Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа
Актуальность темы. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - самая обширная из всех существующих организаций по поддержке безопасности, самая молодая и обладающая наиболее большим потенциалом в сфере поддержания стабильности. ОБСЕ - довольно новое образование, официально оформленное лишь в 1995г., но начавшее свое формирование в 1975г. после подписания Хельсинских соглашений.
В современном мире, стоящем на пороге нового тысячелетия, вопросы безопасности, экологии, экономические вопросы, также проблемы борьбы с международной преступностью, терроризмом и национальным экстремизмом важны как никогда. Мировое сообщество не раз пыталось выработать единый механизм для совместного поддержания безопасности. Этот процесс берет свое начало еще со времен образования Лиги Наций и остается одним из наиболее актуальных по сей день
Введение 3
Глава I. Основные направления деятельности ОБСЕ 6
на современном этапе
История создания ОБСЕ, его структура и задачи в XXI веке 6
Миссии ОБСЕ и их значение в современной мировой политике 13
Глава II. Отношения ОБСЕ и Республики Казахстан 19
на современном этапе.
2.1. Вступление и деятельность Казахстана в ОБСЕ 19
2.2. Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году 22
Заключение 30
Список использованной литературы
В 1992 – 1993 годах существенно расширился состав участников ОБСЕ в результате принятия в нее стран бывшего СССР и бывшей Югославии, а также Албании и Андорры. ОБСЕ является самой универсальной, общеевропейской организацией, что определяет как ряд ее преимуществ, так и сложностей в работе. Среди проблем организации помимо трудности достижения консенсуса отмечается культурно-политическое многообразие государств-участников.7
Парижская Хартия положила начало институционализации СБСЕ, подведшей к его преобразованию в ОБСЕ. С 1990 года созданы постоянные и регулярно собирающиеся структуры и институты организации. Раз в два года проводятся встречи по обзору выполнения обязательств, завершающиеся встречами на высшем уровне (Хельсинки, 1992; Будапешт, 1994; Лиссабон, 1996). Сначала раз в год, а в настоящее время раз в два года проводятся встречи Совета министров ОБСЕ (Берлин, 1991; Прага и Стокгольм, 1992; Рим, 1993; Будапешт, 1995; Копенгаген, 1997; Осло, 1998). Органом, уполномоченным принимать самостоятельные решения, является Постоянный совет, заседания которого еженедельно проводятся в Вене. В ОБСЕ созданы институты действующего председателя и «тройки», генерального секретаря, верховного комиссара по делам национальных меньшинств, ряд других. В Вене размещен секретариат, имеющий бюро в Праге; в Варшаве – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), в Женеве – суд по примирению и арбитражу. Ежегодно в Праге проводится экономический форум ОБСЕ. В Вене действует Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, в рамках которого обсуждаются вопросы контроля над вооружениями.
На ряду с сохранением
нормотворческих функций и
С 1992 года ОБСЕ направляет
в зоны конфликтов миссии, в том
числе долгосрочные, мандат которых
варьируется в зависимости от
ситуации и предусматривает задачи
по предотвращению и политическому
урегулированию конфликтов. Долгосрочные
миссии действуют в БиГ, Грузии, Латвии,
Македонии, Молдове, Таджикистане, на Украине,
в Хорватии, Эстонии, Косово. С 1995 года
группа содействия ОБСЕ работает в
Чечне. С 1998 года – в Беларуси. Минская
группа с 1992 года осуществляет посредничество
в нагорно-карабахском
С 1992 года по решению хельсинкской встречи на высшем уровне ОБСЕ является региональным соглашением по замыслу главы VIII Устава ООН и за ней зарезервировано право проведения операций по поддержанию мира, исключая при этом возможность применение мер принуждения. Однако до настоящего времени ОБСЕ ни разу не воспользовалась этим правом. В соответствии с решением будапештской встречи на высшем уровне 1994 года планируется операция ОБСЕ в зоне нагорно-карабахского конфликта, осуществление которой затягивается из-за отсутствия согласия сторон относительно принципов политического урегулирования.
