ОБСЕ и его деятельность на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - самая обширная из всех существующих организаций по поддержке безопасности, самая молодая и обладающая наиболее большим потенциалом в сфере поддержания стабильности. ОБСЕ - довольно новое образование, официально оформленное лишь в 1995г., но начавшее свое формирование в 1975г. после подписания Хельсинских соглашений.
В современном мире, стоящем на пороге нового тысячелетия, вопросы безопасности, экологии, экономические вопросы, также проблемы борьбы с международной преступностью, терроризмом и национальным экстремизмом важны как никогда. Мировое сообщество не раз пыталось выработать единый механизм для совместного поддержания безопасности. Этот процесс берет свое начало еще со времен образования Лиги Наций и остается одним из наиболее актуальных по сей день

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Основные направления деятельности ОБСЕ 6
на современном этапе

История создания ОБСЕ, его структура и задачи в XXI веке 6

Миссии ОБСЕ и их значение в современной мировой политике 13

Глава II. Отношения ОБСЕ и Республики Казахстан 19
на современном этапе.

2.1. Вступление и деятельность Казахстана в ОБСЕ 19

2.2. Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году 22

Заключение 30

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 111.25 Кб (Скачать файл)

В течение последних  лет в выступлениях руководства  Казахстана на международной арене, а также в ходе встреч на высшем уровне подчеркивается необходимость  развития Центральноазиатского направления ОБСЕ. В результате проводимой работы регион Центральной Азии, имеющий свою историю и специфику развития, становится одним из важнейших направлений деятельности Организации.

Главным фактором явилось то, что, по признанию руководства  ОБСЕ, сотрудничество Организации со странами Центральной Азии стало  одним из наиболее перспективных  каналов взаимодействия Европы и  региона. При этом в самой Организации  стало расти понимание того, что целый блок проблем (терроризм, экстремизм, наркобизнес, международная преступность, экологические вопросы), с которыми сталкивается Центральная Азия, может потенциально дестабилизировать ситуацию во всем регионе ОБСЕ.

Высокий уровень  взаимопонимания удалось достичь  в результате последовательного  развития отношений между нашей  страной и ОБСЕ, анализ которых позволяет выделить несколько этапов в их формировании.

На первом этапе (1994-1997) – был заложен фундамент  сотрудничества с Организацией. В  этот период состоялся ряд семинаров  ОБСЕ, посвященных обзору экономической  ситуации в центральноазиатском  регионе в условиях перехода к  рыночной экономике, выработке рекомендаций по проведению экономических реформ, вопросам региональной безопасности, защите прав человека и др.26

Второй этап начался  с открытия Центра ОБСЕ в г. Алматы в январе 1999 года. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между нашей страной и ОБСЕ стало выступление Н.Назарбаева на саммите организации в Стамбуле в ноябре 1999 года. Глава нашего государства отметил достижения в развитии процесса демократизации, а также важность продолжения диалога между центральноазиатскими государствами и ОБСЕ, развития регионального сотрудничества. Была подчеркнута опасность новых вызовов и угроз, проявившихся в последнее время в Центральной Азии, и обозначены конкретные направления, по которым деятельность  Организации должна быть усилена. Признание важной роли Центральноазиатского региона на пространстве ОБСЕ было зафиксировано в официальных документах Саммита – Хартии Европейской безопасности и Декларации Стамбульской встречи на высшем уровне.

Продолжением  активного диалога с Организацией по безопасности и сотрудничеству в  Европе стал визит Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в штаб-квартиру организации 24-25 февраля 2000 года. В своем  выступлении на Постоянном совете ОБСЕ Президент Казахстана подчеркнул, что  ОБСЕ существенно изменила свои функции  в последнем десятилетии двадцатого века и стала активно участвовать  в профилактике, предупреждении и  разрешении конфликтов.27

ОБСЕ принимает  участие в подготовке и проведении президентских выборов в Казахстане. Переговоры по совершенствованию законов  РК по выборам были обсуждены в  ходе встречи Н.Назарбаева с руководством ОБСЕ в Вене в феврале 2000 года, когда стороны достигли договоренности о проведении серии «круглых столов».

Во время официального визита председателя ОБСЕ – главы  МИД Португалии А.Мартинш да Круша  в октябре 2002 года в нашу страну состоялась его встреча с Главой РК. Н.Назарбаев  подчеркнул важность углубления двустороннего  сотрудничества в контексте возникновения  новых угроз безопасности, а также  необходимость перехода к реализации региональных проектов в сфере укрепления безопасности, экономического развития, защиты окружающей среды, борьбы с транснациональной  преступностью, включая наркобизнес. В свою очередь, А.Мартинш да Круша  дал высокую оценку проводимым в  стране политическим и экономическим  реформам и выразил готовность ОБСЕ оказать содействие развитию этих процессов.

