Организация проверок финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение организации проверок финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеторговой деятельности.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть внешнюю среду функционирования предприятия;
2. Изучить внешнеэкономическую деятельность участников ВЭД;
3. Выявить особенности проверки участника ВЭД.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Внешняя среда функционирования предприятия 5
1.1. Внешнеэкономическая деятельность 5
1.2. Хозяйственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью 11
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность участников ВЭД 20
2.1. Экспортно-Импортные операции 20
2.2. Оценка участниками ВЭД работы таможенных органов 25
Глава 3. Проверка участника ВЭД 30
3.1. Цели проверок 30
3.2. Подготовка к проверке ФХД 32
3.3. Порядок проведения проверки ФХД 33
Заключение 38
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

ККР ВЭД-проверка.doc

— 504.00 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из данных, представленных на рисунке 1, большинство опрошенных так или иначе сталкиваются с определенными проблемами при взаимодействии с таможенными органами. Так, на отсутствие проблем при взаимодействии с таможенной службой указали лишь менее четверти опрошенных - 23 процента. На наличие минимальных проблем указали 30 процентов. А 39 процентов отметили наличие проблем средней тяжести. Доля тех, кому взаимодействие с таможенными органами создает непреодолимые проблемы для предприятия, не превышает трех процентов.

Характеризуя изменения  в качестве работы таможенных органов (рисунок 2), произошедшие за последние  два года, мнения участников ВЭД  можно охарактеризовать как в целом позитивные: относительное большинство опрошенных (46 процентов) отметили изменения в лучшую сторону. Хотя следует отметить и то, что практически столько же респондентов убеждены, что в работе таможенных органов практически ничего не изменилось. Негативные изменения отметили лишь пять процентов опрошенных.

 

Отмечая позитивные изменения  в работе таможенных служб (рисунок 3), участники ВЭД указывают прежде всего на сокращение времени таможенной очистки грузов (44 процента), упрощение правил таможенного оформления ввозимых грузов (29 процента). Немаловажным в этой связи представляется и то, что более четверти опрошенных (27 процентов) в качестве позитивных изменений в деятельности таможенных служб назвали меры, связанные с модернизацией информационной системой и, в первую очередь, введение электронной формы декларирования товаров. (Допускалось несколько вариантов ответа).

Несмотря на то, что  лишь пять процентов респондентов охарактеризовали изменения в деятельности таможенных органов за последние два года, как негативные, среди опрошенных достаточно часто встречались отдельные критические оценки в отношении работы таможенников.

Среди основных проблем  и трудностей, с которыми участниками ВЭД приходится сталкиваться при взаимодействии с таможенными органами, большинство респондентов, отвечая на открытый вопрос о том, какие трудности, связанные с таможенным оформлением грузов в настоящее время являются ключевыми для Вашего предприятия? назвали бюрократизм и бумажную волокиту, требование избыточного представления документов, а также трудности, связанные с определением и подтверждением таможенной стоимости ввозимых грузов.

В ходе опроса респондентам предлагалось дать сравнительную оценку распространенности отдельных негативных явлений в работе таможенных органов до начала реформирования и по настоящее время. Своеобразной точкой отсчета для оценки таких изменений участникам ВЭД было предложено введение нового Таможенного кодекса. При этом респондентам предлагалось сравнить степень распространенности ранее, то есть до введения нового Таможенного кодекса РФ, и в настоящее время таких негативных явлений и процессов, как требование предоставления избыточного - по сравнению с законодательством - числа документов, неудобный график работы, непредставление необходимой информации, бюрократический произвол отдельных сотрудников, прямые или косвенные намеки на необходимость дополнительной оплаты, недостаточная компетентность сотрудников таможни, необходимость использования личных связей для решения того или иного вопроса.

Судя по результатам, респонденты в целом позитивно  оценивают происходящие изменения в работе таможенных органов. Причем, это касается практически всех аспектов, затронутых в рамках опроса. Различия лишь касаются степени позитивных изменений отдельных процессов. Так, существенные позитивные изменения в связи с реформированием таможенной службы респонденты отмечают в информационном взаимодействии таможни с участниками ВЭД. Причем, в оценках этого аспекта деятельности наблюдается как увеличение (с 31 процента до 40) числа тех, кто считает, что практически не сталкивались с ситуацией, при которой сотрудники таможенных органов отказывали в предоставлении необходимой информации, так и сокращении числа тех, кто указывал на то, что такие ситуации бывают часто (с 28 процентов до 25) или всегда (с процентов до 7).

Заметно сократилось  и число респондентов, отмечающих наличие в работе таможенных органов  таких негативных явлений, как бюрократический  произвол отдельных сотрудников. Если доля тех, кто постоянно встречался с проявлениями бюрократизма в работе таможенных служб до начала реформирования достигала чуть менее половины опрошенных (44 процента, из них - 23 процента встречались с такими проявлениями часто, и еще 21 процент - всегда), то в настоящее время такие явления отметили лишь треть опрошенных респондентов (34 процента, из них - 18 - встречаются часто, 16 - постоянно).

