Международный рынок услуг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых, рекламных и других рынков услуг.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг.

Содержание работы

Введение ..3
1. Мировой рынок услуг ……………………………………………………….…5
1.1. Понятие, основные особенности и принципы рынка услуг…… ………..5
1.2 Классификация услуг.…………………………………………………….. 10
1.3. Особенности и специфика организации международной торговли услугами……………………………………………………………….………...14
1.4. Регулирование международной торговли услугами ………………………..….17
2. Динамика и основные тенденции глобализации рынка услуг……………..21 3. Сфера услуг в Республике Беларусь: характерные черты и особенности, основные тенденции ………………………………………………………….…..26
Заключение 33
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по МТ.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)
  • совершенствование нормативной правовой базы по экспорту услуг;
    • разработка единого порядка регулирования торговли услугами в рамках интеграционных объединений стран СНГ;
    • активизация сотрудничества с международными торгово-экономическими и финансовыми организациями, регулирующими международную торговлю услугами;
    • вступление в международные отраслевые ассоциации производителей услуг, в том числе инжиниринговые;
    • принятие мер по вступлению Республики Беларусь в ВТО для участия в многостороннем международном соглашении по услугам в рамках этой организации (ГАТС).

Важнейшее стратегическое направление развития инфраструктуры экономики Беларуси – широкое  применение во всех сферах современных  информационных технологий и технологий электронной торговли. Опыт передовых  стран свидетельствует о том, что, как только услугами компьютерных сетей начинают пользоваться более 15 % населения страны, проявляются резкие качественные изменения роли этих сетей в жизни общества и сети начинают оказывать позитивное влияние на экономический рост.

Главными целями принятой Правительством Республики Беларусь Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 гг. являются создание электронного правительства, повышение качества и эффективности информационных отношений населения, бизнеса и государства, формирование государственной системы оказания услуг в электронной форме и роста их экспорта.

Приоритетным направлением является создание условий для ускоренного  развития услуг в области информационных технологий в Республике Беларусь, привлечения заказов по разработке ИТ-продукции, содействия росту валютных поступлений страну.

Соответственно научно-технические  мероприятия по реализации Программы  направлены на создание и развитие базовых компонентов инфраструктуры электронного правительства, информационно-аналитических и информационных систем, ориентированных на формирование государственных информационных ресурсов и оказание электронных услуг. По сути, речь идет об ускоренном развитии в Беларуси, как в других современных государствах, нового технологического информационного уклада, создающего основу для дальнейшего роста экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития и, в конечном итоге, повышения качества жизни населения.

К настоящему времени  Беларусь сформировала необходимые условия для образования современного информационного уклада. В течение последних десяти лет страна проводит активную государственную политику по электронизации производства и управления и развитию сферы услуг, в том числе и информационных, оказываемых государственными органами и частными организациями в электронной форме. Как следствие, в рейтингах ООН готовности электронного правительства и индекса электронного участия (ИЭУ оценивает, насколько полезными являются государственные электронные услуги и как часто они оказываются гражданам с целью вовлечения их в общественную практику через ИКТ) наша республика является одной из немногих стран, динамично улучшающих свое положение: по значению ИЭУ Беларусь в 2010 г. заняла 51-е место (0,243), повысив свой рейтинг по сравнению с 2008 г. на 47 позиций (98-е место, значение ИЭУ в 2008 г. – 0,091), уступая в СНГ Республике Казахстан и Украине. Лидерами по значению ИЭУ в 2008 г. являлись США (1,000), Республика Корея (0,977), Дания (0,933), Франция (0,932). Согласно последним данным, ведущие позиции в этом рейтинге занимают Республика Корея (1,000), Австралия (0,914), Испания (0,829), Новая Зеландия (0,771) [8].

По индексу электронного правительства (0,4900) в 2010 г. Беларусь занимала 64-е место при среднемировом значении этого показателя 0,4406 (по данным United Nations E-Government Survey 2010).

Беларусь имеет значительный потенциал и по ИT-аутсорсингу (делегирование  внешней специализированной компании заданий по разработке, внедрению  и сопровождению информационных систем) и экспорту информационных услуг, занимая одно из ведущих мест в мире по экспорту ИT-услуг на душу населения. В рейтинге Global Services за 2010 г. Беларусь занимает 13-е место с 4,5 тыс. разработчиков, сразу после Украины (5,8 тыс.) и России (5,1 тыс.). Лидерами в мировом ИТ-аутсорсинге (по числу занятых в компаниях–участниках исследования) являются Индия (514 тыс. человек), Филиппины (97,7 тыс.) и США (42,8 тыс.) [9].

