Международный рынок услуг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых, рекламных и других рынков услуг.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг.

Содержание работы

Введение ..3
1. Мировой рынок услуг ……………………………………………………….…5
1.1. Понятие, основные особенности и принципы рынка услуг…… ………..5
1.2 Классификация услуг.…………………………………………………….. 10
1.3. Особенности и специфика организации международной торговли услугами……………………………………………………………….………...14
1.4. Регулирование международной торговли услугами ………………………..….17
2. Динамика и основные тенденции глобализации рынка услуг……………..21 3. Сфера услуг в Республике Беларусь: характерные черты и особенности, основные тенденции ………………………………………………………….…..26
Заключение 33
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по МТ.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Если попытаться дать общую характеристику процесса глобализации услуг, то обращают на себя внимание следующие основные моменты.

С позиций глобализации особенно важны делокализация (отрыв  от национальной почвы) многих их видов, а также разрыв во времени производства услуги и ее потребления. Стало возможным накапливать, хранить и передавать услуги на расстоянии, потреблять в разных формах и в любое время, в том числе в режиме реального времени. Многие виды сервиса приобрели способность быть объектами внешней торговли, а мировое хозяйственное пространство открылось для растущих потоков услуг телекоммуникаций, сфер финансов и образования, большого спектра деловых и профессиональных услуг и т.д.

Широкие перспективы  для глобализации услуг открываются с развитием Интернета. Мировая сеть изначально имеет трансграничный характер, снимает пространственные и временные барьеры в международных контактах производителей и потребителей услуг. На ее основе формируется радикально новая модель их массового потребления. Объем операций неуклонно растет по мере увеличения доступа пользователей к услугам Интернета, повышения компьютерной грамотности населения, разработки принципов и норм правового регулирования сделок в специфической рыночной среде, принятия мер по защите интеллектуальной собственности и прав личности и т.п.

В новых условиях стремительно прогрессировали мобильные  виды связи, ряд отраслей транспорта (прежде всего авиационный), финансовый сектор (увеличивалось число компаний, в том числе за счет вхождения на рынок мелких и средних фирм, расширялся набор услуг, существенно снижались цены на них). Технологические и институциональные сдвиги в рассматриваемых отраслях не только стимулировали трансграничную и другие формы торговли услугами, но и служили катализатором общего процесса глобализации, подводя под него более технологически продвинутую и экономически эффективную инфраструктуру.

Эффект рассмотренных  и некоторых других факторов не ограничивается отрывом целого ряда услуг от национальной почвы, появлением большого количества новых сервисов высокого класса, значительным снижением издержек и цен, повышением качества услуг. На многих рынках по существу складывается новая торговая среда, формируются новые модели и механизмы реализации. Как и на рынках товаров, эффективные цепочки и сети связывают производителей, работающих в разных точках мира.

На основе информационно-коммуникационных технологий, изменений в системе  потребностей населения, усиления социально-гуманитарной направленности развития, повышения роли научного знания и человеческого капитала в составе источников экономического роста в последние 20-25 лет в отраслях сферы услуг произошла «тихая» революция, радикально преобразившая ее традиционный облик.

Если в прошлом  ведущие позиции в структуре данного сектора в развитых странах занимали торговые, бытовые, рекреационные и ряд других услуг, то сегодня на центральное место выдвинулась группа наукоемких видов деловых и профессиональных услуг, телекоммуникации, а также образование, здравоохранение, культура. В сочетании с наукоемкими отраслями индустрии они образуют наряду с модернизированными традиционными отраслями (торговля и транспорт) активно развивающееся ядро современной экономики и во многом определяют динамику, качественные параметры, конкурентоспособности как сферы услуг, так и всего хозяйства.

По имеющимся  оценкам, объемы внешнеторговых операций, связанные с перемещением потребителей, рабочей силы и с прямыми инвестициями, значительно превышают соответствующие  показатели для трансграничной торговли.

Структура международного обмена услугами эволюционирует в русле  основных мирохозяйственных закономерностей. В трансграничной торговле новые  услуги высокого класса, преимущественно  наукоемкие, заметно теснят традиционные виды. Среди последних по динамике лидируют информационные и компьютерные услуги, различные виды консалтинга, финансовые услуги, инжиниринг, маркетинг, реклама и услуги культурно-развлекательного профиля.

Мощный прорыв услуг на внешние рынки раздвигает рамки глобализации. Это происходит не только в результате стремительного увеличения числа участников рынка, возрастания объемов и разнообразия услуг и т.д., но и радикального изменения их функций. Если прежде услуги выполняли в основном вспомогательную роль, опосредуя движение товарной массы, то сегодня подавляющая часть выступает во внешнеэкономическом обороте в качестве самостоятельных объектов.

