Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 08:29, курсовая работа
Международная миграция рабочей силы бывает различных видов и форм, имеет собственную историю и центры. Возникающая под влиянием как положительных, так и отрицательных факторов, она является причиной как укрепления межгосударственных отношений и связей, так и возникновения межнациональных конфликтов.
Международное сообщество еще совсем недавно не ощущало непосредственно размеры, последствия и особенного роста миграционных процессов на международном уровне. Сейчас же оно столкнулось с острой необходимостью объединения усилий многих стран по направлению на разрешение конфликтных ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1.1Сущность мирового рынка рабочей силы…………………………………4-8
1.2Причины и последствия возникновения миграции рабочей силы……...8-12
1.3Миграция рабочей силы в Хабаровском крае…………..………………12-15
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2.1Направления миграционных потоков………………………………...…16-19
2.2Недостатки и преимущества экспорта и импорта рабочей силы…...…19-20
2.3Государственное регулирование миграции…………………………….21-25
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ В РФ
3.1Миграционный поток…………………………………………………….26-29
3.2Государственное регулирование……………………………………...…29-32
3.3"Утечка мозгов"…………………………………………………..………32-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Законодательно
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ В РФ
3.1 Миграционный поток
Миграция представляет собой
часть современной мировой
Особой проблемой для многих стран является нелегальная миграция, которая состоит из трех компонентов: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость. В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто работает, разрешение на работу имеют менее 30 %, а регистрацию по месту жительства – около 50 % да и те в основном фальшивые. Мигранты трудятся в разных сферах. Например, в Москве у них такое распределение:
43 % – на стройках (чернорабочие, каменщики и бетонщики и т. д.);
21 % – торгуют на вещевых и продуктовых рынках;
14 % – ремонтируют квартиры и прочие объекты недвижимости;
8 % – работают слесарями в автосервисе;
6 % – трудятся на низовых позициях в ресторанах и кафе;
5 % – работают водителями общественного странспорта;
3 % – офисные работники.
Основной поток незаконной миграции около (90 %) в Россию идет из стран СНГ, (10 %) - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Численность незаконных мигрантов в регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0, 5 до 3 % населения, в Москве она составляет более 10 %. Безусловно, катализатором притока нелегальных мигрантов в Россию служит упрощенный и безвизовый режим со странами СНГ. Опрос, мигрантов показал, что по гостевым визам в Россию въехали (39 %), туристическим (31 %) и учебным (11 %). Часть респондентов (16 %) въехала в Россию без виз, используя безвизовый режим въезда со странами СНГ. Незаконно пересекли границу (3 %). Данные c разных участков границы РФ и опроса задержанных на пограничных пунктах показали, что основными направлениями потоков незаконной миграции являются: а) на въезд в Российскую Федерацию: российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга; б) на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга.
Состояние миграционных дел
в России показывает неэффективность
существующего миграционного
Данная ситуация не нормальна, когда обогащаются все кроме государства. Необходимо срочно вывести миграцию из теневого сектора экономики, придать ей цивилизованные формы, восстановить финансовые потери; добиться того, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.
Говоря в целом, проблема миграции в России должна рассматриваться в тесной связи с совершенствованием действующего миграционного законодательства и учетом демографического положения. У власти нет достаточно осмысленной специальной программы по упорядочению миграционных процессов и балансировки рынка труда. Правительство пытается что-то делать с миграционными потоками, намериваясь направлять их в опустевшие регионы, но последние естественным образом тянутся к Москве и другим крупным городам. Специальных исследований в этом направлении не проводилось в связи с отсутствием финансирования, а современные статистические данные по незаконной миграции весьма скупы. Государству необходимы обратная связь с мигрантами и координация с организациями по миграции, общинами, диаспорами и группами соотечественников для поддержки указанной деятельности. Миграция содержит в себе как возможности, так таит и опасности. Государству надо научиться управлять не мигрантами, а миграционными процессами. Не загонять их в подвалы и каптерки, а создавать им условия для честного труда при уважении российских законов и общественных устоев. Как сказал премьер-министр В.В. Путин: «Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям». Тогда может и местные жители будут более доброжелательны. Проблема миграции как явление не только социально-экономическое, но и политическое должна решаться при самом пристальном внимании со стороны общества и государства.
3.2 Государственное регулирование
Регулирование в России внешней
трудовой миграции осуществляется посредством
соответствующего законодательства РФ
о правовом статусе работников-
Такие соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и т.д. Россия имеет подобные соглашения в рамках СНГ, а также с другими государствами (Германией, Финляндией, КНДР, Францией и др.), определяющие порядок и масштаб трудовой миграции граждан указанных в них государств, сроки и условия осуществления трудовой деятельности и т.д.
На регулирование миграционных
процессов, механизмов и форм их реализации
направлены и проекты разрабатываемой
Концепции государственной
Известно, что страны-реципиенты, защищая национальный рынок труда, применяют различные виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов, среди которых можно выделить, в частности:
–наличие профессионального или иного образования (диплом, определенный стаж работы);
– возрастной ценз;
– состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом инфекционными заболеваниями);
– социальные ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления);
– политические ограничения (введение визового режима для въезда граждан из ранее безвизовых стран) и т.д.
Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное и качественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и организаций, регионов страны, по отдельным профессиям, с установлением иногда квот на въезд иностранцев из определенных стран.
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
– соответствующие платежи
иммигрантов при
– первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;
–налогообложение предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
–ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране с предоставлением преференций некоторым их категориям и т.д.
В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме явных запретов или путем установления приоритетных видов деятельности, где может использоваться труд иностранцев.
В РФ для иностранцев значительное
количество явных запретов на профессии
содержится в п. 1–5 ст. 14 Закона о
правовом положении иностранцев. Имеется
в виду государственная и
При этом в пп. 6 п.1 данной статьи говорится о том, что иностранец не имеет права заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранцев к которым ограничен федеральным законом. Данная норма является отсылочной к тем федеральным законам, которые устанавливают подобного рода ограничения.
В большинстве своем это
правило соблюдается путем
В России, наряду с миграционным учетом иностранцев, осуществляется также федеральный государственный контроль (надзор) не только за пребыванием и проживанием иностранцев в РФ, но и за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ. Согласно ст. 32 Закона о правовом положении иностранцев предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере миграции. В случае если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, по ходатайству работодателя или заказчика работ (оказание услуг), может быть аннулировано ФМС России или его территориальным органом.
Таким образом, российское государство имеет немало «рычагов» воздействия на действующую систему управления внешней трудовой миграцией, обеспечивая тем самым приведение ее в соответствие с задачами нового модернизационного этапа развития страны.
3.3 «Утечка мозгов»
Интеллектуальная миграция
в процессе глобализации мировой
экономики множества стран
Влияние миграционных процессов на политическую и экономическую сферы Российской Федерации неоднозначно, так как существуют и позитивные и негативные последствия.
Под негативными последствиями
подразумевается
Причинами «утечки мозгов» являются различные факторы, например, низкие заработные платы, недостаточное финансирование исследовательских и научных проектов, недостаточная престижность ученых, недостаточная техническая и приборная база, научный и материальный успех ученных, покинувших Россию и уехавших за границу. Рассмотрим некоторые из них.