Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа
Целью данной работы является исследование понятия международная трудовая миграция и определение приоритетных направлений в регулировании миграционных процессов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию миграция и рассмотреть её виды и причины возникновения;
Рассмотреть возможные последствия миграции;
Проанализировать показатели миграции населения и определить основные тенденции её современного развития;
Изучить основные направления миграционной политики Украины и зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Понятие международной миграции рабочей силы (ММРС)
1.1.
Сущность ММРС, её виды
1.2.
Причины и факторы возникновения ММРС
1.3.
Функции ММРС и её экономические последствия
РАЗДЕЛ 2.
Анализ общемировой миграционной ситуации
2.1.
Основные этапы ММРС
2.2.
Основные тенденции в развитии современных миграционных процессов в мире
2.3.
Миграционная политика зарубежных стран
РАЗДЕЛ 3.
Украина в международных миграционных процессах
3.1.
Современная миграционная ситуация в Украине
3.2.
Законодательное обеспечение миграционной политики в Украине
3.3.
Проблема контроля миграции в Украине
3.4.
Последствия миграционных процессов на рынке труда Украины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Нидерланды) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в этих программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать на родину и пытаться там найти лучшую работу.
Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмигрантов из Турции.
Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции. [14, с. 40-46]
3.3. Проблема контроля миграции в Украине
Учитывая основополагающие права человека на свободу передвижения и выбора местожительства, обычно не может идти речи об установлении каких-либо ограничений выезда граждан. Тем не менее обязанность государства заключается в упорядочении этого процесса, в защите своих граждан на работе за границей. На сегодня, к сожалению, около 25 тыс. наших граждан (из 4 млн., работающих за границей) работают в рамках межгосударственных соглашений, подписанных Украиной [23].
После обретения независимости началось создание законодательной базы в сфере миграции. Уже в Декларации о государственном суверенитете было заявлено, что Украина регулирует иммиграционные процессы.
К числу наиболее важных законодательных актов, которые касаются миграционных вопросов, необходимо отнести Закон Украины "О гражданстве Украины" (1991 г.), который предоставил право на получение украинского гражданства выходцами из Украины,чем стимулировал репатриацию.
В 1993 г. для координации усилий разных ведомств в области миграции, возвращения депортированных, беженцев было создано Министерство Украины по делам национальностей и миграции (теперь Государственный комитет), который является центральным органом государственной власти, на который непосредственно возложены обязанности разработки и реализации миграционной политики государства [11].
Однако характерной чертой участия Украины в процессах международной трудовой миграции всё ещё является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях.
С другой стороны,
не созданы механизмы
Всё это является следствием того, что в Украине не существует единого курса миграционной политики.
Так, например, традиционалисты утверждают, что государство должно поощрять трудовых мигрантов возвращаться в Украину, создавая новые рабочие места, если необходимо – за счет государственного бюджета. Другие политические деятели и комментаторы видят тенденции и противоречия, подчеркнутые явлением трудовой миграции, как неминуемую составляющую модернизации и глобализации. Работа за рубежом, по их мнению, может принести много материальных преимуществ для людей и для широкого украинского общества. Одно из этих преимуществ – крайне необходимая наличность: по грубым оценкам, мигранты переводят несколько миллиардов долларов ежегодно своим семьям в Украине. Однако при таком направлении остаются неучтены социальные проблемы, вызванные трудовой миграцией. Некоторые либеральные эксперты и политические деятели одобряют программу повышения иммиграции. Но эти слабо развитые дискуссии еще не привели к созданию политических программ, не говоря об общей политике [19].
Число выходцев из стран третьего мира, оседающих в Украине, пока сравнительно невелико, однако одновременно наблюдается устойчивый отток трудоспособного населения, особенно из западных областей, на заработки в более благополучные страны Европы. Все это еще больше усугубляет и без тог тяжёлую демографическую ситуацию в стране, приводя к резкому росту доли лиц пенсионного возраста. Именно поэтому в Украине имеется немало сторонников "западноевропейского пути" – т.е. привлечения мигрантов из более бедных стран. Известно, что в большинстве стран Европы количество умерших превышает численность родившихся и возрастание численности население происходит исключительно за счет миграций. В Украине вследствие исчерпания потенциала демографического роста неминуемо дальнейшее уменьшение общей численности населения, прежде всего трудоспособного возраста. В этих условиях активная миграционная политика остается едва ли не единственной возможностью регулирования общей численности населения Украины. Именно миграционный приток может компенсировать естественное уменьшение населения и обеспечить сбалансирование половозрастной структуры населения.
Важнейшим результатом либерализации миграционной политики является замедление темпов старения населения, достижение более или менее приемлемого соотношения между налогоплательщиками и лицами, находящимися на содержании государства. Любые мероприятия в сфере рождаемости и смертности не позволят достичь тех показателей половозрастной структуры населения, которые станут возможными в результате притока мигрантов [19].
Однако осуществление данного сценария в настоящее время неприемлемо в Украине и может иметь ряд отрицательных последствий для нашего государства.
