ОБСЕ и его деятельность на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - самая обширная из всех существующих организаций по поддержке безопасности, самая молодая и обладающая наиболее большим потенциалом в сфере поддержания стабильности. ОБСЕ - довольно новое образование, официально оформленное лишь в 1995г., но начавшее свое формирование в 1975г. после подписания Хельсинских соглашений.
В современном мире, стоящем на пороге нового тысячелетия, вопросы безопасности, экологии, экономические вопросы, также проблемы борьбы с международной преступностью, терроризмом и национальным экстремизмом важны как никогда. Мировое сообщество не раз пыталось выработать единый механизм для совместного поддержания безопасности. Этот процесс берет свое начало еще со времен образования Лиги Наций и остается одним из наиболее актуальных по сей день

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Основные направления деятельности ОБСЕ 6
на современном этапе

История создания ОБСЕ, его структура и задачи в XXI веке 6

Миссии ОБСЕ и их значение в современной мировой политике 13

Глава II. Отношения ОБСЕ и Республики Казахстан 19
на современном этапе.

2.1. Вступление и деятельность Казахстана в ОБСЕ 19

2.2. Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году 22

Заключение 30

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 111.25 Кб (Скачать файл)

У Казахстана было в запасе два года, чтобы полноценно подготовиться к председательским функциям, обеспечить наилучшие условия  для реформирования ОБСЕ и создать  условия для реформирования ОБСЕ и создать условия для углубления доверия между европейскими институтами  и странами СНГ. Оказывать влияние  на ОБСЕ Казахстан начал уже в 2008 году, когда в стране состоялась Межпарламентская Ассамблея ОБСЕ. Казахстанская  деятельность в ОБСЕ. Казахстанская  деятельность в ОБСЕ в качестве страны-председателя сможет укрепить авторитет этой международной  организации в Восточной Европе и среди стран СНГ. Без сомнения, председательство Казахстана в ОБСЕ стало полноценной политической и дипломатической победой Казахстана. Главной целью РК в ОБСЕ в 2010 году должно стать повышение международного веса страны и улучшение его внешнеполитического  положения.

Вместе с тем, следует со всей ответственностью подойти к проблемам, связанным с председательством Казахстана в ОБСЕ:

- реальная проблематика  ОБСЕ может выйти далеко за  рамки привычных представлений  о функциях, целях и задачах  данной организации;

- участие в  ОБСЕ постсоветских государств  в той или иной степени затрагивает  (помимо внутренних проблем) широкий  спектр отношений с Западом  в целом, и в частности с  ЕС и другими европейскими  институтами, а также с НАТО  и США;

- особую актуальность  в последние годы приобретают  вопросы энергетической безопасности  Европы, что может также войти  в проблематику ОБСЕ.35

Задача Казахстана состояла в том, чтобы полноценно подготовиться к председательским функциям, обеспечить наилучшие условия  для реформирования ОБСЕ и создания условий для углубления доверия  между европейскими институтами  и странами СНГ. Возросшая ответственность  Астаны стала заметна уже в 2008 году, когда в стране состоялась Межпарламентская ассамблея ОБСЕ.

Для выполнения своих функций председателя Казахстану необходимо: иметь четкую программу  дальнейших демократических преобразований в стране на ближайшую перспективу; действовать на опережение, чтобы  реформы не могли рассматриваться  на Западе как вынужденные меры, принятые под давлением извне  или со стороны внутренней политической оппозиции.

Наряду с возможностью преодоления «разделительных линий» в ОБСЕ под председательством  Казахстана в организации можно  будет больше внимания уделять мнению и интересам государств «к востоку  от Вены». Тем самым, государства  СНГ получат возможность более  активной реализации инициируемых ими  проектов. Казахстан вполне способен консолидировать эту организацию.

Последовательным  сторонником председательства Казахстана в Организации изначально было парламентское  сообщество. А потому в реализации задач миссии наша страна рассчитывает на поддержку ассамблеи. И процесс  этот обоюдно стремительный, поскольку  наше председательство в ОБСЕ, по мнению руководителей ее «демократического  органа», является «эпохальным событием». Подобные оценки озвучены в ходе зимнего  заседания ПА ОБСЕ, участие в котором  приняла казахстанская делегация  во главе с председателем Сената, вице-президентом Парламентской  ассамблеи ОБСЕ К. Токаевым. Также  на совместном заседании трех общих  комитетов ПА ОБСЕ выступил действующий  председатель Организации, государственный  секретарь – министр иностранных  дел Казахстана Канат Саудабаев.

Председатель  ассамблеи Ж. Соареш констатировал  высокий уровень активности действующего председателя, особо отметив приложение усилий на направлении так называемых «замороженных» конфликтов. Примечательно  в этой связи, что один из первых визитов в рамках исполнения миссии государственный секретарь –  министр иностранных дел РК Канат  Саудабаев предпринял в государства  Южного Кавказа.36

Учитывая хорошие  отношения Казахстана с кавказскими  республиками, Европейским Союзом и  Россией, председательство РК в ОБСЕ может сыграть значительную роль в стабилизации ситуации на Южном  Кавказе. Такое мнение высказал специальный  представитель ЕС по Южному Кавказу  Петер Семнеби в ходе встречи  с Чрезвычайным и Полномочным  послом Казахстана в Бельгии, Люксембурге, главой миссии РК при ЕС и НАТО Ериком Утембаевым.

