Международный рынок образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данного исследования была попытка показать, что экспорт образования станет одним из наиболее приоритетных и прибыльных отраслей экономики, как в финансовом плане, так и стратегически. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты развития образовательных услуг.
2) Проанализировать мировые рынки образовательных услуг, а также национальные политики стран, проводимые в рамках экспорта ОУ.
3) Определить лидирующие страны, поставляющие образовательные услуги на международный рынок и провести их сравнительный анализ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития рынка образовательных услуг……………………………………………………………………………….…… 5
1.1. Потребительские потоки и операторы рынка образовательных услуг ... 5
1.2. Тенденции и особенности развития рынка образовательных услуг …. 10
Глава 2. Характеристика рынков образовательных услуг стран - лидеров ………15
2.1. Анализ новых тенденций и особенностей развития рынка образовательных услуг ……………………………………………………………... 15
2.2. Расходы на обучение и источники финансирования образовательных услуг …………………………………………………………………….……..….…. 19
Глава 3. Механизмы регулирования рынка образовательных услуг …………..... 26
Заключение …………………………………………………………...……………... 36
Список использованной литературы ……………………………………...…….…. 38

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 В 2005 г. и 2006 г.  администрация президента США  в специальных меморандумах заявляла  основы государственной политики  в этой сфере. Основная задача - продвижение на международный  рынок образовательных услуг  по уже существующим учебным программам. Конкретные меры: объединение усилий всех структур, участвующих в процессе высшего образования, по привлечению иностранных студентов для обучения в США; снятие барьеров, препятствующих студенческой мобильности; оптимизация функционирования фондов и других структур, обеспечивающих существование программ студенческого и академического обмена; использование и развитие современных технологий обучения и прочее. Американцы могли себе позволить продавать только готовые продукты. И продавали успешно. Но такой подход подвергается серьезной критике, особенно на ежегодных конференциях NAFSA (Ассоциация международного образования). Основной аргумент: мир не стоит на месте и нужно предлагать все новые и новые образовательные продукты, если планируем и дальше быть впереди планеты всей.

 Так что конкуренция  стран - экспортеров образования  выходит на новый виток, появляются  новые игроки, и в ближайшее  десятилетие вполне вероятен  образовательный передел мира.

 А бороться есть  за что. К 2025 году общее количество студентов в мире возрастет с сегодняшних 97 до 260 млн. По прогнозу UNESCO, иностранных студентов к тому времени будет 5-7 млн., две трети них составят выходцы из Азии. Лидерство по поставке студентов будет за Индией и Китаем, стало быть, борьба развернется именно за эти регионы.5

 

1.2. Тенденции и особенности развития рынка образовательных услуг

 

В современном мире увеличивается  значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Современное общество, трансформируя все сферы человеческой жизни, оказывает революционное воздействие на мировую систему образования. Его роль постоянно растёт вместе с ростом влияния человеческого капитала. Важнейшим фактором развития любой страны становится образовательная инфраструктура, выделившаяся в отдельную отрасль организации и управления социально-экономическими процессами государственного масштаба.

Общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость  существенных изменений в системе  образования, можно сформулировать следующим образом:

- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышение уровня готовности граждан к такому выбору;

- переход к постиндустриальному информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышение профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- возрастание роли  человеческого капитала, который  в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи так и взрослого населения.

Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время  на мировом рынке образовательных  услуг наблюдаются следующие тенденции:

    1. Активизация деятельности мирового сообщества по повышению всеобщего уровня образования.6
    2. Усиливается тенденция к получению образования в течение всей жизни, повышается спрос на бизнес-образование.7

3.  Продолжающееся падение качества высшего профессионального образования. Причинами этого можно считать крайне низкое финансовое обеспечение государственных вузов дискриминация в заработной плате профессорско-преподавательского корпуса высших учебных заведений, массовый спрос на высшее профессиональное образования в стране, реальное отсутствие правовых барьеров для вузов, предоставляющих образовательные услуги низкого качества, низкий уровень информированности и правовой культуры населения.

4. Существенное влияние на систему высшего профессионального образования оказывает демографический спад конца 1980-х - начала 1990-х годов. По данным Минобрнауки РФ, сложная демографическая ситуация в высшем образовании продлится до 2020 г.