Наплыв мигрантов при отсутствии экономического подъема и создания новых рабочих мест – какой бы не была демографическая ситуация, – приведет к нежелательным последствиям. Новые мигранты, которые и без того не отличаются законопослушностью, будут идти в полукриминальную или криминальную сферу. К сожалению, сегодня часто так и происходит – торговля наркотиками, например, в некоторых городах монополизирована определенными этническими группами мигрантов [11].
Остро стоит в Украине проблема нелегальних мигрантов. По официальным данным 31800 незаконных мигрантов пытались въехать в Украину в 2008 году, из которых 25040 лицам было отказано в въезде [23].
В 2008 году было установлено, что постоянно в Украине живет 168 тыс. граждан других стран. Лиц без гражданства насчитывается около 83 тысяч, а тех, кто не указал гражданства - 40 тыс. лиц. Постепенно в Украине формируются этнические диаспоры, которые еще во времена советского прошлого не были свойственными для этнического состава страны – так называемые новые этнические сообщества. Например, эксперты указывают, что в Киеве растут этнические общины китайцев и азербайджанцев, в Харькове увеличивается этническое сообщество вьетнамцев. Очень часто обнаруживается связь этих новейших этнических сообществ с криминальными подтекстами - нелегальная миграция, наркотраффик, торговля людьми. Действия государства относительно новейших миграционных сообществ в Украине рассматриваются со стороны государства в основном в контексте миграционной политики, которая же к тому же сама четко не сформулирована в стране и нескоординирована должным образом. Одним из последствий невнимания государства к данному вопросу является увеличение радикальных интолерантных молодежных течений относительно иностранцев [12].
В то же время количество лиц, которые легально и официально регистрируются после своего приезда в Украину для трудовой деятельности в среднем составляет 10 тысяч человек в год. Сегодня почти 40 тысяч студентов из 129 стран мира учатся в 209 украинских высших учебных заведениях и проживают по большей части в больших городах, таких, как Киев, Харьков и Одесса. Сколько иностранцев фактически находится в Украине, точно установить очень сложно, хотя некоторые эксперты указывают на цифру, которая равняется почти миллиону ежегодно [12].
Основываясь на всём вышесказанном можно заключить, что приоритетными направлениями государственной политики в области миграций населения: являются оптимизация внешней трудовой миграции украинских граждан, преодоление отрицательных последствий и недопущение их в будущем. Кроме того, важно сконцентрировать усилия на недопущении нелегальной миграции (прежде всего транзита нелегальных мигрантов из развивающихся стран через территорию Украины) и на активизации миграционных резервов смягчения депопуляции.
Основными целями государственной политики в сфере регулирования трудовых миграций являются:
Деятельность
государства в сфере
Одним из путей
сдерживания нелегальных
Особенностью трудовой миграции высококвалифицированных специалистов является то, что для них возможности приложения труда за границей не ограничиваются экономически развитыми странами и странами переходной экономики. Ряд развивающихся стран ощущают недостаток высококвалифицированных специалистов и готовы платить им приличную заработную плату. Поэтому следует активизировать соответствующие направления внешней политики Украины.
Эффективность миграционной политики будет достигнутая лишь при условии адекватного информационного обеспечения. На сегодня анализ существующих тенденций миграций населения осложнен недостаточной достоверностью исходных данных. Соответственно первоочередной задачей становится организация действенного мониторинга миграционных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия.
В развитии современного этапа международной трудовой миграции можно выделить следующие тенденции:
- ускорение темпов роста и расширение масштабов миграции;
- рост спроса
и предложения иностранной
- увеличение удельного веса мигрантов в общей численности трудоспособного населения мира;
- расширение эмиграции из стран Восточной Европы и стран, созданных на территории бывшего СССР;
- формирование новых центров привлечения рабочей силы;
- рост нелегальной иммиграции;
- усиление «утечки мозгов».
Наиболее общим фактором, обуславливающим трудовую миграцию, является наличие в экономическом развитие стран. Именно оно заставляет людей покидать родину в поисках лучшей жизни.
Миграционные процессы могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для стран-импортёров и стран-экспортёров рабочей силы. Однако отсутствие правильного регулирования трудовой миграции порождает ряд серьезнейших проблем, которые остро стоят в современном обществе. Это нелегальная эмиграция, обострение социальных взаимоотношений в мире, нехватка высококвалифицированных кадров и депопуляция в странах-экспортёрах рабочей силы и безработица в странах-импортёрах, ущемление прав иностранных рабочих, углубление социального неравенства.
На сегодняшний день Украина не может отгораживаться от общемировых процессов трудовой миграции и проблем связанных с ней. Интенсивность, направленность, характер внешней миграции населения Украины в начале 90-х годов существенно изменились по сравнению с предшествующим периодом. Были сняты существующие ранее ограничения в реализации права человека на свободное передвижение. Экономический кризис, падение уровня жизни значительно усилили мотивацию населения к миграции, прежде всего – экономической.
Трудовая миграция является одним из важнейших социальных механизмов перехода к рынку и неотъемлемое условие развития рыночной экономики. Однако в Украине не организовано должным образом государственное регулирование трудовой миграции и нет единого курса миграционной политики.
Медленная разработка соответствующего законодательства неизбежно переводит трудовых мигрантов в разряд нелегалов, как иностранцев работающих на территории нашей страны, так и украинцев работающих за рубежом.