Спецпредставитель высоко оценил действия казахстанского председательства в ОБСЕ и вклад  Астаны в процесс поиска решений  по затяжным конфликтам на пространстве Организации. Он также отметил важность двустороннего сотрудничества Казахстана с Азербайджаном, Арменией и Грузией  в экономической и энергетической сферах.37

Тема «замороженных  конфликтов» – лишь одна из многочисленных и сложных проблем, в совокупности составляющих содержание трех корзин ОБСЕ. Нередко обсуждение многих из них на различных дискуссионных  площадках Организации сопровождается изрядным накалом страстей. На этом фоне политические инициативы Казахстана на посту председателя, которые Жоао Соареш охарактеризовал как смелые и амбициозные, внушают оптимизм, ибо они способны встряхнуть деятельность Организации от рутины тупиковых  противоречий и наполнить ее новым  содержанием, свежими идеями.

Таких свежих идей в концепции казахстанского руководства  ОБСЕ немало. Излагая их на заседании  Постоянного комитета, глава казахстанской  делегации Касымжомарт Токаев обратил  внимание коллег на факт уникальности исторического момента: период нашего председательства совпадает сразу  с несколькими знаменательными  и юбилейными датами – 35-летием ОБСЕ, 20-летием принятия Парижской хартии для новой Европы и 65-й годовщиной окончания Второй мировой войны, что налагает еще большую ответственность.38

Как выразился  в своем последнем послании Президент  Н.А.Назарбаев: «Председательство в ОБСЕ воспринимается нами не только как внешнеполитический успех. Это прежде всего огромная ответственность».39

В соответствии с мандатом Председательство осуществляет координацию работы главных руководящих  органов Организации - встреч на высшем уровне (саммитов), ежегодных встреч Совета министров, еженедельных заседаний  Постоянного совета, а также вспомогательных органов. Инициировав идею созыва Саммита глав государств в 2010 году, которая получила отражение в документах афинского СМИД, Казахстан приступил к проработке концептуальных и организационных вопросов встречи в верхах.

Среди других крупных мероприятий ОБСЕ в 2010 году необходимо выделить заседания Парламентской  Ассамблеи, Ежегодную конференцию  по обзору проблем в области безопасности, заседания Экономико-экологического форума, Совещание по вопросам выполнения обязательств в области человеческого  измерения, Конференцию высокого уровня по толерантности и недискриминации, Конференцию по предотвращению терроризма, Конференцию, посвященную 20-летию Копенгагенского  документа, и другие.

На год  своего председательства Казахстан  составил график многосторонних и двусторонних консультаций, который охватывает все  без исключения государства-участники  ОБСЕ. Так, на регулярной основе в Вене и других столицах пространства ОБСЕ будут проводиться регулярные консультации с Европейским Союзом, Советом  Европы, СВМДА, СНГ, НАТО, ОДКБ и другими  международными организациями и  объединениями. Практика показывает значимость данного подхода для сближения  различных позиций по актуальным проблемам повестки дня Организации, координации действий и избегания  дублирования в работе.

Ключевым  фактором в обеспечении эффективности  работы Организации является еженедельная координация работы в рамках Тройки, в которую в этом году, кроме  Действующего председателя, входят Греция и Литва.

В результате комплексных международных консультаций и экспертной работы Действующее  председательство вносит на рассмотрение Постоянного совета проекты необходимых  документов, докладов и обзоров. Действуя на основе решений директивных органов, Действующее председательство дает руководящие указания по  вопросам работы Секретариата ОБСЕ, институтов Организации и операций на местах, выполняет функции, связанные с назначением на должности в ОБСЕ.

Помимо  упомянутых мероприятий, на 2010 год запланированы  визиты Действующего председателя, Государственного секретаря – Министра иностранных  дел РК Каната Саудабаева в регионы  полевого присутствия ОБСЕ – Южный  Кавказ, Балканы, Восточную Европу и  Центральную Азию.40

При урегулировании кризисных ситуаций или конфликтов, либо в целях обеспечения эффективной  координации усилий государств-участников в конкретных областях, Действующее  председательство, по сложившейся практике, назначает своих личных представителей, с ясным и четким мандатом. После соответствующих консультаций, Казахстан принял кадровые решения об их назначении в таких сферах, как затяжные конфликты и урегулирование кризисов, экология, транспорт, нетерпимость и дискриминация, наблюдение за выборами и выборная проблематика. Широкая география представляемых ими стран призвана обеспечить объективность и беспристрастность предстоящей работы.

Кроме того, Действующим председательством  назначены руководители трех комитетов  ОБСЕ. Ими стали Постоянные представители  при ОБСЕ от Германии (Комитет по безопасности), Беларуси (Комитет по экономике и экологии) и Португалии (Гуманитарный комитет).

