Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы провести исследование и анализ операций по международным расчетам, их особенности, порядок осуществления, их преимущества и недостатки с точки зрения экспортеров и импортеров.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
· дать понятие международных расчетов и определить их сущность
· рассмотреть государственное регулирование международных расчетов
· определить валютно-финансовые условия внешнеторгового контракта
· проанализировать формы международных расчетов, порядок их применения, достоинства и недостатки
· рассмотреть документооборот по операциям с использованием финансовых инструментов
· определить порядок отражения международных расчетов по счетам бухгалтерского учета
· выявить риски при работе на внешнем рынке
· рассмотреть финансовую глобализацию и риски при международных расчетах
· определить перспективы развития деятельности банков при международном рынке
Введение
Глава 1. Международные расчеты: понятие и формы
1.1 Понятие, условия международных расчетов
1.2 Формы международных расчетов
1.3 Аккредитивная форма расчетов
1.4 Инкассовая форма расчетов
1.5 Банковский перевод
Глава 2. Организация и проведение международных расчетов в РФ
2.1 Сущность и формы безналичных расчетов в РФ
2.2 Осуществление расчетных операций через корреспондентские счета в РФ
2.3 Особенности проведения безналичных расчетов в Сберегательном банке Российской Федерации
Заключение
Приложения
Список использованной литературы
10. Проверка банком- эмитентом полученных документов и ( в случае выполнения всех условий аккредитива) перевод суммы платежа экспортеру.
11. Дебетирование банком - эмитентом счета импортера.
12. Зачисление авизующим
банком выручки на счет
13. Получение импортером- приказодателем документов от банка- эмитента и вступление во владение товаром.
Документарный аккредитив состоит из следующих основных элементов:
· Наименование (заголовок);
· Адрес бенефициара;
· Обещание оплатить переводные векселя;
· Срок векселей;
· Сумма аккредитива;
· Перечень требуемых документов;
· Характер товара;
· Дата истечения срока аккредитива;
· Возможность аннулирования аккредитива;
· Дополнительные данные, включая дату и номер аккредитива, ссылки на юридические номера и т.д.
Аккредитивы можно подразделять по нескольким критериям:
1) По виду товарной сделки:
· Экспортные;
· Импортные;
2) По характеру обеспечения:
· Документарные;
· Чистые;
3) По срокам выписываемых векселей:
· Оплата при предъявлении;
· Оплата в определенный срок;
4) По форме:
· Одноразовые
· Возобновляемые
5) По дополнительным
· Безотзывные подтвержденные аккредитивы;
· Безотзывные неподтвержденные аккредитивы;
· Отзывные неподтвержденные аккредитивы;
6) По реализации аккредитива:
· Аккредитив с платежом против документов;
· Акцептные аккредитивы.
Указанные принципы классификации не исключают друг друга. Например, аккредитив может быть импортным, одноразовым, документарным, оплачиваться по предъявлении в течение 60 дней, быть акцептным отзывным и неподтвержденным с оплатой в национальной валюте.
Экспортные аккредитивы предназначены для получения платежа по отгруженным на экспорт товарам, а импортные оплачивают ввезенные из-за рубежа товары. Аккредитив, сопровождающийся документами (счетом-фактурой, коносаментом), называется документарным. Если документы по условиям аккредитива не прилагаются, аккредитив-чистый.
Отличие аккредитивов срочных (открытых на определенный срок) от аккредитивов по предъявлении заключается в том, что в первом случае оплата векселей производится только через определенное количество дней после их акцепта.
Одноразовый аккредитив открывается для расчетов по конкретной поставке товаров, после исполнения которой аккредитив закрывается. Сумма возобновляемого аккредитива автоматически восстанавливается после каждой выплаты и не может быть исчерпана до даты истечения срока действий аккредитива.
Открытие отзывного
Аккредитив с платежом против документов означает, что приказодатель ( импортер) вносит соответствующую сумму в банк при открытии аккредитива. Это происходит нечасто. Наиболее распространен акцептный аккредитив, когда приказодатель обязуется перевести банку, открывшему аккредитив, соответствующую сумму в условленный срок.
При открытии аккредитива
банку нет необходимости
Основные особенности
аккредитива как формы
1) аккредитив не является
обращающимся инструментом. Он не
подлежит передаче другому
2) открывавший аккредитив
банк не вправе отказаться
от оплаты векселей, представленных
банком, производившим выплату по
безотзывному коммерческому
3) открывший аккредитив банк может отказать в оплате векселей, представленных в нарушении условий, оговоренных в тексте самого аккредитива;
4) посредник не несет
ответственность за качество
товаров и состояние
5) открывший аккредитив
банк несет ответственность
6) контракт между открывающим
аккредитив банком и
Резервный аккредитив представляет собой документ, независимо от его наименования содержащий обязательства банка- эмитента перед бенефициаром:
· Возместить средства, затраченные банком на осуществление платежа или авансированные этому банку;
· Произвести выплаты в погашение любой задолженности, произведенной банком, производящим выплату;
· Произвести выплаты, необходимые в случае нарушения своих обязательств банком, который должен осуществить выплату по аккредитиву.
1.4 Инкассовая форма расчетов
Инкассо- это операции с документами, осуществляемые банками на основании полученных инструкций в целях:
· Получения платежа и (или) акцепта;
· Передачи документов против платежа и (или) акцепта;
· Передачи документов на других условиях.
Документы могут быть финансовыми и (или) коммерческими. К финансовым документам относят переводные и простые векселя, чеки или аналогичные документы, используемые для получения платежа деньгами. К коммерческим- счета, транспортные документы, товарораспорядительные или любые другие документы, не являющиеся финансовыми. [6]
Различают два вида инкассо:
· Чистое инкассо означает инкассо финансовых документов- переводных и простых векселей, чеков, платежных расписок и тому подобных документов, используемых для получения платежа в форме денежных средств;
· Документарное инкассо- это инкассо не сопровождаемых финансовыми документами коммерческих документов ( все виды отгрузочных документов, сопровождающих товар), или финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами.