Для сферы услуг  характерны существенные межстрановые различия в принципах и практике организации хозяйственной деятельности. На рынке услуг сохраняются многочисленные перегородки и барьеры, и в отличие от рынка товаров он далек от полной либерализации. Хотя в последнее время в услугах активно вводятся общеевропейские нормы и стандарты, реализация соответствующих директив и других документов идет, по свидетельству экспертов, достаточно трудно и медленно.

Высокие входные  барьеры для производителей, слабая конкуренция и более сильные  монопольные тенденции сдерживают развитие отраслей услуг и их интеграцию в мировое хозяйственное пространство. В этой связи либерализация рынков услуг выдвинулась во многих странах и их объединения в число первоочередных целей экономической политики.

С позиций мирохозяйственного развития особенно важна интенсификация обмена нематериальными ценностями, рост масштабов и ускорение международной диффузии научного знания, передовых технологий, производственного опыта, организационно-управленческих моделей. Немалые выгоды от глобализации получают потребители услуг, поскольку расширяются возможности выбора, под давлением конкуренции снижаются цены, улучшается качество сервиса, появляется множество его новых видов. Глобализации услуг оказывает существенное воздействие на гуманитарный прогресс: с расширением доступа потребителей к высококачественным услугам образования, здравоохранения, культуры, рекреации повышается качество жизни населения, идет взаимообогащение культур разных народов и т.д. В ходе международной экспансии услуг создаются условия для сокращения глубокого разрыва между развитыми и развивающимися странами по ключевым показателям экономического и социального развития.

В целом же в  общественном мнении все более утверждается оценка глобализации услуг как одного из проявлений поступательного движения производительных сил, остановить которое  невозможно. На первый план в мировой политике и экономике выдвигается непростая задача максимизации в масштабах планеты выгод глобализации и сведения к минимуму ее негативных последствий [6, с.с. 187 - 190].

 

 

 

 

 

3.  Сфера услуг  в Республике Беларусь: характерные  черты и особенности, основные тенденции

 

Сфера услуг относится  к важнейшим видам деятельности, связанным с функционированием  и развитием всех отраслей экономики, удовлетворением жизненно важных потребностей человека. Услуги рассматриваются как  источник роста валового внутреннего продукта, пополнения государственного бюджета, создания новых рабочих мест, а в конечном итоге — повышения качества жизни населения.

Все большее значение в последние годы придается сфере  услуг в Республике Беларусь. В частности,  принято и реализуется более 30 программ по развитию различных отраслей услуг. Комплексной программой развития сферы услуг в Республике Беларусь предусмотрено «увеличение экспорта услуг и усиление позиций Беларуси на мировом рынке услуг».

Планомерное развитие сферы  услуг является важнейшим фактором увеличения темпов роста ВВП, поэтому именно ей в Республике Беларусь уделяется особое внимание. Мировая практика свидетельствует, что удельный вес добавленной стоимости в сфере услуг существенно выше, чем в промышленности и сельском хозяйстве. В республике этот показатель составляет 63-65%, в промышленности — 27~28, сельском хозяйстве — 36-39%. Поскольку экономика остается по-прежнему в значительной мере материало- и энергозависимой от импорта сырьевых ресурсов, дальнейший экономический рост должен достигаться за счет динамичного развития менее ресурсоемкого сектора — сферы услуг.

Республика Беларусь является одной из самых открытых экономик мира. В 2011 году суммарный объем экспорта и импорта товаров и услуг нашей страны, по оценке Moody’s, составил 177,9% ВВП. Среднегодовое значение за период 2005- 2010 было «всего» 122,6% ВВП. Высокая степень зависимости от экономического состояния мировой экономики в целом и основных торговых партнеров (страны ЕС, Россия и Украина) приводит к необходимости учитывать все тенденции развития мировой торговли.

Согласно классификации, используемой для статистического учета в Республике Беларусь, основные виды международных услуг включают транспортные услуги, поездки (туристические услуги), услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, прочие деловые услуги.

К транспортным услугам относятся все виды транспортного обслуживания, осуществляемого транспортными средствами: воздушным, железнодорожным, автомобильным, внутренним водным, морским и прочими видами, включая трубопроводный. Такие услуги включают: грузовые и пассажирские перевозки любыми видами транспорта; транспортно-экспедиционные услуги; аренду (чартер) с водителем; услуги по транспортировке нефти, газа и др. по трубопроводам; прочие, связанные с перевозкой, транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе.

Туристические услуги охватывают доходы (расходы) от иностранного туризма и включают, главным образом, услуги гостиниц, мест общественного питания.

Услуги  связи включают операции между резидентами и нерезидентами по обслуживанию систем связи.

К строительным услугам относятся строительно-монтажные, ремонтно-строительные и строительно-реставрационные работы.

Страховые услуги включают различные виды страхования, осуществляемого страховыми компаниями данной страны для зарубежных партнеров и наоборот.

