Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:23, курсовая работа
Однако остаются открытыми вопросы о сроках введения новых санкций Евросоюза, а также об их объеме. Большинство стран ЕС выступает за незамедлительное введение нефтяного эмбарго, но некоторые государства предлагают ввести его лишь через несколько месяцев. Это неудивительно, удивляет то, что решение вообще было принято, т.к. в первую очередь от него может пострадать сама Европа, и, в частности, Греция, Испания и Италия - страны, наиболее сильно затронутые кризисом в еврозоне.
Цель данной курсовой работы, объяснить причину конфликта, показать расклад сил на настоящий момент и сделать предположение о реальности решения проблемы военным путем.
Введение 3
Глава 1. Основные понятия 4
Часть 1. Санкции 4
Часть 2. Эмбарго 8
Часть 3. Ядерная программа 10
Глава 2. Анализ проблемы 13
Часть 1. Анализ ситуации до введения нефтяного эмбарго против Ирана 13
Часть 2. Анализ экономической ситуации после введения нефтяного эмбарго против Ирана 17
Часть 3. Как введение нефтяного эмбарго против Ирана отразится на мировой экономике 23
Глава 3. Перспективы развития проблемы 26
Часть 1. К чему может привести введение нефтяного эмбарго против Ирана, мнение экспертов 26
Часть 2. К чему может привести введение нефтяного эмбарго против Ирана, личное мнение 29
Заключение 32
Список используемых ресурсов: 33
События в Сирии осложняют эту ситуацию. Обещанное неизбежное падение сирийского президента Башара аль Ассада оказалось менее неизбежным, чем многим на Западе мечталось. В то же время, изоляция правительства аль Ассада Западом (и, что более важно, другими арабскими странами) создала ситуацию, когда правительство более зависимо от Ирана, чем когда-либо ранее. Если аль Ассад (или сирийский строй без аль Ассада) выживет, Иран будет наслаждаться огромным влиянием в Сирии, как и с Хезболлой в Ливане. Текущий курс в Ираке в сочетании с выживанием алавитского строя в Сирии создаст сферу иранского влияния от западного Афганистана до Средиземноморья. Это будет означать фундаментальное изменение регионального баланса сил и, возможно, изменение отношений Ирана с Аравийским полуостровом. Это, очевидно, в интересах Ирана. Между тем, это не в интересах Соединённых Штатов.
В настоящее время США отказывает в получениях кредитов и предоставлении льгот странам, так или иначе служащим оплотом для иранской экономики. Маленькой победой со стороны США стало решение об отключении банков Ирана от глобальной финансовой системы SWIFT в рамках ужесточения санкций. Система SWIFT обеспечивает основную массу международных платежей, через нее ежедневно проходит около 18 млн платежных поручений между банками и другими финансовыми учреждениями по всему миру. Таким образом, отключение от системы означает финансовую изоляцию Ирана и серьезный удар по нефтяной промышленности страны. Эксперты считают, что этот шаг будет нести тяжелые последствия и для иранцев, проживающих за рубежом, так как они не смогут переводить деньги домой. Ранее SWIFT никогда не принимала таких мер, в этот раз система сдалась под напором со стороны ЕС и США.12
Позиция Израиля в происходящих вокруг Ирана событиях представляет значительный интерес. Оценки многих экспертов в отношении тесной американо-израильской связки в координации совместных действий вокруг Ирана, безусловно, претендуют на объективность. Но за данной общей констатацией должны последовать выводы о непосредственных интересах Израиля в отношении Ирана, что зачастую отсутствует в экспертных оценках.
Во главе угла последней поставлен вопрос признания международным сообществом палестинского государства в границах 1967 г. Для Израиля - это проблема №1, которой он не может препятствовать в жёстком силовом режиме и вынужден прибегнуть, по всей видимости, к единственному наиболее оптимальному варианту действий – тянуть время, ожидая более благоприятной конъюнктуры как вне, так и внутри Ближнего Востока.
Внешний контекст угрозы для Израиля факта создания палестинского государства, а именно так израильское руководство воспринимает образование палестинского государства в границах 1967 г., представляется неблагоприятным. Это объясняется, во-первых, пребыванием в Белом доме, в понимании многих израильтян, самого «пропалестинского» президента. А, во-вторых, давлением со стороны европейских стран, занявших в отношении Израиля весьма жёсткую позицию в вопросе необходимости скорейшего международного признания палестинского государства.
Саудовская Аравия ведет закулисные игры с США опять же с целью получения собственной выгоды. Эр-Рияд готов объединить в единый контекст «решение всех проблем» на Ближнем Востоке, в т.ч. иранской и палестинской тем. Он всё чаще упоминает Израиль и Иран в связи со своим стремлением к созданию в регионе зоны, свободной от ядерного оружия. Вспомним миссию принца Саудовской Аравии Турки аль-Фейсала летом 2011 г., о которой в своё время первой оповестила британская газета «Гардиан» (статья под заголовком «Эр-Рияд будет создавать ядерное оружие, если Иран создаст их, саудовский принц предупреждает» от 29.06.2011).
