Особенности позиционной политики Китая по вопросу образования Евразийского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение позиции Китая на создание Евразийского союза.
Задачи:
Анализировать причины и перспективы Евразийского интеграционного проекта;
Рассмотреть роль Китая в развитии союза.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Евразийский интеграционный проект: причины и перспективы. 5
§1.1. Причины евразийского интеграционного проекта. 5
§1.2. Перспективы создания Евразийского Союза. 16
Глава II.Китай:роль и последствия создания союза. 23
§2.1. Факторы влияния союза на Китай. 23
§2.2.Роль Китая в развитии Евразийского союза. 36
Заключение 48
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 93.77 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по истории международных отношений

на тему:

«Особенности позиционной политики Китая по вопросу образования Евразийского Союза »

 

                                                                                

 

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. МО-1-09

Кулматова М.

Проверила: Халяпина Н.В.

к.и.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Бишкек 2013

Содержание

Введение 3

Глава I. Евразийский интеграционный проект: причины и перспективы. 5

§1.1. Причины евразийского интеграционного проекта. 5

§1.2. Перспективы создания Евразийского Союза. 16

Глава II.Китай:роль и последствия создания союза. 23

§2.1. Факторы влияния союза на Китай. 23

§2.2.Роль Китая в развитии Евразийского союза. 36

Заключение 48

Список использованной литературы 49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Нынешнее состояние экономики и геополитических процессов, происходящие в мире и на пространстве СНГ, выявляют основную закономерность - без тесной и слаженной интеграции на уровне государств не справиться с глобальными вызовами.

На просторах  Евразии формируются новые блоки, альянсы и союзы, защищающие интересы группы стран-участниц. Мощное лоббирование достигается благодаря коллективному  мнению по тому, или иному вопросу, которое вырабатывается из-за того, что государства-участники подходят ко всему сообща1.

3 октября 2011 года тогдашний российский  премьер-министр, а ныне президент  Владимир Путин опубликовал в  газете «Известия» статью о  создании Евразийского союза  (ЕАС) на базе Таможенного союза  и Единого экономического пространства  трех стран — России, Беларуси  и Казахстана — на основе принципов равноправия, суверенитета и добровольности. При этом ЕАС способен стать одним из полюсов современного мира и играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Кроме того, в статье много говорится о желательности взаимодействия с Европой. «Евразийский союз будет строиться... как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов». В то же время «экономически логичная и сбалансированная система партнерства Евразийского союза и ЕС способна создать реальные условия для изменения геополитической и геоэкономической конфигурации всего континента и имела бы несомненный позитивный глобальный эффект».

 

 

Резкое усиление интеграции на постсоветском пространстве вызывает определенные настороженностии у китайских политических элит.  В связи с этим весьма актуален анализ относительно сценариев конструктивного взаимодействия Китая и создаваемого Евразийского союза, взаимовыгодного для всех сторон, особенно на фоне нарастающих противоречий между Китаем и США. Кооперация с Китаем имеет ключевое значение для успешной реализации проекта евразийской интеграции —формирования Евразийского союза.

Можно резюмировать, что отношения с Китаем имеют  ключевое значение для успешной реализации проекта евразийской интеграции. Использование ресурсной уязвимости Китая от отношений с США для  упрочения политических отношений  и выгодного инвестиционного, логистического и технологического сотрудничества может придать серьезный импульс  процессам евразийской интеграции и росту экономик стран-участниц. Очевидны и риски, связанные с  возрастающим давлением растущей экономики  Китая на другие страны, включая  коррупционные факторы. В то же время  преимущества от усиления сотрудничества с очевидностью перевешивают возможные  риски. И то, что Китай по итогам первой половины 2012 года стал вторым по важности торговым партнером России, является важным свидетельством того, что в Москве это прекрасно  понимают. В Минске и Астане по этому  поводу тоже нет разногласий.

Целью данной работы является изучение позиции Китая на создание Евразийского союза.

Задачи:

    1. Анализировать причины и перспективы Евразийского интеграционного проекта;
    2. Рассмотреть роль Китая в развитии союза.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Евразийский интеграционный проект: причины и перспективы.

§1.1. Причины евразийского интеграционного проекта.

