Международный рынок образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данного исследования была попытка показать, что экспорт образования станет одним из наиболее приоритетных и прибыльных отраслей экономики, как в финансовом плане, так и стратегически. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты развития образовательных услуг.
2) Проанализировать мировые рынки образовательных услуг, а также национальные политики стран, проводимые в рамках экспорта ОУ.
3) Определить лидирующие страны, поставляющие образовательные услуги на международный рынок и провести их сравнительный анализ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития рынка образовательных услуг……………………………………………………………………………….…… 5
1.1. Потребительские потоки и операторы рынка образовательных услуг ... 5
1.2. Тенденции и особенности развития рынка образовательных услуг …. 10
Глава 2. Характеристика рынков образовательных услуг стран - лидеров ………15
2.1. Анализ новых тенденций и особенностей развития рынка образовательных услуг ……………………………………………………………... 15
2.2. Расходы на обучение и источники финансирования образовательных услуг …………………………………………………………………….……..….…. 19
Глава 3. Механизмы регулирования рынка образовательных услуг …………..... 26
Заключение …………………………………………………………...……………... 36
Список использованной литературы ……………………………………...…….…. 38

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)




Федеральное агентство  по науке и образованию  Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теоретической  экономики и международных экономических  отношений

 

 

 

 

К У Р С  О В А Я   Р А Б О  Т А

 

по дисциплине «Международные экономические отношения»

на тему: «Международный рынок образовательных услуг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Выполнила: 

                                                             студентка 3-го курса

                                                             ИТЭ и МЭО,

                                                             направления «Экономика» (бакалавриат) - 1

                                                             Ромашкина Катерина Александровна

 

 

 

                                          Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2013

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические  основы развития рынка образовательных  услуг……………………………………………………………………………….…… 5

1.1. Потребительские потоки и операторы рынка образовательных услуг ... 5

1.2. Тенденции и особенности  развития рынка образовательных услуг …. 10

Глава 2. Характеристика рынков образовательных услуг стран - лидеров ………15

2.1. Анализ новых тенденций и особенностей развития рынка образовательных услуг ……………………………………………………………... 15

2.2. Расходы на обучение и источники финансирования образовательных услуг …………………………………………………………………….……..….…. 19

Глава 3. Механизмы регулирования  рынка образовательных услуг …………..... 26

Заключение …………………………………………………………...……………... 36

Список использованной литературы ……………………………………...…….…. 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная экономика  – это экономика, основанная на интеллектуальном капитале, знаниях и информации. В таких условиях человеческие ресурсы  и интеллектуальный потенциал нации становятся главным богатством любой страны и главным инструментом в обеспечении национальной конкурентоспособности. Основной механизм развития интеллектуального капитала на любом уровне – от индивидуума и отдельной фирмы до отраслей и в целом национальной экономики, основной механизм преумножения национального интеллектуального потенциала – это повышение уровня знаний населения, уровня освоения гражданами страны тех навыков и умений, которые необходимы для профессиональной деятельности, для создания интеллектуального продукта, для генерирования новых знаний и технологий, а также поддержание и умножение этого уровня знаний на протяжении всего активного периода жизни любого гражданина страны. В связи с этим одной из важнейших задач государства и общества, решение которых позволило бы государству достичь высокого уровня национальной конкурентоспособности и обеспечить дальнейший планомерный и устойчивый экономический рост, а обществу позволило бы обеспечить необходимый для его процветания уровень жизни каждого из членов общества – создание эффективной и отвечающей всем современным требованиям системы образования и формирование полноценного, четко функционирующего рынка образовательных услуг.

То значение, которое  образование имеет для современного мира в целом и для экономики в частности, комплексность этой системы, высокие темпы развития рынка образовательных услуг, постоянное возникновение новых видов и форм образовательных услуг – все это предопределяет актуальность данной темы и необходимость всестороннего изучения процессов, происходящих в сфере образования и взаимодействия и взаимовлияние образования и экономики.

Расширение экспорта образовательных услуг в последние десятилетия вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики многих развитых стран, к которым относятся США, Великобритания, Франция, Германия и др. страны по нескольким причинам:

  1. подготовка специалистов для зарубежных стран становится одной из наиболее выгодных статей экспорта,
  2. подготовка специалистов для других стран - это содействие реализации геополитических и экономических интересов страны;
  3. стремление привлечь иностранных студентов подталкивает вузы к реформированию системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда, повышению качества обучения, разработке новых учебных программ и курсов с «включением международных компонент», обеспечивающих подготовленность выпускников к работе в условиях глобальной экономики, и, в конечном счете, - превращению национальных университетов в международные научно-образовательные комплексы.
  4. стремление стран-экспортеров образования (особенно США, Германии и ряда других стран) использовать лучших иностранных выпускников для развития экономики и науки своих стран.

