Нефтяное эмбарго Запада против Ирана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Однако остаются открытыми вопросы о сроках введения новых санкций Евросоюза, а также об их объеме. Большинство стран ЕС выступает за незамедлительное введение нефтяного эмбарго, но некоторые государства предлагают ввести его лишь через несколько месяцев. Это неудивительно, удивляет то, что решение вообще было принято, т.к. в первую очередь от него может пострадать сама Европа, и, в частности, Греция, Испания и Италия - страны, наиболее сильно затронутые кризисом в еврозоне.
Цель данной курсовой работы, объяснить причину конфликта, показать расклад сил на настоящий момент и сделать предположение о реальности решения проблемы военным путем.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные понятия 4
Часть 1. Санкции 4
Часть 2. Эмбарго 8
Часть 3. Ядерная программа 10
Глава 2. Анализ проблемы 13
Часть 1. Анализ ситуации до введения нефтяного эмбарго против Ирана 13
Часть 2. Анализ экономической ситуации после введения нефтяного эмбарго против Ирана 17
Часть 3. Как введение нефтяного эмбарго против Ирана отразится на мировой экономике 23
Глава 3. Перспективы развития проблемы 26
Часть 1. К чему может привести введение нефтяного эмбарго против Ирана, мнение экспертов 26
Часть 2. К чему может привести введение нефтяного эмбарго против Ирана, личное мнение 29
Заключение 32
Список используемых ресурсов: 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 506.20 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Байкальский Государственный  Университет  Экономики  и Права»

Кафедра мировой экономики  и международного бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

Нефтяное эмбарго  Запада

против Ирана

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса

Группа МЭК-10-3

Черданцев Алексей

 

Проверила:

Балашова Мария Александровна

к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2012

Оглавление

 

 

Введение 3

Глава 1. Основные понятия 4

Часть 1. Санкции 4

Часть 2. Эмбарго 8

Часть 3. Ядерная программа 10

Глава 2. Анализ проблемы 13

Часть 1. Анализ ситуации до введения нефтяного эмбарго против Ирана 13

Часть 2. Анализ экономической  ситуации после введения нефтяного  эмбарго против Ирана 17

Часть 3. Как введение нефтяного эмбарго против Ирана  отразится на мировой экономике 23

Глава 3. Перспективы  развития проблемы 26

Часть 1. К чему может  привести введение нефтяного эмбарго  против Ирана, мнение экспертов 26

Часть 2. К чему может  привести введение нефтяного эмбарго  против Ирана, личное мнение 29

Заключение 32

Список используемых ресурсов: 33

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена  одной из наиболее сложных и противоречивых тем мировой экономики и международных отношений, одного из самых взрывоопасных мусульманских государств мира - Ирана, влиянии установления нефтяного эмбарго на мировую экономику

В чем же дело? Дело в том, что в начале 2012 г. западные страны рискуют столкнуться с большими экономическими проблемами, которые  со временем могут иметь весьма трагические  последствия. Речь идет о новом раунде жестких санкций против Исламской Республики Иран, которых так добивался Запад.

В конфликте вокруг ядерной  программы Ирана Евросоюз намерен оказать давление на руководство в Тегеране путем введения нефтяного эмбарго. Страны-члены ЕС 4 января в Брюсселе достигли принципиальной договоренности о введении запрета на импорт иранской нефти, сообщает агентство Reuters со ссылкой на европейских дипломатов.

Решение ЕС о введении санкций  последовало после того, как 21 ноября 2011 г. США, Великобритания и Канада объявили о вводе односторонних санкций против энергетического и финансового секторов иранской экономики. При этом власти Франции предложили ввести новые "беспрецедентные" санкции, в том числе заморозить активы Центрального банка Ирана, а также приостановить закупку иранской нефти.

Однако остаются открытыми  вопросы о сроках введения новых  санкций Евросоюза, а также об их объеме. Большинство стран ЕС выступает за незамедлительное введение нефтяного эмбарго, но некоторые государства предлагают ввести его лишь через несколько месяцев. Это неудивительно, удивляет то, что решение вообще было принято, т.к. в первую очередь от него может пострадать сама Европа, и, в частности, Греция, Испания и Италия - страны, наиболее сильно затронутые кризисом в еврозоне.

Цель данной курсовой работы, объяснить причину конфликта, показать расклад сил на настоящий момент и сделать предположение о  реальности решения проблемы военным путем.

 

Глава 1. Основные понятия

Часть 1. Санкции

 

Са́нкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление)

  1. Санкция — элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой.
  2. Правовая санкция — мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия.
  3. Санкция — акт разрешения, утверждения, выражения согласия должностным лицом с предложенными действиями, решениями.