Прогнозную оценку развития рынка деловых и консалтинговых услуг в Республике Беларусь можно получить на основе макроэкономической модели «бизнес-услуги – рост ВВП», т. е. определить, каким образом влияет рост ВВП страны на рост отрасли деловых услуг. На основании исследований был сделан вывод о том, что 1 % увеличения ВВП стимулирует рост рынка информационных, деловых услуг и управленческого консалтинга примерно на 6 % (для прогнозного анализа были взяты данные роста рынков бизнес-услуг России и Западной Европы). В соответствии с моделью «бизнес-услуги – ВВП» возможно осуществлять прогнозирование развития сферы бизнес-услуг.

При этом необходимо учитывать  высокую инвестиционную привлекательность  данного стратегического сектора  экономики. По расчетам McKinsey, для каждого 1 % роста экономики необходимо увеличение объема инвестиций к ВВП на 2,5 % [10].

Естественно, что нахождение пропорции распределения инвестиций в информационный сектор без ущерба для инновационного развития промышленного  ядра Беларуси имеет хорошие перспективы, так как в этом случае основные затраты будут связаны с вложением в подготовку кадров, а не в материальные активы. Инвестиции в сферу бизнес-услуг (консалтинг, реклама, маркетинг, бизнес-сопровождение инвестиционных проектов и др.) являются сегодня наиболее важной областью инвестиционной деятельности в странах с переходной экономикой.

В настоящее время  в деловом мире наблюдается тенденция  диверсификации сферы услуг, когда  многие ранее обособленные виды услуг  объединяются в рамках одной компании. То есть предлагается целый комплекс услуг, чем повышается конкурентоспособность данной компании и ослабляются возможные риски. К примеру, банковские, биржевые и посреднические услуги объединяются в единый комплекс финансовых услуг.

В Беларуси, как и в  других странах с переходной экономикой, этот сектор деятельности пока еще в полной мере не исследован и как следствие не предложены научно обоснованные пути его формирования и развития. Следовательно, важная и актуальная задача – нахождение взаимозависимости между уровнями развития отдельных услуг, их правильного соотношения, позиционирования на рынке, создание системы показателей и модели оценки развития инфраструктуры бизнес-услуг, а затем оценка количества и направленности созданных рабочих мест, подготовка необходимых кадров.

Исходя из этого можно  предположить, что для динамично и стабильно развивающейся экономики Беларуси особенности маркетинга такого товара, как услуги, заслуживают отдельного и тщательного анализа.

Таким образом, в Республике Беларусь созданы базовые условия для информационного уклада и намечается переход к формированию сектора наукоемких услуг, которые в развитых странах являются одними из приоритетных для экономического роста и инновационного развития. Ускоренное развитие сферы услуг необходимо как с целью пополнения государственного бюджета, так и для улучшения среды обитания и жизнедеятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По данным МВФ  общий объем услуг составляет около 25% общей величины мирового экспорта. Международная торговля услугами растет более высокими темпами, чем товарами.

Значительно возросла доля развивающихся стран в мировой  торговле услугами, в первую очередь  за счет стран Азии, в частности Китая, Южной Кореи, Гонконга. В Индии экспорт услуг за десять последних лет увеличился почти в 6 раз.

Развивающиеся страны имеют отрицательный баланс во внешней торговле услугами. Лишь некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. В мировой торговле услугами значительная доля приходится на международный транспорт и на международный туризм.

Мировая торговля услугами растет более высокими темпами по сравнению с торговлей товарами и оказывает все большее влияние на последнюю.

Развитие материального  производства, являющееся фундаментальной основой прогресса сферы услуг, а также международное разделение труда в сфере услуг привели к значительному разнообразию видов услуг.

На сегодняшний  день, согласно классификации ООН, насчитывается  порядка 600 видов услуг. Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то обстоятельство, что они по своей природе участвуют в международной торговле; другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемых в платежных балансах.

Главной особенностью международной торговли услугами является то, что данный вид деятельности  регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается).

Растущий интерес  к торговле услугами повлек за собой  развитие нескольких видов классификации  сделок в международной торговле услугами. В качестве одного из вариантов  было предложено сфокусировать внимание на взаимоотношении производителя и потребителя услуг. Данная система классификации впоследствии и была принята в рамках ВТО.

Инструменты торговой политики, применяемые в области  торговли услугами,  могут быть разделены на меры регулирования доступа на рынок, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам-производителям  услуг оперировать на местном рынке, и изъятия из национального режима, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей  услуг по сравнению с местными. Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей и на двустороннем уровне между отдельными странами.

