Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК.
С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Содержание работы

1. Сущность, предпосылки, цели и эффекты интеграции
2. Теории международной экономической интеграции
3. Главные интеграционные группировки мира
4. Механизм интеграции: пример ЕС
5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

Файлы: 1 файл

Международная экономическая интеграция.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

Партнерство России с ЕС юридически было оформлено в 1994 г. Соглашением  о партнерстве и сотрудничестве (СПС) признано, что Россия является страной с переходной экономикой. Соглашение предусматривает осуществление  для сторон в их внешнеэкономических  связях режима наибольшего благоприятствования  в общепринятой в международной  практике форме: расширение сотрудничества в многочисленных направлениях (стандартизации, науке, технике, космосе, связи), расширение торговли товарами и услугами, поощрение  частных инвестиций и т.д.

Однако реализация СПС  в полной мере стала возможна лишь после ратификации его парламентами всех стран — членов ЕС и России, для чего потребовалось определенное время. Чтобы приблизить момент выполнения достигнутых договоренностей, в  июне 1995 г. было подписано Временное  соглашение о торговле между Россией  и ЕС, включающее статьи СПС, которые  не требовали ратификации, т.е. не вели к изменению законодательств  государств, участвующих в соглашении. С 1 декабря 1997 г. СПС вступило в силу.

Евросоюз является главным  торговым партнером России. На его  долю приходится 40% ее внешнеторгового  оборота, против 5%—с США. При таком  соотношении долларизация внешнеэкономических  связей России не вполне оправдана  и в перспективе евро может  потеснить доллар с его определяющих позиций в экономических отношениях России с ЕС. Допуск евро во внутрирос-сийский  валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию внешнеэкономических  связей России с Евросоюзом.

В ближайшие годы главной  задачей в отношениях с ЕС будет  реализация СПС и решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности, по антидемпинговой  политике, проводимой в отношении  России.

Вместе с тем Евросоюз считает, что необходимые экономические  и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели.

Особенности интеграции в Североамериканском регионе

Вся территория Северной Америки  является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и  Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном  и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и  межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское  соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика  присоединилась к нему в 1992 г.

О масштабах экономической  взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75—80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде — свыше 75% и Канады в США — 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта.

Существующая структура  североамериканского интеграционного  комплекса имеет свои особенности  по сравнению с европейской моделью  интеграции. Главное отличие —  асимметричность экономической  взаимозависимости США, Канады и  Мексики. Взаимодействие хозяйственных  структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам  канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика  скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному  процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается  в том, что ее участники находятся  в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие  удалось приблизиться по главным  экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой  внешней задолженностью, пока еще  сохраняет значительный разрыв с  данными странами по основным базовым  показателям.

Ключевыми моментами Североамериканского  соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений  между тремя соседними странами, являются:

  • ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.;
  • поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;
  • смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
  • либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
  • создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.

В перспективе предусмотрено  не только углубление внутрирегионального  сотрудничества в рамках НАФТА, но и  расширение состава за счет других латиноамериканских стран.

В апреле 1998 г. в столице  Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана  Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной  торговли с населением 850 млн человек  и общим объемом производимого  ВВП более чем 9 трлн долл. Таким  образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.

Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР) является формирование субрегиональных  очагов интеграции, степень интегрированности  внутри которых очень различна и  имеет свою специфику. В регионе  сложился целый ряд локальных  зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой  Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких  стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром  притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции  в регионе.

В Юго-Восточной Азии сложилась  довольно развитая структура — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники  поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной  торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран  — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть  азиатско-тихоокеанской торговли (в  том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами  японских, американских, канадских, тайваньских  и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах  конфуцианской культуры.

Помимо АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском  регионе действует еще несколько  самостоятельных экономических  объединений, среди которых созданное  в 1989 г. Азиатско-Тихоокеанское экономическое  сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая  Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к  которым затем (через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и  Перу.

Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические  стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной  торговли без внутренних барьеров и  таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.

Признанным курсом тихоокеанских  экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении  других стран, стимулированием развития внерегиональных экономических  связей.

Развитие межгосударственного  экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем  Востоке возник и функционирует  по настоящее время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.

В 1992 г. было объявлено о  создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских  государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились  Иран, Пакистан и Турция. В будущем  предполагается создание на этой основе Цент-ральноазиатского общего рынка  с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ.

В основе формирования торгово-экономических  группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и  культурных корней. В июне 1997 г. в  Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных  регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии  было решено создать «мусульманскую восьмерку» с целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества.

Интеграция в  Латинской Америке

Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для  Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок  с целью либерализации внешней  торговли и защиты внутрирегионального  рынка посредством таможенного  барьера. Многие из них формально  существуют и сейчас.

К середине 90-х гг. интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между  Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образовался но^ый крупный  региональный торгово-экономический  блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается от любых  тарифных барьеров и устанавливается  единый таможенный тариф в отношении  третьих стран. Здесь сосредоточено 45% населения Латинской Америки (более 200 млн человек), свыше 50% совокупного  ВВП.

МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации  интеграционными процессами. В нее  входит Совет общего рынка в составе  министров иностранных дел, Группа общего рынка —исполнительный орган  и подчиняющиеся ему 10 технических  комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада  производства. Вместе с тем имеются  и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового  законодательства.

Стремление стран Центральной  Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) к экономическому взаимодействию получило правовое выражение  в заключенном между ними еще  в 60-е гг. договоре, который предусматривал создание зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского  общего рынка (ЦАОР). Однако сложившаяся  в дальнейшем экономическая и  политическая ситуация в этом регионе  значительно затормозила процесс  интеграционного взаимодействия.

С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно ослабла, создается  с помощью Мексики зона свободной  торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для  интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего  интеграционного объединения Латинской  Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой  в свою очередь функционирует  с 1969 г. Андская субрегиональная  группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия  и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.

Достаточно развитой интеграционной группировкой Латинской Америки  является КАРИКОМ, или Карибское  сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка.

В рамках всех интеграционных группировок Латинской Америки  приняты программы либерализации  внешней торговли; разработаны механизмы  промышленного и финансового сотрудничества, определены методы регулирования отношений с иностранными инвесторами и система защиты интересов наименее развитых стран.

Механизм интеграции: пример ЕС

Западноевропейская интеграция с самого начала была процессом, идущим как снизу (на уровне фирм), так и  сверху (на межгосударственном, наднациональном  уровне).

Система управления ЕС

К настоящему времени произошло  своеобразное разделение межгосударственных властей ЕС на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Законодательным и представительным органом ЕС является Европейский  парламент в количестве 626 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием граждан во всех государствах членах ЕС сроком на 5 лет. Парламент наделен  большими полномочиями: он утверждает бюджет, контролирует деятельность Комиссии ЕС и может потребовать отставки всех ее членов путем вынесения вотума недоверия.

Информация о работе Международная экономическая интеграция