Международное вооруженное вмешательство. Теория и современная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в определении природы международного вооруженного вмешательства в современных условиях, его значения и особенностей осуществления в современной системе международных отношений.
Исходя из цели курсовой работы, определены ее задачи:
- определить сущность международного вооруженного вмешательства, его виды в современных условиях.
- обозначить правовые рамки рассматриваемого феномена, а также определить роль таких международных организаций, как ООН И НАТО.
- рассмотреть исторические прецеденты проведения международного вооруженного вмешательства в системе международных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Международное право и международное вооруженное вмешательство. Роль ООН и НАТО в операциях вооруженного вмешательства.
1.1. Международное вооруженное вмешательство. Виды……………….6
1.2. Устав ООН и международное вооруженное вмешательство……...…11
1.3. Роль НАТО в операциях вооруженного вмешательства…………..14
Глава 2. Практический аспект международного вооруженного вмешательства.
2.1. Операция по пресечению агрессии………………………………….16
2.2. Операция гуманитарного вмешательства………………………….…20
2.3. Антитеррористическая операция…………………………………….22
2.4. Операция по свержению режима…………………………….……….24
Заключение………………………………………………………………….29
Список используемых источников и литературы……………………….32

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Стоит напомнить, что  под вооруженным конфликтом понимается наиболее острая форма разрешения противоречия между государствами, классами, общественными  движениями с применением военной  силы. Особую опасность несет в  себе такая форма вооруженного конфликта, как терроризм.1 2 Также под внутренним вооруженным конфликтом понимают «конфликт, возникающий в системе внутригосударственных отношений в качестве особой формы функционирования и взаимодействия сторон: центрального правительства и антиправительственных сил или других группировок (которые могут быть самостоятельными сторонами конфликта) по поводу широкого спектра социально-политических, экономических, идеологических, религиозно-этнических и других противоречий, и реализующийся посредством столкновения интересов, целей, поведения (практических действий) сторон»18.3

Вооруженные конфликты  нового поколения имеют ряд отличий, к которым можно отнести вероятность  эскалации конфликта как по горизонтали, так и по вертикали, внутригосударственный характер, но с вовлечением в него мирового сообщества, асимметричный характер участников конфликта, распространение терроризма и т.д.

Происходит расширение зоны нестабильности – начинется в районе Западной Сахарыи распространяется  на Восточную и Юго-Восточную Европу, Закавказье, Юго-Восточную и Центральную Азию.

Угрозы национальной и международной  безопасности, которые несут с  собой вооруженные конфликты, вызыват  необходимость рзработки механизма  их урегулирования в рамках оборонной  и внешней политики суверенных государств, решений региональных международных организаций, а также ООН.19 4

После окончания холодной войны  начинает формироваться новый феномен  – крупномасштабные вооружнные вмешательства  коалиции государств, имеющие целью  принуждение государств к изменени своей внешней и внутренней политики.

В отличии от миротворческих операций, в которых вооруженныесилы применятся как ограниченная мера обеспечения  безопасности, широкомасштабное применение вооруженной силы  является основным содержанием операций подобного рода. Целью таких операций является нанесение военного поражения противнику и принуждение его либо к выполнени выдвигаемых  политических требований, либо к свержению правящего режима.

Также механизм участия военной  силы в урешулировании конфликтов на современном этапе имеет форму миротворческих и антитеррористических силовых операций, которые имеют ряд особенностей. Цели таких операций определяются мандатом по поддержанию мира или по принуждению к миру. Применение военной силы для урегулирования локальных конфликтов также требует ее легитимности.

Традиционно выделяют четыре вида международного вооруженного вмешательства:

- пресечение агрессии;

- гуманитарное вмешательство;

- антитеррористическая операция;

- свержение и замена  режима.20

«Агрессией, - указывается  в ст. 1 определения, - является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости  другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении»21. Такое определение агрессии было дано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. Понятие агрессии неприменимо к внутренним конфликтам и гражданским войнам, которые являются внутренним делом одного государства, то есть, выражаясь словами Устава ООН, - делом, по существу входящим во внутреннюю компетенцию государства. Следовательно, если в результате внутреннего конфликта между отдельными группами населения, в том или ином государстве возникнут военные действия, то ни одна из воюющих сторон не может быть объявлена агрессором.