Финансовые  услуги охватывают услуги, предоставляемые финансовыми посредниками в связи с предоставлением кредитных линий, по операциям с ценными бумагами, аккредитивами, банковскими акцептами, финансовым лизингом, операциям с иностранной валютой и т.д.

Компьютерные  и информационные услуги включают операции, в ходе которых резидент предоставляет нерезиденту и наоборот услуги по обработке данных и информационных сообщений.

Государственные услуги содержат все виды услуг, связанных с деятельностью сектора государственного управления, международных и региональных организаций.

Прочие  деловые услуги охватывают различные виды международных услуг: юридические и бухгалтерские услуги, консультационные услуги в области управления и в сфере связей с общественностью; услуги в области рекламы и изучения конъюнктуры рынка; научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки; архитектурные, инженерные и прочие технические услуги; услуги по переработке или обработке продукции; услуги по ремонту транспортных средств и т.д. [4, с.с. 135 - 137].

Согласно данным платежного баланса страны за 2011 г., положительное сальдо услуг сложилось в размере 2 078,3 млн. долларов (3,8 % ВВП) и на    55,9 % компенсировало отрицательное сальдо баланса торговли товарами (за 2010 год – на 17,9 %). Международный оборот услуг составил 8 443,5 млн. долларов, превысив уровень 2010 года на 14,4 %.

Положительное сальдо по транспортным услугам (2 006,9 млн. долларов) являлось важнейшим в формировании профицита услуг. Наибольшее отрицательное сальдо сложилось по статьям: строительные услуги (118,1 млн. долларов), поездки (95,5 млн. долларов), финансовые услуги (81,4 млн. долларов) и роялти и лицензионные платежи (70,7 млн. долларов).

Экспорт услуг составил 5 260,9 млн. долларов (9,6 % ВВП) и увеличился на 16,9 %. Наибольший удельный вес в экспорте услуг составили транспортные услуги (67,3 %), которые по сравнению с 2010 годом выросли на 17,7 %. Сокращение экспорта услуг наблюдалось лишь по статье страховые услуги – на 35 %. По остальным видам услуг зафиксировано увеличение экспорта.

Основными потребителями  отечественных услуг выступили  резиденты Российской Федерации (им оказано 21,3 % всех экспортированных услуг), Германии (14,9 %) и Польши (8,9 %) [7].

 

 

Рисунок 1. Структура экспорта и импорта услуг за 2011 год

 

 

[7]

 

Поступление валютной выручки от экспорта услуг за 2011 год составило            4 877,4 млн. долларов и увеличилось на 17 %. При этом основными валютами в расчетах за экспорт услуг являлись доллары США (35,7 % всех денежных поступлений от экспорта услуг), российские рубли (30,9 %) и евро (24,5 %).

Импорт  услуг сложился в размере 3 182,6 млн. долларов (5,8 % ВВП) и увеличился на 10,6 %. Наибольший удельный вес в импорте услуг составили транспортные услуги (48,1 % общего объема импорта услуг), услуги, связанные с поездками белорусских граждан за границу (17,4 %) и строительные услуги (9,8 %). Сокращение импорта услуг наблюдалось по следующим видам услуг: поездки (на 9,3%), роялти и лицензионные платежи (на 11,7 %), компьютерные и информационные услуги (на 4,3%), услуги в сфере культуры и отдыха (на 14,7%) и государственные услуги (на 20,3%). По всем остальным видам услуг

наблюдалось увеличение импорта.

Российская  Федерация предоставила 19,8 % всего объема импорта услуг, Литва – 11,6 %, Украина – 8,2 % и Германия – 7,2 %. Платежи за импорт услуг за 2011 год составили 2 701,4 млн. долларов и увеличились на 18,6 %. Основными валютами расчетов явились доллары США (44,7 % от всех платежей за импорт услуг), евро (34,2 %) и российские рубли (10,7 %) [7]. 

Для развития экспорта услуг  в Беларуси в соответствии с Комплексной  программой предстоит реализовать  ряд мероприятий:

    • расширение географической структуры экспорта, освоение новых рынков в странах вне государств-участников СНГ, в том числе на основе использования механизмов ВТО;
    • развитие инфраструктуры внешней торговли услугами, в том числе создание за рубежом сервисных центров продаж, гарантийного и послегарантийного обслуживания белорусских экспортных товаров и услуг;
    • совершенствование экспортной инфраструктуры за счет приоритетного экспорта деловых, туристических, транспортных услуг, развития электронной торговли и электронного декларирования, развития услуг в сфере транснационального трансфера технологий;
    • обеспечение государственной поддержки экспортеров услуг, в том числе по развитию рекламной и выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом;
    • максимальное использование услуг отечественных организаций (транспортных, страховых, банковских, консультационных и прочих видов) в обслуживании экспортных потоков республики;
    • совершенствование системы кредитования и страхования экспортных сделок;

Информация о работе Международный рынок услуг в Республике Беларусь