Таким образом, целью  данного исследования была попытка показать, что экспорт образования станет одним из наиболее приоритетных и прибыльных отраслей экономики, как в финансовом плане, так и стратегически. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1) Рассмотреть теоретические аспекты развития образовательных услуг.

2) Проанализировать мировые  рынки образовательных услуг,  а также национальные политики  стран, проводимые в рамках экспорта ОУ.

3) Определить лидирующие  страны, поставляющие образовательные  услуги на международный рынок и провести их сравнительный анализ.

4) Выявить вклад, вносимый  иностранными студентами, в экономическое  развитие стран-лидеров.

5) Показать экспортно-импортные  механизмы регулирования.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы развития рынка образовательных услуг

1.1. Потребительские потоки и операторы рынка образовательных услуг

 

С конца 40-х годов XX века ведущие мировые державы рассматривают  образование как часть своей  внешней политики, преследующей геоэкономические и геополитические цели. К концу  прошлого века сформировалась целая отрасль мирового хозяйства - международный рынок образовательных услуг с ежегодным объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и объемом потребителей в несколько миллионов человек.

 Торгуют на этом  специфическом рынке многим. Услугами: языковые курсы, дистанционное образование, обучение в школах, повышение квалификации, дополнительное образование. Продуктами: программы, методики, учебные CD-диски, книги, статусами и именами. Но самый массовый, занимающий львиную долю рынка предмет продаж - услуги по получению высшего образования иностранными студентами.

 На международной  шкале студенческих предпочтений  выше всего бизнес-образование.  Его покупает четверть всех  студентов. Это специализации,  связанные с экономикой, менеджментом, маркетингом, системами деловой информации и т.д. Почти 20% студентов изучают технические и инженерные науки, самые популярные из них - информационные технологии. Примерно столько же студентов выбирает естественные науки, причем половина - математику. Замыкают список профессий социальные специализации (7-8%), искусство (5-6%), медицина (4-5%). 1

 Ярко выраженная  страновая образовательная спецификация  при этом отсутствует. Лидерам  рынка скорее свойственна «учебная  всеядность», когда предлагается пакет всех мыслимых специальностей. Но так уж сложилось исторически, что в Америку больше едут получать бизнес-образование, в Германию - инженерно-техническое, во Францию - гуманитарное, а в Италию - медицинское.

 По оценкам Всемирной  торговой организации (ВТО), емкость мирового рынка образования - 50-60 млрд. долларов. Рынок, складывавшийся почти шестьдесят лет, на сегодня, в общем, поделен. Устойчивый лидер - США, они контролируют почти треть мирового финансового образовательного оборота. Зарабатывает американская высшая школа на иностранных студентах в пятнадцать раз больше, чем тратит на нее правительство США. И, кстати, образование - пятая по значимости статья экспорта американской экономики. На втором месте по объемам образовательных продаж - Великобритания, за последнее десятилетие она утроила прием иностранных студентов. Далее плотно идут Германия и Франция: первая держит чуть больше десяти процентов рынка, вторая - чуть меньше. Завершают лидерский список Австралия, Канада и Испания, освоившие по 7-8% рынка.

 Ценовая политика  четко коррелирует с рейтинговой  позицией: самое дорогое обучение - в США, далее - по нисходящей  согласно лидерскому списку. Год  обучения в американских вузах  - 15-25 тыс. долларов. В Англии цены  чуть ниже - 12-20 тыс. долларов. Обучение в Австралии и Канаде обойдется раза в полтора-два дешевле, чем в Америке. Средний же мировой уровень цен - 10 тыс. долларом. 2

 Дополнительный доход  учебным заведениям стран-реципиентов  приносит платное обучение на  языковых курсах. Плюс подготовительные курсы для поступления. Плюс траты на учебники и книги, плюс всякая мелочь - одежда, досуг, транспорт.

 Но обучение иностранцев  даст еще одну, очень солидную, статью доходов в национальную  экономику - это проживание и  питание студенток. Так, год проживания в Лондоне каждому школяру обходится и 13-15 тыс. долларов, В других английских городах средств потребуется меньше, но 7-10 тыс. долларов выложить все-таки придется. Студенческая жизнь в Америке потребует 6-14 тыс. долларов в год. В Австралии и Канаде - процентов на тридцать дешевле.

 Совокупный экономический  эффект учебы от одного иностранного  студента колеблется от 50-65 тыс.  долларов (студент Кембриджа или  Гарварда) до 15-20 тыс. (провинциальные  вузы Канады и Австралии). В  национальные экономики стран вслед за иностранными студентами приходит 100-120 млрд. долларов, половина этих денег напрямую идет в образовательные заведения.

