ОБСЕ и его деятельность на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - самая обширная из всех существующих организаций по поддержке безопасности, самая молодая и обладающая наиболее большим потенциалом в сфере поддержания стабильности. ОБСЕ - довольно новое образование, официально оформленное лишь в 1995г., но начавшее свое формирование в 1975г. после подписания Хельсинских соглашений.
В современном мире, стоящем на пороге нового тысячелетия, вопросы безопасности, экологии, экономические вопросы, также проблемы борьбы с международной преступностью, терроризмом и национальным экстремизмом важны как никогда. Мировое сообщество не раз пыталось выработать единый механизм для совместного поддержания безопасности. Этот процесс берет свое начало еще со времен образования Лиги Наций и остается одним из наиболее актуальных по сей день

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Основные направления деятельности ОБСЕ 6
на современном этапе

История создания ОБСЕ, его структура и задачи в XXI веке 6

Миссии ОБСЕ и их значение в современной мировой политике 13

Глава II. Отношения ОБСЕ и Республики Казахстан 19
на современном этапе.

2.1. Вступление и деятельность Казахстана в ОБСЕ 19

2.2. Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году 22

Заключение 30

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 111.25 Кб (Скачать файл)

В 1992 – 1993 годах  существенно расширился состав участников ОБСЕ в результате принятия в нее  стран бывшего СССР и бывшей Югославии, а также Албании и Андорры. ОБСЕ является самой универсальной, общеевропейской организацией, что  определяет как ряд ее преимуществ, так и сложностей в работе. Среди  проблем организации помимо трудности  достижения консенсуса отмечается культурно-политическое многообразие государств-участников.7

Парижская Хартия положила начало институционализации  СБСЕ, подведшей к его преобразованию в ОБСЕ. С 1990 года созданы постоянные и регулярно собирающиеся структуры  и институты организации. Раз  в два года проводятся встречи  по обзору выполнения обязательств, завершающиеся  встречами на высшем уровне (Хельсинки, 1992; Будапешт, 1994; Лиссабон, 1996). Сначала  раз в год, а в настоящее  время раз в два года проводятся встречи Совета министров ОБСЕ (Берлин, 1991; Прага и Стокгольм, 1992; Рим, 1993; Будапешт, 1995; Копенгаген, 1997; Осло, 1998). Органом, уполномоченным принимать самостоятельные решения, является Постоянный совет, заседания которого еженедельно проводятся в Вене. В ОБСЕ созданы институты действующего председателя и «тройки», генерального секретаря, верховного комиссара по делам  национальных меньшинств, ряд других. В Вене размещен секретариат, имеющий бюро в Праге; в Варшаве – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), в Женеве – суд по примирению и арбитражу. Ежегодно в Праге проводится экономический форум ОБСЕ. В Вене действует Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, в рамках которого обсуждаются вопросы контроля над вооружениями.

На ряду с сохранением  нормотворческих функций и перенесением акцента на контроль за соблюдением  принятых обязательств расширяется  оперативная деятельность ОБСЕ в  таких областях, как предотвращение конфликтов, регулирование кризисов и постконфликтное восстановление; формирование институтов правового государства (в частности, ОБСЕ играет активную роль в наблюдении за выборами,  а  в ряде случаев и в их организации) и обеспечение прав человека.

С 1992 года ОБСЕ направляет в зоны конфликтов миссии, в том  числе долгосрочные, мандат которых  варьируется в зависимости от ситуации и предусматривает задачи по предотвращению и политическому  урегулированию конфликтов. Долгосрочные миссии действуют в БиГ, Грузии, Латвии, Македонии, Молдове, Таджикистане, на Украине, в Хорватии, Эстонии, Косово. С 1995 года группа содействия ОБСЕ работает в  Чечне. С 1998 года – в Беларуси. Минская  группа с 1992 года осуществляет посредничество в нагорно-карабахском конфликте. ОБСЕ постоянно представлена в Албании. Специальные миссии ОБСЕ направлялись в 1997 году в СРЮ для урегулирования политического конфликта по поводу фальсификации результатов муниципальных  выборов,  а также в Албанию  для поиска политического решения  албанского кризиса.

С 1992 года по решению  хельсинкской встречи на высшем уровне ОБСЕ является региональным соглашением по замыслу главы VIII Устава ООН и за ней зарезервировано право проведения операций по поддержанию мира, исключая при этом возможность применение мер принуждения. Однако до настоящего времени ОБСЕ ни разу не воспользовалась этим правом. В соответствии с решением будапештской встречи на высшем уровне 1994 года планируется операция ОБСЕ в зоне нагорно-карабахского конфликта, осуществление которой затягивается из-за отсутствия согласия сторон относительно принципов политического урегулирования.