11 июня 2003 года  в Вене под эгидой ОБСЕ состоялась  встреча международных организаций (ООН, НАТО, Международная организация по миграции, Всемирный банк, Азиатский банк развития, СНГ и др.)  по сотрудничеству со странами Центральной Азии, в ходе которой отмечены успехи стран региона, в особенности позитивно отмечены проводимые реформы в Казахстане.

В рамках военно-политического  измерения Казахстан участвовал в дискуссиях по мерам укрепления доверия и безопасности, деятельности Совместной консультативной группы Договора об обычных вооруженных  силах в Европе, Форума по сотрудничеству в области безопасности, реализации программы РЕАКТ (групп оперативной  экспертной поддержки и сотрудничества)28.

На всех этих мероприятиях Президент и другие официальные лица Казахстана отмечали продолжение в республике курса  демократических и рыночных реформ и выражали свое желание сотрудничать с ОБСЕ в этом плане. Представители  же ОБСЕ, в свою очередь, высказывались  о своей готовности помочь Казахстану развивать демократию и институты  гражданского общества.29

В июле 2003 года состоялся  визит в Казахстан Действующего председателя ОБСЕ – главы МИД  Королевства Нидерландов Я. де Хооп  Схеффера, в ходе которого он встретился с Назарбаевым. Высокий гость  отметил впечатляющий уровень экономического развития Казахстана, по сравнению  с другими государствами Центральной  Азии, и выразил готовность к сотрудничеству в деле проведения в РК демократических  преобразований. При этом было отмечено, что в настоящее время наблюдается  процесс преодоления дисбаланса в деятельности Организации как  в географическом пространстве, так и в политическом, экономическом и гуманитарном измерениях. ОБСЕ намерено уделять большее внимание борьбе с терроризмом и трафиком людей, наркотиков и оружия, что на сегодняшний день является ключевым пунктом повестки дня деятельности ОБСЕ.30

В Вене 17 ноября 2005 года состоялось заседание Постоянного  Совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в работе которого приняла участие делегация  МИД Казахстана во главе в первым заместителем министра иностранных  дел – спецпредставителем РК по вопросам сотрудничества с Организацией Рахатом Алиевым. Он проинформировал  участников заседания о ходе демократических  реформ в республике, осуществлении  национальных программ политической модернизации и укреплении институтов гражданского общества.

Казахстан заявил о намерении претендовать на пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2009 году. «Заявка Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году – это стремление внести наш вклад в развитие этой важной организации, ставшей по своей  сути евразийской. Это большой экзамен  для Казахстана, но это и экзамен  для Организации на предмет признания  очевидных достижений нашей страны в сфере политических реформ и  рыночных преобразований экономики», - отметил Н.А.Назарбаев.31

      Парламентские выборы  в Казахстане 19-го сентября 2005 года должны были стать решающим аргументом в дискуссии вокруг председательства в ОБСЕ. Дали понять, что западные страны приветствовали добровольный отказ Астаны от своей заявки. Позицию Казахстана четко сформулировал  К.Токаев, в ту пору министр иностранных дел. Он заявил, что « Казахстан, будучи евразийской страной, отражает нынешний характер ОБСЕ, в которой состоят чисто азиатские государства нашего региона, и, сделав очень многое для продвижения к демократии, нуждается в своего рода поощрении. Поэтому мы считаем, что Казахстан достоин быть председателем этой очень уважаемой организации».

В этот период достигалось  принципиальное согласие на политическом уровне о будущем председательстве Казахстана. К 2006 году был достигнут  почти полный консенсус по кандидатуре  Казахстана. Однако два влиятельных  государства – США и Великобритания выражали сомнение в уровне демократизации Казахстана и настаивали на перенесение  сроков председательства на 2012-й год  или даже позже. Консенсуса по кандидатуре  Казахстана как председателя ОБСЕ в 2009 году в Брюсселе достичь не удалось, несмотря на поддержку Германии, Италии, Нидерландов и Франции.

Решение было отложено до мадридского заседания СМИД в  ноябре 2007 года. Как заметил немецкий эксперт по Центральной Азии, директор Евразийской транзитной группы Михаэль  Лаубш, это «событие уникально для  ОБСЕ, за 30 лет ее существования никогда  не случалось такого, чтобы члены  организации не сумели достичь согласия по вопросу лидерства в своих  рядах». 20 ноября 2007 года, за неделю до решающего заседания в Мадриде, министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин направляет в адрес  своего испанского коллеги Мигеля Моратиноса, действующего председателя ОБСЕ, письмо, в котором «информирует, что Казахстан  подтверждает свою неизменную готовность следовать основным принципам ОБСЕ».

