Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа
Целью данной работы является исследование понятия международная трудовая миграция и определение приоритетных направлений в регулировании миграционных процессов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию миграция и рассмотреть её виды и причины возникновения;
Рассмотреть возможные последствия миграции;
Проанализировать показатели миграции населения и определить основные тенденции её современного развития;
Изучить основные направления миграционной политики Украины и зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Понятие международной миграции рабочей силы (ММРС)
1.1.
Сущность ММРС, её виды
1.2.
Причины и факторы возникновения ММРС
1.3.
Функции ММРС и её экономические последствия
РАЗДЕЛ 2.
Анализ общемировой миграционной ситуации
2.1.
Основные этапы ММРС
2.2.
Основные тенденции в развитии современных миграционных процессов в мире
2.3.
Миграционная политика зарубежных стран
РАЗДЕЛ 3.
Украина в международных миграционных процессах
3.1.
Современная миграционная ситуация в Украине
3.2.
Законодательное обеспечение миграционной политики в Украине
3.3.
Проблема контроля миграции в Украине
3.4.
Последствия миграционных процессов на рынке труда Украины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Поданным ООН, в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн. беженцев (из них около 4 млн. возвратившихся в места прежнего проживания, но находящиеся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада. [21]
В национальном составе иммигрантов, как правило, преобладают группы, этнически далеко отстоящие от основной части населения стран приема. Среди приезжих жителей в ФРГ 28,8% -турки, во Франции 15,.4 - марокканцы и 14,6 - алжирцы, в США 29,5 - мексиканцы, в Финляндии 24,6% - россияне. Иноэтничности нередко сопутствуют не только альтернативные типы демографического поведения мигрантов (например, многодетность), но и немалые сложности при адаптации мигрантов к новой для них среде[1, c.142].
Примерно половина всех международных мигрантов - женщины. Как и мужчины, они мигрируют в поисках лучших средств к существованию. Для многих женщин миграция является средством расширения их прав и возможностей. Удельный вес женщин в общей численности международных мигрантов постепенно возрастает: если в 1960 году он составлял 47%, то к 2007 году возрос до 50%. Численность женщин-мигрантов растет быстрее в более развитых регионах мира, в которых она превышает численность мигрантов-мужчин уже с 1990 года. В развивающихся странах женщины составляют около 46% международных мигрантов, и эта доля остается довольно стабильной начиная с 1960 года (см. рис.2.1).
Рис. 2.1. Доля женщин среди международных мигрантов в основных регионах мира, 1990 и 2007 годы, % [22]
На региональном
уровне, число женщин-мигрантов
География поселения иммигрантов традиционно характеризовалась их сосредоточением в крупных городах и приграничных округах. В США в 2008 г. 70% иностранного населения проживали в шести штатах: Калифорнии (31%!), Нью-Йорке, Флориде, Техасе, Нью-Джерси и Иллинойсе. Территориальная концентрация пришлого населения, с одной стороны, обусловливает повышенную социальную нагрузку на местные бюджеты, а с другой - создает плацдарм для развития этнической экономики и обновления городской инфраструктуры в районах его проживания. В последние годы по мере перенасыщения подобных районов иммигрантами и их неспособности абсорбировать вновь прибывающие контингенты усиливается тенденция к перемещению иммигрантов в регионы с более привлекательными условиями труда. В США, например, с 90-х годов все больше мигрантов устремляются в другие, менее населенные иностранцами штаты, такие, как Орегон, Аризона, Айова, Арканзас, Джорджия[1, c.142].
Хотя уровень образования и профессиональной
квалификации иммигрантов, как и коренного
населения, имеет очевидную тенденцию
к повышению, он обычно в целом более низок,
чем у местных жителей, а профессионально-
Специфической чертой миграционного движения последних двух десятилетий стало увеличение нелегальной иммиграции. Иммигрантов, которые нелегально прибывают в страны, особенно много в США, Германии и Франции. Они прибывают, как правило, из соседних стран. Нелегальная иммиграция очень выгодна предпринимателям, ибо нелегальные иммигранты соглашаются на любые условия работы, только бы их не выселила полиция. Они не пользуются социальными правами, их заработная плата составляет одну треть заработка легального иммигранта.
Широко распространена торговля работниками-женщинами и детьми из Индии, Филиппин, Южной Кореи, Тайваня.
НТР обусловила возрастающий спрос на высококвалифицированную рабочую силу, в результате возник новый вид трудовой миграции, который получил название «утечка умов» и который занимает особое место в международной миграции рабочей силы. Характерной особенностью такого вида миграции есть то, что ею охватываются люди, которые имеют на родине и определенный уровень обеспеченности. Основными мотивами их переезда в другие страны является, с одной стороны, неадекватность условий для научных исследований, отсутствие на родине перспектив творческого роста. С другой стороны - существенные различия в статусе вознаграждения ученых, специалистов, врачей и т.д., а также в престижности их работы. Основными странами-конкурентами, принимающими высококвалифицированные кадры и стимулирующими данный процесс являются: США, Великобритания и Канада. Эта тенденция сохранилась по настоящее время. [1, c.142].
