Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 23:29, курсовая работа
В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых, рекламных и других рынков услуг.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг.
Введение ..3
1. Мировой рынок услуг ……………………………………………………….…5
1.1. Понятие, основные особенности и принципы рынка услуг…… ………..5
1.2 Классификация услуг.…………………………………………………….. 10
1.3. Особенности и специфика организации международной торговли услугами……………………………………………………………….………...14
1.4. Регулирование международной торговли услугами ………………………..….17
2. Динамика и основные тенденции глобализации рынка услуг……………..21 3. Сфера услуг в Республике Беларусь: характерные черты и особенности, основные тенденции ………………………………………………………….…..26
Заключение 33
Список использованных источников 36
Содержание
Введение
В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых, рекламных и других рынков услуг.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами.
В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг.
Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие рынка сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.
Интернационализация и глобализация, являющиеся современными тенденциями мирового экономического развития, приводят к интенсификации международного экономического сотрудничества, к росту экономической взаимосвязи государств, в том числе через торговлю услугами.
Технический и технологический прогресс в транспортной, компьютерной и телекоммуникационных отраслях, включая развитие сети Интернет и электронной коммерции, особенно актуализирует участие национальных экономик в международной торговле услугами. Под воздействием ряда объективных факторов в последние десятилетия происходит увеличение её объемов, усиление конкуренции, борьба за укрепление и расширение позиций государств на мировом рынке услуг
Целью курсовой работы является изучение и анализ развития мирового рынка услуг, рассмотрение современных тенденций рынка услуг, его анализ и динамика развития, а также исследование и характеристика национального рынка услуг.
Постановка
указанной цели обусловила следующие
задачи
работы:
Объектом исследования являются услуги на мировом рынке, их характеристика, классификация, особенности.
1. Мировой рынок услуг
1.1. Понятие,
основные особенности и
Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы, и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда.
Иными словами, услуга – деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном для потребителя эффекте, а также в удовлетворении конкретной потребности того, для кого она предназначена.
Международная торговля услугами (МТУ) – форма мировых хозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран, которая на сегодняшний день получила признание как необходимый фактор успешного экономического развития.
Международная торговля услугами имеет ряд специфических особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.
Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.
Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).
Несмотря на всю условность определения понятия, многие услуги на современном этапе являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса страны.
Под экспортом услуг понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента различных видов услуг.
Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли (табл. 1). Так, доля всех видов услуг в ВВП развитых стран близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55% .
Таблица 1
Экспорт коммерческих услуг, 2005-2011, $ млрд. и годовые изменения
Статья экспорта |
Стоимость |
Годовые изменения, в % | |||
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
2005-11 | |
Коммерческие услуги |
4149 |
-11 |
10 |
11 |
9 |
Транспорт |
855 |
-23 |
15 |
8 |
7 |
Путешествие |
1063 |
-9 |
9 |
12 |
7 |
Другие услуги |
2228 |
-7 |
8 |
11 |
10 |
[1]
По данным МВФ общий объем услуг составляет около 25% общей величины мирового экспорта. Международная торговля услугами растет более высокими темпами, чем товарами.
Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. На четыре страны: США, Великобритания, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта. Эти же страны являются и основными импортерами услуг (табл. 2).
Так, мировой объем экспорта коммерческих услуг в 2011г. вырос на 11% и составил $4,15 трлн. Из него на США пришлось почти 14%, на страны ЕС - 27 – 42,5%, Китай – 4,4%, СНГ – всего 2,3% ($96 млрд.). В 2011г. импорт коммерческих услуг составил $3865 млрд. Доля США составила 10,1%, стран ЕС - 27 – 38,3%, СНГ – 3,4% ($133 млрд.), Китая – 6,1%.
Значительно возросла доля развивающихся стран в мировой торговле услугами, в первую очередь за счет стран Азии, в частности Китая, Южной Кореи, Гонконга. В Индии экспорт услуг за десять последних лет увеличился почти в 6 раз.
