Международный рынок услуг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых, рекламных и других рынков услуг.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг.

Содержание работы

Введение ..3
1. Мировой рынок услуг ……………………………………………………….…5
1.1. Понятие, основные особенности и принципы рынка услуг…… ………..5
1.2 Классификация услуг.…………………………………………………….. 10
1.3. Особенности и специфика организации международной торговли услугами……………………………………………………………….………...14
1.4. Регулирование международной торговли услугами ………………………..….17
2. Динамика и основные тенденции глобализации рынка услуг……………..21 3. Сфера услуг в Республике Беларусь: характерные черты и особенности, основные тенденции ………………………………………………………….…..26
Заключение 33
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по МТ.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Международной практикой, согласно классификации ГАТС, основанной на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира, определены 12 основных секторов услуг:

    1. Деловые услуги – профессиональные; компьютерные и связанные с ними; в области исследования и разработок; связанные с недвижимым имуществом; по аренде и лизингу; другие, связанные с предпринимательской деятельностью. 
    2. Услуги в области связи – почтовые, курьерские и телекоммуникационные.
    3. Строительные и связанные с ними инженерные услуги – общие строительные работы для возведения зданий любого предназначения, кроме спортивных сооружений; общие строительные работы по сооружению объектов гражданского строительства (дороги, тоннели, мосты, спортивные сооружения и др.); сборка и возведение зданий из готовых конструкций; строительные и отделочные работы завершающего цикла.
    4. Дистрибьюторские услуги – торговых агентов,  розничная и оптовая торговля, франчайзинг.
    5. Услуги в сфере образования – в области начального, среднего и высшего образования; для взрослых, не включая предыдущие.
    6. Услуги защите окружающей среды – по удалению, транспортировке и утилизации отходов; по санитарной обработке и др.
    7. Финансовые услуги, включая страхование, банковские и другие финансовые услуги.
    8. Услуги здравоохранения и социальной помощи – услуги больниц, по охране здоровья человека, социальной помощи.
    9. Туризм и услуги, связанные с путешествиями – гостиниц и предприятий общественного питания; туристических бюро, агентств и операторов; по экскурсионному обслуживанию туристов.
    10. Услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий – услуги организации развлечений (театры, цирки и др.); информационных агентств; библиотек, архивов, музеев и других культурно-просветительных учреждений; по организации спорта и других видов отдыха.
    11. Транспортные услуги – морского, не морского водного транспорта, воздушного транспорта, транспортировка в космическом пространстве,  железнодорожного, автодорожного, трубопроводного  транспорта, вспомогательные и дополнительные для всех видов транспорта (логистика).
  1. Прочие услуги, не вошедшие в перечисленные.

 

Существует также классификация услуг, в соответствии с которой услуги подразделяются на:

  • не торгуемые;
  • торгуемые.

Большая часть  услуг производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной экономики является не торгуемой. В эту классификацию входят коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д.

В соответствии с руководством Международного валютного  фонда по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов (табл. 3).

Все эти разнообразные  виды деятельности объединяет то обстоятельство, что они по своей природе участвуют в международной торговле; другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемых в платежных балансах.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Классификация торгуемых услуг

Виды  услуг

Подвиды услуг

Содержание  услуг

1.

Транспорт ные услуги

Пассажирские  перевозки

Международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг

   

Грузовые перевозки

Международная перевозка грузов всеми видами транспорта

2.

Поездки

Деловые

Услуги, приобретенные  нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)

   

Личные

Услуги, приобретенные  нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)

3.

Услуги связи

 

Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи

4.

Строитель ные услуги

 

Комплекс услуг  по строительству объектов за рубежом

5.

Страхова ние

 

Оказание услуг  по страхованию нерезидентов страховыми компаниями-резидентами

6.

Финансовые  услуги

 

Финансовое  посредничество между резидентами и нерезидентами (услуги по открытию аккредитивов, обмену валюты, брокерские услуги и т.д.)

7.

Компьютерные и информационные услуги

 

Консультации  в области компьютерных программ, обработка данных, пользование базами данных, обслуживание компьютеров, подписка на информационные линии и т.д.

8.

Роялти и  лицензион ные платежи

 

Пользование правами  собственности на объекты промышленной собственности и авторские и смежные права

9.

Другие бизнес-услуги

Посреднические

Комплекс посреднических услуг по поиску партнера, исследованию рынка и т.д.

   

Лизинг

Лизинг и  фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования

10.

Личные, культурные и рекреационные услуги

Аудиовизуальные услуги

Услуги по производству фильмов, радио- телевизионных программ, компакт-дисков

   

Прочие

Услуги, связанные  с проведением выставок, спортивных и иных мероприятий

11.

