Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа
Целью работы является изучение организации проверок финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеторговой деятельности.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть внешнюю среду функционирования предприятия;
2. Изучить внешнеэкономическую деятельность участников ВЭД;
3. Выявить особенности проверки участника ВЭД.
Введение 3
Глава 1. Внешняя среда функционирования предприятия 5
1.1. Внешнеэкономическая деятельность 5
1.2. Хозяйственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью 11
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность участников ВЭД 20
2.1. Экспортно-Импортные операции 20
2.2. Оценка участниками ВЭД работы таможенных органов 25
Глава 3. Проверка участника ВЭД 30
3.1. Цели проверок 30
3.2. Подготовка к проверке ФХД 32
3.3. Порядок проведения проверки ФХД 33
Заключение 38
Список литературы 41
Как видно из данных, представленных на рисунке 1, большинство опрошенных так или иначе сталкиваются с определенными проблемами при взаимодействии с таможенными органами. Так, на отсутствие проблем при взаимодействии с таможенной службой указали лишь менее четверти опрошенных - 23 процента. На наличие минимальных проблем указали 30 процентов. А 39 процентов отметили наличие проблем средней тяжести. Доля тех, кому взаимодействие с таможенными органами создает непреодолимые проблемы для предприятия, не превышает трех процентов.
Характеризуя изменения в качестве работы таможенных органов (рисунок 2), произошедшие за последние два года, мнения участников ВЭД можно охарактеризовать как в целом позитивные: относительное большинство опрошенных (46 процентов) отметили изменения в лучшую сторону. Хотя следует отметить и то, что практически столько же респондентов убеждены, что в работе таможенных органов практически ничего не изменилось. Негативные изменения отметили лишь пять процентов опрошенных.
Отмечая позитивные изменения в работе таможенных служб (рисунок 3), участники ВЭД указывают прежде всего на сокращение времени таможенной очистки грузов (44 процента), упрощение правил таможенного оформления ввозимых грузов (29 процента). Немаловажным в этой связи представляется и то, что более четверти опрошенных (27 процентов) в качестве позитивных изменений в деятельности таможенных служб назвали меры, связанные с модернизацией информационной системой и, в первую очередь, введение электронной формы декларирования товаров. (Допускалось несколько вариантов ответа).
Несмотря на то, что лишь пять процентов респондентов охарактеризовали изменения в деятельности таможенных органов за последние два года, как негативные, среди опрошенных достаточно часто встречались отдельные критические оценки в отношении работы таможенников.
Среди основных проблем и трудностей, с которыми участниками ВЭД приходится сталкиваться при взаимодействии с таможенными органами, большинство респондентов, отвечая на открытый вопрос о том, какие трудности, связанные с таможенным оформлением грузов в настоящее время являются ключевыми для Вашего предприятия? назвали бюрократизм и бумажную волокиту, требование избыточного представления документов, а также трудности, связанные с определением и подтверждением таможенной стоимости ввозимых грузов.
В ходе опроса респондентам предлагалось дать сравнительную оценку распространенности отдельных негативных явлений в работе таможенных органов до начала реформирования и по настоящее время. Своеобразной точкой отсчета для оценки таких изменений участникам ВЭД было предложено введение нового Таможенного кодекса. При этом респондентам предлагалось сравнить степень распространенности ранее, то есть до введения нового Таможенного кодекса РФ, и в настоящее время таких негативных явлений и процессов, как требование предоставления избыточного - по сравнению с законодательством - числа документов, неудобный график работы, непредставление необходимой информации, бюрократический произвол отдельных сотрудников, прямые или косвенные намеки на необходимость дополнительной оплаты, недостаточная компетентность сотрудников таможни, необходимость использования личных связей для решения того или иного вопроса.
Судя по результатам, респонденты в целом позитивно оценивают происходящие изменения в работе таможенных органов. Причем, это касается практически всех аспектов, затронутых в рамках опроса. Различия лишь касаются степени позитивных изменений отдельных процессов. Так, существенные позитивные изменения в связи с реформированием таможенной службы респонденты отмечают в информационном взаимодействии таможни с участниками ВЭД. Причем, в оценках этого аспекта деятельности наблюдается как увеличение (с 31 процента до 40) числа тех, кто считает, что практически не сталкивались с ситуацией, при которой сотрудники таможенных органов отказывали в предоставлении необходимой информации, так и сокращении числа тех, кто указывал на то, что такие ситуации бывают часто (с 28 процентов до 25) или всегда (с процентов до 7).
Заметно сократилось и число респондентов, отмечающих наличие в работе таможенных органов таких негативных явлений, как бюрократический произвол отдельных сотрудников. Если доля тех, кто постоянно встречался с проявлениями бюрократизма в работе таможенных служб до начала реформирования достигала чуть менее половины опрошенных (44 процента, из них - 23 процента встречались с такими проявлениями часто, и еще 21 процент - всегда), то в настоящее время такие явления отметили лишь треть опрошенных респондентов (34 процента, из них - 18 - встречаются часто, 16 - постоянно).
Менее ощутимые изменения фиксируются в оценках таких негативных сторон работы таможенных служб, как требование предоставления избыточного - по сравнению с законом - числа документов. Хотя следует еще раз отметить наличие в целом позитивной динамики оценок происходящих изменений в работе таможенных органов.