Буквально за два  часа до завершения заседания СМИД был достигнут компромисс: Казахстан  получит председательство в ОБСЕ, но годом позже, в 2010 году. В 2009 году главой организации станет Греция, а в 2011 -  Литва. Как пишет российский эксперт Дубнов, по сведениям, полученным этим автором из дипломатических  кругов в штаб-квартире ОБСЕ, предполагаемый перенос председательства Казахстана на 2011 год оказался неприемлемым для  «известной группы стран». В год, предшествующий выборам – 2012 в России, западные страны не хотели бы иметь во главе  ОБСЕ государство, российское влияние  на которое может оказаться существенным.32

Таким образом, в  результате активных внешнеполитических и дипломатических действий Астане удалось найти компромиссный  вариант, и на встрече министров  иностранных дел в Мадриде  в октябре 2007 года Организацией было достигнуто единогласное решение о  председательстве РК в 2010 году. Это  было крупным международным успехом  казахстанской дипломатии, но накладывавшим  на Астану серьезные международные  обязательства.

Как считают эти  аналитики, причины, побудившие западные государства снять свои возражения против кандидатуры Казахстана носили геополитический, экономический и  энергетический характер. Они уверены, что Астана обязательно использует свое предстоящее председательство для развития транзитных и транспортных коридоров, связывающих Центральную  Азию с другими частями пространства ОБСЕ. В пользу председательства РК в ОБСЕ особо говорит вклад  Казахстана в борьбе с ОМУ, терроризмом  и экстремизмом, а также инициатива по созыву СВМДА. При этом отмечается, что последовательная политика РК в  сфере безопасности носит вполне осознанный и принципиальный характер, так как нестабильность в регионе  угрожает экономическим интересам  страны.

Главный вывод  западных экспертов выглядит следующим  образом: на перспективу усилия казахстанской  дипломатии будут направлены на то, чтобы предотвратить установление российско-китайского кондоминиума в  Центральной Азии. И председательство РК в ОБСЕ, а также усиление связей с этой организацией и укрепление ее влияния в регионе, несомненно, будут способствовать этому.

       2.2.  Председательство  Казахстана в ОБСЕ в 2010 году

Республика Казахстан  получила единогласное одобрение членов ОБСЕ возглавить эту организацию  в 2010 году. Без сомнения, это является полноценной политической и дипломатической  победой Казахстана. Был найден достойный  компромисс (со временем председательства), который позволил всем сторонам «сохранить лицо».

Однако, председательство Казахстана в ОБСЕ – это своеобразный геополитический тест на зрелость, поскольку касается принципиальных проблем отношений с Западом, безопасности, геополитики и геоэкономики, новый контекст в этой связи приобретают  и наши отношения со странами Центральной  и Восточной Европы. Контекст этих отношений в настоящее время  развивается по следующим направлениям.

В Казахстане победу в Мадриде восприняли как признание  заслуг своей страны, но главным  образом ее президента. Именно Президент  Нурсултан Назарбаев наравне  с созревшей элитой страны и ее населением сделал Казахстан по сравнению  с другими государствами Центральной  Азии наиболее готовым к проведению масштабных демократических реформ эволюционным путем, исключая опасные  революционные потрясения. Когда  решался вопрос о председательстве РК, Казахстан сделал выбор между  двумя возможными решениями: обострять  конфликт с ОБСЕ, вплоть до возможного выхода из этой организации, или попытаться использовать ее для укрепления своего престижа и влияния. Предпочтение было отдано второму варианту. Такой успех  стал возможен, поскольку сама ОБСЕ – организация, конечно, прежде всего, политическая, а не правозащитная. И  стратегические интересы наиболее влиятельных  государств-членов, как правило, перевешивают более абстрактные либо идеалистические  соображения.33

Решающую роль в поддержке председательства РК сыграла Россия, как и другие постсоветские  государства. Тем самым Астана как  бы получила коллективный мандат от стран  СНГ на защиту интересов в этой организации. Помимо этого фактора, в силу объективных обстоятельств  Казахстан должен и, по-видимому, намерен  координировать свои действия во время  председательства с Москвой. Существуют свои обязательства у Казахстана и перед республиками Центральной Азии. Однако данный момент содержит ряд сложных обстоятельств, вытекающих из порой разного понимания своих целей и задач у России и у Казахстана.34

Председательство  в ОБСЕ – важная веха внешней политики Казахстана, которую он, без сомнения, захочет использовать и для того, чтобы заявить себя в качестве регионального лидера. Для России, как считают некоторые местные политологи, это обещает скорее проблемы, чем возможности. Они считают, что в отличие от России Казахстан не претендует на то, чтобы изменить формат функционирования ОБСЕ. Астане в соответствии с ее геополитическим весом вполне достаточно извлечь собственную выгоду. Москва же ставит перед собой цель переписать правила игры, что заведомо намного сложнее. Впрочем, и рычагов воздействия у России несопоставимо больше, чем у Казахстана. По их мнению, определенный сигнал прозвучал в апреле 2008 года, когда Астана демонстративно отказалась выйти из режима санкций против Абхазии, тем самым противопоставив себя российской позиции. Поэтому Москве едва ли стоит рассчитывать на то, что председательство Казахстана в ОБСЕ поможет продвинуть позицию России.

Информация о работе ОБСЕ и его деятельность на современном этапе