Международный рынок услуг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых, рекламных и других рынков услуг.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг.

Содержание работы

Введение ..3
1. Мировой рынок услуг ……………………………………………………….…5
1.1. Понятие, основные особенности и принципы рынка услуг…… ………..5
1.2 Классификация услуг.…………………………………………………….. 10
1.3. Особенности и специфика организации международной торговли услугами……………………………………………………………….………...14
1.4. Регулирование международной торговли услугами ………………………..….17
2. Динамика и основные тенденции глобализации рынка услуг……………..21 3. Сфера услуг в Республике Беларусь: характерные черты и особенности, основные тенденции ………………………………………………………….…..26
Заключение 33
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по МТ.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Если говорить о распределении стоимости услуг  по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этой страны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, далее – Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40–50% экспортной выручки [4, с.с. 140 - 142].

1.4. Регулирование  международной торговли услугами

 

Ранее, когда  масштабы международной торговли услугами были незначительны, спектр реализуемых в ней услуг был весьма ограниченным и неразвитым, а основными субъектами международной торговли услугами были малые и средние фирмы,  проблемы ее регулирования не стояли так остро, как в современных условиях.

Стремительный рост международной торговли услугами, резкое расширение спектра реализуемых услуг существенно изменили ситуацию. Кроме того, появление на международном рынке услуг ТНК в качестве его субъектов привело к тому, что диверсификация их деятельности в сфере услуг начала, по существу, «размывать границы» между отдельными видами услуг. Возникли противоречия между ТНК, действующими в сфере услуг, и национальными правительствами (в частности, в области предоставления информационных, финансовых и некоторых других услуг). В связи с этим весьма актуальными стали проблемы государственного и международного регулирования международной торговли услугами.

Инструменты торговой политики, используемые для ограничения торговли услугами,  в большинстве своем те же, что и в торговле товарами. Сходство основано на том, что торговля большинством услуг сопровождает  торговлю  товарами и, следовательно, подпадает под ограничения, накладываемые на торговлю товарами. Различия возникают в силу того, что торговля некоторыми услугами связана не с движением товаров, а с движением капиталов, способы регулирования которого несколько иные, нежели   регулирование торговли товарами. Однако, как и в случае ограничения импорта товаров, внутренняя субсидия национальным производителям, вводимая импортирующей страной, считается более предпочтительным методом ограничения импорта услуг, чем импортный тариф. А импортный тариф как средство ограничения импорта услуг по своему воздействию на национальную экономику лучше или равен импортной квоте в том случае, когда лицензии на получение импортной квоты продаются на аукционе.  
Меры регулирования доступа на рынок — инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам-производителям  услуг оперировать на местном рынке.

Реализация  различных форм и методов регулирования международной торговли услугами связана с принятием и использованием соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся международной торговли услуг в целом и (или) ее отдельных сегментов.

Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают: 

• ограничения на торговлю услугами.  Например, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями. Оно автоматически устраняет иностранных конкурентов с внутреннего рынка страховых услуг   для импортирующих компаний. Отсутствие конкуренции, в свою очередь, ведет к завышению цен, которое перекладывается на экспортеров и в конечном счете на потребителей импортных товаров. Перевозка экспортных грузов и в особенности каботажное плавание между портами одного и того же государства во многих странах законодательно закреплены за национальными транспортными компаниями; 

• введение количественных квот на импорт иностранных услуг.  Примером может служить обязательное количество эфирного времени, которое отдается национальным радиостанциям, что является прямой дискриминацией против иностранных радиостанций;

•  ограничения на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги. Например, во многих странах законодательство запрещает создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний. Иногда создавать иностранные филиалы не запрещено, но перечень услуг, которые они могут предоставлять местным покупателям, законодательно сильно ограничен. Такое законодательство используется, когда необходимо защитить неокрепших местных производителей соответствующих услуг. Хотя из общей теории международной торговли известно, что наиболее предпочтительными формами защиты в этом случае являются внутреннее субсидирование местных и обложение налогом иностранных производителей услуг;  
• ограничения на передвижение производителей услуг.  Обычно принимают форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое сопряжено для местного импортера как с прохождением бюрократических процедур, так и с оплатой получения соответствующей лицензии. Примером могут служить обязательное лицензирование и даже тестирование во многих странах иностранных врачей до того, как они получают разрешение заняться лечебной практикой. И в этом случае какая-либо форма местной субсидии или, по крайней мере, тарифа на импорт является предпочтительной по сравнению с квотой на въезд;

