Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:54, курсовая работа
Таким образом, целью данного исследования была попытка показать, что экспорт образования станет одним из наиболее приоритетных и прибыльных отраслей экономики, как в финансовом плане, так и стратегически. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты развития образовательных услуг.
2) Проанализировать мировые рынки образовательных услуг, а также национальные политики стран, проводимые в рамках экспорта ОУ.
3) Определить лидирующие страны, поставляющие образовательные услуги на международный рынок и провести их сравнительный анализ.
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития рынка образовательных услуг……………………………………………………………………………….…… 5
1.1. Потребительские потоки и операторы рынка образовательных услуг ... 5
1.2. Тенденции и особенности развития рынка образовательных услуг …. 10
Глава 2. Характеристика рынков образовательных услуг стран - лидеров ………15
2.1. Анализ новых тенденций и особенностей развития рынка образовательных услуг ……………………………………………………………... 15
2.2. Расходы на обучение и источники финансирования образовательных услуг …………………………………………………………………….……..….…. 19
Глава 3. Механизмы регулирования рынка образовательных услуг …………..... 26
Заключение …………………………………………………………...……………... 36
Список использованной литературы ……………………………………...…….…. 38
Региональное
перемещение иностранных
Интернационализация и гармонизации национальных систем высшего образования являются важными тенденциями развития мирового рынка образования. Так, Сорбонская декларация (1998 г.) призывает к унификации образования и созданию единого европейского образовательного пространства. Болонская декларация, подписанная годом позже, преследовала цели повышения конкурентоспособности европейского образования и увеличения мобильности студентов в рамках Европы.
На мировом
рынке образовательных услуг
наблюдается изменение
2.2. Расходы
на обучение и источники
Ценовая политика четко коррелирует с рейтинговой позицией: самое дорогое обучение — в США, далее — по нисходящей согласно лидерскому списку.
Международные цены годичного обучения иностранного студента в США в среднем составляют 15-25 тысяч долларов США (в том числе на медицинских факультетах - 20 тысяч долларов). Обучение по популярной сегодня специальности магистра делового администрирования ("Master of Business Administration", сокращенно MBA) в университетах Нью-Йорка, Чикаго, Пенсильвании, Филадельфии (США) обходится в 30-35 тысяч долларов в год, а в менее известном Университете Стрэтклайд (Глазго, Великобритания) - 22 тысячи долларов. 13
В Англии цены чуть ниже — 12−20 тыс. долларов. В провинциальных английских университетах программу МВА можно освоить за 9-10 тысяч долларов в год.
По другим подсчетам, академический курс в Англии на базе среднего образования на соискание степени бакалавра стоил для иностранцев в 2000 году от 40 000 до 50 000 долларов США. Проживание и питание в Лондоне стоит иностранным студентам до 14 500 долларов в год. В итоге, один год жизни и учебы на степень бакалавра в Англии обходится иностранному студенту в сумму от 50 до 65 тысяч долларов. Годичный постдипломный теоретический курс в британских университетах, завершающийся степенью магистра права, естественных или гуманитарных наук стоит иностранцам в среднем от 32 до 50 тысяч долларов. Еще дороже обходится двухгодичное обучение в аспирантуре от 64 до 100 тысяч долларов, без учета расходов на проживание, питание и т.д. В Таблице 3 представлен каталог самых популярных учебных заведений Великобритании, а также соответствующая стоимость обучения.
Таблица 3. Каталог университетов.
Название |
Месторасположение |
Профилирующие факультеты |
Стоимость обучения в год в фунтах |
Cambridge University |
Кэмбирдж |
Экономика, право, медицина, естественные науки, инженерные науки, |
12 500 |
Central Saint Martins College |
Лондон |
Мода и текстиль, изящные искусства, живопись, драма |
12 000 |
Edinburgh University |
Эдинбург |
Экономика, право, медицина |
12 000 |
Imperial College |
Лондон |
Медицина, естественные науки, инженерные науки |
12 500 |
London School of Economics |
Лондон |
Экономика, бизнес и менеджмент, право, социология |
12 500 |
Manchester University |
Манчестер |
Экономика, медицина |
9 500 |
Oxford Brooks University |
Охфорд |
Бизнес, общественные науки, право, гостиничный менеджмент, строительство, педагогика, спорт и др. |
8 600 |
Oxford University |
Оксфорд |
Экономика, право, инженерные науки, медицина, архитектура, искусство и дизайн |
12 000 |
|
Бирмингем |
Экономика, естественные науки, гуманитарные науки |
9 600 |
University College London |
Лондон |
Экономика, право, архитектура, искусство и дизайн |
12 000 |
Средняя стоимость в Новой Зеландии – 10 000 новозеландских долларов за год обучения в высшей школе этой страны, проживание в семьях, обходится от 560 до 780 новозеландских долларов в месяц.
