Международные экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Участники международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношений подвергаются разнообразным рискам.
В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери.
В предпринимательской деятельности под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
Риск – это историческая и экономическая категория.

Содержание работы

Введение
1 Сущность, виды и формы рисков
Условия и причины возникновения рисков
Сущность и классификация рисков

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 78.95 Кб (Скачать файл)
 

     Завершающим этапом в анализе средств снижения риска является формулировка общего плана управления риском проекта.

Этот  план должен включать: результаты идентификации  всех областей риска проекта, перечень основных идентификаторов риска  в каждой области; результаты рейтинговой  оценки индикаторов риска, отражающих их значимость для достижения целей  проекта; результаты статистического  анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска  принятия проекта; рекомендуемые стратегии  снижения риска в каждой сфере  деятельности, связанной с реализацией  проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта. [10, c. 77] 

2.3 Меры снижения инвестиционных рисков

     После того как выявлены все риски в  инвестиционном проекте и проведен анализ, необходимо дать рекомендации по снижению рисков по этапам проекта. Основной принцип действия механизма  по снижению инвестиционного риска  состоит в комплексности по характеру  своего воздействия и экономической  целесообразности. Результаты анализа  и оценки рисков позволяют разработать  обоснованные мероприятия, направленные на их снижение, а именно:

     - распределение рисков между участниками проекта (возложение части рисков на соисполнителей);

     - резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;

     - снижение рисков финансирования;

  - страхование промышленных рисков;

     - страхование инвестиционного проекта.

     - система гарантий - получение гарантий государства, банка, инвестиционной компании и т.п.

     Каждая  из перечисленных мер нацелена на снижение вероятности неблагоприятных  событий, их совпадения и, как следствие, на сокращение дополнительных затрат, обусловленных влиянием неблагоприятных  факторов.

     Распределение риска осуществляется в процессе составления программы реализации проекта и контрактных документов. При заключении контракта можно  проделать следующее: определить возможности  каждого участника проекта в  части предотвращения рисковых событий  и их последствий; оценить долю риска, которую берет на себя каждый участник проекта; включить в контракт условие  о приемлемом вознаграждении за риск; добиться соблюдения паритета в распределении  риска и дохода между участниками  проекта. Чем больше доля риска, ложащаяся  на участника проекта, тем выше должно быть вознаграждение. Добиться справедливого распределения риска не так-то просто, ибо инвестор (заказчик) всегда стремится уменьшить стоимость проекта, а подрядчик -- увеличить. Торги как правило осуществляются в соответствии с принципом Парето: «Никакое изменение во взаимном соглашении двух сторон не может быть одновременно выгодным обеим сторонам».

     При распределении риска предполагаемые участники проекта стараются  раздобыть с информацию друг о  друге, оценить финансовое состояние, обязательность контрагента, заручиться поддержкой коммерческих структур.

     Создание  резервных фондов является одним  из основных способов компенсации непредвиденных расходов, обусловленных возможным  удорожанием работ (инфляцией затрат), и гарантией реализации проекта  в намеченные сроки.

     Резервирование  средств осуществляется следующим  образом: оцениваются возможные  последствия неблагоприятных событий  и обусловленные ими расходы;  резервы распределяются по видам  работ и затрат или в зависимости  от структуры контрактных отношений;  определяется порядок использования  резерва на непредвиденные расходы  при наступлении рискового события. Если компенсация непредвиденных расходов потребовала меньше средств, чем  было выделено из резерва, остаток возвращается в резервный фонд проекта. Часть  резерва должна находиться в распоряжении управляющего проектом для оперативного решения задач, возникающих в  ходе работ. При этом надлежит поддерживать положительное сальдо притока и  оттока денежных средств на каждой стадии расчета. [14, c. 15]

     В целях уменьшения риска несвоевременного расчета за выполненные работы и  реализованную продукцию и снижения риска финансирования в целом  необходимо формировать резерв, обеспечивающий осуществление проекта в заданные сроки и в пределах сметной  стоимости. Этот резерв обычно рассчитывают как сумму затрат на уменьшение: риска незавершенного строительства  или производства, влекущего за собой  дополнительные затраты и перебои  в поступлении денежных средств; риска временного уменьшения объема продаж и, как следствие, несвоевременного расчета с контрагентами;  налогового риска, обусловленного отменой налоговых  льгот.

     Как показывает зарубежный опыт, гарантией  надежности расчетов служит резервирование не менее 8 % всех планируемых на данном шаге затрат. Кроме того, следует  предусматривать дополнительные источники  финансирования проекта.

В тех  случаях, когда участники проекта  не могут за счет собственных средств  уменьшить вероятность наступления  того или иного рискового события  или компенсировать его последствия, осуществляется страхование риска, т. е. передача рисков страховой компании. Согласно существующей классификации видов страховой деятельности, при страховании финансовых рисков страховщик обязан полностью или частично компенсировать потерю доходов (упущенную выгоду) лицу, в пользу которого заключен договор страхования на случай: остановки производства или сокращения объема производства в результате оговоренных событий; непредвиденных расходов; неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке; иных событий. Законодательством РФ предусмотрена также обязанность стороны, на которой лежит риск случайного повреждения объекта строительства или производства, материала, оборудования и другого имущества, застраховать соответствующие риски. [16, c. 73]

     Выбор того или иного способа снижения риска должен базироваться на оценке экономической эффективности мероприятий  по следующему алгоритму: определение  риска, способного оказать наибольшее влияние на проект; расчет повышенных затрат с учетом вероятности наступления  неблагоприятного события; разработка перечня мероприятий, способствующих уменьшению вероятности и опасности  рискового события; определение  затрат на реализацию предложенных мероприятий; оценка выделенного резерва на непредвиденные расходы с точки зрения достаточности  для осуществления предложенных мероприятий по снижению риска; принятие решения о выполнении или отказе от противорисковых мероприятий; сопоставление  вероятности и последствий рисковых событий с затратами на мероприятия  по их снижению.

