Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 23:29, курсовая работа
В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых, рекламных и других рынков услуг.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг.
Введение ..3
1. Мировой рынок услуг ……………………………………………………….…5
1.1. Понятие, основные особенности и принципы рынка услуг…… ………..5
1.2 Классификация услуг.…………………………………………………….. 10
1.3. Особенности и специфика организации международной торговли услугами……………………………………………………………….………...14
1.4. Регулирование международной торговли услугами ………………………..….17
2. Динамика и основные тенденции глобализации рынка услуг……………..21 3. Сфера услуг в Республике Беларусь: характерные черты и особенности, основные тенденции ………………………………………………………….…..26
Заключение 33
Список использованных источников 36
Если говорить
о распределении стоимости
1.4. Регулирование
международной торговли
Ранее, когда масштабы международной торговли услугами были незначительны, спектр реализуемых в ней услуг был весьма ограниченным и неразвитым, а основными субъектами международной торговли услугами были малые и средние фирмы, проблемы ее регулирования не стояли так остро, как в современных условиях.
Стремительный рост международной торговли услугами, резкое расширение спектра реализуемых услуг существенно изменили ситуацию. Кроме того, появление на международном рынке услуг ТНК в качестве его субъектов привело к тому, что диверсификация их деятельности в сфере услуг начала, по существу, «размывать границы» между отдельными видами услуг. Возникли противоречия между ТНК, действующими в сфере услуг, и национальными правительствами (в частности, в области предоставления информационных, финансовых и некоторых других услуг). В связи с этим весьма актуальными стали проблемы государственного и международного регулирования международной торговли услугами.
Инструменты торговой
политики, используемые для ограничения торговли услугами,
в большинстве своем те же, что и в торговле товарами.
Сходство основано на том, что торговля большинством
услуг сопровождает торговлю товарами
и, следовательно, подпадает под ограничения,
накладываемые на торговлю товарами. Различия
возникают в силу того, что торговля некоторыми
услугами связана не с движением товаров,
а с движением капиталов, способы регулирования
которого несколько иные, нежели регулирование
торговли товарами. Однако, как и в случае
ограничения импорта товаров, внутренняя
субсидия национальным производителям,
вводимая импортирующей страной, считается
более предпочтительным методом ограничения
импорта услуг, чем импортный тариф. А импортный
тариф как средство ограничения импорта услуг по
своему воздействию на национальную экономику
лучше или равен импортной квоте в том
случае, когда лицензии на получение импортной
квоты продаются на аукционе.
Меры регулирования доступа на рынок —
инструменты торговой политики, ограничивающие
или запрещающие иностранным фирмам-производителям
услуг оперировать на местном рынке.
Реализация различных форм и методов регулирования международной торговли услугами связана с принятием и использованием соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся международной торговли услуг в целом и (или) ее отдельных сегментов.
Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают:
• ограничения на торговлю услугами. Например, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями. Оно автоматически устраняет иностранных конкурентов с внутреннего рынка страховых услуг для импортирующих компаний. Отсутствие конкуренции, в свою очередь, ведет к завышению цен, которое перекладывается на экспортеров и в конечном счете на потребителей импортных товаров. Перевозка экспортных грузов и в особенности каботажное плавание между портами одного и того же государства во многих странах законодательно закреплены за национальными транспортными компаниями;
• введение количественных квот на импорт иностранных услуг. Примером может служить обязательное количество эфирного времени, которое отдается национальным радиостанциям, что является прямой дискриминацией против иностранных радиостанций;
• ограничения на создание
на внутреннем рынке филиалов иностранных
компаний, предоставляющих услуги.
• ограничения на передвижение производителей услуг.
Обычно принимают форму государственного
• ограничения на передвижение потребителей услуг. Приобретают, например, форму лимитирования количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени. В целях регулирования международной торговли услугами некоторые страны прибегают к вводу ограничений на использование этого режима нерезидентами. Изъятия из национального режима — инструменты внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными.
Сохранение существенной роли государства в международной торговле услугами связано с тем, что:
1. Услуги остаются одним из основных направлений общей социально-экономической политики любого государства.
2. Государство обязано решать проблемы защиты интересов многих граждан — потребителей услуг (недобросовестная конкуренция, проблемы защиты общественной нравственности и морали и др.).
3. Государство решает проблемы платежного баланса страны, движения денежных потоков, для которых международная торговля услугами имеет существенное значение.
4. Госрегулирование должно рационально сочетать решение проблем протекционизма по отношению к отечественным производителям услуг и обеспечения условий для развития международной конкуренции, а также проводить соответствующую ценовую и антимонопольную политику в сфере услуг.
Система госрегулирования международной торговли услугами включает:
• различные формы таможенного контроля;
• различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации);
• осуществление контроля за ценами (или тарифами) на услуги;
• использование системы стандартов в области услуг, действующих в данных странах;
• лицензирование отдельных видов услуг.
К основным группам ограничений деятельности иностранных фирм в области услуг, применяемых в некоторых странах, можно отнести:
• общие ограничения, касающиеся движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;
• ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями (в том числе направляемыми и в сферу услуг);
• запрет иностранным фирмам реализовать определенные виды услуг (например, в некоторых странах иностранным фирмам запрещено осуществлять прямое личное страхование граждан);
• ограничения, связанные с регламентированием государством определенного порядка использования иностранном рабочей силы и услуг, которые предоставляются отечественными фирмами;
• ограничение различных видов государственной помощи (включая субсидирование со стороны государства и государственные закупки), а также особые требования по ведению финансовой и бухгалтерской отчетности, которые предъявляются к иностранным компаниям.