С 1996 года ОБСЕ осуществляет ряд задач постконфликтного восстановления в соответствии с дейтонским Общим  рамочным соглашением 1995 года о мире в БиГ; содействие формированию демократических  институтов и обеспечению прав человека.8

Оперативная деятельность по обеспечению раннего предупреждения о назревающем конфликте осуществляется верховным комиссаром ОБСЕ по делам  национальных меньшинств в сотрудничестве с БДИПЧ. Возрастает роль действующего председателя, «тройки», личных представителей и специальных уполномоченных председателя, действующих от имени ОБСЕ на основе согласования с Постоянным советом. С 90-х годов ОБСЕ взаимодействует с другими международными организациями.

Несмотря на противоречивое отношение к организации различных  государств-участников, часть которых  либо не верит в возможности ОБСЕ, либо отдает приоритет иным европейским  структурам и по этой причине настороженно относится к укреплению оперативных  возможностей ОБСЕ, последняя постепенно превращается в один из основных инструментов обеспечения безопасности, основанной на сотрудничестве. К функциям ОБСЕ, определяющим ее уникальный характер и несвойственным ни для одной иной европейской организации, следует отнести следующие:

-  являясь  единственной общеевропейской организацией, ОБСЕ осуществляет нормотворческую  деятельность,  а также способна  обеспечивать легитимность мер,  принимаемых другими региональными  организациями за пределами территории  их государств-членов;

-  в рамках  венского Форума по сотрудничеству  в области безопасности или  в тесной увязке с ОБСЕ рассматриваются  и решаются вопросы контроля  над вооружениями: меры укрепления  доверия и безопасности;  Договор  по открытому небу (формально  заключенный вне ОБСЕ), Договор  об обычных вооруженных силах  в Европе (ОВСЕ) и ОВСЕ – IА (состав участников заключенного в ноябре 1990 года договора уже состава участников ОБСЕ);

-   уникальной  остается оперативная деятельность  ОБСЕ в сфере раннего предупреждения,  предотвращения и урегулирования  конфликтов;

-  несмотря на определенный параллелизм в деятельности Совета Европы и ОБСЕ, последняя остается единственной организацией, призванной обеспечивать уважение прав человека и содействие формированию институтов правового государства во всем регионе ОБСЕ, в том числе в странах, не являющихся членами или кандидатами в члены Совета Европы.9

Основными органами организации являются:

  • Саммит (Встреча на высшем уровне) — Периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
  • Совет министров иностранных дел — Ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
  • Постоянный совет под руководством Председателя (англ. Chairman-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года — Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (Еженедельно собирается в Вене).10
  • В 2010 году Председателем ОБСЕ является министром иностранных дел Республики Казахстан.
  • Форум по сотрудничеству в области безопасности — Регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ. (Еженедельно собирается в Вене)
  • Верховный комиссар по делам национальных меньшинств
  • Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
  • Парламентская ассамблея ОБСЕ
  • Представитель по вопросам свободы СМИ — Наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.
  • Казахстан - первым из Республик бывшего СССР займет пост Председателя ОБСЕ. За Казахстаном в 2011 году последует Литва. Данное решение было принято на 15-том СМИД ОБСЕ в г.Мадрид(Испания).

Генеральный секретарь — Возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года.

Председатель (англ. Chairman-in-Office, CiO) — Руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.

Участники ОБСЕ:

Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Соединенные  Штаты Америки, Таджикистан, Туркмения, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Черногория, Швейцария, Швеция, Швейцария, Эстония.

Государства-партнеры ОБСЕ:

Алжир, Афганистан, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис, Монголия, Южная Корея, Таиланд,  Япония.11

Языки ОБСЕ:

Английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, русский.12

Проблемы деятельности ОБСЕ.