5.  Система высшего образования в целом сегодня более ориентирована на получение бюджетных средств, чем на внебюджетные доходы. Частные деньги от оплаты за обучение играют все меньшую роль. Платный контингент все больше смещается в сегмент не очень качественного, но дешевого высшего образования, отмечает директор центра экономики непрерывного образования АНХ при Правительстве РФ.8                                                    

Табл.1

Государство оказывается  одним из самых крупных потребителей услуг системы образования, наряду с отдельными гражданами, которые получают квалификацию, предприятиями, различными общественными организациями (таблица 1).

Прием на обучение в государственные  и муниципальные образовательные  учреждения высшего профессионального  образования за счет бюджетов всех уровней в 2010 г., по данным Росстата, составил 519,1 тыс. человек и сократился по сравнению с 2009 г. на 40,7 тыс. человек, или на 7,3%. Удельный вес принятых с полным возмещением стоимости обучения уменьшился на 1,3 процентного пункта и составил 56,6% от общего числа принятых.9

На соотношение числа  студентов, обучающихся на бюджетной  и внебюджетной основе, повлияет не только демография, но и динамика бюджетных  расходов на систему высшего образования. Номинальный рост бюджетного финансирования в системе высшего образования  достаточно серьезный - это 375,5 млрд руб. (2010 г.) С 2004 г. по 2010 г., то есть за последние 6 лет, объем бюджетного финансирования вырос в 4,5 раза. Однако в этот период число студентов-бюджетников не увеличивалось, наоборот, оно сократилось. И это привело к существенному росту расходов на обучение каждого бюджетника. В 2010 г. расходы в расчете на одного студента составили в среднем почти 135 тыс. руб., а если взять расходы на студента очного отделения, то цифра еще более высокая - почти 185 тыс. руб.

Стратегическим выбором России является инновационная модель отечественной экономики. В этих условиях чрезвычайно возрастает роль образования, так как именно образование является системой формирования интеллектуального капитала нации и одна из главных сфер производства инноваций.

Центром научного и инновационного развития в современном обществе становятся вузы. Эволюция вузов напрямую связана с общественным развитием. Около пятидесяти лет назад основу университетского образования составляли классические университеты, в 1990-е годы на образовательный рынок вышли бизнес-университеты. Ведущие вузы в значительной мере трансформировали свою деятельность. В качестве «продукта», «производимого» таким вузом, выступало не столько классическое профессиональное образование, сколько образовательная услуга в широком смысле этого слова. Она охватывала новые секторы рынка, в частности потребителей старших возрастных групп, которые не стремились получить документ об образовании, а желали приобрести конкретные знания в той или иной предметной области. Постепенно потребителями образовательных услуг становятся структуры бизнеса. На рынок выводятся новые продукты, такие как результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР), а также результаты прикладных научных исследований, проведенных сотрудниками вуза по конкретному заказу.

Перед российской системой образования стоит задача воспроизводства  и сохранения интеллектуального  потенциала общества по максимально  широкому спектру научных и наукоемких направлений, поскольку потребность в специалистах самого разного, заранее прогнозируемого, профиля будет неизменно возрастать. В этих условиях отсутствие требуемых специалистов с одной стороны, и принципиальная невозможность их быстрой подготовки, с другой, будут приводить к серьезному отставанию во вновь появляющихся прорывных направлениях. Задачу подготовки специалистов такого рода можно осуществить в результате создания в стране сильной и упорядоченной инновационной образовательной системы, имеющей систему стратегических целей развития российской системы высшего профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика рынков образовательных услуг

2.1. Анализ новых тенденций и особенностей развития рынка образовательных услуг

 

Одной из основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг является глобализация, которая представляет собой главную силу, изменяющую сегодня мир. Процессом глобализации охвачены все национальные системы образования. Высшее образование претерпевает серьезную трансформацию под прямым и опосредованным воздействием глобальных тенденций.

Усиление конкуренции по разным направлениям является неотъемлемым фактором глобализации и характеризует современное развитие мирового рынка образования. Растет конкуренция между классическими университетами. принадлежащими государству, и альтернативными высшими учебными заведениями типа виртуальных, корпоративных образовательных ассоциаций, которые находятся в руках частного капитала. Увеличивается борьба за студентов между вузами внутри страны и на межстрановом уровне.