С момента распада Советского Союза начался процесс региональной интеграции в Евразии, но желаемые результаты до сих пор еще не достигнуты. На ранних стадиях реинтеграции в связи с внутренними противоречиями и различиями интересов между государствами—участниками СНГ, а также нестабильной региональной политической и экономической ситуацией путь к реинтеграции был довольно трудным. Еще 14 сентября 1995 года тогдашний президент России Б. Ельцин впервые утвердил принципы взаимоотношений Российской Федерации с государствами—участниками Содружества Независимых Государств, в котором было четко заявлено, что «развитие СНГ отвечает жизненным интересам Российской Федерации, а отношения с государствами СНГ — важный фактор включения России в мировые политические и экономические структуры; на территории СНГ сосредоточены главные жизненные интересы России в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян; главной целью политики России в отношении СНГ является создание интегрированного экономического и политического объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе»2.

Активно участвуя в делах СНГ, Россия вкладывает много сил в развитие Содружества. Она подписала целый ряд соглашений и организовала множество саммитов в целях достижения политической, экономической и военной интеграции и продвижения общего развития СНГ. Например, жизнеспособными и многообещающими в первые десять лет истории Содружества выглядели планы по развитию совместной деятельности по обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, координации внешнеполитической деятельности, сотрудничестве в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики, в развитии транспорта и связи, в вопросах миграционной политики, борьбы с организованной преступностью, в проблемах охраны здоровья и окружающей среды.

Словом, были очерчены основные векторы  многостороннего взаимодействия стран Содружества, способные уже тогда заложить прочную базу внутрирегиональной интеграции, прежде всего в экономической сфере. Однако на практике получилось не совсем так, как мыслилось на бумаге. Эти усилия не смогли в корне изменить ситуацию несбалансированной региональной интеграции. Когда В. Путин пришел к власти, Россия пересмотрела стратегию развития «полномасштабной интеграции» в ельцинский период и укрепила модель разноскоростной и разноформатной интеграции в рамках СНГ. Союз государств Беларуси и России, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), ЕврАзЭС, ТС в рамках ЕврАзЭС, ЕЭП и другие организации стали важными инструментами для продвижения интеграции в Евразии. В последние годы Россия постепенно фокусируется на развитии военной и экономической интеграции, то есть развитии «небольших, но качественных» интеграционных организаций, чтобы добиться прорыва в процессе евразийской интеграции3.

С другой стороны, в 2008 году глобальный экономический и финансовый кризис нанес тяжелый ущерб развитию мировой экономики. Европа и Соединенные Штаты Америки понесли от него большие потери, их международный авторитет также значительно снизился. В частности, некоторые государства—члены ЕС «увязли» в кризисе суверенного долга, зона евро подвергается опасности развала, развитие европейской интеграции переживает новые испытания, привлекательность западных стран для развивающихся государств снижается. В то же время Россия — член группы поднимающихся стран-гигантов — увеличивала свою экономическую мощь. Хотя ее экономика тоже пострадала от глобального кризиса, правительство России приняло своевременные антикризисные меры, и ее экономика в настоящее время вышла из кризиса, достигнув уровня около 4 процентов годового прироста ВВП. Кроме того, финансовый кризис нанес тяжелые удары экономическому развитию ряда стран СНГ.

В настоящее время Европа и Соединенные Штаты заняты своим экономическим восстановлением и не уделяют большого внимания развитию ситуации в СНГ. В итоге ряд стран этого региона начал снова выбирать Россию в качестве приоритета свой внешней политики. По словам В. Путина, «характерно, что в период мирового финансового кризиса, заставившего государства искать новые ресурсы для экономического роста, интеграционные процессы получили дополнительный импульс»4. В связи с этим центростремительная сила некоторых стран СНГ увеличивается; воспользовавшись этой редкой возможностью, Россия может постепенно ускорить процесс региональной интеграции. Именно в этом контексте и появился на свет новый интеграционный проект В. Путина для Евразии4.

В 2005 году В. Путин назвал распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой  века»5. Из его слов вытекает, что Президент РФ сожалеет об утраченных возможностях советской эпохи и что его инициатива полностью соответствует его собственным идеям. На президентских выборах в марте 2012 года В. Путин одержал победу, получив поддержку 59,3 процента голосов избирателей. Это означает,что, если не будет никаких неожиданных событий, Путин будет находиться у власти еще шесть или двенадцать лет. Таким образом, он, вероятно, станет одним из немногих лидеров в русской истории, кто сможет занимать высокие посты более, чем 20 лет. Это полностью совпадает с его знаменитой фразой: «Дайте мне еще двадцать лет, и вы не узнаете Россию». Теперь россияне намерены дать ему эти вожделенные 20 лет. Вопрос в следующем: сможет ли Путин воспользоваться этими двадцатью годами для чудесных изменений?! Мы полагаем, что Президент РФ частично ответил на этот вопрос. В соответствии с его графиком, создание Евразийского союза будет завершено в 2015 году. На основании наших наблюдений и нынешней ситуации можно утверждать, что существуют некоторые благоприятные условия для превращения инициативы Путина в реальность.