Главные проблемы, стоящие перед ОБСЕ, сводятся к  следующим: 
1. Зоне действия ОБСЕ недостает условий для формирования эффективного сообщества безопасности. Она охватывает демократические и авторитарные государства и простирается от современных, богатых западноевропейских и североамериканских обществ до бедных, традиционных обществ Центральной 
Азии. В этой зоне отсутствуют гомогенность, общие ценности, взаимная эмпатия и многосторонние, интенсивные контакты, чего требуют сообщество безопасности. И в ближайшем будущем здесь ничего не изменится. 
2. ОБСЕ в качестве системы коллективной безопасности недееспособна. Хотя она может с помощью своих механизмов урегулирования кризисов и вопреки воле какой-нибудь страны расследовать ее действия, ставящие под угрозу мир, или нарушение устава ОБСЕ на ее территории (принцип «консенсус минус один» ), но как только речь заходит о принятии конкретных мер, все члены, включая заинтересованное государство, должны дать на это свое согласие ( напрашивается сравнение с ООН, где требуется лишь консенсус пяти постоянных и большинства остальных членов Совета Безопасности). 
3. НАТО и ЕС опережают ОБСЕ в военном и экономическом содействии по вопросам безопасности. Однако ОБСЕ обладает наиболее прогрессивным в международном масштабе инструментом для того, чтобы выявить основы нестабильности в Европе. Долгосрочные миссии ОБСЕ на местах и институт 
Верховного комиссара по делам национальных меньшинств могут способствовать реализации на практике защиты прав меньшинств, заблаговременному выявлению этнонационалистических конфликтов и посредничеству между сторонами для того, чтобы вообще не допустить эскалации насилия, а также установить взаимопонимание между бывшими воюющими сторонами после приостановки этой эскалации. Пока, однако, этот инструмент показал свою несостоятельность.13 
4. Следовало бы подумать об активизации деятельности ОБСЕ в сфере экологической безопасности, ввиду общности этого вопроса для всех стран. В природоохранной сфере важно активизировать усилия по дальнейшему развитию экологической программы действия для Центральной и Восточной Европы, одобренной в 1993г. на конференции в Люцерне, а также по повышению уровня безопасности АЭС и других ядерных объектов. Страны - участницы ОБСЕ должны также активно включиться в осуществление Программы ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП, а также соблюдать международные соглашения по защите окружающей среды, по восстановлению и поддержанию устойчивого экологического баланса. Учитывая первостепенную важность и срочность решения экологических проблем, следует предложить разработать и принять 
Программу немедленных действий или Хартию по защите окружающей среды, а также создать Бюро по сотрудничеству, наблюдению и оценке выполнения существующих обязательств в области экологии. Должны быть приняты меры, касающиеся осуждения и наказания тех, кто разрушает окружающую среду, вплоть до уголовных. 
5. Неоднократно предлагалось развернуть такие направления деятельности ОБСЕ как криминогенное, нравственное и другие измерения. В рамках криминогенного измерения можно было бы проводить Совет министров внутренних дел, безопасности, прокуратуры и других правоохранительных органов с привлечением «Интерпола» и «Европола», поставить вопрос о создании по аналогии Агентства по борьбе с преступность в рамках ОБСЕ.14

    1. Миссии ОБСЕ и их значение в современной мировой политике

Миссии ОБСЕ и другие представительства в тех или иных регионах - главное выражение работы организации. Они направляются в страны, нуждающиеся, по мнению ОБСЕ, в помощи для претворения в жизнь политических решений. Как уже было сказано, ОБСЕ действует во всех фазах развития конфликта: раннее предупреждение, превентивная дипломатия, содействие в разрешении конфликта, постконфликтная реабилитация. В общих чертах задачи и цели миссий следующие: содействовать тем политическим процессам, которые ставят целью предотвратить или уладить конфликт, а также обеспечить своевременную информированность представителей ОБСЕ о развитии ситуации в данной стране или регионе. Задачи, цели и вовлеченность миссий в происходящие в той или иной стране процессы могут существенно варьироваться, подчеркивая гибкость этого инструмента урегулирования. 
Для всех миссий, однако, ключевыми вопросами являются социальные, вопросы демократии и обеспечение силы закона. Миссии ОБСЕ отличаются и по количеству представителей, варьируясь от четырех человек (миссии ОБСЕ по взаимодействию в Центральной Азии, центры ОБСЕ в Алматы, Ашхабаде и 
Бишкеке) до более чем двух тысяч (миссия в Косово). 
Все миссии сотрудничают с международными и неправительственными организациями в сферах своей работы. 
         Миссии ОБСЕ представлены в Косово, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Эстонии, Грузии, Латвии, Молдове, Таджикистане, Македонии, а также на Украине. Представлена ОБСЕ также в Чечне, Албании, Беларуси, Центральной Азии, Алма-Ате, Ашхабаде, Бишкеке.15 
         Миссии и другие представительства обычно направляются решением Постоянного Совета с соглашения принимающей страны. Вначале они обычно развертываются на период от шести месяцев до одного года, и возобновляются по мере необходимости. Большинство членов миссий назначаются государствами-участниками и являются представителями гражданских или военных институтов. 
Миссии возглавляют главы миссий, представители стран-членов ОБСЕ, которых назначает председатель организации. Деятельность миссии управляет и поддерживает Центр по предотвращению конфликтов при Секретариате, 
Департамент управления и операций и председатель ОБСЕ. 
        Миссии начали свою деятельность в первой половине 90-х годов. Их создание было вызвано необходимостью «предотвратить разгорание внутригосударственных конфликтов, возможных при смене режимов государственного правления в Восточной Европе». 
        Зоной наиболее пристального внимания ОБСЕ является юго-восточная Европа. Четыре самые крупные миссии в данном регионе - миссия ОБСЕ в Косово, миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине, миссия ОБСЕ в Хорватии и представительство ОБСЕ в Албании. Пятая миссия находится в бывшей югославской республике Македония. Балканы - первый регион, в который были посланы миссии ОБСЕ. Это были миссии в Косово, Сандьяк и Воеводину в сентябре 1992г. и в бывшую югославскую республику Македония (осенью того же года). 
        Миссии и другие представительства ОБСЕ также находятся на Кавказе, восточной Европе, двух прибалтийских государствах и центральной Азии.16

Информация о работе ОБСЕ и его деятельность на современном этапе