В крупнейшем в Австралии университете Монэша - стоимость обучения - около 5 000 долларов в год.
В Германии в Штутгартском университете менеджмента и технологий годичная плата за обучение достигает 20 тысяч евро.14
В национальные экономики стран вслед за иностранными студентами приходит 100−120 млрд. долларов, половина этих денег напрямую идет в образовательные заведения. Откуда берутся данные средства?
По большей части это — семейные средства: 75−80% студентов оплачивают обучение из своего кошелька, но чаще — из родительского. За 8−10% студентов платят сами колледжи, университеты или правительства принимающих стран. Доля национальных правительств или университетов отправляющих сторон совсем невелика — 4−5%. Примерно столько же вносят частные спонсоры. А средства международных организаций не превышают 1%.
При получении магистерской степени картина меняется: доля семейных средств уменьшается, а доля средств учебных заведений растет.
Согласно данным Института международного образования, на сегодняшний день более 80% иностранных студентов - соискателей степени бакалавра сами оплачивают свое обучение в США, и лишь 8,8% получают средства на свою учебу от американских колледжей, университетов или правительства США.
Расходы же американских университетов на магистерское обучение иностранных студентов вырастают в пять раз (до 40% всех приходящих средств). Соответственно, почти в два раза снижаются семейные траты. Причины вполне понятны: это уже не только образовательный бизнес, но и вклады в собственные трудовые ресурсы — до половины выпускников с магистерской степенью из числа иностранных студентов остаются работать в США, удовлетворяя запрос американской экономики в инженерных, компьютерных, математических специальностях.
Представляет интерес тенденция уменьшения на протяжении последних 20 лет доли средств национальных правительств и университетов в финансировании учебы своих студентов в США - с 13% в 1980 году до 4% в 2000 году, и одновременно - рост доли американских колледжей и университетов в финансировании учебы иностранцев (прежде всего обучающихся в магистратурах) - соответственно с 9,2% до 19,8% (таблица 4). Причина данного явления в нежелании правительств многих стран продолжать финансировать подготовку кадров для нужд американской экономики, ибо все возрастающее число иностранных студентов после завершения учебы остается работать в США15
Таблица 4. Изменение соотношения источников финансирования учебы иностранных студентов в США в 1990-2010 годах, %
Источники финансирования |
1989 1990 |
1994/ 1995 |
1999/ 2000 |
2004/ 2005 |
2005/ 2006 |
2006/ 2007 |
2007/ 2008 |
2008/ 2009 |
2009/ 2010 |
2010/ 2011 |
Личные и семейные средства |
65,4 |
66,2 |
63,7 |
68,4 |
67,8 |
67,2 |
67,9 |
67,1 |
67,1 |
66,9 |
Колледж или университет США |
9,2 |
11,6 |
18,2 |
16,5 |
16,5 |
16,9 |
18 |
18,3 |
18,9 |
19,8 |
Национальное правительство/ |
13 |
12 |
6,7 |
5,3 |
5,2 |
5,5 |
5,9 |
5,4 |
4,5 |
4 |
Частный спонсор из США |
1,9 |
1,9 |
3,1 |
2,2 |
2,1 |
2,3 |
2,3 |
1,9 |
2,7 |
2,5 |
Иностранный спонсор |
3 |
3 |
2,2 |
2,5 |
2,9 |
3,5 |
2,5 |
2,8 |
2,7 |
2,4 |
Доход от текущей работы |
2,7 |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
2 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,4 |
Другие источники |
2,8 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,2 |
0,2 |
1,1 |
0,8 |
1,9 |
Правительство США |
2 |
2,1 |
2,2 |
1,2 |
1 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
Международная организация |
- |
- |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Как видно и вышеизложенного, образование - один из основных источников увеличения доходов. В общей сложности иностранные граждане ежегодно платят за свое обучение, а также проживание в различных странах мира десятки миллиардов долларов. Совокупный экономический эффект от учебы от одного иностранного студента колеблется от 50−65 тыс. долларов (студент Кембриджа или Гарварда) до 15−20 тыс. (провинциальные вузы Канады и Австралии).