 Откуда берутся  эти деньги? По большей части  это семейные средства: 75-80% студентов  оплачивают обучение из своего кошелька, но чаще - из родительского, За 8-10% студентов платят сами колледжи, университеты или правительства принимающих стран. Доля национальных правительств или университетов отправляющих сторон совсем невелика - 4-5%. Примерно столько же вносят частные спонсоры. А средства международных организаций не превышают одного процента.

 При получении магистерской  степени картина меняется; доля  семейных средств уменьшается,  а доля средств учебных заведений  растет. В Америке, например, расходы  американских университетов на магистерское обучение иностранных студентов вырастают в пять раз (до 40% всех приходящих средств). Соответственно, почти в два раза снижаются семейные траты. Причины вполне понятны: это уже не только образовательный бизнес, но и вклады в собственные трудовые ресурсы - до половины выпускников с магистерской степенью из числа иностранных студентов остаются работать в США, удовлетворяя запрос американской экономики в инженерных, компьютерных, математических специальностях. А в целом за год в национальные хозяйства стран-лидеров приходит примерно миллион иностранных специалистов, в этих же странах и подготовленных. Экономический эффект от деятельности этих специалистов в финансовом образовательном обороте не учитывается, но деньги-то это вполне сопоставимые, если не большие.

 Потребительские  потоки 

 Международная образовательная  карта выглядит сегодня следующим  образом. Есть два основных  образовательных центра - североамериканский  и европейский. США, где учится 600 тыс. студентов, совместно с  соседней Канадой держат треть всего студенческого легиона. Суммарный образовательный оборот Европы и по числу студентов, и по деньгам вполне сравним с Америкой.

 Третий центр - в  Австралии, он существенно меньше. Там в сумме с соседней Новой  Зеландией обучается около 200 тыс. иностранцев. 3

 На протяжении последних  тридцати лет половину всех  студентов на мировой рынок  поставляют страны Азии. В лидерах  - Китай. Корея, Малайзия, Индия,  Гонконг. Устойчивый рост демонстрируют  Таиланд, Индонезия, Сингапур  и Пакистан. Второй крупный поставщик - арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки: Марокко, Иран, Иордания, Алжир, Палестина.

 К центрам устремлено  три потока образовательной миграции. Основной поток - «Восток-Запад», его главное русло пролегает  от Юго-Восточной Азии в североамериканском направлении. Чуть меньше - в Европу. Другой трансконтинентальный поток - «Юг-Север», из Юго-Западной Азии и севера Африки. В основном он тоже устремлен на Америку, меньше - на Европу. Наконец, есть поток, соединяющий Европу с Америкой, в отличие от первых двух он двусторонний. Примерно 200-250 тыс. человек направляется в США, в Европу - раза в два меньше.

 В Австралию и  Новую Зеландию студенты приезжают  «по-соседски» - из Индонезии,  Сингапура, Гонконга. Вообще-то географическое соседство - не первый фактор учебных перемещений, но и не последний. В ЕС, например, сильна внутренняя образовательная миграция: от трети до половины иностранных студентов, европейцев по происхождению, в пределах Европы же и вращается.

 Вся эта большая миграция происходит на фоне огромного множества мелких студенческих перетеканий из страны в страну - образовательными экспортными операциями занимаются 70% государств (129 стран по данным ВТО). Фоновое состояние не лидирующих сегодня на рынке стран отнюдь не статично, а посему не безобидно. Многие уже поняли, что обучение иностранцев - выгодный бизнес, и пытаются в него прорваться. Новым экспортерам вполне под силу изменить как состав группы лидеров, так и мировую образовательную карту.

 В «знаниевую» коммерцию активно рвутся даже совсем маленькие страны. Новая Зеландия за пять лет в пять, раз увеличила число студентов и сейчас учит более 30 тыс. Столько же обучает и Швеция, за два последних года она удвоила контингент иностранных студентов.

 Все больший экспортный вес набирают восточные страны, причем их темпы роста существенно выше, чем у старых игроков рынка. Китай с 1990 года на порядок увеличил число обучающихся иностранцев: с 5 до 50 тыс. В Японии сейчас их почти 80 тыс. Многие миллионы долларом, вложенные национальным частным капиталом в экономику образования Сингапура, дают основания полагать, что и он в ближайшее время заявит о себе на экспортном направлении. Очень, похоже, что в мире формируется четвертый образовательный центр, и, судя по экономическим скоростям азиатов, появление его не за горами. 4

 Не починают на  лаврах Франция, Австралия и  Великобритания - в ближайшее десятилетие  они планируют сравняться по  образовательным услугам с лидером  отрасли - США. Да и сами американцы  совсем не собираются уступать позиции.

Информация о работе Международный рынок образовательных услуг