Такие же оценки характерны
и в отношении степени
Таким образом, характеризуя изменения в качестве работы таможенных органов, произошедшие за последние два года, мнения участников ВЭД можно охарактеризовать в целом как позитивные. Отмечая положительные сдвиги в работе таможенных служб, участники внешнеэкономической деятельности указывают, прежде всего, на сокращение времени таможенной очистки грузов, упрощение правил таможенного оформления ввозимых грузов и введение электронной формы декларирования товаров. [20, c.178]
Глава 3. Проверка участника ВЭД
3.1. Цели проверок
Суть проверок финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) — выявление в бухгалтерской отчетности предприятий–участников ВЭД фактов уменьшения (невключения) платежей, неправомерного применения правил ведения бухгалтерской документации, несоблюдения таможенного законодательства.
При проведении проверок должностные лица выявляют признаки нарушения таможенных правил (НТП), факты уклонения от таможенных платежей. Обнаруживают и случаи неправомерного получения льгот. Проверяющие анализируют целевое использование товаров, при ввозе которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. Эти же проверки позволяют вскрыть факты нарушения валютного законодательства, в том числе полное или частичное непоступление валютной выручки. Выявляются факты недостоверного заявления кодов товара по ТН ВЭД и страны происхождения товара. Проводится контроль над соблюдением требований заявленных таможенных режимов, а также обнаруживаются товары, ввезенные в Россию помимо таможенного контроля. Поводы к проверке ФХД предприятия могут быть различными.
Таможенные органы обязали в приказном порядке завести у себя специальный журнал регистрации сигналов о вероятных НТП. Ими могут быть:
Поступившую информацию фиксируют в журнале. В нем же отражаются дальнейшие действия по проверке данного сообщения и принятые к нарушителю меры с обозначением ответственных должностных лиц. Основанием для проверки являются данные, указывающие на признаки НТП, в т.ч. о месте, способе и времени его совершения. Сроки проведения проверок — не более трех суток со дня поступления сигнала. Но, конечно, в эти сроки таможня не укладывается, поэтому зачастую их продлевают и проводят формальную проверку тех документов, которые имеются в распоряжении таможни. Если таможенникам нужна дополнительная информация, они рассылают необходимые запросы, а предполагаемого нарушителя включают в планы проверок. Только в экстренных случаях назначается внеплановая проверка. [12, c.139]
3.2. Подготовка к проверке ФХД
Проверку ФХД производят Отделы таможенной инспекции (ОТИ) таможен. На подготовительном этапе собирают сведения об участнике ВЭД. Основные сведения о проверяемом содержатся в карточке участника ВЭД, получение которой относится к добровольно-обязательной процедуре. Тогда же составляют план проверки. Когда проверяемому объявят о цели проверки (обычно руководителя предприятия–участника ВЭД оповещают заранее), разумно будет осведомиться у контролеров об этом плане, чтобы иметь представление, какие документы, товары, транспортные средства в какие сроки нужно предъявлять, предоставлять. Так можно сократить время проверки и избежать многих неприятностей.
К документам, которым контролеры уделяют пристальное внимание, относятся не только заключенные внешнеторговые контракты и договоры с резидентами по сделкам на внутреннем рынке (и вся переписка по ним), но и действующие на момент совершения сделки по ВЭД лицензии, приказы предприятия по учетной политике. Проверке подлежат документы годовой и ежеквартальной отчетности, документы по счетам (основные средства и производственные запасы; затраты на производство; готовая продукция, товары, реализация, торговая наценка; оплата за товар, расчеты; результат деятельности и использование прибыли; заемные средства и пр.). Контролеры могут попросить предоставить кассовую книгу, банковские документы по рублевым и валютным счетам (выписки лицевых счетов, платежные поручения, заявления о перечислении валютных средств, документы по ссудным счетам и кредитам). Обязательно будут проверены документы по исполнению договоров, контрактов: счета-фактуры, инвойсы, паспорта сделок, товарно-сопроводительные документы; приходные накладные и акты приема-передачи основных средств.
Для многих неприятным сюрпризом
оказывается то, что контролерам требуется
предоставить не только доверенности,
выданные от имени участника ВЭД, но и
журнал их регистрации. Тогда в спешном
порядке заводят такой журнал и мучительно
вспоминают, кому и когда была выдана доверенность.
Во многих случаях требуются организационно-
Если в отношении
данного предприятия
3.3. Порядок проведения проверки ФХД
При первом же появлении на предприятии старший группы контролеров от таможни должен вручить руководителю уведомление о проведении проверки ФХД участника ВЭД (лист–ознакомление). На этом листе руководитель (или другое уполномоченное лицо) должен указать Ф.И.О., поставить подпись и дату ознакомления. Контролеры объявляют цели проверки. Хотя для усыпления бдительности проверяемых могут быть объявлены совсем не те цели, которые на самом деле преследуют таможенники.
Далее надлежит
разрешить некоторые
При осуществлении контрольной деятельности группа проверяющих изучает деятельность предприятия. Анализ заключается в том, что сопоставляются данные о внешнеэкономических операциях, имеющиеся в бухгалтерской, таможенной и иной документации, предоставленной группе проверки участником ВЭД. Эти сведения сравнивают и с теми материалами, которые были собраны в ходе проведения подготовительных мероприятий ОТИ таможни и с данными визуальной проверки. Все копии документов, предоставленные для проверки, должны быть заверены печатью предприятия и подписью руководителя или главного бухгалтера.
Если в ходе проверки
выяснится, что проверяющим не выданы
некоторые первичные документы
о финансово-хозяйственных