Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:54, курсовая работа
Таким образом, целью данного исследования была попытка показать, что экспорт образования станет одним из наиболее приоритетных и прибыльных отраслей экономики, как в финансовом плане, так и стратегически. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты развития образовательных услуг.
2) Проанализировать мировые рынки образовательных услуг, а также национальные политики стран, проводимые в рамках экспорта ОУ.
3) Определить лидирующие страны, поставляющие образовательные услуги на международный рынок и провести их сравнительный анализ.
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития рынка образовательных услуг……………………………………………………………………………….…… 5
1.1. Потребительские потоки и операторы рынка образовательных услуг ... 5
1.2. Тенденции и особенности развития рынка образовательных услуг …. 10
Глава 2. Характеристика рынков образовательных услуг стран - лидеров ………15
2.1. Анализ новых тенденций и особенностей развития рынка образовательных услуг ……………………………………………………………... 15
2.2. Расходы на обучение и источники финансирования образовательных услуг …………………………………………………………………….……..….…. 19
Глава 3. Механизмы регулирования рынка образовательных услуг …………..... 26
Заключение …………………………………………………………...……………... 36
Список использованной литературы ……………………………………...…….…. 38
Федеральное агентство по науке и образованию Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теоретической
экономики и международных
по дисциплине «Международные экономические отношения»
на тему: «Международный рынок образовательных услуг»
Самара 2013
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы развития рынка образовательных
услуг…………………………………………………………………
1.1. Потребительские потоки и операторы рынка образовательных услуг ... 5
1.2. Тенденции и особенности развития рынка образовательных услуг …. 10
Глава 2. Характеристика рынков образовательных услуг стран - лидеров ………15
2.1. Анализ новых тенденций и особенностей развития рынка образовательных услуг ……………………………………………………………... 15
2.2. Расходы на обучение
и источники финансирования образовательных
услуг …………………………………………………………………….…….
Глава 3. Механизмы регулирования
рынка образовательных услуг ……
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………...…….…. 38
Введение
Современная экономика – это экономика, основанная на интеллектуальном капитале, знаниях и информации. В таких условиях человеческие ресурсы и интеллектуальный потенциал нации становятся главным богатством любой страны и главным инструментом в обеспечении национальной конкурентоспособности. Основной механизм развития интеллектуального капитала на любом уровне – от индивидуума и отдельной фирмы до отраслей и в целом национальной экономики, основной механизм преумножения национального интеллектуального потенциала – это повышение уровня знаний населения, уровня освоения гражданами страны тех навыков и умений, которые необходимы для профессиональной деятельности, для создания интеллектуального продукта, для генерирования новых знаний и технологий, а также поддержание и умножение этого уровня знаний на протяжении всего активного периода жизни любого гражданина страны. В связи с этим одной из важнейших задач государства и общества, решение которых позволило бы государству достичь высокого уровня национальной конкурентоспособности и обеспечить дальнейший планомерный и устойчивый экономический рост, а обществу позволило бы обеспечить необходимый для его процветания уровень жизни каждого из членов общества – создание эффективной и отвечающей всем современным требованиям системы образования и формирование полноценного, четко функционирующего рынка образовательных услуг.
То значение, которое образование имеет для современного мира в целом и для экономики в частности, комплексность этой системы, высокие темпы развития рынка образовательных услуг, постоянное возникновение новых видов и форм образовательных услуг – все это предопределяет актуальность данной темы и необходимость всестороннего изучения процессов, происходящих в сфере образования и взаимодействия и взаимовлияние образования и экономики.
Расширение экспорта образовательных услуг в последние десятилетия вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики многих развитых стран, к которым относятся США, Великобритания, Франция, Германия и др. страны по нескольким причинам:
Таким образом, целью данного исследования была попытка показать, что экспорт образования станет одним из наиболее приоритетных и прибыльных отраслей экономики, как в финансовом плане, так и стратегически. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты развития образовательных услуг.
2) Проанализировать мировые рынки образовательных услуг, а также национальные политики стран, проводимые в рамках экспорта ОУ.
3) Определить лидирующие страны, поставляющие образовательные услуги на международный рынок и провести их сравнительный анализ.
4) Выявить вклад, вносимый иностранными студентами, в экономическое развитие стран-лидеров.
5) Показать экспортно-импортные механизмы регулирования.