• ограничения на передвижение потребителей услуг.  Приобретают, например, форму лимитирования количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени. В целях регулирования международной торговли услугами  некоторые страны прибегают к вводу ограничений на использование этого режима нерезидентами.  Изъятия из национального режима — инструменты внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг  по сравнению с местными. 

Сохранение  существенной роли государства в международной торговле услугами связано с тем, что:

1. Услуги остаются одним из основных направлений общей социально-экономической политики любого государства.

2. Государство обязано решать проблемы защиты интересов многих граждан — потребителей услуг (недобросовестная конкуренция, проблемы защиты общественной нравственности и морали и др.).

3.  Государство решает проблемы платежного баланса страны, движения денежных потоков, для которых международная торговля услугами имеет существенное значение.

4. Госрегулирование должно рационально сочетать решение проблем протекционизма по отношению к отечественным производителям услуг и обеспечения условий для развития международной конкуренции, а также проводить соответствующую ценовую и антимонопольную политику в сфере услуг.

Система госрегулирования международной торговли услугами включает:

•    различные формы таможенного контроля;

•  различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации);

•    осуществление контроля за ценами (или тарифами) на услуги;

•  использование системы стандартов в области услуг, действующих в данных странах;

• лицензирование отдельных видов услуг.

К основным группам  ограничений деятельности иностранных фирм в области услуг, применяемых в некоторых странах, можно отнести:

•  общие ограничения, касающиеся движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;

•  ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями (в том числе направляемыми и в сферу услуг);

• запрет иностранным фирмам реализовать определенные виды услуг (например, в некоторых странах иностранным фирмам запрещено осуществлять прямое личное страхование граждан);

• ограничения, связанные с регламентированием государством определенного порядка использования иностранном рабочей силы и услуг, которые предоставляются отечественными фирмами;

•  ограничение различных видов государственной помощи (включая субсидирование со стороны государства и государственные закупки), а также особые требования по ведению финансовой и бухгалтерской отчетности, которые предъявляются к иностранным компаниям.

Таким образом, инструменты торговой политики, применяемые в области  торговли услугами,  могут быть разделены на меры регулирования доступа на рынок, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам-производителям  услуг оперировать на местном рынке, и изъятия из национального режима, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей  услуг по сравнению с местными. Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей и на двустороннем уровне между отдельными странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Динамика и основные тенденции глобализации рынка услуг

 

Динамика услуг  связана и с расширением спроса со стороны государства. В результате реформ его хозяйственные функции и соответственно расходы все более нацеливаются на развитие социальной и производственной инфраструктуры, как главных сфер ответственности современного государства и условий эффективности национальной экономики. При этом абсолютное и относительное увеличение бюджетных затрат на образование, здравоохранение, культуру, транспортную и коммуникационную инфраструктуру, экологические программы диктуется не только требованиями закона возвышения потребностей и усложнением производства, но и рядом новых факторов, таких как переход к реализации концепции непрерывного образования, прогрессирующий процесс старения населения, повышение требований населения к качеству жизни и окружающей среды и т. д.

Для трансграничной экспансии услуг  существенно важны также институциональные преобразования в рассматриваемом секторе, сводящиеся в значительной степени к усилению роли рыночных принципов и начал. Стремительное развитие блока деловых услуг преимущественно на рыночной основе, расширение частного предпринимательства в сферах здравоохранения, образования, культуры по мере повышения жизненного уровня населения и ряду других причин, реализация программ дерегулирования и приватизации в общественном секторе – все это раздвигало и раскрепощало хозяйственное пространство в сфере услуг, усиливало конкуренцию и рыночную экспансию, не признающую в принципе национальных границ.