РФ сохраняет относительный нейтралитет, с одной стороны Иранскую ядерную проблему необходимо решать с помощью диалога и взаимодействия с Тегераном, который должен сделать встречные шаги для возобновления диалога с МАГАТЭ и «шестеркой»13, с другой РФ не поддерживает другие страны в отношении санкций.
В настоящее время Иран ведет переговоры с МАГАТЭ, но настаивает на том, чтобы выводы организации носили рекомендательный характер, а не обязательные для исполнения действия.
После ежеквартально заседания Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Иран разрешит миссии агентства посетить военно-промышленный комплекс в Парчине, сообщает ISNA. Дата возможного визита в Парчин не уточняется. 14
Военно-промышленный комплекс в Парчине считается местом, где Тегеран проводил исследования взрывчатых веществ, имеющих отношение к ядерному оружию.
Западные страны и МАГАТЭ сомневаются в мирных целях иранской ядерной программы. Совет безопасности ООН принял четыре резолюции по Ирану с требованием остановить программу обогащения урана и принять дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия.
МАГАТЭ опубликовало свой последний доклад по ядерной программе Ирана в конце февраля. Агентство Рейтер со ссылкой на этот доклад сообщило, что Иран за последний год втрое увеличил производство обогащенного урана, который может быть использован для создания ядерного оружия.
Последний раунд переговоров между Ираном и шестеркой крупных мировых держав был проведен в январе 2011 года в Анкаре и закончился безрезультатно.
Группа экспертов МАГАТЭ посетившая Иран в феврале для участия в переговорах по ядерной программе страны, не получила разрешения на посещение военного комплекса в городе Парчин. Эта поездка стала вторым визитом экспертов МАГАТЭ в Тегеран за последний месяц. Предыдущая миссия посетила Иран 29-31 января.
В ноябре 2011 года глава МАГАТЭ Юкия Амано заявил о своих подозрениях, что в Парчине проходили испытания ядерного оружия.
И наконец, нужно рассмотреть, как же Иран сейчас реагирует на различного рода заявления и требования.
Во-первых, Иран категорически отвергает гипотезу о создании ядерного оружия и утверждает, что его ядерная программа носит мирный характер.
Во-вторых, Иран, скорее всего не ожидал, что главный импортер нефти - Китай, будет вести такую ценовую политику.
В-третьих, по заявлениям иранских СМИ, прекращение поставок нефти таким странам, как Греция и Италия, произойдет только в самом радикальном случае.
Получается, что Китай и Индия (примерно 40% нефти из Ирана) решительно против эмбарго. И Турция (примерно 7%) тоже отказывается. Для американцев, которые сами не покупают иранскую нефть, уже большим достижением является почти полученное согласие Южной Кореи (почти 10%) и Европы (около 8%). Конечно, Иран в таком случае предложит своим оставшимся клиентам скидки, так как нужно выиграть конкуренцию с другими поставщиками в регионе. Основным конкурентом является Саудовская Аравия, которая готова даже повысить добычу для замены иранской нефти. При этом таких проблем, как с замещением ливийской легкой нефти не предвидится. У Ирана с Саудовской Аравией марки по плотности и содержанию серы в принципе схожи. Возможно, поэтому Иран уже сам лично угрожает прекратить поставки в Европу.
Характеристики нефти в Иране и Саудовской Аравии действительно очень схожи. Нефть плотностью порядка 300 является наиболее распространенной в мире. И поэтому в данном случае серьезных помех для замены иранской нефти ожидать не стоит. Ливийская нефть более легкая и качественная. Поэтому после срыва поставок из Ливии в прошлом году пришлось открывать стратегические запасы в США. Саудовская Аравия была готова восполнить недостающие объемы рынку, но некоторые европейские НПЗ не могли переработать более вязкую и сернистую нефть с Ближнего Востока. Конечно, поиск альтернативных поставок не произойдет в один момент. Поэтому в Европе настаивают на отсрочке до середины этого года. Франция уверена, что можно справиться за 3 месяца. Южная Корея также не спешит присоединяться к санкциям. Главные опасения вызывает рост цен на нефть при резком отказе от иранской нефти.
От перестановок на рынке пользу получают в первую очередь перерабатывающие предприятия в Китае и Индии, а также конкуренты Ирана - вроде Саудовской Аравии и России. Благодаря запрету на покупку иранской нефти эти стороны смогут вести торговые переговоры с позиции силы. В итоге нефтяное эмбарго без Китая и Индии теоретически не сможет достигнуть своей главной цели - заставить Иран сотрудничать. Цены на нефть на опасениях обязательно пойдут вверх, и дисконт в 10-15%, на который пойдет Иран, будет не столь болезненным для самой страны. Соответственно союз заинтересованных стран не сумеет добиться желаемого. Опасения Израиля перед ядерным оружием будут усиливаться.
