Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:54, курсовая работа
Таким образом, целью данного исследования была попытка показать, что экспорт образования станет одним из наиболее приоритетных и прибыльных отраслей экономики, как в финансовом плане, так и стратегически. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты развития образовательных услуг.
2) Проанализировать мировые рынки образовательных услуг, а также национальные политики стран, проводимые в рамках экспорта ОУ.
3) Определить лидирующие страны, поставляющие образовательные услуги на международный рынок и провести их сравнительный анализ.
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития рынка образовательных услуг……………………………………………………………………………….…… 5
1.1. Потребительские потоки и операторы рынка образовательных услуг ... 5
1.2. Тенденции и особенности развития рынка образовательных услуг …. 10
Глава 2. Характеристика рынков образовательных услуг стран - лидеров ………15
2.1. Анализ новых тенденций и особенностей развития рынка образовательных услуг ……………………………………………………………... 15
2.2. Расходы на обучение и источники финансирования образовательных услуг …………………………………………………………………….……..….…. 19
Глава 3. Механизмы регулирования рынка образовательных услуг …………..... 26
Заключение …………………………………………………………...……………... 36
Список использованной литературы ……………………………………...…….…. 38
Консультационные центры по образованию в США
«Образование США» (EducationUSA) представляет собой сеть из более 450 советов, которые поддерживаются Бюро по делам культуры и образования Государственного департамента США. Данная организация содействует продвижению высшего образования США за рубежом путем предоставления точной и оперативной информации о возможностях получения образования в США и руководства о том, как лучше получить доступ к этим возможностям. Одним из направлений ее деятельности внутри страны является предоставление высшим учебным заведениям США информации о важности набора иностранных студентов, о международной образовательной политике, о глобальных образовательных системах и том, как поддерживать доброжелательную атмосферу для иностранных студентов.17
В России консультационные центры представлены в Москве, Санкт- Петербурге, Чебоксарах, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Обнинске, Калуге, Ростове-на-Дону, Томске, Владимире, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Йошкар-Оле. Московский центр был открыт в 1991 году. Сегодня центр является крупнейшим в Евразии и обслуживает более 30 ООО клиентов в год.18
Институт международного образования (Institute for International Education - НЕ), созданный в 1919 году, является крупнейшей организацией в мире по международному образованию и тренингам. Институт стимулирует развитие международных связей в области образования, содействует укреплению связей между вузами разных стран, помогает распространению академических свобод и т.д.
Институт международного образования проводит исследования, распространяет информацию о международном обучении среди нескольких тысяч студентов и абитуриентов, преподавателей, государственных служащих и деловой интеллигенции во всем мире посредством публикаций. Институт также проводит конференции, организует информационные центры и оказывает консультационные услуги.
Институт международного образования стремится обеспечивать самое высокое качество международного образования и стажировок посредством более чем 250 образовательных программ в разных сферах, благодаря которым около 18000 человек из 175 стран ежегодно повышают уровень своего образования. На программы привлекаются преподаватели, специалисты, студенты, обучающие по программам додипломного и постдипломного образования. Структура образовательных программ представлена на рисунке 4.
Программы Института обеспечиваются
и финансируются американскими
агентствами и агентствами
Институт международного образования также поддерживается членскими и регистрационными взносами, прибылью от публикаций и сборами от благотворительных акций.
Основными спонсорами Института международного образования являются:
- Государственный департамент США;
- Агентство по международному развитию США;
- Департамент энергетики США;
- Всемирный банк;
- Институт Cisco;
- Фонд Форда;
- Фонд Фримана;
- Фонд «Дженерал Электрик»;
- Фонд «Голдман Сакс»;
- правительства Бразилии, Чили, Японии и испанский фонд Леви Штрауса;
- Фонд Люсент (Lucent Technologies Foundation);
- Фонд МакАртуров;
- Фонд Паккарда;
- Фонд AIG и др.
Совокупные затраты Института международного образования в 2007 году составили 244,7 млн. долл., из которых 220 млн. долл. было израсходовано на программы международного обмена студентов и аспирантов, что существенно превышает показатели 2006 года (208,7 и 192,1 млн. долл. соответственно).19
На территории США имеются 6 офисов Института международного образования в разных городах. В мире Институт имеет 14 офисов, расположенных в Гонконге, Венгрии, Мексике, России, Таиланде, Вьетнаме, Украине, Египте, Китае, Индонезии, Эфиопии.