Таким образом, инструменты торговой политики, применяемые в области торговли услугами, могут быть разделены на меры регулирования доступа на рынок, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам-производителям услуг оперировать на местном рынке, и изъятия из национального режима, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными. Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей и на двустороннем уровне между отдельными странами.
Динамика услуг связана и с расширением спроса со стороны государства. В результате реформ его хозяйственные функции и соответственно расходы все более нацеливаются на развитие социальной и производственной инфраструктуры, как главных сфер ответственности современного государства и условий эффективности национальной экономики. При этом абсолютное и относительное увеличение бюджетных затрат на образование, здравоохранение, культуру, транспортную и коммуникационную инфраструктуру, экологические программы диктуется не только требованиями закона возвышения потребностей и усложнением производства, но и рядом новых факторов, таких как переход к реализации концепции непрерывного образования, прогрессирующий процесс старения населения, повышение требований населения к качеству жизни и окружающей среды и т. д.
Для трансграничной экспансии услуг существенно важны также институциональные преобразования в рассматриваемом секторе, сводящиеся в значительной степени к усилению роли рыночных принципов и начал. Стремительное развитие блока деловых услуг преимущественно на рыночной основе, расширение частного предпринимательства в сферах здравоохранения, образования, культуры по мере повышения жизненного уровня населения и ряду других причин, реализация программ дерегулирования и приватизации в общественном секторе – все это раздвигало и раскрепощало хозяйственное пространство в сфере услуг, усиливало конкуренцию и рыночную экспансию, не признающую в принципе национальных границ.
Динамичный прорыв услуг на мировые рынки в течение последних двух десятилетий является одним из наиболее значимых новых явлений в современной экономике. Это многоплановый процесс, обусловленный структурной сложностью рынков услуг, который имеет ярко выраженную отраслевую специфику [5, с.с. 123 – 125].
Рассмотрим общие для многих услуг направления, формы и проблемы глобализации в контексте основных мирохозяйственных тенденций.
Уровень глобализации услуг часто оценивают данными, характеризующими трансграничную торговлю. Этот показатель не дает, однако, точного представления о параметрах исследуемого процесса и нуждается в корректировке в соответствии с рядом обстоятельств. Следует учитывать, что в реальном выражении объемы экспорта более высоки вследствие относительного, в сравнении с товарами, удешевления целого ряда услуг, прежде всего телекоммуникационных, транспортных и, особенно, информационных и компьютерных. Корректировка стоимостных объемов торговли на динамику цен, однако, практически невозможна из-за отсутствия индексов цен на услуги во внешнеторговом обороте. Общепризнана также явная недооценка объемов и динамики трансграничной торговли услугами из-за недостаточного учета растущих потоков услуг, реализуемых в едином пакете с товарами, а также динамики трансграничной торговли услугами из-за недостаточного учета растущих потоков услуг, реализуемых в едином пакете с товарами, а также между ТНК и их зарубежными филиалами.
Трансграничную торговлю все весомее дополняет экспорт капитала, в частности прямые иностранные инвестиции. Сталкиваясь с немалыми защитными преградами в трансграничной торговле услугами и стремясь их обойти, иностранные производители учреждают коммерческое присутствие на территории других стран, обращая к тому же в свою пользу близость к потребителю и другие преимущества непосредственного присутствия на зарубежном рынке для расширения каналов реализации. Открытие рынков услуг в условиях острейшей конкуренции на товарных рынках сопровождается, таким образом, значительным переливом капитала и его растущей концентрацией в услугах, а прямые инвестиции становятся все более предпочтительной в современных условиях формой глобализации рынков услуг.
Непрерывно и чрезвычайно быстро нарастают в последние годы масштабы межстранового перемещения потребителей и поставщиков услуг. Растет численность потребителей, направляющихся в страну оказания услуги. Прежде всего это – туристы, и туризм, несмотря на включение в международный оборот широкого круга новых услуг, остается устойчиво крупной статьей внешней торговли, составляя в большинстве стран 35–40 % и более общей величины экспорта услуг.
Все более активными участниками непрерывно нарастающего миграционного процесса становятся и производители услуг. За счет иностранцев физических лиц на некоторых рынках и во многих странах удовлетворяется немалая часть общего спроса на рабочую силу. При этом отчетливо прослеживается поляризация быстрорастущих потоков иммигрантов в развитом мире: профессионалы оседают в высокотехнологичных услугах, работники низкой квалификации выполняют повсюду непрестижные операции. Среди последних особенно сильно распространена нелегальная миграция и подпольное использование работников – нелегалов. Процесс глобализации услуг опирается, таким образом, на возросшую мобильность традиционных ресурсов – капитала и рабочей силы.
В общих оценках динамики глобализации явно слабо учитывается и такой ее канал, как практика так называемых "невидимых" сделок – межстрановых кооперационных соглашений фирм, их разного рода альянсов и партнерств, реализации совместных производственных, рыночных и научно-исследовательских проектов и программ. Этот быстро прогрессирующий род обмена нематериальными ценностями статистически обычно не регистрируется, но играет все более заметную роль в распространении в международном масштабе научного знания, новых технологий, маркетингового, организационно-управленческого и производственного опыта.
Рассчитать какие-либо обобщающие показатели уровня и динамики глобализации сферы услуг практически невозможно из-за разнообразия и чрезвычайной структурной разнородности ее каналов, значительных страновых различий в концептуальных подходах, классификации и практике учета и статистики, а также сложности проблемы измерения и мониторинга трансграничного движения нематериальных благ. Но общий вывод о нарастающей динамике этого процесса и более высоких, в сравнении с материальным производством, темпах представляется бесспорным.
Информация о работе Международный рынок услуг в Республике Беларусь