Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 08:29, курсовая работа
Международная миграция рабочей силы бывает различных видов и форм, имеет собственную историю и центры. Возникающая под влиянием как положительных, так и отрицательных факторов, она является причиной как укрепления межгосударственных отношений и связей, так и возникновения межнациональных конфликтов.
Международное сообщество еще совсем недавно не ощущало непосредственно размеры, последствия и особенного роста миграционных процессов на международном уровне. Сейчас же оно столкнулось с острой необходимостью объединения усилий многих стран по направлению на разрешение конфликтных ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1.1Сущность мирового рынка рабочей силы…………………………………4-8
1.2Причины и последствия возникновения миграции рабочей силы……...8-12
1.3Миграция рабочей силы в Хабаровском крае…………..………………12-15
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2.1Направления миграционных потоков………………………………...…16-19
2.2Недостатки и преимущества экспорта и импорта рабочей силы…...…19-20
2.3Государственное регулирование миграции…………………………….21-25
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ В РФ
3.1Миграционный поток…………………………………………………….26-29
3.2Государственное регулирование……………………………………...…29-32
3.3"Утечка мозгов"…………………………………………………..………32-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом.
В 90-е годы возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва - в ней работают около 70 тыс. иностранных рабочих и специалистов из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. За ней идут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные области (соответственно, 27,3 и 18,2 тыс. человек). Подавляющее большинство - 247,2 тыс. человек, т. е. 85% от общей численности задействованы в отраслях материального производства.
Основными причинами привлечения
иностранных работников на российские
предприятия является нехватка рабочих
отдельных профессий и
К числу других причин использования
иностранных работников относится
необходимость сохранения сложившихся
коллективов предприятий. Это касается
прежде всего предприятий нефтегазовой
и нефтедобывающей
Одна из основных причин
использования иностранной
Наиболее актуальная проблема, которая возникает в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством.
Помимо миграции рабочей
силы существует проблема беженцев и
вынужденных переселенцев. В России
по различным оценкам
2.2 Недостатки и преимущества экспорта и импорта рабочей силы
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии - 24%, а в Люксембурге - почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения в государстве замедляется, на соотношение рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.
Нельзя не сказать и
о некоторых отрицательных
1. Экспорт рабочей силы
рассматривается как весьма
- налоги с прибыли фирм-
- переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;
- личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).
2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.
3. Бесплатное для страны-
Итак, для различных принимающих стран существуют неодинаковые источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. Конкретный эффект для страны, принимающей рабочую силу, заключается в следующем: повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку и др.
2.3 Государственное регулировании миграции
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
· работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
· специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
· представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
· специалисты с мировым именем - музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Проблемами трудовой иммиграции
занимаются государственные институты
принимающих стран, действующие
на основе национального
В большинстве стран разрешение
на въезд иммигранту выдается на основании
подписанного контракта с нанимателем
о его трудоустройстве и
Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
Профессиональная квалификация.
Законодательства всех принимающих
стран устанавливают жесткие
требования к уровню образования
и стажу работы по специальности.
Минимальным требованием к
Ограничения личного характера.
Разумеется, законодательство принимающих
стран предъявляет жесткие
Количественное квотирование.
Большинство стран, принимающих
иммигрантов, устанавливают их максимальное
количество. Количественные квоты могут
вводиться в рамках всей экономики
в целом, определяя максимальную
долю иностранной рабочей силы в
числе всех трудовых ресурсов; в
рамках отдельных отраслей, определяя
максимальную долю иностранных рабочих
в числе всех занятых в данной
отрасли; в рамках определенных предприятий,
определяя максимальную долю иностранных
рабочих на одном предприятии; либо
как ограничение на общее количество
иммигрантов, приезжающих в страну
в течение года. Количественное квотирование
является весьма жестким методом
государственного регулирования импорта
рабочей силы и обычно определяется
соответствующими законами, за соблюдением
которых надзирают
Экономическое регулирование.
Оно вводит определенные финансовые
ограничения, обеспечивающие сокращение
численности иммигрантов. Что касается
юридических лиц, то в некоторых
странах фирмы имеют право
нанимать иностранную рабочую силу
только по достижении определенного
объема оборота и продаж или после
внесения определенных платежей в государственных
бюджет. Частные лица имеют право
иммигрировать, только если они готовы
инвестировать в экономику
Временные ограничения. Законодательства
большинства стран
Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.
Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пересекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.