Ассоциация международных деятелей образования (Association of International Educators - NAFSA), основанная в 1948 году как Национальная ассоциация консультантов зарубежных студентов для поддержки профессиональною развития работников американских колледжей и университетов, отвечает за помощь и консультирование иностранных студентов, прибывших для обучения в США после Второй мировой войны. Ассоциация содействует развитию международного образования и предоставляет возможности профессионального роста в данной сфере, разрабатывая стандарты и др. Ассоциация предоставляет гранты.
Ассоциация включает в себя членов из различных организаций, фондов, международных и национальных корпораций, исследовательских центров, общественных организаций и культурных групп. NAFSA сотрудничает с посольствами и консульствами из более чем 160 стран. Большинство членов NAFSA работают в качестве консультантов для иностранных студентов, консультантов по обучению за рубежом, директоров международных программ, учителей английского языка для иностранных студентов и др. Ассоциация включает в себя более 8000 человек из 80 стран мира.
Стоит отметить, что, согласно оценкам Арефьева А. Л., совокупный годовой бюджет всех специализированных организаций и фондов по привлечению иностранных граждан на обучение в США превышает 1 млрд. долл.20 Высокие затраты и эффективность исполнения функций специализированных учреждений США напрямую связаны с лидирующим положением страны на мировом рынке образовательных услуг.
Великобритания
В Великобритании масштабную деятельность по привлечению иностранных студентов проводит ряд организаций. Самая серьезная роль принадлежит Британскому совету.
Британский совет (British Council) был создан в 1934 году. Сегодня Британский совет имеет офисы в 215 городах 110 стран мира. Деятельность
Совета осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего, это культурно-образовательная деятельность. Только за год центры Британского совета посещает 8.5 млн. чел., сдают профессиональные и академические экзамены 1,3 млн. чел. В центрах Совета ежегодно изучают английский язык 325 тыс. чел. Совет организует 1700 культурных мероприятий в год.
Британский совет активно занимается привлечением иностранных студентов в страну. В настоящее время Совет проводит правительственную кампанию по привлечению в Великобританию для получения высшего образования на 100 ООО иностранных студентов больше к 2011 году. Ряд исследований предполагает, что как минимум 40 % иностранных студентов в Великобритании прибегают к услугам Британского совета перед тем, как приехать на обучение. В 2005-2006 году благодаря усилиям Совета в стране обучалось 325 760 студентов. В 2006-2007 году показатель составил 356 080 студентов, что более чем на 10 000 человек больше запланированной цифры.21
Оборот Британского совета в 2006/2007 учебном году составил 551 млн. фунтов стерлингов. Основным источником финансовых ресурсов Совета являются поступления от продажи услуг Совета (в основном, за счет преподавания английского языка и проведения экзаменов), которые составили 232 млн. ф. ст., гранты Министерства иностранных дел и по делам Содружества (189 млн. ф. ст.), гранты других правительственных органов (7 млн. ф. ст.). Оставшаяся часть в 122 млн. ф. ст. была выдана в рамках стипендиальных программ и спонсорства.
Несмотря на солидные показатели, основной целью Стратегии развития совета является увеличение масштаба деятельности организации. Для достижения поставленной к 2010 году цели - увеличения численности иностранных студентов на 100 000 человек - Совет проводит реорганизацию международных операций в 12 регионах и развивает новый спектр продуктов и услуг.
Британский совет международного образования (UK. Council Гог International Student Affairs - UKCISA) был создан в 1968 году для содействия студенческой мобильности как в Великобританию, так и из нее. Целями организации являются стимулирование международного образования, сокращение препятствий на пути студенческой мобильности, поощрение улучшения качества институциональной поддержки международных студентов. Деятельность Британского совета международного образования сводится к мониторингу и влиянию на образовательную политику страны; регулярной подготовке публикаций о текущем законодательства, регулировании и средствах; консалтингу; проведению исследований и др.
Членами Совета являются 523 организации. Совет охватывает все университеты Великобритании. В Совет входят 217 учебных заведений постдипломного образования. 174 высших учебных заведения. 65 студенческих советов и 61 др. организаций.