С 1996 года ОБСЕ осуществляет ряд задач постконфликтного восстановления в соответствии с дейтонским Общим рамочным соглашением 1995 года о мире в БиГ; содействие формированию демократических институтов и обеспечению прав человека.8
Оперативная деятельность
по обеспечению раннего
Несмотря на противоречивое
отношение к организации
- являясь
единственной общеевропейской
- в рамках
венского Форума по
- уникальной
остается оперативная
- несмотря на определенный параллелизм в деятельности Совета Европы и ОБСЕ, последняя остается единственной организацией, призванной обеспечивать уважение прав человека и содействие формированию институтов правового государства во всем регионе ОБСЕ, в том числе в странах, не являющихся членами или кандидатами в члены Совета Европы.9
Основными органами организации являются:
Генеральный секретарь — Возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года.
Председатель (англ. Chairman-
Участники ОБСЕ:
Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Туркмения, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Черногория, Швейцария, Швеция, Швейцария, Эстония.
Государства-партнеры ОБСЕ:
Алжир, Афганистан, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис, Монголия, Южная Корея, Таиланд, Япония.11
Языки ОБСЕ:
Английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, русский.12
Проблемы деятельности ОБСЕ.
Главные проблемы,
стоящие перед ОБСЕ, сводятся к
следующим:
1. Зоне действия ОБСЕ недостает условий
для формирования эффективного сообщества
безопасности. Она охватывает демократические
и авторитарные государства и простирается
от современных, богатых западноевропейских
и североамериканских обществ до бедных,
традиционных обществ Центральной
Азии. В этой зоне отсутствуют гомогенность,
общие ценности, взаимная эмпатия и многосторонние,
интенсивные контакты, чего требуют сообщество
безопасности. И в ближайшем будущем здесь
ничего не изменится.
2. ОБСЕ в качестве системы коллективной
безопасности недееспособна. Хотя она
может с помощью своих механизмов урегулирования
кризисов и вопреки воле какой-нибудь
страны расследовать ее действия, ставящие
под угрозу мир, или нарушение устава ОБСЕ
на ее территории (принцип «консенсус
минус один» ), но как только речь заходит
о принятии конкретных мер, все члены,
включая заинтересованное государство,
должны дать на это свое согласие ( напрашивается
сравнение с ООН, где требуется лишь консенсус
пяти постоянных и большинства остальных
членов Совета Безопасности).
3. НАТО и ЕС опережают ОБСЕ в военном и
экономическом содействии по вопросам
безопасности. Однако ОБСЕ обладает наиболее
прогрессивным в международном масштабе
инструментом для того, чтобы выявить
основы нестабильности в Европе. Долгосрочные
миссии ОБСЕ на местах и институт
Верховного комиссара по делам национальных
меньшинств могут способствовать реализации
на практике защиты прав меньшинств, заблаговременному
выявлению этнонационалистических конфликтов
и посредничеству между сторонами для
того, чтобы вообще не допустить эскалации
насилия, а также установить взаимопонимание
между бывшими воюющими сторонами после
приостановки этой эскалации. Пока, однако,
этот инструмент показал свою несостоятельность.13
4. Следовало бы подумать об активизации
деятельности ОБСЕ в сфере экологической
безопасности, ввиду общности этого вопроса
для всех стран. В природоохранной сфере
важно активизировать усилия по дальнейшему
развитию экологической программы действия
для Центральной и Восточной Европы, одобренной
в 1993г. на конференции в Люцерне, а также
по повышению уровня безопасности АЭС
и других ядерных объектов. Страны - участницы
ОБСЕ должны также активно включиться
в осуществление Программы ООН по охране
окружающей среды - ЮНЕП, а также соблюдать
международные соглашения по защите окружающей
среды, по восстановлению и поддержанию
устойчивого экологического баланса.