Динамичный  прорыв услуг на мировые рынки  в течение последних двух десятилетий является одним из наиболее значимых новых явлений в современной экономике. Это многоплановый процесс, обусловленный структурной сложностью рынков услуг, который имеет ярко выраженную отраслевую специфику.

Не являясь внутренне интегрированным хозяйственным комплексом, она не противостоит другим сферам хозяйства как нечто целое и представлена широким разнообразием отраслей. В классификации ВТО выделяются, например, почти 160 видов услуг и объединяются такие функционально разнородные, как образование и туризм, операции с ценными бумагами и космические запуски и т.д. При таком сложном калейдоскопе любые обобщения, касающиеся процессов и явлений в рассматриваемой сфере, во многом условны и на каждый общий вывод всегда находятся довольно убедительные исключения.

Таково положение  и с оценками глобализации услуг. Слабая до последнего времени вовлеченность большинства услуг в этот процесс не оспаривается. Зависимость глобализации от уровня развития ряда услуг отчетливо выражена и в современный период, когда скоростной железнодорожный транспорт, прогресс в авиации, революционные сдвиги в телекоммуникациях существенно ускоряют динамику одних глобальных рынков и становление других.

Все большее значение в последние годы придается сфере  услуг в Республике Беларусь. В  частности,  принято и реализуется более 30 программ по развитию различных отраслей услуг. Комплексной программой развития сферы услуг в Республике Беларусь предусмотрено «увеличение экспорта услуг и усиление позиций Беларуси на мировом рынке услуг».

Планомерное развитие сферы услуг является важнейшим фактором увеличения темпов роста ВВП, поэтому именно ей в Республике Беларусь уделяется особое внимание. Мировая практика свидетельствует, что удельный вес добавленной стоимости в сфере услуг существенно выше, чем в промышленности и сельском хозяйстве.

Республика Беларусь является одной из самых открытых экономик мира. В 2011 году суммарный объем экспорта и импорта товаров и услуг нашей страны, по оценке Moody’s, составил 177,9% ВВП. Высокая степень зависимости от экономического состояния мировой экономики в целом и основных торговых партнеров (страны ЕС, Россия и Украина) приводит к необходимости учитывать все тенденции развития мировой торговли.

Согласно данным платежного баланса страны за 2011 г., положительное сальдо услуг сложилось в размере 2 078,3 млн. долларов (3,8 % ВВП) и на    55,9 % компенсировало отрицательное сальдо баланса торговли товарами (за 2010 год – на 17,9 %). Международный оборот услуг составил 8 443,5 млн. долларов, превысив уровень 2010 года на 14,4 %.

Важнейшее стратегическое направление развития инфраструктуры экономики Беларуси – широкое применение во всех сферах современных информационных технологий и технологий электронной торговли.

Главными целями принятой Правительством Республики Беларусь Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 гг. являются создание электронного правительства, повышение качества и эффективности информационных отношений населения, бизнеса и государства, формирование государственной системы оказания услуг в электронной форме и роста их экспорта.

Приоритетным направлением является создание условий для ускоренного  развития услуг в области информационных технологий в Республике Беларусь, привлечения заказов по разработке ИТ-продукции, содействия росту валютных поступлений страну.

Для динамично и стабильно развивающейся экономики Беларуси особенности маркетинга такого товара, как услуги, заслуживают отдельного и тщательного анализа.

Таким образом,  в Республике Беларусь созданы базовые условия для информационного уклада и намечается переход к формированию сектора наукоемких услуг, которые в развитых странах являются одними из приоритетных для экономического роста и инновационного развития. Ускоренное развитие сферы услуг необходимо как с целью пополнения государственного бюджета, так и для улучшения среды обитания и жизнедеятельности человека.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. www.allminsk.biz

2. Международная торговля : пособие / Ю. И. Енин [и др.] ; под ред.  Н. С. Шелега, Ю. И. Енина. – Минск : БГЭУ, 2009,  – 323 с.

3. Рыбалкин, В.Е. Международные экономические отношения. Учебник для вузов / В.Е.Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 519 с.

 

4. Международная торговля: курс лекций /А. И. Войтович – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 184 с.

 

5. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с.

 

6. Шелег Н. С. Экономическая интеграция в условиях глобализации: учеб. пособие / Н.С. Шелег, Ю. И. Енин. – М., 2006. – 295 с.

 

7. www.nbrb.by

 

8. Забродская, К.А. Анализ развития государственных E–услуг / К.А. Забродская, А.А. Кононов, О.Ф. Секлицкий // Веснiк сувязi. – 2010. – № 1.

9. UNECE Discusses the Benefits of E-Government Reforms to Land Administration in Belarus. [Electronic resource]. – 2010.

Информация о работе Международный рынок услуг в Республике Беларусь