В 2007 году доходы Совета составили 1,23 млн. ф. ст., что на 22.5 % больше показателя прошлого года. Источниками поступлений были гранты (грант Британского совета составил 165 500 ф. ст.), членские взносы, доходы от проведения конференций, доходы от издательской деятельности. Расходы Совета составили 1,2 млн. ф. ст.22
Франция
Во Франции - стране, находящейся на третьем месте по количеству иностранных студентов в мире, основной организацией, содействующей укреплению позиций страны на мировом рынке страны, является КампюсФранс.
КамплюсФранс был создан в 2007 году в результате слияния Агентства EduFrance и двух других организаций, отвечающих за студенческую и академическую мобильность – CROUS и EGIDE.
КамплюсФранс находится под контролем Министерства образования и исследований и Министерства иностранных и европейских дел.
Цели КамплюсФранс:
- способствовать росту
популярности французской
- упрощать административные
процедуры при поездке на
Для достижения поставленных целей был разработан единый принцип предоставления общей информации, конкретных предложений учебных программ и приема иностранных студентов для того, чтобы гарантировать качество и успех пребывания во Франции.
В 2008 году членами
организации являются более 220
институтов Франции.
Офисы, расположенные во Франции, оказывают более широкий спектр услуг: предоставление информации; расселение студентов; оказание поддержки и консультирование; наблюдение за успеваемостью, осуществление программ связей с выпускниками; издательская деятельность.
Агентство EduFrance (Agence EduFrance) было создано в 1998 году по инициативе Министерства иностранных дел и Министерства образования и исследований Франции. Миссией Агентства являлось усиление участия Франции в международном образовании. Выполнение этой миссии достигалось благодаря сети зарубежных контактов. Основная деятельность Агентства сводилась к пропаганде французского высшего образования и исследовательской деятельности; оказанию поддержки иностранным студентам и аспирантам; осуществлению консалтинговой деятельности, особенно в сфере использования информационных технологий в образовании.
EGIDE был создан в 1960 году, с марта 2007 года является членом КамнюсФранс. EGIDE занимается предоставлением стипендий иностранным студентам, стажерам, исследователям, реализует программы академической мобильности, а также предоставляет различные услуги, включая организацию визитов и культурной программы.
Академические программы мобильности финансирует Министерство иностранных дел. Бюджет, выделенный министерством в 2006 году на стипендии для иностранных и французских студентов, посещения знаменитых иностранцев, проведение семинаров и конференций, программы обмена между французскими и иностранными лабораториями, составил 109 млн. евро, что превышает показатель предыдущего года на 29,3 млн. евро.23 В распоряжении EG1DE в 2006 году находилось 145 млн. евро.
Германия
В Германии привлечением иностранных студентов занимаются Германское агентство академических обменов и Институт Гете. DAAD является самой крупной немецкой организацией, способствующей развитию международного сотрудничества в академической и научной области.
Германская служба академических обменов (Der Deutsche Akademische Austauschdienst - DAAD) была создана в 1925 году и представляет собой самоуправляемую организацию высших учебных заведений Германии. Основные области деятельности DAAD:
- предоставление стипендий иностранным студентам;
- предоставления стипендий студентам Германии;
- содействие интернационализации немецких вузов;
- поддержка германистики и немецкою языка:
- сотрудничество с развивающимися странами в образовательной сфере.
Организация достигает своих целей путем осуществления 200 разных программ. DAAD оказывает целый ряд услуг вузам Германии, осуществляет консультирование стипендиатов, поддерживает связь с бывшими стипендиатами DAAD и немецкими выпускниками.
По состоянию на 2006 год DAAD объединяет 230 немецких вузов- участников и 130 студенческих организаций и является посредником в организации внешней культурной политики, а также политики высшего образования и науки Германии. DAAD имеет 14 зарубежных представительств и 48 информационных центров по всему миру и выдает порядка 50 000 стипендий в год.
Финансирует организацию МИД Германии. Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития. Федеральное министерство образования и науки, Европейский союз, Федеральное министерство экономики и технологии. DAAD также получает финансовую поддержку от Общества по техническому сотрудничеству (Gesellschaft fur technische Zusammenarbeit - GTZ), Совета по науке НАТО (Wissenschaftsausschuss der NATO), Фонда поддержки немецкой науки (Stifterverband fur die Deutsche Wissenschaft) и многих других. Стоит заметить, что средства, выделяемые DAAD, существенно увеличились за последние 15 лет. Годовой бюджет организации возрос с 134.6 млн. евро в 1990 году до 247,8 млн. евро в 2005 (таблица 11).
Информация о работе Международный рынок образовательных услуг