Учитывая первостепенную важность и срочность
решения экологических проблем, следует
предложить разработать и принять
Программу немедленных действий или Хартию
по защите окружающей среды, а также создать
Бюро по сотрудничеству, наблюдению и
оценке выполнения существующих обязательств
в области экологии. Должны быть приняты
меры, касающиеся осуждения и наказания
тех, кто разрушает окружающую среду, вплоть
до уголовных.
5. Неоднократно предлагалось развернуть
такие направления деятельности ОБСЕ
как криминогенное, нравственное и другие
измерения. В рамках криминогенного измерения
можно было бы проводить Совет министров
внутренних дел, безопасности, прокуратуры
и других правоохранительных органов
с привлечением «Интерпола» и «Европола»,
поставить вопрос о создании по аналогии
Агентства по борьбе с преступность в
рамках ОБСЕ.14
Миссии ОБСЕ и другие
представительства в тех или иных регионах
- главное выражение работы организации.
Они направляются в страны, нуждающиеся,
по мнению ОБСЕ, в помощи для претворения
в жизнь политических решений. Как уже
было сказано, ОБСЕ действует во всех фазах
развития конфликта: раннее предупреждение,
превентивная дипломатия, содействие
в разрешении конфликта, постконфликтная
реабилитация. В общих чертах задачи и
цели миссий следующие: содействовать
тем политическим процессам, которые ставят
целью предотвратить или уладить конфликт,
а также обеспечить своевременную информированность
представителей ОБСЕ о развитии ситуации
в данной стране или регионе. Задачи, цели
и вовлеченность миссий в происходящие
в той или иной стране процессы могут существенно
варьироваться, подчеркивая гибкость
этого инструмента урегулирования.
Для всех миссий, однако, ключевыми вопросами
являются социальные, вопросы демократии
и обеспечение силы закона. Миссии ОБСЕ
отличаются и по количеству представителей,
варьируясь от четырех человек (миссии
ОБСЕ по взаимодействию в Центральной
Азии, центры ОБСЕ в Алматы, Ашхабаде и
Бишкеке) до более чем двух тысяч (миссия
в Косово).
Все миссии сотрудничают с международными
и неправительственными организациями
в сферах своей работы.
Миссии ОБСЕ
представлены в Косово, Боснии и Герцеговине,
Хорватии, Эстонии, Грузии, Латвии, Молдове,
Таджикистане, Македонии, а также на Украине.
Представлена ОБСЕ также в Чечне, Албании,
Беларуси, Центральной Азии, Алма-Ате,
Ашхабаде, Бишкеке.15
Миссии и другие
представительства обычно направляются
решением Постоянного Совета с соглашения
принимающей страны. Вначале они обычно
развертываются на период от шести месяцев
до одного года, и возобновляются по мере
необходимости. Большинство членов миссий
назначаются государствами-участниками
и являются представителями гражданских
или военных институтов.
Миссии возглавляют главы миссий, представители
стран-членов ОБСЕ, которых назначает
председатель организации. Деятельность
миссии управляет и поддерживает Центр
по предотвращению конфликтов при Секретариате,
Департамент управления и операций и председатель
ОБСЕ.
Миссии начали
свою деятельность в первой половине 90-х
годов. Их создание было вызвано необходимостью
«предотвратить разгорание внутригосударственных
конфликтов, возможных при смене режимов
государственного правления в Восточной
Европе».
Зоной наиболее
пристального внимания ОБСЕ является
юго-восточная Европа. Четыре самые крупные
миссии в данном регионе - миссия ОБСЕ
в Косово, миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине,
миссия ОБСЕ в Хорватии и представительство
ОБСЕ в Албании. Пятая миссия находится
в бывшей югославской республике Македония.
Балканы - первый регион, в который были
посланы миссии ОБСЕ. Это были миссии в
Косово, Сандьяк и Воеводину в сентябре
1992г. и в бывшую югославскую республику
Македония (осенью того же года).
Миссии и другие
представительства ОБСЕ также находятся
на Кавказе, восточной Европе, двух прибалтийских
государствах и центральной Азии.16
Информация о работе ОБСЕ и его деятельность на современном этапе