Участниками инкассовой операции ( сторонами по инкассо) являются:
· Принципал (доверитель)- сторона, которая дает банку поручение на инкассирование;
· Банк- ремитент- банк, которому принципал поручает операцию инкассирования;
· Инкассирующий банк- любой банк, кроме банка- ремитента, участвующий в операции по инкассированию;
· Предоставляющий банк- инкассирующий банк, осуществляющий представление плательщику.
Плательщик- это лицо, которому должно быть сделано представление в соответствии с инкассовым поручением.
Операции по инкассо проводятся в соответствии с Унифицированными правилами по инкассо ( публикация Международной торговой палаты № 522, 1995 г.)
Все документы, направляемые для инкассации, должны сопровождаться инкассовым поручением, в котором содержатся точные и полные инструкции. Банки не должны исследовать документы, чтобы найти в них необходимые указания.
Инкассовое поручение обязательно должно содержать следующие данные:
· Информацию о банке, от которого получено инкассовое поручение, и его полые реквизиты;
· Сведения о принципале( доверителе) включая полное его наименование, и, если необходимо, почтовый адрес, телефон, факс;
· Сведения о плательщике, включая полное его наименование, почтовый адрес ил место, в котором должно быть сделано представление, и, если необходимо, телефон, факс;
· Сумму подлежащей инкассации валюты;
· Перечень приложенных документов с указанием количества листов каждого документа;
· Срока и условия получения платежа и (или) акцепта;
· Условия передачи документов. Эти условия должны быть сформулированы ясно и недвусмысленно;
· В отношении подлежащих взысканию расходов указывается, допускается отказ от их оплаты или нет;
· В отношении подлежащих инкассации процентов (если таковые имеются) указывается, возможен или нет отказ от их оплаты, а также оговариваются размер процентов, процентный период, основание для расчета ( например, 365 ли 360 дней в году);
· Метод платежа и форма извещения;
· Инструкцию на случай неплатежа, неакцепта и (или) несогласия с другими условиями.
Схему расчетов по инкассо можно представить в следующем виде:
1. Заключение контракта (обычно с указанием банков, через которые будут производиться расчеты).
2. Отгрузка экспортером-
3. Получение экспортером
транспортных документов от
4. Подготовка экспортером
комплекта документов (транспортных
и др., а также при необходимости
и финансовых) и представление
их при инкассовом поручении
своему банку (банку-ремитенту)
5. Проверка банком-ремитентом
документов (по внешним признакам)
и отсылка их вместе с
6. Представление инкассирующим
банком инкассового поручения
и документов импортеру (
7. Получение инкассирующим банком платежа от плательщика и выдача ему документов.
8. Перевод инкассирующим
банком выручки банку-
9. Зачисление банком-ремитентом полученной выручки на счет экспортера.
Представление- это процедура передачи представляющим банком в соответствии с полученными инструкциями документов плательщику. В инструкциях должен быть точно указан период времени для совершения плательщиком любого действия. Документы должны быть представлены плательщиком в том виде, в каком они были получены, за исключением проставления идентификационных меток для инкассовой операции, необходимых индоссаментом.
Банки, участвующие в инкассовых
расчетах, обязаны действовать
Участвующие в операции инкассации банки не несут никакую ответственность и никакие обязательства за последствия, возникающие из-за задержки или потерь в пути каких-либо сообщений, писем или документов; за искажение, задержки или ошибки при передаче телеграмм, телекса или при сообщении по электронным системам; за ошибки в переводе или толковании технических терминов, а также за форс- мажорные обстоятельства.
Товары не должны отправляться непосредственно в адрес банка л на консигнацию банку без его предварительного согласия. Если же такое произошло, банк не обязан принимать товар, риск и ответственность за который продолжает нести отправитель.
1.5 Банковский перевод
Банковский перевод- это последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). [7]
Банковские переводы осуществляются
посредством платежных
Платежное поручение представляет собой приказ банка, адресованный своему корреспонденту, о выплате определенной суммы средств по просьбе и за счет перевододателя иностранному поручателю с указанием способа возмещения банку- плательщику выплаченной им суммы. Банки направляют друг другу платежные поручения, как правило, в электронном виде по международной системе СВИФТ (SWIFT).
С развитием электронных
технологий, увеличением межгосударственных
потоков рабочей силы и международного
туризма значительно возросли объемы
и значение международных переводов
физических лиц, так называемые переводы
без открытия счета. Эти переводы
осуществляются банками и небанковскими
специализированными
Расчеты с использованием векселей и чеков. [8]
В международных расчетах применяются переводные векселя. Выставляемые экспортером на импортера. Тратта- документ, составленный в уставленной законом форме и содержащий безусловный приказ одного лица (трассанта) другому (трессату) об уплате в указанный срок определенной суммы денег названному в векселе третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Трассант и ремитент могут быть одним и лицом, если тратта выписывается « на себя». По сути тратта является переводным векселем, который обращается в отличие от непередаваемого векселя. Оба термина используются преимущественно в международных сделках. За оплату векселя ответственность несет акцептант, в качестве которого выступает импортер или банк. Акцептованные банками тратты легко превратить в наличные деньги путем учета. Форма, реквизиты, условия выставления и оплаты тратт регулируются вексельным законодательство, которое базируется в основном на Единообразном вексельном законе, принятом Женевской вексельной конвенцией 1930 г, а также национальным законодательство (например, Единым торгово- коммерческим кодексом в США с 1954 г., законом о векселях в Великобритании).