Санкции против других стран  существуют уже сотни лет. Государства  всегда пытались влиять на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Но история показывает, что санкции часто лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить.

 Первый известный пример  использования экономических санкций  был зафиксирован в Древней Греции. В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн. В эпоху империй, введение санкций объяснялось меркантильными причинами: державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны.

 Например, страны, торговавшие  с Китаем, периодически вводили  запреты на ношение шелковой  одежды, дабы подорвать экономику  и уменьшить влияние Поднебесной Империи.

 Борясь с Великобританией,  император Франции Наполеон Бонапарт  установил «континентальную блокаду», запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от нее, приобретать британские товары.

 Использование подобных  политических методов привело  ко многим конфликтам и войнам. Постепенно в мире возобладала точка зрения, согласно которой свободная торговля выгодна всем — и продавцам, и покупателям.

 Стратегия применения  торговых санкций против недружественных  государств была впервые разработана и использована на практике тогдашней супердержавой — Британской Империей — в конце 19 века. В 1888 году население Великобритании составляло всего 2% от населения земного шара, но на долю этой страны приходилось 54% всех промышленных товаров, циркулирующих в мире. Этот рекордный показатель более никогда и никем не был превзойден.

 Торговые санкции были  одним из наиболее часто применяемых  Великобританией инструментов для давления на другие государства. Британский философ Томас Хаксли в 1890 году записал мысль, которая стала своеобразным идеологическим обоснованием всех торговых войн: «Наш народ — народ покупателей. Покупатели хотят приобретать лучшие товары по лучшим ценам. Тоже самого хотят и жители других государств. Если их правители будут препятствовать нам продавать им товары, то 5 или 6 миллионов англичан очень скоро не будут иметь средств для пропитания. Поэтому мы должны защищать наши магазины от товаров, которые предлагают нам такие государства и стремиться повлиять на их правителей».

Исходя из определения, понятие "санкции" подразумевает два  значения: средства оказания давления и наказание военных преступников. Из-за отсутствия механизма применения санкций в Лиге Наций Устав Организации Объединенных Наций не содержит понятия "санкции", но использует термин "эффективные коллективные меры" и "превентивные или принудительные меры", в применении которых все члены должны оказывать содействие ООН. Международные санкции подразделяются на политические, экономические и военные. Политические санкции включают: разрыв дипломатических отношений, приостановку членства или исключение из ООН или других международных организаций. Колониальные карательные экспедиции являлись военными санкциями и никогда не признавались международным правом.

Рассмотрим глубже раздел экономических санкций.        

Торговые или экономические  санкции занимают ведущее место  в арсенале средств внешней политики ведущих государств мира. Санкции  представляются достаточно привлекательным  инструментом внешней политики, так  как, в отличие от войны, они призваны решать международные конфликты и разногласия с меньшими затратами и человеческими жертвами, поэтому они применяются достаточно часто. Практика применения экономических санкций стала гораздо более распространенной после Второй мировой войны. В 1950-х гг. было отмечено 15 случаев введения санкций, в 1960-х гг. – 20 случаев, в 1970-х гг. – 37, в 1980-х гг. - 23 и более 50 случаев в 1990-х гг. Большинство санкций объявлялись в одностороннем порядке Соединенными Штатами, в последние годы в санкциях стали принимать более активное участие и страны Западной Европы, хотя коалиции по введению санкций чаще всего организуют Соединенные Штаты.

     Интенсивность  санкций определяется степенью  ущерба, который может быть ими  нанесен  а) экономике страны  в целом; б) политическому   режиму или частным интересам   стоящих у власти политиков;  в) интересам  и конкурентоспособности отдельных  отраслей экономики и промышленности; г) интересам отдельных финансово-промышленных групп, компаний, кланов.

     Международное  право не ограничивает государства  в применении санкций. Ограничения на применение санкций имеют скорее внутриполитическую природу и определяются тем, что считает приемлемым общественное мнение страны-субъекта санкций, а также средствами убеждения общественного мнения, находящимися в распоряжении правительств стран, инициирующих санкции. Эти неформальные ограничение состоят в том, что, с точки зрения мирового общественного мнения, объем, интенсивность и эффект экономических санкций должны быть в целом пропорциональны цели, ради которой они вводятся. Разумеется, важность или гуманитарная составляющая цели предлагает широкие возможности для интерпретации политиками и пропагандой страны, вводящей санкции.

     В функциональном  плане, применение санкций   может преследовать несколько целей. Ограничение экспорта страны-объекта  санкций  ослабляет ее национальный доход и поступления твердой  валюты и тем самым снижает  ее возможности закупать на мировом  рынке необходимые ей товары. Довольно часто такие меры также способствуют росту прибылей бизнеса страны-объекта, так как подобные санкции оказывают  схожий экономический эффект с тарифными  ограничениями.