Нефтяное эмбарго превращается в долгоиграющую историю, которая способна поддержать цены на нефть в течение всего года. На данный момент именно иранская геополитическая премия удерживает нефть от падения с учетом возвращения добычи в Ливии и слабой экономической ситуации в Европе. Дальнейшая эскалация конфликта будет только увеличивать разницу в цене. Потенциал для роста цены в случае реализации полноценного военного конфликта очень высок. Одни только периодические новости относительно Ирана с указанием внушительных объемов нефтяного потока через Ормузский пролив способны подогревать цену.
Последствия нефтяного противостояния могут дорого обойтись Европе. "Санкции приведут к повышению цен на нефть, что увеличит стоимость товаров в Европе и мире", - заявил министр внутренних дел Республики Иран Мостафа Мохаммад Наджар.
Впрочем, экспертные прогнозы цены на нефть расходятся. Константин Симонов говорит, что цена на нефть в результате противостояния вырастет, а Валерий Нестеров полагает, что "с ценой на нефть ничего особенного не произойдет". "Иранский фактор в цену нефти уже включен", - говорит он. Более того, экономические проблемы Европы "тянут" цену нефти вниз, потому что спрос на нее падает, пояснил он.
Если для многих стран изменение нефтяных цен может грозить серьезными неприятностями, то у основных потребителей иранской нефти проблемы будут огромные.
"Ухудшать экономическую
ситуацию в Греции дальше
"Грекам нужно будет
искать нефть на рынке,
Дальше либо более сильным европейским странам придется помогать Греции, либо им придется позволить стране покинуть еврозону, что поставит под удар существование самой еврозоны, говорят эксперты.
Таким образом, сейчас в ловушке находится и Иран, и Евросоюз. В случае эмбарго потери обеих сторон будут огромными.
Обобщим.
В настоящее время Иран является одним из главных игроков на мировом рынке нефти. Однако, в связи с развитием своей ядерной программы, у стран Запада и МАГАТЭ возникло подозрение, что разработки проводятся не только в мирных целях. В связи с этим было вынесено решение о введении нефтяного эмбарго против Ирана с 1 июля 2012 года. В рамках второй главы мы проследили, как разные страны воспользовались существующим положением.
США хотят пресечь возможность создания сферы иранского влияния с помощью двойного удара. Тайно они начали активную кампанию по саботажу и убийствам, с прицелом в иранские ядерные усилия. Публично они создали режим санкций против Ирана, в основном нацеленных на иранский экспорт нефти. Хотя дальнейшие усилия встретились с множественными осложнениями.
Япония, второй по величине покупатель иранской нефти, обещала поддержать санкции, но не озвучила конкретных планов по снижению своих закупок. Китайцы и индусы (соответственно, первые и третьи по величине покупаемой нефти) продолжать её покупать у Ирана, не взирая на растущее давление со стороны США. Русские также вряд ли будут исполнять санкции, даже если согласятся на них. Турция не желает создавать конфронтацию с Ираном и хочет остаться важным торговым каналом для Ирана, не взирая на санкции. Израиль поджидает удобного момента. Саудовская Аравия готова предложить свою нефть странам, отказывающимся от иранской. В то же время, если европейцы декларируют готовность участвовать в болезненных для себя санкциях против иранской нефти, они уже отложили действия по этим санкциям, и точно не в состоянии политически или как-нибудь ещё участвовать в военных действиях. Европейский экономический кризис является корнем политического кризиса, и даже если европейцы могут добавить значительный военный вес, которого в основном не хватает, возможность таких действий, скорее всего даже не рассматривается.
Что из этого всего может получиться узнаем в третьей главе.
Существует мнение, что решением Иранской проблемы должны стать военные действия.
Нефтяное эмбарго, решающий
шаг в продолжительной истории
санкций против Ирана, способно вызвать
военное противостояние в Персидском
заливе. Западные страны хотят привести
Иран к изоляции. И в последствие
заставить отказаться от ядерного оружия
в обмен на возможные "подачки".
Подобный опыт уже имел место с
нежелательным режимом в
Вне зависимости от истории с эмбарго война может стать итогом решительных действий со стороны одного Израиля. Этот вариант уже давно обсуждаем, так как именно Израиль больше всего обеспокоен получением ядерного оружия враждебным иранским режимом. По информации СМИ, отношения между Израилем и США сейчас достаточно напряженные. Израиль даже отказался пообещать президенту США Бараку Обаме заранее предупредить его о нанесении превентивного удара по иранским ядерным объектам. В таком случае США не хватит времени помешать агрессии, но при этом в дальнейшем придется поддерживать Израиль.