Таблица 2
Ведущие экспортеры и импортеры коммерческих услуг мира, 2011, в $ млрд. и %
Место |
Экспортер |
Стоимость |
Доля |
Изменение, % годовое |
Место |
Импортер |
Стоимость |
Доля |
Изменение, % годовое |
1. |
США |
578 |
13,9 |
11 |
1. |
США |
391 |
10,1 |
6 |
2. |
Британия |
274 |
6,6 |
11 |
2. |
Германия |
284 |
7,3 |
8 |
3. |
Германия |
253 |
6,1 |
9 |
3. |
Китай |
236 |
6,1 |
23 |
4. |
Китай |
182 |
4,4 |
7 |
4 |
Британия |
171 |
4,4 |
7 |
5. |
Франция |
161 |
3,9 |
11 |
5 |
Япония |
165 |
4,3 |
6 |
6. |
Индия |
148 |
3,6 |
20 |
6 |
Франция |
141 |
3,6 |
7 |
7. |
Япония |
143 |
3,4 |
3 |
7. |
Индия |
130 |
3,4 |
12 |
8. |
Испания |
141 |
3,4 |
14 |
8. |
Голландия |
118 |
3,1 |
12 |
9. |
Голландия |
128 |
3,1 |
11 |
9. |
Италия |
115 |
3,0 |
5 |
10. |
Сингапур |
125 |
3,0 |
12 |
10. |
Ирландия |
113 |
2,9 |
6 |
11. |
Гонконг |
121 |
2,9 |
14 |
11. |
Сингапур |
110 |
2,9 |
15 |
12. |
Ирландия |
107 |
2,6 |
10 |
12. |
Канада |
99 |
2,6 |
10 |
13. |
Италия |
107 |
2,6 |
9 |
13. |
Ю. Корея |
98 |
2,5 |
3 |
14. |
Швейцария |
96 |
2,3 |
8 |
14. |
Испания |
91 |
2,4 |
5 |
15. |
Ю. Корея |
94 |
2,3 |
8 |
15. |
Россия |
90 |
2,3 |
24 |
17. |
Швеция |
76 |
1,8 |
16 |
19. |
Дания |
56 |
1,5 |
11 |
20. |
Дания |
66 |
1,6 |
11 |
20. |
Гонконг |
56 |
1,4 |
10 |
22. |
Россия |
54 |
1,3 |
22 |
24. |
Швейцария |
47 |
1,2 |
18 |
30. |
Польша |
37 |
0,9 |
12 |
30. |
Малайзия |
37 |
1,0 |
17 |
Мир |
4150 |
100,0 |
11 |
Мир |
3865 |
100,0 |
10 |
[1]
Развивающиеся страны имеют отрицательный баланс во внешней торговле услугами. Лишь некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. В мировой торговле услугами значительная доля приходится на международный транспорт и на международный туризм. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, а Гонконг является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.
Необходимость
разработки основных принципов
МТУ была одним из
В соответствии с положениями ГАТС, члены ВТО должны придерживаться следующих принципов:
- обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории;
- гарантия доступа к национальным процедурам разрешения споров, особенно к кассационным процедурам в отношении административных решений;
- запрет на
увеличение ограничений в
- соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО;
- участие в будущих переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг и о содержании национальных списков обязательств.
В то же время каждая страна имеет право:
- сохранять
национальную монополию на
- ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении соблюдении принципа недискриминации;
- сохранять
исключения в определенных
- применять ограничения в целях защиты платежного баланса;
- использовать правила предусмотрительности в отношении резидентов и нерезидентов страны, если это продиктовано интересами защиты потребителей;
- участвовать
в интеграционном объединении
с более высоким уровнем
Мировая торговля услугами растет более высокими темпами по сравнению с торговлей товарами; для двукратного роста потребовалось всего лишь восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров. Кроме того, международная торговля услугами оказывает все большее влияние на международную торговлю товарами. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой товаров. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.
Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:
На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими тенденциями:
В поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм».
1.2. Классификация услуг
Развитие материального производства, являющееся фундаментальной основой прогресса сферы услуг, а также международное разделение труда в сфере услуг привели к значительному разнообразию видов услуг.
В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые) [3, с. 81].
Информация о работе Международный рынок услуг в Республике Беларусь