Правительственные услуги

 

Услуги по поставке товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира


                                                                                                        [4, с.с. 134 -135]

 

В аналитических  целях огромное разнообразие торгуемых  услуг может быть сгруппировано по другим признакам. В случае расширительного подхода к классификации услуг, который принят во Всемирном банке, учитывается движение дохода. В соответствии с этим подходом услуги могут подразделяться на:

• факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего, капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

• не факторные услуги – остальные виды услуг (транспортные, путешествия и другие нефинансовые услуги) [4, с. 133].

Данная классификация необходима для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые в большей степени затрагивают не факторные услуги.

Существует  также классификация услуг в  зависимости от способа доставки их потребителю:

• услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные;

          •  услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование и т.д.;

•  услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги [4, с. 135].

1.3. Особенности и специфика организации международной торговли услугами

 

В связи с  неосязаемостью большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом и импортом. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи продавца и покупателя.

Главной особенностью международной торговли услугами по сравнению с торговлей товарами является то, что данный вид деятельности  регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается).

Ключевым в  торговле услугами является то, что  в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится.

Растущий интерес  к торговле услугами повлек за собой  развитие нескольких видов классификации  сделок в международной торговле услугами. В качестве одного из вариантов было предложено сфокусировать внимание на взаимоотношении производителя и потребителя услуг. Данная система классификации впоследствии и была принята в рамках ВТО.

Различные виды поставки услуг отличаются по двум главным признакам:

•  месту нахождения поставщика и потребителя услуги в момент ее оказания;

•  гражданству или месту регистрации лиц, потребляющих или поставляющих услуги (первое касается физических лиц, второе - юридических).

Оба критерия, взятые в комплексе, позволяют достаточно точно определить способ предоставления услуг, так как большинство барьеров в торговле услугами, а также методы их устранения обычно четко привязаны к одному из способов поставки.

В ГАТС предусмотрены  четыре способа предоставления услуг:

•   трансграничная поставка с территории одной страны на территорию другой. Такой тип сделки происходит в случае возможности передачи услуги через границу без необходимости пересечения ее продавцом и покупателем, т.е. границу пересекает только услуга. Примером является предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу), оказание транспортных услуг и др.;

•  потребление за границей – потребитель из одной страны приобретает и потребляет услуга на территории другой страны. Данный тип сделки осуществляется при необходимости перемещения покупателя услуги в другую страну с целью ее получения. В этом случае границу пересекает только потребитель услуги. Таковыми являются услуги в области туризма или медицинского обслуживания, движение собственности потребителя (морского или воздушного судна) в другую страну для ремонта или технического обслуживания;

•  коммерческое (торговое) присутствие в стране предоставления услуги – фирма-продавец услуги пересекает границу и на территории страны-потребителя открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Такой тип сделки противоположен предыдущему, так как вызывает необходимость движения в другую страну факторов производства для оказания услуг. Характерной чертой является то, что лицо или фирма в одной стране контролирует активы другой. Ярким примером служит создание либо участие в создании банков, финансовых или страховых компаний на территории другого государства;

•  перемещение (временное присутствие) физических лиц, предоставляющих услугу – услуга заключена непосредственно в деятельности людей, приезжающих из-за границы в страну, где находится ее потребитель. Данный тип сделки имеет место в случае движения физического лица, например архитектора, юриста или консультанта, в другую страну с целью оказания услуг на ее территории.

Описанные способы  поставок взаимозависимы. Торговля по каналам одного из них часто приводит к ее расширению с помощью других. Тесная связь этих методов требует  их комбинированного использования для эффективного доступа на рынки.

Главная цель разработки данной системы классификации сделок заключается в необходимости  идентификации мер в области  торговли услугами. Защита отечественного рынка услуг, как правило, не может быть оказана посредством применения каких-либо мер на границе (как при торговле товарами), а осуществляется в основном путем законодательного регулирования режима торговли услугами на территории отдельной страны. Так, на внутреннем рынке может быть запрещена работа зарубежных страховых компаний, что является необходимым условием импорта страховых услуг; может быть установлен дискриминационный режим в отношении зарубежных поставщиков услуг по сравнению с отечественными [2, с. 112,    с.с. 114 - 116].

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический процесс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

Существуют  определенные трудности при статистическом учете объемов предоставляемых  услуг. Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем, стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).

Из статистического  отчета «выпадают» доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены. В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги» не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40–50%.

На развитие международной торговли услугами значительное влияние оказывает деятельность ТНК. Услуги стали составным элементом внутрипроизводственной деятельности фирмы, расчлененный по отдельным странам, в то время как информационно- технологическое обеспечение этого процесса сосредотачиваются в стране базирования. Поэтому внутрифирменная передача информации, технологии финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг. Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах ТНК. Объем этих услуг в несколько раз превышает объем экспорта услуг из ведущих западных стран. Производству услуг ТНК за рубежом толкает то обстоятельство, что экспорт товаров требует все более развитой структуры услуг.

Информация о работе Международный рынок услуг в Республике Беларусь