Существует  четкий перечень действий, должных квалифицироваться  в качестве актов агрессии независимо от объявления войны: вторжение или  нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы на территории другого государства или части ее; бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; засылка государствам или от имени государства вооруженных банд, групп, и регулярных сил или наемников, осуществляющих акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

В международном праве  существует также принцип международной  правовой ответственности за агрессию, который включает в себя принудительные меры, которые направленные на пресечение агрессии, а также меры по ликвидации ее последствий и предупреждению возможностей ее проявления.

Гуманитарная интервенция  или гуманитарная война — применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения.

Под понятие гуманитарной интервенции не попадают следующие  действия:

- миротворческие операции, проводимые ООН с согласия  государства, на территории которого они предпринимаются;

- акции с использованием  вооруженной силы по просьбе  законного правительства (включая  акции, предусмотренные соглашениями). Однако существуют ситуации, при  которых нелегко установить, что  является законным правительством или действительным согласием.

- военные операции, предпринимаемые  государством с целью спасения  своих граждан за рубежом от  неминуемой угрозы их жизни  или здоровью;

- акции принудительного  характера, не включающие использование  вооруженной силы.

Антитеррористическая  Операция - ведение перманентных боевых действий на какой-либо территории (в  пределах своего государства, либо даже за его пределами).

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Устав ООН и международное  вооруженное вмешательство.

 

 

Международно-правовой основой применения вооруженных сил любой страны мира являются нормы международного общего и гуманитарного права, законы и обычаи ведения и ведения войны (военных действий), положения межгосударственных и союзных (коалиционных) договоров и соглашений.  Документально эти положения закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций, резолюциях Совета Безопасности ООН, Гаагских конвенциях 1907 года, Женевских конвенциях 1949-го, Дополнительных Протоколах к ним 1977 года и др.

В соответствии с данными документами правовое регулирование военных конфликтов определяется нормами международного права, которое и устанавливает законы ведения войны. Основное значение этих документов заключается в том, что они закрепляют принцип гуманизации войн как основополагающий при их ведении.

 Нормы вышеуказанных  документов в рамках международного  гуманитарного права (МГП) направлены  на устранение наиболее жестоких  форм ведения военных действий, улучшение участи раненых и  больных, гуманное обращение с  военнопленными, защиту мирного населения и гражданских объектов.

Основополагающим документом, устанавливающим правила и нормы  в отношении военных конфликтов, является Уставе Организации Объединенных Наций.

Как известно он был принят 26 июня 1945 года в Сан-Францисско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации и вступил в силу 24 октября того же года.

  Устав ООН впервые  заложил правовые основы функционирования  системы безопасности, которая в  настоящее время развивается и совершенствуется. Одной из целей создания этой организации было ограничение применения вооруженной силы государствами в международных отношениях. В связи с этим суть одного из главных принципов современного международного права состоит в исключении применения силы или угроз силой из практики международного общения22. Этот принцип дополняется другим, не менее важным: все международные конфликты и споры должны решаться только мирными средствами23. Интегральным аспектом этих положений является принцип невмешательства (non-intervention), предусматривающий воздержание любого государства от вмешательства во внутренние дела другого, то есть уважение государственного суверенитета.

