Международное вооруженное вмешательство. Теория и современная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в определении природы международного вооруженного вмешательства в современных условиях, его значения и особенностей осуществления в современной системе международных отношений.
Исходя из цели курсовой работы, определены ее задачи:
- определить сущность международного вооруженного вмешательства, его виды в современных условиях.
- обозначить правовые рамки рассматриваемого феномена, а также определить роль таких международных организаций, как ООН И НАТО.
- рассмотреть исторические прецеденты проведения международного вооруженного вмешательства в системе международных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Международное право и международное вооруженное вмешательство. Роль ООН и НАТО в операциях вооруженного вмешательства.
1.1. Международное вооруженное вмешательство. Виды……………….6
1.2. Устав ООН и международное вооруженное вмешательство……...…11
1.3. Роль НАТО в операциях вооруженного вмешательства…………..14
Глава 2. Практический аспект международного вооруженного вмешательства.
2.1. Операция по пресечению агрессии………………………………….16
2.2. Операция гуманитарного вмешательства………………………….…20
2.3. Антитеррористическая операция…………………………………….22
2.4. Операция по свержению режима…………………………….……….24
Заключение………………………………………………………………….29
Список используемых источников и литературы……………………….32

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить несколько  военно-политических особенностей этого международного вооруженного вмешательства. Во-первых, в ходе данной операции США впервые применила в массовом масштабе новое сверхточное оружие - авиационные бомбы с лазерным и телевизионным наведением и крылатые ракеты, средства космического эшелона, самолеты электронной разведки и т.д. Таким образом в ходе операции «Буря в пустыне» была сипробована новая стратегия «война на расстоянии», когда высокоточные вооружения позволяли наносить удары с дальнего расстояния.

Кроме того, операция «Буря в пустыне» внесла в практику международной безопасности новый элемент Руководство Ирака приняло политическое решение   разрешить зарубежным СМИ вести освещение кофликта из Багдада в режиме реального времени. Последствия этого были масштабные. В значительно большей степени, чем раньше, мировое сообщество становилось прямым наблюдателем вооруженного конфликта. Таким образом, вооруженные конфликты становились мировыми публичными событиями, что накладывало дополнительные обязательства на поведение их участников.35

Таким образом, оперция  «Буря в пустыне» в целом по своей сути больше всего нпоминала  классическую операцию по международному вооруженному вмешательству для  пресечения агрессии и восстановлению мира, предусмотренную Уставом ООН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Операция гуманитарного  вмешательства.

 

Принципиально новая  форма силового миротворчества –  «гуманитарная интервенция» получила свое окончательное оформление в  результате операции НАТО «Союзническая  сила» в Косово. Одиннадцать недель (с 24 марта 1999 г. по 9 июня 1999 г.) массированных ракетно-бомбовых ударов НАТО по территории Союзной Республики Югославии (группировкам сербских войск, объектам военной и гражданской инфраструктуры), представленные Североатлантическим альянсом исключительно как «гуманитарные бомбардировки», по сути, рельефно обозначили новый этап в развитии современных взглядов на практику урегулирования международно-правовых конфликтов.

24 марта 1999 г. Генеральный  секретарь НАТО X. Солана объявил о начале воздушной кампании альянса против СРЮ с целью прекращения боевых действий, продолжающихся зверств, нарушений прав человека, а также ликвидации гуманитарной катастрофы, причем сделано это было в обход ООН: в данном случае не имели места ни резолюция Совета Безопасности (ст. 39 Устава ООН), ни принципиально возможная в соответствии с VII главой санкция на военное вмешательство «в силу региональных соглашений» (ст. 53 Устава ООН).36

Генеральный секретарь  ООН незамедлительно после начала акции выступил с сообщением, в  котором выразил сожаление по поводу провала достижения политического урегулирования по Косово со стороны югославских властей. Силовая акция стран НАТО вызвала сильнейший резонанс во всем мире. Особенно острой была реакция России, Белоруссии, Китая, Индии и ряда других государств, которые осудили вооруженное нападение НАТО на Югославию, предпринятое в обход правовых принципов.

Официальные представители  сил НАТО охарактеризовали свою акцию  в Косово как исключительный случай, потребовавший незамедлительных действий, и объясняли свое вторжение нежеланием Белграда подписать мирный план урегулирования косовской проблемы, необходимостью избежать серьезной гуманитарной катастрофы и положить конец продолжающимся репрессиям сербского режима косовских албанцев, а впоследствии вывести югославские войска, заменив их международным военным присутствием. После этого представителями НАТО говорилось об опасности распространения конфликта за пределы Югославии, способного вызвать нестабильность в регионе, и появления еще большего числа беженцев37.

14 апреля 1999 г. СБ ООН  отклонил 12 голосами против трех (Россия, Китай, Намибия) проект  резолюции, выдвинутый Россией,  который осуждал операцию НАТО  как нарушение статьи 2(4) Устава  ООН и требовал немедленного  прекращения использования силы  в Югославии.