Менее ощутимые изменения  фиксируются в оценках таких  негативных сторон работы таможенных служб, как требование предоставления избыточного - по сравнению с законом - числа документов. Хотя следует еще раз отметить наличие в целом позитивной динамики оценок происходящих изменений в работе таможенных органов.

 

Такие же оценки характерны и в отношении степени распространенности взяточничества и недостаточной  профессиональной компетентности сотрудников таможенных служб (рисунки 4 и 5).

Таким образом, характеризуя изменения в качестве работы таможенных органов, произошедшие за последние два года, мнения участников ВЭД можно охарактеризовать в целом как позитивные. Отмечая положительные сдвиги в работе таможенных служб, участники внешнеэкономической деятельности указывают, прежде всего, на сокращение времени таможенной очистки грузов, упрощение правил таможенного оформления ввозимых грузов и введение электронной формы декларирования товаров. [20, c.178]

 

Глава 3. Проверка участника ВЭД

3.1. Цели проверок

Суть проверок финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) — выявление в бухгалтерской отчетности предприятий–участников ВЭД фактов уменьшения (невключения) платежей, неправомерного применения правил ведения бухгалтерской документации, несоблюдения таможенного законодательства.

При проведении проверок должностные лица выявляют признаки нарушения таможенных правил (НТП), факты уклонения от таможенных платежей. Обнаруживают и случаи неправомерного получения льгот. Проверяющие анализируют целевое использование товаров, при ввозе которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. Эти же проверки позволяют вскрыть факты нарушения валютного законодательства, в том числе полное или частичное непоступление валютной выручки. Выявляются факты недостоверного заявления кодов товара по ТН ВЭД и страны происхождения товара. Проводится контроль над соблюдением требований заявленных таможенных режимов, а также обнаруживаются товары, ввезенные в Россию помимо таможенного контроля. Поводы к проверке ФХД предприятия могут быть различными.

Как таможня принимает  сигнал

Таможенные органы обязали  в приказном порядке завести  у себя специальный журнал регистрации сигналов о вероятных НТП. Ими могут быть:

  • сообщения от физических и юридических лиц (в том числе и от конкурентов-недоброжелателей);
  • сообщения в СМИ, если таковые привлекают чье-то внимание. Например, сообщения о противоправной деятельности какой-то компании или о вскрывшихся в ходе журналистского расследования фактах коррупции;
  • реклама. Так, одна фирма с запоминающимся названием вывозила товар и декларировала его как недорогие отходы. Поскольку к данной фирме ни таможенные, ни иные органы претензий не имели, тщательному досмотру грузы не подвергались. Тем более что стоимость отходов отражалась как среднерыночная, а партии этого товара были небольшими. Однако через некоторое время сотрудник таможенного органа, в зоне деятельности которого находилось данное предприятие, обратил внимание на знакомое название, значившееся в одном рекламном приложении. Согласно этому объявлению, фирма скупала отходы, но только не те, которые значились в декларациях. В ходе расследования по сигналу бдительного таможенника было установлено, что в действиях экспортера содержится состав таможенного правонарушения;
  • материалы, поступившие от правоохранительных, контролирующих и иных органов. Нелишне знать, что при любой проверке любым уполномоченным органом деятельности вашей фирмы или фирм ваших контрагентов, даже если они не имеют к импорту прямого отношения, а проще говоря, являются посредниками (магазины) или потребителями, могут вскрыться факты нарушения таможенного законодательства. Например, фирма–посредник ввозит из-за границы товар. В целях минимизации расходов по документам он проводится не совсем законным способом. (Последующие сделки с этим товаром на внутреннем рынке злые языки называют «сделками с серым импортом»). Товар перепродают на завод. Там что-то из него производят. Въедливый налоговый инспектор, проверяющий деятельность завода на предмет уплаты НДС, может обнаружить, что закупочные цены на сырье подозрительно низкие или что из низкокачественного сырья производится продукция высшего сорта. Тогда он должен сообщить таможенным органам об этих и других обнаруженных фактах;
  • материалы, поступившие из других российских и иностранных таможенных органов. Это могут быть и прямые указания от вышестоящего органа о проверке конкретной фирмы.