Поставщиками
2.3. Современная миграционная ситуация в Украине
Украина стала участником международного рынка труда только в начале 90-х годов. До этого, в период административно-командной экономики население СССР, принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции производилась только государственными органами.
В период перестройки экономики нашей страны, отхода от административно-командных методов управления во всех сферах жизни процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.
Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в Украину из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией, то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.
Украина является в настоящее время, как страной-донором, так и страной-реципиентом. Немало украинских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату. В то же время, в Украину устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, СНГ.
Месячный заработок основной части украинских работников за границей составляет от 200 до 1000 долларов США. Суммарный объем средств, которые зарабатывают украинские трудовые мигранты оценивается в 4,7-7,6 млрд. долларов США в год, что составляет 7-11% ВВП Украины [23].
На сегодняшний день за границей, согласно экспертным данным, находится 4 млн. 500 тыс. украинских трудовых мигрантов. Большинство из них находится в России, Италии, США и Польше. (см. рис 2.2.)
Рис. 2.2. Распределение граждан Украины, работающих за рубежом, по странам. [18].
Украинцы в поисках заработков часто переезжают с одной страны к другой, где лучшие условия работы и высшая оплата. Например, из Чехии или Португалии в Испанию. Вместе с тем наблюдается частичное возвращение мигрантов в Украину, особенно из Греции и Португалии.
Также в последнее время быстро возрастает количество мигрантов из Украины, которые получили легальный статус проживания и работы в странах пребывания. В целом, по всем исследуемым странам, кроме России и Польши, где большинство представляют нерегулярные мигранты, они составляют около 30-35% лиц. Вместе с тем возрастает тенденция к нелегальному въезду украинцев в страны Евросоюза, а также к нелегальному трудоустройства украинцев, которые имеют легальный статус пребывания в одной стране, но в поисках работы перемещаются в другую, где работают нелегально [18].
Кроме того, сегодня происходит “вторичная миграция”, когда мигранты приезжают уже к своим родственникам или друзьям. В целом можно говорить о значительном улучшении материального благосостояния украинцев в этих странах. Вместе с тем остается немало людей, которые по причине своего нелегального положения попадают в рабские условия жизни и работы, в частности на Юге Италии и России.
Абсолютное большинство, около 3/4 украинских трудовых мигрантов работает за границей нелегально, одно из последствий этого - многочисленные факты нарушений их прав. Условия труда украинских работников за границей абсолютно не отвечают нормативам, установленным как на родине, так и в стране пребывания. Обычной ситуацией является ненормированный рабочий день, несоблюдение техники безопасности, выполнение работ, связанных с риском для жизни и здоровья, случаются случаи несвоевременной и неполной выплаты заработной платы. Многим угрожает опасность оказаться в нечеловеческих условиях существования или стать жертвами торговли людьми [18].
Более всего различными видами трудовой миграции (сезонной, вахтенной, маятниковой, «челночной» и пр.) заняты жители приграничных регионов Украины. В зависимости от региона страны ориентиры трудовых мигрантов имеют свои векторы. К примеру, трудовые мигранты–жители Донецкого экономического региона почти все ориентируются на Россию (шахтеры, металлурги и другие профессиональные группы), жители Закарпатья – на Чехию, Венгрию, Словакию, жители Львовской области – на Польшу. Немало проживающих трудовых мигрантов в Ивано-Франковской и особенно Черновицкой областей трудятся в Италии, Испании, Греции, Португалии. Молодежь предпочитает ехать на заработки в европейские страны, чем в Россию или Беларусь.
Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из Украины на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Так, не менее трети всех наших женщин-мигранток в России работают в сфере торговли, в Чехии большая часть занята в сфере общественного питания, другие трудятся в хлебобулочной, деревообрабатывающей промышленности. В Польше наши мигрантки трудятся в основном в сельском хозяйстве, немало работает домашней прислугой (женщины среднего и старшего трудоспособного возраста) (см. рис. 2.3).
Кроме традиционных сфер, где работают украинские трудовые мигранты, а именно: обслуживание частных помещений, уход за пожилыми людьми и детьми, строительство, сфера услуг в ресторанном и гостиничном бизнесе, наблюдается тенденция к расширению рынка работы и сфер применения рабочей Украины в странах пребывания.
Рис. 2.3. Распределение граждан Украины, работавших за рубежом, по видам деятельности, % [19]
В настоящее время Украина выступает в основном в качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам.
Раздел 3. Государственное регулирование международной трудовой миграции
3.1. Миграционная политика зарубежных стран
Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов
Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели:
В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции [7].
На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).
Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.
Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие [4, c.333]:
• Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо пере подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику поданной специальности в стране — экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.