Исходя из данных исследования, экспорт образования станет одним из наиболее прибыльных отраслей экономики, как в финансовом плане, так и стратегически. Это продиктовано тем, что студенческая мобильность отражается не только на цифрах финансовых показателей, связанных с затратами на обучение и необходимыми расходами на проживание.
Трудоустройство по окончании вуза и возможная натурализация в стране обучения являются не менее важными факторами, влияющими на получение высшего образования за рубежом. То есть страны-экспортеры оптимизируют затраты на подготовку собственных национальных кадров, ибо иностранцы учатся у тех же преподавателей, пользуются тем же учебным оборудованием, теми же библиотекам живут в тех же общежитиях, что и местные студенты.
Дополнительный доход учебным заведениям стран-реципиентов приносит и то, что иностранные студенты за дополнительную плату учатся на языковых курсах той страны, куда они приехали осваивать выбранную ими специальность. Обучение языку занимает от 6 месяцев до года, а стоимость занятий, например, в частной языковой школе в Англии составляет до 300 долларов в неделю. Плюс подготовительные курсы для поступления. Плюс траты на учебники и книги, плюс одежда, досуг, транспорт.
Следует отметить, что иностранные студенты являются не только источником дополнительных доходов и пополнением дефицита квалифицированной рабочей силы. Студенты-иностранцы также очень сильно влияют на сохранение конкурентоспособности национальных вузов, подталкивая их к улучшению качества преподавания и бытовых условий, расширению научно-исследовательской базы, разработке принципиально новых курсов обучения при унификации измерения успеваемости студентов (кредитов) и обеспечению возможности перехода из одного высшего учебного заведения в другое без затрат на дополнительное обучение. Таким образом, наличие определенного процента студентов-иностранцев свидетельствует о том, что данное высшее учебное заведение стремится к активному развитию и заботится о поддержании своего реноме на международной арене.16
Обучение иностранных студентов влияет также на развитие их стран и способствует глобальной экономической и политической стабильности.
Таким образом, образовательные учреждения все активнее включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан. Обучение иностранцев становится действенным фактором стимулирования экономического роста. Сегодня, по данным ЮНЕСКО, свои образовательные услуги для иностранцев предлагают многие тысячи высших учебных заведений из 129 государств, хотя основная конкуренция происходит, как правило, между наиболее развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралией и Японией. Закономерно, что большинство иностранных студентов учатся в промышленно развитых странах, имеющих соответствующую образовательную инфраструктуру и педагогические кадры.
Глава 3. Механизмы
регулирования рынка
Регулирование рынка образовательных услуг происходит на уровне государства, в рамках национальных экономик и на мировом, наднациональном уровне.
Государственное регулирование рынка образовательных услуг осуществляется с целью эффективного функционирования рынка образовательных услуг, стимулирования процесса создания институтов, обеспечивающих общенациональные интересы производителей и потребителей образовательных услуг. К регулирующим органам относятся министерства образования, службы и агентства, входящие в их состав. На министерства образования возложены функции выработки и принятия нормативно-правовых актов, их претворение в жизнь, проведение государственной политики в сфере образования, а также контроля над деятельностью входящих в его состав организаций.
Деятельность национальных агентств
Свою деятельность на мировом рынке образовательных услуг осуществляют как национальные, так и международные организации. К национальным организациям относятся специализированные агентства, службы, фонды, основные функции которых сводятся к привлечению иностранных граждан для обучения в высших учебных заведениях соответствующих стран. Интересы некоторых стран - лидеров мирового рынка образовательных услуг представляют несколько национальных организаций.
США
США характеризуются весьма диверсифицированной структурой, стимулирующей продвижение страны на мировом рынке образовательных услуг. Пропагандой образования США и привлечением студентов из стран мира занимаются американские советы по международному образованию. Ассоциация международных деятелей образования, Институт международного образования. Международный совет по научным исследованиям и обменам и ряд других специализированных организаций и фондов.
Информация о работе Международный рынок образовательных услуг