Глава 1. Теоретические основы развития рынка образовательных услуг
1.1. Потребительские потоки и операторы рынка образовательных услуг
С конца 40-х годов XX века
ведущие мировые державы
Торгуют на этом специфическом рынке многим. Услугами: языковые курсы, дистанционное образование, обучение в школах, повышение квалификации, дополнительное образование. Продуктами: программы, методики, учебные CD-диски, книги, статусами и именами. Но самый массовый, занимающий львиную долю рынка предмет продаж - услуги по получению высшего образования иностранными студентами.
На международной
шкале студенческих
Ярко выраженная
страновая образовательная
По оценкам Всемирной торговой организации (ВТО), емкость мирового рынка образования - 50-60 млрд. долларов. Рынок, складывавшийся почти шестьдесят лет, на сегодня, в общем, поделен. Устойчивый лидер - США, они контролируют почти треть мирового финансового образовательного оборота. Зарабатывает американская высшая школа на иностранных студентах в пятнадцать раз больше, чем тратит на нее правительство США. И, кстати, образование - пятая по значимости статья экспорта американской экономики. На втором месте по объемам образовательных продаж - Великобритания, за последнее десятилетие она утроила прием иностранных студентов. Далее плотно идут Германия и Франция: первая держит чуть больше десяти процентов рынка, вторая - чуть меньше. Завершают лидерский список Австралия, Канада и Испания, освоившие по 7-8% рынка.
Ценовая политика
четко коррелирует с
Дополнительный доход
учебным заведениям стран-
Но обучение иностранцев даст еще одну, очень солидную, статью доходов в национальную экономику - это проживание и питание студенток. Так, год проживания в Лондоне каждому школяру обходится и 13-15 тыс. долларов, В других английских городах средств потребуется меньше, но 7-10 тыс. долларов выложить все-таки придется. Студенческая жизнь в Америке потребует 6-14 тыс. долларов в год. В Австралии и Канаде - процентов на тридцать дешевле.
Совокупный экономический
эффект учебы от одного
Откуда берутся эти деньги? По большей части это семейные средства: 75-80% студентов оплачивают обучение из своего кошелька, но чаще - из родительского, За 8-10% студентов платят сами колледжи, университеты или правительства принимающих стран. Доля национальных правительств или университетов отправляющих сторон совсем невелика - 4-5%. Примерно столько же вносят частные спонсоры. А средства международных организаций не превышают одного процента.
При получении магистерской
степени картина меняется; доля
семейных средств уменьшается,
а доля средств учебных
Потребительские потоки
Международная
Третий центр - в
Австралии, он существенно
На протяжении последних
тридцати лет половину всех
студентов на мировой рынок
поставляют страны Азии. В лидерах
- Китай. Корея, Малайзия, Индия,
Гонконг. Устойчивый рост
К центрам устремлено
три потока образовательной
В Австралию и
Новую Зеландию студенты
Вся эта большая миграция происходит на фоне огромного множества мелких студенческих перетеканий из страны в страну - образовательными экспортными операциями занимаются 70% государств (129 стран по данным ВТО). Фоновое состояние не лидирующих сегодня на рынке стран отнюдь не статично, а посему не безобидно. Многие уже поняли, что обучение иностранцев - выгодный бизнес, и пытаются в него прорваться. Новым экспортерам вполне под силу изменить как состав группы лидеров, так и мировую образовательную карту.
В «знаниевую» коммерцию активно рвутся даже совсем маленькие страны. Новая Зеландия за пять лет в пять, раз увеличила число студентов и сейчас учит более 30 тыс. Столько же обучает и Швеция, за два последних года она удвоила контингент иностранных студентов.
Все больший экспортный вес набирают восточные страны, причем их темпы роста существенно выше, чем у старых игроков рынка. Китай с 1990 года на порядок увеличил число обучающихся иностранцев: с 5 до 50 тыс. В Японии сейчас их почти 80 тыс. Многие миллионы долларом, вложенные национальным частным капиталом в экономику образования Сингапура, дают основания полагать, что и он в ближайшее время заявит о себе на экспортном направлении. Очень, похоже, что в мире формируется четвертый образовательный центр, и, судя по экономическим скоростям азиатов, появление его не за горами. 4
Не починают на
лаврах Франция, Австралия и
Великобритания - в ближайшее десятилетие
они планируют сравняться по
образовательным услугам с
Информация о работе Международный рынок образовательных услуг