 Организация Объединенных  Наций, используя возложенные  на нее полномочия, призвана принимать необходимые меры для предупреждения и пресечения инцидентов, возникающих между государствами, в том числе с применением вооруженной силы24. Допуская возможность возникновения конфликтных ситуаций, международное сообщество стремится поставить их участников, склонных к разрешению спора вооруженным путем, в рамки соблюдения правил применения силы. В преамбуле Устава ООН провозглашается, что народы объединенных наций ставят перед собой цель устранить войны из сферы межгосударственных отношений. Принципы разрешения международных споров мирными средствами, не подвергающие угрозе международный мир и безопасность, соблюдение территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства, закрепленные в ст. 2 Устава ООН и других международных документах, побуждают государства воздерживаться от применения и угрозы применения силы.

 Исключением является  самооборона. Ст. 51 Устава ООН  позволяет государству - члену  этой организации осуществлять  коллективную или индивидуальную  самооборону с применением силы только в том случае, когда на него совершено вооруженное нападение.25 Необходимо особо отметить, что в последнее время со стороны западных правоведов, особенно представителей англо-саксонской школы международного права, наблюдается стремление расширить понятие «самооборона». При этом вопрос о том, в какой мере та или иная конкретная ситуация позволяет говорить о правомерности применения силы в порядке самообороны, отдастся ими на усмотрение не только Совета Безопасности, но и по существу самих государств. И как следствие, появление концепции «превентивного» и «упреждающего» применения силы в качестве «естественного развития понятия самообороны», позволяющей государству формально законно использовать ВС для нанесения упреждающих ударов.

В мире в последнее время наметилась тенденция необоснованного применения вооруженной силы при проведении военных операций под эгидой ООН без соответствующей санкции СБ. Тем самым нарушается ключевой элемент Устава ООН - принцип неприменения силы в международных отношениях. Однако военно-политическое руководство (ВПР) ряда государств, и прежде всего США, для обоснования применения своих ВС якобы в рамках международного права приводит ряд аргументов, к которым относятся «подразумеваемые полномочия», «исключительные обстоятельства» и «гуманитарное вмешательство».

 «Подразумеваемые  полномочия» базируются на ранее  принятых решениях СБ ООН относительно  той или иной сложившейся ситуации  в рамках главы VII Устава ООН  «Действие в отношении угроз  миру, нарушений мира и актов агрессии»26. В 1999 году НАТО и в 2003-м США и Великобритания ссылались на резолюции СБ ООН при обосновании применения силы касательно соответственно Югославии и Ирака, хотя в тексте этих резолюций 1160 (1998 года), 1199 и 1203 (1999-го) по Косово и 1441 (2002-го) по Ираку отсутствуют положения, которые бы уполномочивали государства - члены ООН, в том числе США, делать это.

Мандат ООН (UN Mandate) - это  резолюция Совета Безопасности или  Генеральной ассамблеи, разрешающая  международную поддержку (проведение) миротворческих операций в форме привлечения многонациональных воинских контингентов под эгидой ООН, а также определяющая политическую цель и конкретных участников таких операций. Срок действия мандата ограничен и требует продления СБ или Генеральной ассамблеей ООН. В правовом отношении мандат предоставляет странам - участницам международной операции юридически законное право применения ВС. Как правило, документ содержит перечень следующих вопросов:

- основная цель операции;

- роль, задачи и функциональные обязанности привлекаемых воинских контингентов;

- состав и организация  этих сил;

- назначение командующего  силами ООН и определение его  юридической и функциональной  ответственности;

- создание органа, ответственного  за наблюдение и правовой контроль  операции;

- юридическая и функциональная  ответственность задействуемых  органов ООН и национальных  органов участников операции;

- определение прав, льгот  и принципов неприкосновенности  международных сил участников  операции;

- срок и условия,  на которых страна пребывания согласна на присутствие сил ООН;

- срок действия мандата  ООН.

Таким образом можно  сделать ряд выводов. Во-первых, в  Уставе ООН в качестве одних из основополагающих принципов закреплена Доктрина невмешательства и принцип  неприменения силы. Но вместе с тем в Уставе все содержатся положения, допускающие применение вооруженной силы и вооруженного вмешательства.

Информация о работе Международное вооруженное вмешательство. Теория и современная практика