Поступившую информацию фиксируют в журнале. В нем  же отражаются дальнейшие действия по проверке данного сообщения и  принятые к нарушителю меры с обозначением ответственных должностных лиц. Основанием для проверки являются данные, указывающие на признаки НТП, в т.ч. о месте, способе и времени его совершения. Сроки проведения проверок — не более трех суток со дня поступления сигнала. Но, конечно, в эти сроки таможня не укладывается, поэтому зачастую их продлевают и проводят формальную проверку тех документов, которые имеются в распоряжении таможни. Если таможенникам нужна дополнительная информация, они рассылают необходимые запросы, а предполагаемого нарушителя включают в планы проверок. Только в экстренных случаях назначается внеплановая проверка. [12, c.139]

3.2. Подготовка к проверке ФХД

Проверку ФХД производят Отделы таможенной инспекции (ОТИ) таможен. На подготовительном этапе собирают сведения об участнике ВЭД. Основные сведения о проверяемом содержатся в карточке участника ВЭД, получение которой относится к добровольно-обязательной процедуре. Тогда же составляют план проверки. Когда проверяемому объявят о цели проверки (обычно руководителя предприятия–участника ВЭД оповещают заранее), разумно будет осведомиться у контролеров об этом плане, чтобы иметь представление, какие документы, товары, транспортные средства в какие сроки нужно предъявлять, предоставлять. Так можно сократить время проверки и избежать многих неприятностей.

К документам, которым  контролеры уделяют пристальное  внимание, относятся не только заключенные внешнеторговые контракты и договоры с резидентами по сделкам на внутреннем рынке (и вся переписка по ним), но и действующие на момент совершения сделки по ВЭД лицензии, приказы предприятия по учетной политике. Проверке подлежат документы годовой и ежеквартальной отчетности, документы по счетам (основные средства и производственные запасы; затраты на производство; готовая продукция, товары, реализация, торговая наценка; оплата за товар, расчеты; результат деятельности и использование прибыли; заемные средства и пр.). Контролеры могут попросить предоставить кассовую книгу, банковские документы по рублевым и валютным счетам (выписки лицевых счетов, платежные поручения, заявления о перечислении валютных средств, документы по ссудным счетам и кредитам). Обязательно будут проверены документы по исполнению договоров, контрактов: счета-фактуры, инвойсы, паспорта сделок, товарно-сопроводительные документы; приходные накладные и акты приема-передачи основных средств.

Для многих неприятным сюрпризом  оказывается то, что контролерам требуется предоставить не только доверенности, выданные от имени участника ВЭД, но и журнал их регистрации. Тогда в спешном порядке заводят такой журнал и мучительно вспоминают, кому и когда была выдана доверенность. Во многих случаях требуются организационно-распорядительные документы самого предприятия (приказы, распоряжения).

Если в отношении  данного предприятия контролирующие органы уже проводили какие-либо проверки, необходимо предоставить соответствующие документы. Если таможенный орган уже проводил проверку и выдал предписание об устранении нарушений, нужно позаботиться о соответствующих доказательствах того, что они устранены. Это могут быть акты, документы, составленные государственными органами, или внутренние акты самого предприятия. [13, c.90]

3.3. Порядок проведения проверки ФХД

 

При первом же появлении  на предприятии старший группы контролеров  от таможни должен вручить руководителю уведомление о проведении проверки ФХД участника ВЭД (лист–ознакомление). На этом листе руководитель (или другое уполномоченное лицо) должен указать Ф.И.О., поставить подпись и дату ознакомления. Контролеры объявляют цели проверки. Хотя для усыпления бдительности проверяемых могут быть объявлены совсем не те цели, которые на самом деле преследуют таможенники.

Далее надлежит разрешить некоторые организационные  вопросы:

  • кто именно из должностных лиц предприятия будет оказывать помощь контролерам;
  • где они временно разместятся. Конечно, нужно разместить проверяющих так, чтобы они составили правильное представление о текущих делах. К примеру, в организации проверяющий случайно услышал разговор заместителя директора с водителем. Таможенник решил проверить информацию и выяснил, что товар в таможенном органе был оформлен только через два дня с того момента, как произошел памятный разговор. Конечно, ни о каком досмотре товара речи не шло, груз миновал таможенный терминал и направился прямо на склад, документы были оформлены позднее. Таможенник принял соответствующие меры.

При осуществлении контрольной  деятельности группа проверяющих изучает деятельность предприятия. Анализ заключается в том, что сопоставляются данные о внешнеэкономических операциях, имеющиеся в бухгалтерской, таможенной и иной документации, предоставленной группе проверки участником ВЭД. Эти сведения сравнивают и с теми материалами, которые были собраны в ходе проведения подготовительных мероприятий ОТИ таможни и с данными визуальной проверки. Все копии документов, предоставленные для проверки, должны быть заверены печатью предприятия и подписью руководителя или главного бухгалтера.

Если в ходе проверки выяснится, что проверяющим не выданы некоторые первичные документы  о финансово-хозяйственных операциях  либо возникают затруднения в  их документальном доказательстве, группа проверки вправе затребовать у должностного лица предприятия соответствующее письменное подтверждение. Если вы не уверены, не нужно с ходу бросаться писать объяснение. Именно оно может стать для таможенных органов доказательством, однозначно свидетельствующим о факте совершения НТП даже в том случае, если иных доказательств этому не будет.

Информация о работе Организация проверок финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеторговой деятельности