Действующее председательство представляет ОБСЕ вне  Организации. В этом году запланированы  традиционные выступления в Совете безопасности ООН, Совете Европы и НАТО. Дважды в течение года состоятся  консультации Троек ОБСЕ и Евросоюза  на уровне министров и на уровне послов. В качестве Председателя Казахстан  будет представлять ОБСЕ на различных  международных мероприятиях.

Одновременно, главы крупных международных  и региональных организаций также  будут приглашаться для выступления  на Постоянном совете ОБСЕ в Вене.41

На события  в Кыргызстане ОБСЕ отреагировало  максимально оперативно, сфокусировав основное внимание на оказании содействия нормализации обстановки, обеспечении  правопорядка и формировании в стране условий для стабильного развития. При этом все действия осуществлялись в тесном контакте с другими международными структурами, в первую очередь, Организацией Объединенных Наций (ООН).

7  апреля с.г. Действующий председатель ОБСЕ (ДП), Госсекретарь - министр иностранных дел РК Канат Саудабаев обсудил сложившуюся ситуацию с главой МИД КР Кадырбеком Сарбаевым, выразив озабоченность Организации начавшимися в стране массовыми волнениями. В тот же день он призвал все стороны к спокойствию и сдержанности, предложив возможности миссии ОБСЕ в КР в качестве диалоговой площадки для обсуждения вопросов скорейшего урегулирования ситуации.

8 апреля  состоялось специальное заседание  Постоянного совета ОБСЕ с  участием Генерального секретаря  ООН Пан Ги Муна, в ходе которого  были обсуждены вопросы усиления  взаимодействия и координации  действий международных организаций  в КР. ДП назначил Жаныбека Карибжанова специальным посланником ОБСЕ в Кыргызстане с миссией установления контактов с ключевыми политическими фигурами Киргизской Республикой, а также выяснения реальной обстановки в стране и подготовки соответствующего отчета по ситуации в республике. Главными задачами спецпосланника стали точное определение основных направлений оказания Организацией помощи Кыргызстану, содействие налаживанию конструктивного диалога между конфликтующими сторонами и предотвращение дальнейшей эскалации напряженности в стране. Вместе с Ж.Карибжановым в КР выехал директор Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов Герберт Зальбер.

Состоялись встречи Ж.Карибжанова с главой ВП КР Розой Отунбаевой, исполняющими обязанности руководителя Службы национальной безопасности, министра внутренних дел и другими уполномоченными лицами временного правительства, в ходе которых была озвучена позиция ОБСЕ о необходимости налаживания конструктивного диалога в целях мирного урегулирования ситуации в стране. Наши дипломаты, которые по сей день находятся в Кыргызстане, активно работают со всеми заинтересованными сторонами над выработкой оптимальных путей выхода из сложившейся в Киргизской Республике ситуации. В рамках решения стоящих перед ними задач они тесно взаимодействуют с представителями ООН, ОДКБ и ЕС.42

ОБСЕ, в  свою очередь, готова не только выступить  в качестве платформы для ведения  конструктивных переговоров, но и оказать  содействие нормализации обстановки в  Киргизской Республике посредством работы по всем аспектам безопасности: военно-политическому, экономическому и экологическому, а также в сфере обеспечения соблюдения прав человека и ключевых демократических принципов. В этом контексте сильными сторонами являются четко поставленная работа Центра ОБСЕ в г.Бишкеке, действующего в стране с 1998 года и имеющего своих представителей в каждой из пяти областей КР, а также эффективная деятельность полевой миссии Организации в г.Ош, открывшейся в 2000 году.

Значительный  потенциал позволяет ОБСЕ оказывать  комплексную поддержку в таких  сферах, как общественная безопасность, реформа законодательной системы, электоральные процессы, мониторинг ситуации с соблюдением прав человека, реализация экономических и экологических  проектов. В целом, ОБСЕ может сыграть  важную роль в восстановлении долгосрочной стабильности, поддержании мирного  диалога и обеспечении дальнейшего  развития Кыргызстана.

Факты говорят  сами за себя: казахстанское председательство, обладающее уникальным знанием специфики  региона, незамедлительно и эффективно отреагировало на осложнение ситуации в Кыргызстане. Действующий председатель начал активную работу сразу после  начала беспорядков в стране. В  кратчайшие сроки с важнейшей  миссией в КР был отправлен  спецпосланник ОБСЕ, одновременно, в экстренном порядке было созвано  и проведено специальное заседание  Постоянного совета Организации  для выработки конкретных путей  оказания эффективной помощи кыргызстанцам43.

С 1 октября 2009 года Казахстан осуществляет председательство в Консультативном комитете Постоянного  совета ОБСЕ по управлению и финансам. Признанным успехом казахстанского председательства стало своевременное  принятие государствами-участниками  Сводного бюджета Организации, впервые  за многие годы. Его размер на 2010 год  составил 150 млн. евро.

Информация о работе ОБСЕ и его деятельность на современном этапе