28 апреля 1999 г. СРЮ выдвинула  в Международном Суде иск против 10 из 19 государств-членов НАТО, обвиняя  их в незаконном использовании  силы, вмешательстве во внутренние  дела другого государства, поддержки  террористов (АОК), нарушении международного  гуманитарного права и Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.). СРЮ также потребовала принятия временных мер защиты, чтобы заставить НАТО немедленно приостановить военную акцию и впредь воздерживаться от угрозы силой и ее использовании в отношении СРЮ. В поддержку своих требований СРЮ представила следующие аргументы: в международном праве не существует законного права «гуманитарного вмешательства», а в случае его существования операция НАТО не могла бы подпадать под его действие, т.к. выбранные средства — авиаудары — не соответствуют выполнению поставленных целей. 2 июня 1999 г. Международный Суд отклонил требования СРЮ.

В вопросе о правомерности  действий НАТО в Косово подавляющее  большинство исследователей придерживаются мнения о том, что операция НАТО была незаконна38. «Впервые в современной истории была реализована доктрина так называемого «нового интервенционизма», которая, несмотря на моралистскую риторику, выглядит как право более сильных государств и альянсов проводить вмешательство во внутренние дела более слабых и маргинализированных в общественном мнении государств»39. При этом «доказательством легитимности такого вооруженного вмешательства является не санкция ООН, но только внутренняя убежденность этого «полюса силы» в оправданности своих действии»40.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Антиреррористическая  операция.

 

Операция в Афганистане  стала еще одним примером международного вооруженного вмешательства, в условиях, когда терроризм превратился  в одну из самых актуальных угроз  системе международной безопасности.

Ситуация в Афганистане  вызывала озабоченность со стороны  мирового сообщества еще задолго  да террористической атаки 11 сентября 2001 года  на США. В ходе борьбы за власть в этой стране в 1996 году Кабул  был захвачен  вооруженными отрядами радикального исламистского движения «Талибан» во главе с верховным лидером муллой Муххаммадом Омаром, получившим поддержку со стороны Пакистана. «Объединенный исламский фронт спасения Афганистана» во главе с Ахмадом Шахом Масудом был оттеснен к границе с Таджикистаном. С 1997 году в Афганистане «прятался» Усама бен Ладен.

После взрывов в 1998 году американских посольств в Кении  и Танзании, которые были совершены  членами «Аль-Каиды», США нанесли  удары крылатыми ракетами по базам  и тренировочным центрам этой организации в Афганистане. В октябре 1999 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, которая призывала закрыть для самолетов  «талибов» иностранные аэропорты и заморозить финансовые  средства «Талибана». Также ООН потребовал выдать правосудию США Бен Лалена. В декабре 2000 года санкции были распространены на поставки оружия «талибам». В резолюции Совета Безопасности ООН 1333 впервые была упомянута организация «Аль-Каида».

После 11 сентября 2001 года США немедленно обвинила в террористических актах «Аль-Каиду» и лично Бен Ладена, потребовав от «талибов» его выдачи. 12 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН единодушно принял еще одну резолюцию 136841, в которой расценил эти терракты как угрозу международному миру и безопасности и поределили акции возмездия против их организаторов  как составную часть права государств - членов ООН на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Россия заявила о поддержке США и дала понять, что не возражает против использования вооруженными силами США аэродромов республик Центральной Азии. Но руководство «Талибана» категорически отказалось выдать Бен-Ладена.

После долгих колебаний  президент Пакистана генерал  Первез Мушарраф решил встать на сторону  США и дал согласие на сипользование  воздушного пространства страны в будущей операции вооруженного вмешательства в Афганситан. Такой же позиции придерживались Узбекистан, Киргизия, Тджикистан, Казахстан.

7 октября 2001 года, после  окончательного отказа «талибов»  выдать Бен Ладена и запретить  деятельность «Аль-Каиды» на своей  территории, началась операция «Несгибаемая свобода». В ней участвовали вооруженные силы США, Великобритании и «Северного альянса».

Стратегия операции заключалась  в том, чтобы мощными ракетно-бомбовыми  ударами уничтожить военную инфраструктуру «талибов»,  а затем поддержать наземную кампанию НАТО. Коалиции противостояли плохо вооруженные силы «талибов», а также члены «Аль-Каиды». В течении первой недели операции было обеспечено безусловное превосходство в воздухе, уничтожены системы связи, контроля и управления войсками «талибов».

Стоит отметить, что операция была безупречной с точки зрения международного права и Устава ООН.  Она способствовала формированию Антитеррористической коалиции и  явилась довольно действенным  предупреждением государствам и  политическим силам, которые так или иначе поддерживали действия террористов. Однако расчеты на то, что разгром большой части боевиков «Аль-Каиды» на территории Афганистана подорвет транснациональную террористическую сеть не оправдались. Она довольно быстро реорганизовалась.

