единый европейский акт (ЕЕА, 1987 г.);
  • Маастрихтские соглашения (1991—1992 гг.);
  • Амстердамскийдоговор (1997 г.).

Существует целый ряд  других соглашений, затрагивающих функционирование Союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран — членов ЕС и подпадают  под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное  законодательство образует нечто вроде  конституции ЕС.

Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и мнениями.

Регламенты по своему статусу  главенствуют над национальными  законами стран — членов ЕС и  приобретают на их территории силу закона.

Директивы — законодательные  акты, содержащие общие положения, которые  конкретизируются в специальных  постановлениях стран — членов ЕС.

Решения имеют сугубо индивидуальных адресатов и формально не обладают обязательной силой, хотя и имеют  определенное юридическое значение.

Рекомендации и мнения не являются обязательными к исполнению.

В процессе западноевропейской экономической интеграции право  играет активную роль, противодействуя  центробежным тенденциям. В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран — членов ЕС, оно в то же время автономно, самостоятельно и не только не подчиняется национальным властям, но и обладает преимущественной силой в случаях коллизии с  национальным правом.

В области внешнеторговой, аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции), налогового права (сближение систем налогов  на прибыль, установление уровня налога с оборота и прямые взносы в  бюджет ЕС) законодательные акты Европейского союза заменяют национальные законы.

Однако на нынешнем этапе  в области внешнеэкономической  политики национальные правительства  имеют возможность:

  • вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;
  • заключать договоры о «добровольных ограничениях экспорта», и прежде всего с теми странами, где очень низкие цены на продукцию текстильной и электронной промышленности (например, Япония, Южная Корея);
  • сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями.

Комиссия ЕС всегда действует  в интересах защиты единого рынка. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву  ЕС. И еще одна особенность —  субъектами системы права являются не только государства — члены  ЕС, но и их граждане.

Финансы и бюджет ЕС

Европейский союз располагает  собственными финансовыми средствами, т.е. не зависит от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Парламентом ЕС и  утверждается последним.

Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, 15 членов которой назначаются Советом  ЕС. Палата осуществляет общее финансовое управление, контроль над расходами  фондов и финансовых институтов ЕС. Европейский инвестиционный банк, являясь  автономной организацией, финансирует  капиталовложения ЕС на региональные программы, развитие энергетики, инфраструктуры путем долгосрочных кредитов и гарантий.

Доходная часть бюджета  ЕС формируется за счет как собственных  финансовых источников (отчисления от налога на добавленную стоимость  в размере 1,4%, таможенные пошлины, налоги на импорт сельскохозяйственной продукции  из третьих стран и прочие средства), так и отчислений от ВВП всех входящих в ЕС государств в размере 1,2—1,3% в зависимости от их доли в валовом  продукте ЕС.

Что касается расходов бюджета, то они в последние годы распределялись примерно следующим образом, %:

Аграрная политика………………………………….61

Администрация.………………………………………4

Региональная политика........ ……………………….14

Погашения и резерв................... …………………….2

Социальная политика................. …………………….9

Сотрудничество в целях  развития.................... ……..4

Исследования, энергетика, промышленность........….6

С 1 января 1999 г., когда евро приобрела статус официальной денежной единицы 11 стран, была проведена твердая  фиксация курсов национальных валют  к единой европейской денежной единице. Внедрение единой валюты (пока еще в безналичный финансовый оборот) имеет большое значение с точки зрения осуществления валютно-финансовой политики ЕС: ликвидации различий в организации кредита, расчетов, курсовой политики; задержки платежей; несопоставимости налогов; избежания валютных рисков, установления единой бюджетной дисциплины; успешной борьбы с инфляцией. Единая валюта способна гораздо успешнее противостоять доллару и иене, чем существовавшая «валютная змея». Проведение единой валютной и финансовой политики осуществляется ЭВС посредством двухуровневой системы банков: Европейского Центрального банка (ЕЦБ) и системы центральных банков стран-членов. Предполагается, что с 1 января 2002 г. евро станет обращаться и в наличной форме.

Все финансы ЕС с 1 января 1999 г. выражаются в евро. На нее переведена бухгалтерия Европейского инвестиционного  банка (ЕИБ) и других финансовых институтов Евросоюза.

Переход на евро для бюджета  и финансовых институтов ЕС не является сложным, так как они ранее  работали на основе эквивалентного евро ЭКЮ.

