Миграция кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия международная трудовая миграция и определение приоритетных направлений в регулировании миграционных процессов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию миграция и рассмотреть её виды и причины возникновения;
Рассмотреть возможные последствия миграции;
Проанализировать показатели миграции населения и определить основные тенденции её современного развития;
Изучить основные направления миграционной политики Украины и зарубежных стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Понятие международной миграции рабочей силы (ММРС)
1.1.
Сущность ММРС, её виды
1.2.
Причины и факторы возникновения ММРС
1.3.
Функции ММРС и её экономические последствия
РАЗДЕЛ 2.
Анализ общемировой миграционной ситуации
2.1.
Основные этапы ММРС
2.2.
Основные тенденции в развитии современных миграционных процессов в мире
2.3.
Миграционная политика зарубежных стран
РАЗДЕЛ 3.
Украина в международных миграционных процессах
3.1.
Современная миграционная ситуация в Украине
3.2.
Законодательное обеспечение миграционной политики в Украине
3.3.
Проблема контроля миграции в Украине
3.4.
Последствия миграционных процессов на рынке труда Украины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

• Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

• Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих им мигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в, рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы. Показатель квоты ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере [4, c.335].

Иммиграционная  квота может быть распределена в  определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в    1995 г. было принято следующее распределение иммиграционной квоты: 71% – родственники граждан США, 20% – специалисты, в которых нуждаются США, и 9% – прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам.

• Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.

• Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

• Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

В США, например, географическая структура иммиграции, устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на недискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет, устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США. Затем на основе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньше квота этой страны в лотерее.

Выигрыш в  лотерее не означает, что виза выдается автоматически. Все равно требуется  подать заявление, предоставить набор требуемых по закону документов, необходимых для выполнения иммиграционных формальностей, и уплатить госпошлину в размере 200 долл. [4, c.336].

• Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны. Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции.

Важным элементом государственной иммиграционной политики является также установление юридического статуса трудящихся-мигрантов, который определяет их социально-экономические, трудовые, жилищные и другие права, закрепленные как в международных договорах, так и в национальных законодательствах. Такой статус не дает мигрантам политических прав, ограничивает их участие в профсоюзах, регламентирует сроки пребывания. В большинстве стран иммигрантам запрещено в течение определенного срока менять место работы, профессию и место проживания, участвовать в профсоюзах.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов  с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения  разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Методы государственного регулирования в разных странах  имеют свои особенности. Например, Франция  и Бельгия проводят курс на ограничение  общего объема иностранцев. В Германии ограничение идет по районам страны.

Современной тенденцией регулирования миграционного  законодательства развитых стран мира является их приспособление к требованиям экономики страны. К сожалению законы и подзаконные акты стран не дают равных прав мигрантам, как того требуют Всемирная Декларация прав человека и решение Международной организации труда при ООН (МОТ).

Миграционная  политика, проводимая в странах, преимущественно  принимающих мигрантов, все в большей мере становится избирательной, а не просто ограничительной. Разрешение на въезд получают в первую очередь те мигранты, квалификация которых может найти приложение в сферах высоких технологий, испытывающих нехватку рабочей силы. В 2008 году политику поощрения иммиграции высококвалифицированных кадров проводили в 30 из 134 стран, по которым имелась соответствующая информация (то есть в 22% стран). Такая политика в большей мере характерна для развитых стран, среди которых 40% хотели бы увеличить объем иммиграции высококвалифицированных специалистов, тогда как среди развивающихся стран - только 14% (см. рис. 3.1).

Из 30 стран, проводящих политику поощрения иммиграции высококвалифицированной рабочей силы, 13 располагались в Европе, 1 - в Северной Америке, 3 - в Океании, 4 - в Латинской Америке, 8 - в Азии, лишь и 1 - в Африке [19].

Страны традиционной иммиграции ввели соответствующие  законодательные нормы, в которых основной акцент сделан на квалификации мигранта (предпочтительные категории работников в США, система баллов в Австралии и Канаде). С начала 1990-х годов система баллов стала также использоваться при наборе высококвалифицированных работников в ряде европейских стран (Великобритании, Чехии). Отбор мигрантов по квалификационным признакам значительно повлиял на состав миграционного притока. Так, в США после введения системы предпочтительных профессиональных групп в составе новых иммигрантов стало больше выходцев из Азии и Европы, а в Австралии и Канаде, где количество баллов зависит от уровня общего и профессионального образования, профессии и знания языка, заметно сократилось число членов семей - иждивенцев.

Рис. 3.1. Доля развитых и развивающихся стран, придерживающихся той или иной политики в отношении миграции высококвалифицированной рабочей силы, 2008 г., % [19]

 

Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах.

Наряду с  государственным регулированием иммиграции, существует и государственное регулирование  эмиграции. Оно особенно развито  в тех странах, где экспорт рабочей силы является важным элементом экономического развития.

Государственное регулирование экспорта рабочей  силы преследует следующие цели:

- защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания;

- возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.

Эмиграционная политика основывается на следующих  принципах:

  1. Гарантия возможности возвращения мигрантов на родину.
  2. Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов.
  3. Содействие смягчению "внутренней" безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке.
  4. Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.
  5. Оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование  трудовой эмиграции, основывается на соответствующих статьях Конституции страны, национальном эмиграционном законодательстве, а также включает в себя двусторонние и многосторонние международные соглашения [4, c.331].

Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран – экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

• методы и  средства защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

• методы использования  эмиграции в целях обеспечения  ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;

• методы и  средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.).

• меры, способствующие защите государственных интересов, прав и свобод трудящихся-мигрантов. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей.

• меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров  и стран-импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину) [4, c.332].

 

 

 

3.2. Стимулирование  реэмиграции

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные  меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую сторону, а в других – через некоторое время  после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права вновь въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим  иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказывались весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.

Информация о работе Миграция кадров