Динамичный  прорыв услуг на мировые рынки  в течение последних двух десятилетий является одним из наиболее значимых новых явлений в современной экономике. Это многоплановый процесс, обусловленный структурной сложностью рынков услуг, который имеет ярко выраженную отраслевую специфику [5, с.с. 123 – 125].

Рассмотрим  общие для многих услуг направления, формы и проблемы глобализации в  контексте основных мирохозяйственных тенденций.

Уровень глобализации услуг часто оценивают данными, характеризующими трансграничную торговлю. Этот показатель не дает, однако, точного представления о параметрах исследуемого процесса и нуждается в корректировке в соответствии с рядом обстоятельств. Следует учитывать, что в реальном выражении объемы экспорта более высоки вследствие относительного, в сравнении с товарами, удешевления целого ряда услуг, прежде всего телекоммуникационных, транспортных и, особенно, информационных и компьютерных. Корректировка стоимостных объемов торговли на динамику цен, однако, практически невозможна из-за отсутствия индексов цен на услуги во внешнеторговом обороте. Общепризнана также явная недооценка объемов и динамики трансграничной торговли услугами из-за недостаточного учета растущих потоков услуг,  реализуемых в едином пакете с товарами, а также динамики трансграничной торговли услугами из-за недостаточного учета растущих потоков услуг, реализуемых в едином пакете с товарами, а также между ТНК и их зарубежными филиалами.

Трансграничную  торговлю все весомее дополняет  экспорт капитала, в частности прямые иностранные инвестиции. Сталкиваясь с немалыми защитными преградами в трансграничной торговле услугами и стремясь их обойти, иностранные производители учреждают коммерческое присутствие на территории других стран, обращая к тому же в свою пользу близость к потребителю и другие преимущества непосредственного присутствия на зарубежном рынке для расширения каналов реализации. Открытие рынков услуг в условиях острейшей конкуренции на товарных рынках сопровождается, таким образом, значительным переливом капитала и его растущей концентрацией в услугах, а прямые инвестиции становятся все более предпочтительной в современных условиях формой глобализации рынков услуг.

Непрерывно  и чрезвычайно быстро нарастают  в последние годы масштабы межстранового перемещения потребителей и поставщиков услуг. Растет численность потребителей, направляющихся в страну оказания услуги. Прежде всего это – туристы, и туризм, несмотря на включение в международный оборот широкого круга новых услуг, остается устойчиво крупной статьей внешней торговли, составляя в большинстве стран 35–40 % и более общей величины экспорта услуг.

Все более активными  участниками непрерывно нарастающего миграционного процесса становятся и производители услуг. За счет иностранцев физических лиц на некоторых рынках и во многих странах удовлетворяется немалая часть общего спроса на рабочую силу. При этом отчетливо прослеживается поляризация быстрорастущих потоков иммигрантов в развитом мире: профессионалы оседают в высокотехнологичных услугах, работники низкой квалификации выполняют повсюду непрестижные операции. Среди последних особенно сильно распространена нелегальная миграция и подпольное использование работников – нелегалов. Процесс глобализации услуг опирается, таким образом, на возросшую мобильность традиционных ресурсов – капитала и рабочей силы.

В общих оценках  динамики глобализации явно слабо учитывается  и такой ее канал, как практика так называемых "невидимых" сделок – межстрановых кооперационных соглашений фирм, их разного рода альянсов и партнерств, реализации совместных производственных, рыночных и научно-исследовательских проектов и программ. Этот быстро прогрессирующий род обмена нематериальными ценностями статистически обычно не регистрируется, но играет все более заметную роль в распространении в международном масштабе научного знания, новых технологий, маркетингового, организационно-управленческого и производственного опыта.

Рассчитать  какие-либо обобщающие показатели уровня и динамики глобализации сферы услуг  практически невозможно из-за разнообразия и чрезвычайной структурной разнородности ее каналов, значительных страновых различий в концептуальных подходах, классификации и практике учета и статистики, а также сложности проблемы измерения и мониторинга трансграничного движения нематериальных благ. Но общий вывод о нарастающей динамике этого процесса и более высоких, в сравнении с материальным производством, темпах представляется бесспорным.

Информация о работе Международный рынок услуг в Республике Беларусь