Важной тенденцией последних десятилетий становится рост числа университетов в развивающихся странах. Существенно возросло количество вузов в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Несмотря на увеличение количества высших учебных заведений конкурировать с университетами развитых стран развивающимся странам пока сложно. Это происходит прежде всего из-за того, что вузы развивающихся стран в основном предлагают додипломные, а не последипломные программы обучения.10

Ограниченность  предложения последипломных программ в развивающихся странах объясняет еще одну немаловажную тенденцию развития мирового рынка образовательных услуг, а именно распределение иностранных студентов по программам обучения в развитых странах. В последнее время большая доля вновь прибывших студентов выбирает обучение в магистратуре и аспирантуре. Так, в США в 2007/08 учебном году 46,3% вновь прибывших иностранных студентов поступили на последипломные программы образования (магистратуру и аспирантуру), а 40,5% выбрали обучение по основным программам высшего образования (получение степени бакалавра).

Глобализация  рынка стала возможна благодаря либерализации рынков образовательных услуг, которая существенно усиливает взаимозависимость. Пока массовым снятие ограничении в сфере высшего образования считать нельзя. Менее половины стран - членов ВТО подписали соглашение о полном открытии своих образовательных рынков. И только половина из подписавших соглашение либерализует сферу высшего образования.

За последние 15 лет на мировом рынке образовательных услуг появились новые лидеры. Серьезный рывок сделала Австралия. Согласно прогнозам, спрос на австралийское высшее образование составит 280 848 чел. к 2025 году, что почти в 2 раза превышает показатель 2005 года (163 346 чел.). В 2010 году ежегодные темпы роста спроса на австралийское высшее образование составляют 4.25 %, а до 2015 году - 3 %. Уже к 2020 году спрос превысит предложение и к 2025 году неудовлетворенные потребности составят 22 692 чел.23

Укрепляются позиции ЮАР на мировом рынке образовательных услуг. Так, по показателю приема иностранных студентов Университет Кейптауна находятся на 50 месте в мире. Индия в немалой степени благодаря выбору ее в качестве страны обучения индийской диаспоры за рубежом укрепляет свои позиции в международном образовании.

Не менее  важной тенденцией развития мирового рынка образовательных услуг  можно считать расширение сферы  деятельности и влияния международных  организаций, стремящихся к мировому правлению, а также необходимость  решать острейшие глобальные проблемы на наднациональном уровне. Управление глобальными процессами в образовании осуществляют такие международные институты как ООН, ЮНЕСКО. ОЭСР, «Большая восьмерка», Всемирный банк и др.

Развитие  мирового рынка образовательных  услуг предопределяется развитием информационных технологии (ИТ) и телекоммуникации.

Перспективы использования инновационных технологий в образовании безграничны. Технологии предоставляют колоссальные возможности  процессов сбора, обработки и  передачи данных. Они позволяют сокращать расходы на обучение студентов: происходит замещение бумажных носителей информации электронными, учебные курсы и библиотечные материалы перемещаются в режим он-лайн. Наряду со снижением материальных затрат сокращаются и временные затраты на достижение необходимого результата. Диверсифицируются формы семинарской работы, появляется возможность организации интерактивных мероприятий - дискуссий, конференций, совещаний. Благодаря ИТ расширяется доступ к высшему образованию. Развивается система дистанционного образования, создаются виртуальные университеты. Так, в 2001/2002 учебном году возможностями дистанционного обучения в Открытом университете Великобритании воспользовались более 8 тыс. нетрудоспособных студентов.11

Информационные  технологии, по сути, являются двигателем внутренней и внешней интернационализации вузов и способствуют реализации концепции непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Региональная  интеграция является еще одним процессом, происходящим в сфере международного образования. Создаются региональные образовательные организации. Ярким примером здесь является Азия, которая, являясь основным регионом, поставляющим потребителей образовательных услуг на мировом рынке, активно конкурирует с традиционными лидерами. Только в этом регионе создано около 6 региональных организаций, стимулирующих внутрирегиональное сотрудничество в области образования. К ним относятся Ассоциация высших учебных заведений Юго-Восточной Азии, Азиатский и Тихоокеанский центр по развитию и инновациям в образовании, Юго-Восточный Азиатский региональный центр высшего образования и развития, Ассоциация университетов Азии и Тихоокеанского региона, организации, стимулирующие университетскую мобильность в Азии, Тихоокеанском регионе и в регионе Индийского океана. К подобного рода региональным организациям в других частях света относится Ассоциация университетов содружества наций и др.

Информация о работе Международный рынок образовательных услуг