     В конкретных случаях выбор средств  снижения риска зависит от возможностей его предсказания. Так, известные, часто  встречающиеся риски могут быть снижены с помощью специально разрабатываемых превентивных мер. Например, риск потери части активов  предприятия вследствие хищений  может быть снижен за счет установления сигнализации на складах, улучшения  действующей системы учета и  контроля за хранением и использованием материальных ценностей.

     Управление  риском в России является сложной  проблемой, разрешимой только при использовании  комплексного подхода, который предусматривает  применение всего арсенала средств, включая эвристические и строгие  экономико-математические методы расчета  риска. Вопрос о выборе оптимальной  политики, направленной на снижение риска, решается в рамках микроэкономической теории. Соответствующий результат  гласит: оптимальная поли тика управления риском должна быть такой, чтобы предельные затраты на реализацию этой политики соответствовали пре дельной  полезности, доставляемой ее применением. [14, c. 11] 

3 ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ  РИСКОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ  ОТНОШЕНИЯХ

3.1 Страхование рисков

     Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической  деятельности предприятия состоит  в управлении рисками, наступление  которых не зависит от усилий предприятий, и которые являются внешними. Можно  выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных  убытков, вызываемых этими рисками: Страхование, хеджирование, применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты; анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных и заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями.

     Среди методов управления рисками в  ВЭД значительное место отводят  страхованию. По своей природе страхование - форма предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. В принципе, это также передача риска. Стороной, принимающей финансовые риски в данном случае, выступает страховая компания. Цель страхования субъекта экономики - защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событий. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения.

     Наряду  со страхованием применяют также  другие методы управления рисками. Для  управления рисками, связанными с падением цен на биржевые товары, фондовые ценности, а также неблагоприятным падением курса валют, широко применяются  различные методы хеджирования.

     Преимущество  хеджирования - возможность оперативного принятия решений, сравнительно невысокая  стоимость. К недостаткам следует  отнести относительно узкий спектр действия (только ценовые параметры  сделок на товары, фондовые ценности и  валюту), сложность используемых приемов, которые требуют высокого уровня квалификации специалистов. Это позволяет  использовать этот метод, как правило, на крупных предприятиях и при  больших объемах внешнеэкономических  операций (на российских предприятиях практически не используется).

     Отдельная область управления рисками в  ВЭД связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование  довольно большого разнообразия форм и методов. К основным из них относятся:

     - применение безотзывного подтвержденного  документарного аккредитива при  расчетах за поставку товара;

     - использование банковских гарантий (например, авалирование переводных  векселей - тратт и др.).

     Преимущество  данного механизма снижения рисков - простота и доступность использования  для участников ВЭД, недостаток - относительная  дороговизна данного типа услуг.

     Перечисленные способы не в состоянии обеспечить абсолютную защиту от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить. В значительной мере риски могут быть предотвращены путем эффективного внутрифирменного управления (например, диверсификацией деятельности и др.). Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками: страхованием, хеджированием, применением современных методов управления, форм и методов расчета во внешнеэкономических операциях. (4)

     В международной практике применяются  три основных способа страхования рисков: 1) односторонние действия одного из контрагентов; 2) операции страховых компаний, банковские и правительственные гарантии; 3) взаимная договоренность участников сделки. Иногда комбинируется несколько способов.

На выбор  конкретного метода страхования  валютного и кредитного рисков влияют такие факторы:

• особенности  экономических и политических отношений  со страной — контрагентом сделки;

• конкурентоспособность  товара;

• платежеспособность импортера или заемщика;

• действующие  законодательные ограничения на проведение валютных или кредитно-финансовых операций в данной стране;

• срок, на который необходимо получить покрытие риска;

• наличие  дополнительных условий осуществления  операции (залоговый депозит, гарантия третьего лица);

• перспективы  изменения валютного курса или  процентных ставок на рынке и т. д.

     С целью достижения оптимального страхования  валютного и кредитного рисков контрагенты  допускают уступки по одним статьям  соглашения, добиваясь преимуществ  по другим. Одним из методов страхования  рисков являются защитные оговорки —  договорные условия, включаемые в соглашения и контракты, предусматривающие возможность их пересмотра в процессе исполнения в целях страхования валютных, кредитных и других рисков, т. е. ограничения потерь контрагентов МЭО. Составной частью защитных мер от валютного риска является прогнозирование валютного курса и процентных ставок. При этом практикуются метод экспертных оценок, базирующийся на знаниях, интуиции субъектов рынка, и формализованные методы. В их числе рыночно-ориентированные методы, многофакторные эконометрические, а также методы, основанные на ретроспективном анализе динамики валютного курса.

     Мировая практика страхования валютных и  кредитных рисков отражает эволюцию этих рисков и методов защиты от них, связанную с изменениями в экономике и мировой валютной системе. При золотом стандарте валютные риски были минимальны, так как валютный курс колебался в узких пределах золотых точек. После первой мировой войны в условиях нестабильности мировой валютной системы валютные риски возросли. При Бреттонвудской системе, основанной на режиме фиксированных валютных курсов и паритетов, валютные риски были обусловлены периодическими официальными девальвациями и ревальвациями. За 1949—1973 гг. было проведено около 500 официальных девальваций и 10 ревальваций. В связи с кризисом Бреттонвудской системы и переходом к плавающим валютным курсам (с марта 1973 г.) и Ямайской валютной системе валютные риски увеличились.

Информация о работе Международные экономические отношения