Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Международная миграция рабочей силы бывает различных видов и форм, имеет собственную историю и центры. Возникающая под влиянием как положительных, так и отрицательных факторов, она является причиной как укрепления межгосударственных отношений и связей, так и возникновения межнациональных конфликтов.
Международное сообщество еще совсем недавно не ощущало непосредственно размеры, последствия и особенного роста миграционных процессов на международном уровне. Сейчас же оно столкнулось с острой необходимостью объединения усилий многих стран по направлению на разрешение конфликтных ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1.1Сущность мирового рынка рабочей силы…………………………………4-8
1.2Причины и последствия возникновения миграции рабочей силы……...8-12
1.3Миграция рабочей силы в Хабаровском крае…………..………………12-15
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2.1Направления миграционных потоков………………………………...…16-19
2.2Недостатки и преимущества экспорта и импорта рабочей силы…...…19-20
2.3Государственное регулирование миграции…………………………….21-25
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ В РФ
3.1Миграционный поток…………………………………………………….26-29
3.2Государственное регулирование……………………………………...…29-32
3.3"Утечка мозгов"…………………………………………………..………32-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по МЭиМЭО (Автосохраненный).docx

— 70.07 Кб (Скачать файл)

Особо следует сказать  о миграции в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства  к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее  время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы имеет место  стихийный приток мигрантов из Китая  на территорию России. По некоторым  данным существует опасность колонизации  российского Дальнего Востока и  Сибири его многонаселенным соседом.

В 90-е годы возникла миграция рабочей силы в Россию из стран  ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва - в ней работают около 70 тыс. иностранных рабочих и специалистов из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. За ней идут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные области (соответственно, 27,3 и 18,2 тыс. человек). Подавляющее большинство - 247,2 тыс. человек, т. е. 85% от общей численности задействованы в отраслях материального производства.

Основными причинами привлечения  иностранных работников на российские предприятия является нехватка рабочих  отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения  выполнять предлагаемую работу. Такая  ситуация характерна практически для  всех отраслей производства, но чаще всего  для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования  иностранных работников относится  необходимость сохранения сложившихся  коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севеpa России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом, с Украины).

Одна из основных причин использования иностранной рабочей  силы из стран ближнего зарубежья  в приграничных регионах - ее экономическая  выгодность. Прежде всего, низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая возникает в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством.

Помимо миграции рабочей  силы существует проблема беженцев и  вынужденных переселенцев. В России по различным оценкам насчитывается  от 500 до 700 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на территории России незаконно, а количество беженцев и вынужденных переселенцев из стран  СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ проживает  около 25 млн. русских. При неблагоприятной  экономической и политической конъюнктуре  в этих странах многие из них также  могут оказаться в числе мигрантов. Отсюда следует, что система экономических  связей, возникающих между государствами  в связи с миграцией рабочей  силы, сопровождается потоком товаров  и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату  субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу.

 

2.2 Недостатки  и преимущества экспорта и  импорта рабочей силы

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую  картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в  семьях переселенцев, в Швейцарии - 24%, а в Люксембурге - почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения в  государстве замедляется, на соотношение  рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.

Нельзя не сказать и  о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей  силы. К ним следует отнести  возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при  занятии тех рабочих мест, на которые  претендуют местные работники), межнациональная  неприязнь и др. Для стран, экспортирующих рабочую силу, также имеется целый  ряд преимуществ.

1. Экспорт рабочей силы  рассматривается как весьма важный  источник поступления в страну свободно конвертируемой валюты. Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

- налоги с прибыли фирм-посредников

- переводы мигрантов на  родину на поддержку семей  и родственников;

- личное инвестирование  мигрантов (привоз на родину  средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

2. Экспорт рабочей силы  означает уменьшение давления  избыточных трудовых ресурсов  и, соответственно, социального напряжения  в стране.

3. Бесплатное для страны-экспортера  обучение рабочей силы новым  профессиональным навыкам, знакомство  с передовой организацией труда  и др. В то же время страны-экспортеры  капитала сталкиваются и с  некоторыми негативными явлениями.  Главное, это так называемая  «утечка умов», отток квалифицированных,  инициативных кадров, столь необходимых  национальной экономике.

Итак, для различных принимающих  стран существуют неодинаковые источники  миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это  обусловлено, с одной стороны, той  ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. Конкретный эффект для страны, принимающей рабочую силу, заключается в следующем: повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку и др.

 

2.3 Государственное регулировании миграции

Большинство принимающих  стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его  смысл заключается в том, что  государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны  в данной стране, ограничивая въезд  всем остальным. Перечень желательных  иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся  к одной из следующих категорий:

· работники, готовые за минимальную  оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную  работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

· специалисты для новых  и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

· представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты с мировым  именем - музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие  свою деятельность в принимающую  страну, инвестирующие капитал и  создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты  принимающих стран, действующие  на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании  подписанного контракта с нанимателем  о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что  данная работа, поскольку требует  специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах  перед выдачей разрешения на въезд  потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для  иммиграции в большинстве принимающих  стран представлена огромным количеством  законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного  законодательства следующие:

Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих  стран устанавливают жесткие  требования к уровню образования  и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию  считается окончание полного  курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве  случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране - экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.

Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих  стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны  представить справку о состоянии  своего здоровья, заверенную консульским  учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское  обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих  иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут  вводиться в рамках всей экономики  в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в  числе всех трудовых ресурсов; в  рамках отдельных отраслей, определяя  максимальную долю иностранных рабочих  в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных  рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом  государственного регулирования импорта  рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением  которых надзирают правоохранительные органы.

Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых  странах фирмы имеют право  нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного  объема оборота и продаж или после  внесения определенных платежей в государственных  бюджет. Частные лица имеют право  иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей  страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения  этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное  предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.

Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают  максимальные сроки пребывания иностранных  работников на их территории, по истечении  которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в  ней. Зачастую для лиц, имевших в  принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются  жесткие правила, не позволяющие  продлить свое пребывание в ней, требующие  обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают  право вновь приехать в принимающую  страну.

Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая  иммигрантов, законодательно устанавливает  географическую и национальную структуру  иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений  в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в  рамках географических квот лотереи  на право иммигрировать между  представителями разных стран из одного географического региона.

Запреты. Явные и скрытые  запреты нанимать иностранную рабочую  силу обычно содержатся в законах  о профессиях, которые иностранцам  заниматься запрещено. Явные запреты  прямо перечисляют отрасли или  специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых  могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для  любых передвижений иммигранта, изменения  специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пересекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы