Нефтяное эмбарго Запада против Ирана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Однако остаются открытыми вопросы о сроках введения новых санкций Евросоюза, а также об их объеме. Большинство стран ЕС выступает за незамедлительное введение нефтяного эмбарго, но некоторые государства предлагают ввести его лишь через несколько месяцев. Это неудивительно, удивляет то, что решение вообще было принято, т.к. в первую очередь от него может пострадать сама Европа, и, в частности, Греция, Испания и Италия - страны, наиболее сильно затронутые кризисом в еврозоне.
Цель данной курсовой работы, объяснить причину конфликта, показать расклад сил на настоящий момент и сделать предположение о реальности решения проблемы военным путем.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные понятия 4
Часть 1. Санкции 4
Часть 2. Эмбарго 8
Часть 3. Ядерная программа 10
Глава 2. Анализ проблемы 13
Часть 1. Анализ ситуации до введения нефтяного эмбарго против Ирана 13
Часть 2. Анализ экономической ситуации после введения нефтяного эмбарго против Ирана 17
Часть 3. Как введение нефтяного эмбарго против Ирана отразится на мировой экономике 23
Глава 3. Перспективы развития проблемы 26
Часть 1. К чему может привести введение нефтяного эмбарго против Ирана, мнение экспертов 26
Часть 2. К чему может привести введение нефтяного эмбарго против Ирана, личное мнение 29
Заключение 32
Список используемых ресурсов: 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 506.20 Кб (Скачать файл)

В то время, когда Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Писали энциклопедический словарь это было правдой, но в XX веке ситуация немного изменилась и мир видел еще пару крупных эмбарго и несколько мелких, значительность которых почти не сказалась на состоянии мировой экономики.

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием  «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года, когда ОАПЕК, в которую входили все арабские страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявила в ходе Октябрьской войны, что она не будет поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в этом конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти  не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная  задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое  сообщество с целью уменьшения поддержки  Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть.

Вместе с тем, Нефтяной кризис 1973 года способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Мир знает еще одно значительное эмбарго. В 1977 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию о введении обязательного эмбарго на поставки оружия в ЮАР, и о запрете сотрудничества в ядерной области с режимом апартеида. В 70-х годах ряд стран – производителей и экспортеров нефти на мировой рынок ввел на добровольной основе эмбарго, на поставки ее в ЮАР. Ранее Южно-Африканская Республика лишилась членства в Британском содружестве наций, позднее была исключена из ряда других международных межправительственных организаций.2

После 1990 количество вводимых эмбарго резко увеличилось, в  основном это были эмбарго на поставки оружия в определенную страну, среди  них были Ливия, Либерия, Гаити, Сомали, Ангола, Руанда, Сьерра-Леоне, Афганистан и т.д.

 Насколько видно из предыдущих рассуждений эмбарго может быть введено как в военное, так и в мирное время в форме экономической блокады (Куба) или средства экономического валютно-финансового давления на другие страны (Пакистан). Эмбарго как запрет на торговлю вооружением с ЮАР и запрет на поставку в одну (СССР) или несколько стран (Восточной Европа) продукции высоких технологий практиковался в годы холодной войны.

   Целью введения эмбарго, однако, является не получение экономических выгод, а оказание давления  на страну для достижения определенных  политических целей. С этой  точки зрения успех эмбарго  более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго,  имеет высокую эластичность экспортного  предложения, т.е. может относительно  безболезненно сократить объем  своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго,  низкая эластичность спроса на  импорт, т.е. она сильно зависит  от внешней торговли, в-третьих,  если вводимые санкции неожиданны  и масштабны.

 

Часть 3. Ядерная программа

 

Ядерная программа представляет собой комплекс мероприятий направленных на создание и развитие технологий в области ядерного синтеза.

Применение реакции ядерного синтеза как практически неисчерпаемого источника энергии связано в первую очередь с перспективой освоения технологии управляемого термоядерного синтеза (УТС). В настоящее время научная и технологическая база не позволяет использовать УТС в промышленных масштабах.

Вместе с тем, неуправляемая  термоядерная реакция нашла своё применение в военном деле. Впервые  термоядерное взрывное устройство было испытано в ноябре 1952 года в США, а уже в августе 1953 года в Советском  Союзе испытали термоядерное взрывное устройство в виде авиабомбы. Мощность термоядерного взрывного устройства (в отличие от атомного) ограничена лишь количеством используемого для его создания материала, что позволяет создавать взрывные устройства практически любой мощности.

Я́дерное ору́жие (или а́томное ору́жие) — совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления; относится к оружию массового поражения наряду с биологическим и химическим оружием. Ядерный боеприпас — оружие взрывного действия, основанное на использовании ядерной энергии, высвобождающейся при цепной ядерной реакции деления тяжёлых ядер и/или термоядерной реакции синтеза лёгких ядер.

В декабре 1939 года немецкие физики Отто Ган и Фриц Штрассман впервые в мире осуществили искусственное расщепление ядра атома урана.

24 апреля 1939 года в высшие  военные инстанции Германии поступило  письмо за подписью профессора  Гамбургского университета Пауля  Хартека и его сотрудника доктора В. Грота, в котором указывалось на принципиальную возможность создания нового вида высокоэффективного взрывчатого вещества. В нём говорилось, что «та страна, которая первой сумеет практически овладеть достижениями ядерной физики, приобретёт абсолютное превосходство над другими». 29 апреля 1939 года имперское министерство науки, воспитания и народного образования по поручению руководителя специального отдела физики имперского исследовательского совета — государственного советника профессора Абрахама Эзау провело обсуждение вопроса «о самостоятельно распространяющейся ядерной реакции» на которое, среди прочих, был приглашён профессор Э. Шуман, руководитель исследовательского отдела Управления вооружений сухопутных сил III Рейха.

Письмо Хартека и Грота было передано физику Курту Дибнеру из научного отдела Управления вооружений. По настойчивым просьбам Дибнера Управление вооружений, не дожидаясь принятия официального решения высших военных властей, освободило Дибнера от выполнения всех побочных работ и поручило ему заниматься только вопросами ядерной физики, создав для этого специальное отделение. В июне 1939 года Дибнер организовал сооружение первой в Германии реакторной сборки на полигоне Куммерсдорф под Берлином.

В 1939 году рабочая группа профессора А. Эзау по проблеме ядерной энергии при рейхсминистерстве образования инициировала принятие закона о запрете вывоза урана из Германии. У бельгийской фирмы Union Miniere в Бельгийском Конго было срочно закуплено большое количество урановой руды.3

Так получила развитие история  о создание первой в мире ядерной  программы. В настоящее время наличие ядерного оружия, или хотя бы разработок в области атомной энергетики является критерием уровня развития и силы страны.

С развитием ядерного оружия появилась угроза применения «собственниками» против тех, кто его не имел. Чтобы регулировать такие отношения был создан специальный договор о нераспространении ядерного оружия - многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии.

Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 (Российская Федерация — правопреемник СССР по выполнению Договора). Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР (подписал в 1968), США (1968), Великобритания (1968)), а также 40 другими странами. Франция и КНР подписали Договор в 1992. 11 мая 1995 свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие Договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных условий.

Участниками договора являются почти все независимые государства  мира. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

Три государства — Индия, Пакистан и Израиль — отказались подписать Договор. Эти государства  утверждают, что Договором создан своего рода избранный клуб ядерных государств, куда остальные не допускаются — однако в Договоре не содержится этического обоснования законности такого разделения. Индия и Пакистан обладают ядерным оружием, что запрещено Договором. Израиль занимается ядерными разработками в ядерном центре в городке Димона (пустыня Негев). Техник ядерного центра Мордехай Вануну рассказал лондонской газете Sunday Times, что в центре разрабатывается ядерное оружие, и что Израиль с 1958 года накопил от 100 до 200 боеголовок. Официальный Израиль отказывается подтвердить или опровергнуть утверждения о своих ядерных разработках. (Позицией Израиля по ДНЯО большая группа стран обусловливает своё неприсоединение к Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) и Конвенции о запрещении химического оружия.

В ЮАР в годы апартеида  была осуществлена программа создания ядерного оружия — предположительно, при содействии Израиля, и возможно, был произведён испытательный ядерный взрыв над Атлантикой, однако впоследствии ядерная программа была закрыта и ЮАР подписала ДНЯО в начале 1990-х, предварительно уничтожив свой небольшой ядерный арсенал. Индия и Пакистан объявили об обладании ядерным оружием и провели его испытания.

КНДР ратифицировала Договор, но отозвала свою подпись после конфликта с МАГАТЭ. Иран также подписал Договор, но с 2004 он находится под подозрением в нарушении Договора и разработке ядерного оружия. МАГАТЭ не может доказать причастность Ирана к разработкам собственного ядерного оружия.

Основной проблемой с  точки зрения контроля за соблюдением  ДНЯО является то, что один и тот же процесс — обогащение урана — может быть использован как для получения ядерного топлива для АЭС, так и в создании ядерной бомбы. Выработка ядерных материалов для бомбы может осуществляться тайно, под видом производства ядерного топлива (в чём подозревают Иран) — или, как в ситуации с Северной Кореей, государство-участник ДНЯО может просто выйти из Договора. Другими словами, наличие или отсутствие политической воли — это всё, что может помешать любому государству, развивающему ядерную энергетику, создать собственную ядерную бомбу. Однако, создание ядерной бомбы представляет собой значительно более сложный процесс, чем обогащение урана в мирных целях. Для запуска процесса на АЭС урановая руда должна быть обогащена до 4-5% содержания изотопа урана 235U, для атомного реактора на АПЛ — 20%, для бомбы — 75%.

 

Обобщим.

Во все времена желание  одних властвовать над другими воплощалось через различные формы. Самым примитивным средством оказать влияние были войны, позднее изобрели другие рычаги воздействия. Одним из инструментов влияния одного государства на другое стали санкции – специальные меры воздействия, применяемые к правонарушителю и влекущие для него неблагоприятные последствия. Санкции бывают трех видов, политические, экономические и военные.

Одним из видов экономических  санкций является введение эмбарго - наложение государством запрета на ввоз другими странами или вывоз из страны золота или иностранной валюты, отдельных видов товаров — оружия, современных технологий.

Целью введения эмбарго, однако, является не получение экономических  выгод, а оказание давления  на страну для достижения определенных  политических целей

В последнее время в  связи с развитием технологий в области ядерной энергетики большинство развитых стран разработали собственную ядерную программу - комплекс мероприятий направленных на создание и развитие технологий в области ядерного синтеза.

В настоящее время ядерная  программа может являться причиной для наложения санкций, в частности эмбарго. 

Глава 2. Анализ проблемы

Часть 1. Анализ ситуации до введения нефтяного эмбарго против Ирана

 

В данной главе рассмотрим ситуацию сложившуюся внутри иранской экономики и вне ее.

Обостряющаяся ситуация вокруг Ирана требует понимания ресурсов с которыми эта страна вступает в конфликт в США и его союзниками. Попробуем составить  детальный обзор состояния экономики ИРИ в 2011 году в котором видны достижения и неудачи иранцев.

 «…Так, официальный  уровень инфляции составляет 10%, но многие эксперты называют цифру в 24%. Иран буквально страдает от огромной безработицы. Опять же, по официальным данным, уровень безработицы в стране доходит до 22% (по данным экспертов, реальная цифра ближе к 40%).4

Наиболее уязвимые места  иранской экономики:

  • Большой и неэффективный государственный сектор. Об экономике Ирана обычно говорят, как о смеси централизованного планирования (сейчас страна занята выполнением 5-ой пятилетней программы развития), государственной собственности на крупные и наукоёмкие предприятия, отсталого сельского хозяйства и небольшой частной торговли. Вот только несколько иллюстраций этого. Почти 70% промышленного производства находится в руках государства, в основном это – нефтехимия, металлургия, машиностроение. Что касается нефтяного сектора, то он контролируется государством на 80%. Частный сектор, как правило, представлен лёгкой промышленностью, небольшими мастерскими и сельхозпредприятиями.
  • Высокая концентрация собственности, ведущая к монопольным образованиям. Известно, что иранская экономика во многом контролируется политиками. Как пишет профессор экономики Кенан Мортан, 20 тысяч государственных компаний потребляют 65% национального бюджета и управляют 80% экспорта. И эти государственные компании работают в рамках экономической структуры боньяд, возглавляемой религиозными авторитетами – муллами. Параллельно существует другая экономическая структура – базих, связанная со «стражами революции» и президентом Махмудом Ахмадинежадом. Эти структуры конкурируют между собой.
  • Сильная зависимость от нефти. Считается, что доходы от продажи нефти составляют 55-60% поступлений в бюджет страны. В целом, на сектор энергетики приходится более 80% государственного дохода. Эти нежданные сверхдоходы Ирана от экспорта нефти, как это часто бывает, тормозят проведение назревших социально-экономических реформ (знаменитое «ресурсное проклятие»). В стране, вопреки всем ожиданиям, доля нефти в экономике продолжает расти, что, конечно, является головной болью для иранской власти. С другой стороны, падение цен на нефть ниже $90 за баррель, также является головной болью для Тегерана, ибо делает экономику более уязвимой
  • Среди прочих уязвимостей можно назвать: сложный для иностранных компаний порядок инвестирования и ограниченную банковскую сеть.

Информация о работе Нефтяное эмбарго Запада против Ирана