     Ограничения  на импорт страны-объекта санкций  могут состоять в запрете на импорт любых товаров или в запрете  на импорт лишь специфических товаров  и сырья, необходимого в военных  целях.

     Так как  страны, оказывающиеся объектами   санкций, как правило, являются сравнительно небольшими и специализированными  в своем экспорте (нефть Ирака  или сахар Кубы), то страны-субъекты санкций чаще прибегают к санкциям, ограничивающим экспорт, чем к ограничениям на импорт.

     Соотношение  размеров экономик стран-субъекта и стран-объекта санкций имеет существенное значение в формулировании  политической цели, ради которой вводятся санкции. Как и подсказывает здравый смысл, торговые санкции вводятся страной  с большей экономикой против страны с меньшей экономикой, делая тем самым возможные ответные меры бессмысленными. В то же время, как показывает история применения санкций, страна-субъект формулирует политическую цель применения санкций не только исходя из важности решаемой задачи, но и исходя из относительного размера своей экономической мощи. Чем менее важна задача для национальной безопасности (основополагающих интересов) страны-субъекта, тем большее экономическое превосходство потребуется для введения санкций.

     Эффективность  санкций повышается в условиях, когда  санкции осуществляются не одним  государством, а коалицией государств. Международное сотрудничество в  реализации санкций снижает политические затраты для страны-объекта на их реализацию, то есть делает введенные  санкции несколько более легитимными  в глазах мирового сообщества и снижает  ущерб для политической репутации  страны-инициатора санкций.

     Коллективный  формат санкций также является  гораздо  более эффективным в глобализированной  экономике, так как позволяет лучше контролировать потоки экспорта и импорта. Группа экономически развитых стран контролируют большую часть  мирового рынка, чем одна страна, и  в большей степени влияют на мировую  торговлю.

     Ограниченная  эффективность большинства экономических   санкций определяется тем, что ввести и поддерживать «непроницаемые»  торговые санкции лишь экономическими методами невозможно. «Непроницаемые» экономические санкции называются экономический блокадой и реализуются  с помощью комплекса экономических и военно-технических мер. Граница между экономической блокадой и экономическими санкциями достаточно условна, но главное отличие блокады от санкций состоят в том, что санкции не бывают абсолютными. При введении санкций страна-объект не оказывается полностью отрезана от окружающего мира, и в глобализированной экономике довольно быстро находит альтернативные рынка сбыта, закупок и финансирования. Эти альтернативные рынки просто более дорогие, и санкции, по сути, не блокируют внешнеэкономическую деятельность государства, а повышают его накладные расходы во  внешнеэкономической деятельности. 

Часть 2. Эмбарго

 

Эмба́рго (от исп. embargo) — наложение ареста, запрещение, от embargar — накладывать арест, эмбарго; препятствовать, мешать, произошло от лат. imbarricare — препятствовать, мешать.

  1. наложение государством запрета на ввоз другими странами или вывоз из страны золота или иностранной валюты, отдельных видов товаров — оружия, современных технологий и др.;
  2. запрещение государственной властью захода в порты своей страны судов, принадлежащих другим странам, или выхода из своих портов судов других стран;

Торговое  эмбарго является формой экономической санкции. В  соответствии с Уставом ООН - коллективная репрессивная мера в отношении государств, действия которых представляют угрозу международную безопасности

Предметом эмбарго могли быть только имущества, подлежащие конфискации во время войны. Обыкновенно и главным образом это были суда и находящиеся на них товары, а также команда. Современное международное право относится неодобрительно к эмбарго, в виду, главным образом, того обстоятельства, что международная торговля, основанная на взаимном доверии государств, терпит огромный ущерб, раз происходит захват судов в то время, когда мир еще не был нарушен, и владельцы судов имели основание рассчитывать на сохранение международного порядка отношений. Эмбарго постепенно выходило и из практики. Самый видный случай ее применения в XIX столетии был в 1807 г., когда правительство Соединенных Штатов, опасаясь нарушения мира, задержало все суда, находившийся в его гаванях и не имевшие официального удостоверения на право выхода. Целью этой меры было причинение вреда торговле Англии, но потерпевшими явились и суда союза (так назыв. государственно-правовое Эмбарго). В 1831 г. воспользовались Э. французы против Португалии, в 1839 г. - французы и англичане против Голландии, в 1864 г. - Дания против Германии. После этого времени в отношениях больших государств международного союза эмбарго не применялось.1

Информация о работе Нефтяное эмбарго Запада против Ирана