Таким образом, хотя режим  «талибов» с самого начала и не признавался ООН, а международное вооруженное вмешательство против него было санкционировано Советом Безопасности ООН, успех операции «Несгибаемая свобода» в определенном  плане также стал рассматриваться, наряду с антитеррористической операцией, как прецедент  операций по «свержению режимов» для обеспечения международной безопаснсти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Операция по свержению  режима.

 

 

Фактором, предопределяющим развитие обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке, являются в настоящее время массовые выступления населения практически во всех странах региона.

Вслед за революциями  в Тунисе и Египте волнения приходят и в Ливию. 17 февраля проходят массовые выступления в городах  на востоке страны. Мятежники громят магазины, полицейские участки, сжигают радиостанцию и атакуют военную базу. Происходят вооруженные столкновения с властями, гибнут люди.

В ночь с 17 на 18 марта, подготовленная Францией и Великобританией, Ливаном  и США резолюция  1973 была принята в Совете Безопасности ООН42. В ней были выдвинуты три главных требования: объявление воздушного пространства Ливии зоной, закрытой для полетов; принятие необходимых мер для защиты населения Ливии, в том числе возможность боевых действий, за исключением применения международных сухопутных сил; замораживание счетов Национальной нефтяной компании и Центробанка Ливии. Словосочетание «необходимые меры» в тексте резолюции не расшифровывалось, но коалиция западных государств истолковала эту клаузулу как возможность вооруженного вмешательства во внутренние дела суверенной Ливийской Арабской Джамахирии, поставив свои вооруженные силы на сторону одной из противоборствующих вооруженных групп в гражданской войне в Ливии, чем фактически было нарушено международное право, базирующееся на принципах Вестфальской системы.43  
       Военно-политический подтекст очевиден: закрытие зон для полетов самолетов Каддафи имеет целью прекратить авиаобстрелы повстанческих военных формирований. А значит, под предлогом защиты гражданского населения Ливии, им дается карт-бланш на военную победу над Муаммаром. Завуалированная и размытая формулировка о праве на боевые действия международных сил может иметь, очевидно, и другую сторону медали: они не возбраняются для отдельных бригад или специальных батальонов, скажем, одной из стран коалиции – США, Великобритании, Франции, Канады, Италии.

Надо сказать, что международное  сообщество оказалось далеко не солидарным в определении «воспитательных  мер» против ливийского лидера. За резолюцию проголосовали 10 (из необходимых 9) постоянных и временных членов Совбеза ООН. В числе воздержавшихся оказались: Россия, Китай, Германия, Индия, Бразилия. Наложи право вето одна из «постоянных» стран, небо Ливии не утюжили бы французские и британские истребители, а ракетные жерла кораблей и подлодок не изрыгали бы тонны смертоносного огня. И развитие ситуации в Ливии пошло бы совсем другим путем.

Цель операции с романтическим  названием “Одиссея. Рассвет”, как  отмечалось, – не захват территории, не присвоение контроля над природными ресурсами и даже не предотвращение угрозы международному сообществу, а защита мирного населения. Решение ударить по войскам полковника Каддафи – по сути, первое применение на практике принципов, содержащихся в принятом ООН в 2005 году документе “об обязанности предоставить защиту, когда какое-либо государство не способно или не желает защищать свое население от тяжелейших преступлений”. Именно на основании этого документа была принята резолюция 1973 Совбеза ООН.

Первым посылает свои бомбандировщики Николя Саркози. В день принятия резолюции министр иностранных дел Ливии Мусса Кусса сделал официальное заявление: «Правительство Ливии объявляет о прекращении огня и всех военных операций». Попутно министр призвал международное сообщество прислать миссию международных наблюдателей для выяснения ситуации в Ливии. 
Но уже 19 марта, в субботу, в Елисейском дворце Саркози во всеуслышание заявил лидерам Лиги арабских стран, ЕС и ООН о том, что французские военные самолеты «препятствуют нападениям сил Каддафи на оплот ливийской оппозиции – город Бенгази». А вечером этого же дня вице-адмирал Билл Гортни сообщил в Пентагоне, что по Ливии выпущено 110 ракет «Томагавк». 

Самолеты НАТО начинают охоту за танками Каддафи. Уже 19 марта  оппозиция бомбит нефтяное  хранилище в районе Мисраты, медицинский кардиологический центр, дороги и мосты. Гибнет 64 человека, среди которых есть женщины и дети.

Вооруженные силы повстанцев возглавляет Абдель Фатах Юнис –  бывший министр внутренних дел Ливии.

Войска повстанцев предпринимают несколько попыток организованного марша на крупнейшие города Ливии, но не могут достичь значительного успеха, даже несмотря на помощь коалициии.

21 марта ракета уничтожает  резиденцию Каддафи в Триполи.  При этом военные заявляют, что Каддафи не является их целью. 25 апреля вновь удар по резиденции Каддафи. 30 апреля ВВС НАТО обстреливают дом Каддафи в Триполи, в результате чего погибает  младший сын полковника Сейф аль-Араб и трое внуков.

Информация о работе Международное вооруженное вмешательство. Теория и современная практика