Что касается внутренних финансовых операций стран — участниц валютного  союза, то до 31 декабря 2001 г. их можно  вести в национальных валютах, одновременно публикуя основные финансовые показатели в евро.

На основе евро будет происходить  становление в ЕС единого рынка  банковских услуг.

Структурная и  региональная политика ЕС

Важной составляющей механизма  западноевропейской интеграции выступает  совместное проведение структурной  и региональной политики. Причем наднациональное  регулирование применимо в отношении  наименее конкурентоспособных отраслей и отсталых регионов.

Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики. Ее финансирование представляет крупнейшую статью расходов в бюджете ЕС. В  основе общей аграрной политики лежит  субсидирование внутренних и экспортных цен. В результате ЕС превратился  во второго после США мирового сельскохозяйственного экспортера. Одновременно аграрный рынок ЕС огражден высокими таможенными барьерами, препятствующими  доступу товаров с мирового аграрного  рынка, который располагает избыточными  ресурсами. За счет больших субсидий эта система обеспечила стабилизацию доходов сельскохозяйственных производителей, их соответствие социальным гарантиям  работников других сфер экономики.

В настоящее время в  ЕС действует единый структурный  фонд, финансирующий региональные, социальные и аграрные межгосударственные программы поддержки отдельных  регионов в зависимости от их принадлежности к той или иной группе «проблемных» территорий.

В 80-х гг. были разработаны  И стали реализовываться четыре межгосударственные региональные программы  по важнейшим отраслевым направлениям: «Стар», предусматривающая создание систем коммуникаций в отсталых районах; «Валорен», направленная на освоение энергетического  потенциала этих районов; «Ренаваль» и  «Резидер», ориентированные на подъем районов с традиционным судостроением  и структурную переориентацию районов  с развитой черной металлургией (Франция, Италия).

В 1990—1993 гг. вступили в действие еще десять межгосударственных региональных программ, предусматривающих стимулирование угледобывающих районов, создание сетей  электро- и газоснабжения в периферийных регионах, вторичное использование  пресной воды в средиземноморских  регионах и т.д.

Для успешной реализации региональной политики создан Региональный комитет, который регулирует прямые отношения  между ЕС.и отдельными регионами, с тем чтобы придать им новый  статус и ограничить влияние на них  отдельных стран — членов ЕС. Так, возник ряд европейских регионов: Транс-Рейнский союз регионов, Транс-Ламаншский союз регионов. Успешно развиваются  Транс-Альпийский и Транс-Пиренейский  регионы. Внутри регионов ЕС стремится  к развитию отстающих районов.

Подавляющая часть финансовых средств сосредоточивается в  слаборазвитых районах, где ВВП  на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. В соответствии с Маастрихтскими соглашениями создан Фонд содействия экономическому и социальному  сближению наименее развитых стран, к которым относятся Греция, Испания, Ирландия, Португалия.

Совместная научно-техническая  политика

На начальных этапах развития европейской интеграции совместные действия в области НИОКР осуществлялись главным образом в угольной, металлургической промышленности и ядерной энергетике. В дальнейшем было введено среднесрочное  планирование научно-технической деятельности на основе разработки и принятия «рамочных  комплексных программ». Всего их три. Ныне (с 1995 г. по 2000 г.) реализуется  третья комплексная программа. Все  они направлены на усиление конкурентоспособности  европейской промышленности в области  новейших технологий на мировом рынке  в противовес США и Японии.

В настоящее время научно-техническая  политика возведена в ранг приоритетов  ЕС. Институты ЕС активно формируют  необходимую инфраструктуру и благоприятный  инвестиционный климат для компаний, ориентирующихся на совместные действия в области НИОКР. Причем ЕС финансирует  только те виды НИОКР, научные и технологические  программы, которые отражают общие, а не национальные интересы.

Наиболее известными из научно-технических  программ являются ЭСПРИТ (информационные технологии), БРИТЕ (внедрение новых  технологий в обрабатывающую промышленность), РАСЕ (развитие телекоммуникаций). В  реализации каждой программы задействованы  многие компании различных отраслей и разных стран.

Большое значение имеет действующая  с 1985 г. независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы «Эврика», открытая и  для других стран.

Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

Экономика СССР развивалась  как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были тесно  связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное  разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада  Советского Союза был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах — членах СНГ в 1992—1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

Информация о работе Международная экономическая интеграция