Во-первых, благодаря экономическому росту влияние и авторитет России в странах СНГ усиливаются; в целом она обладает экономической мощью, необходимой для создания Евразийского союза.

В. Путин пришел к власти после  того, как в течение десяти лет  Россия претерпевала значительные изменения. При нем в стране закончилось внутреннее политическое противостояние, в обществе царит стабильностью, политическая жизнь страны движется в направлении стандартизации и институционализации. Путин создал хорошую внутреннюю среду для экономического развития путем укрепления центральной власти и поддержки национального единства5.

Под его руководством, с одной  стороны, макроэкономические условия России значительно улучшились, а с другой — благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке цены на сырье и энергию значительно выросли. В итоге российская экономика вышла из серьезного кризисного состояния и быстро восстановилась. Семь лет подряд поддерживались экономический рост и рост золотовалютных резервов, уровень доходов населения значительно повысился. Кроме того, Путин проводит внешнюю политику, направленную на создание благоприятных условий для развития экономики России и получение наибольшей экономической выгоды. Хотя мировой экономический кризис в 2008 году нанес тяжелый ущерб экономике России, но по сравнению с кризисом 1998 года она довольно быстро восстановилась. С ростом экономической мощи привлекательность и влияние России на другие страны СНГ увеличиваются. Сформированный в июле 2010-го и приступивший к работе в январе 2012 года, Таможенный союз, действующий в формате Единого экономического пространства, является наглядным свидетельством этого факта. Именно в последние годы под руководством России процесс интеграции в рамках СНГ развивается быстрыми темпами. Россия с помощью своей экономической мощи играет лидирующую роль в этом процессе, что и является экономической основой для создания Евразийского союза6.

Во-вторых, создание Евразийского союза имеет прочную идеологическую и теоретическую основу. Идея создания ЕАС в определенной степени тесно связана с евразийством — идейным течением, распространенным в среде русских интеллигентов. В 1990-х годах с распадом Советского Союза и неудачным проведением Россией радикальных либеральных реформ произошло быстрое разрушение прежних идеологии и ценностей, социально-экономическое положение страны резко ухудшилось, международный статус России значительно снизился, а ее национальная гордость подверглась тяжелым ударам. Именно в этих условиях и сложилось неоевразийство, представляющее собой результат развития классического евразийства. Согласно представлениям неоевразийцев, Россия должна играть роль баланса между Востоком и Западом. Используя историю Евразии и географическое пространство для создания евразийской цивилизации, она станет одним из полюсов многополярного мира, чтобы восстановить свой статус сверхдержавы в XXI веке.

Один из идеологов неоевразийства философ Александр Дугин назвал «абсолютно правильной» инициативу В. Путина о создании Евразийского союза. По его мнению, «это и есть изложение евразийского видения, где интеграция постсоветского пространства является лишь одним из элементов более сложной стратегии. Евразийство — это выстраивание многополярного мира, для которого России необходимо выйти за свои национальные границы». Между тем идею Евразийского союза Путина можно рассматривать и как стратегию развития России после президентских выборов 2012 года7.

В-третьих, В. Путин со своим обаянием, мужеством и способностями имеет широкую социальную и политическую поддержку. Идея Евразийского союза соответствует как концепции Президента РФ, так и желанию большинства граждан страны. С момента вступления в должность президента РФ В. Путин неизменно сохраняет высокий уровень поддержки со стороны общества, что в значительной степени обусловлено его твердым характером. В период его президентства Россия пережила переход от беспорядка к стабильности. Путин предпринял целый комплекс политических, экономических и других мер, в результате проведения которых были достигнуты огромные успехи, жизненный уровень повысился, и Россия снова играет активную роль на международной арене. Президент РФ выдвигал концепцию управления страной на основе традиционных ценностей, но с признанием значения принципов демократии, рыночной экономики и общечеловеческих ценностей. Эти взгляды Путина получили широкую поддержку народа и стали основой грандиозной стратегии возрождения России. Поэтому продвигаемая президентом идея Евразийского союза соответствует его концепции управления страной; он пытается воспользоваться возможностью создать новый мировой центр силы, чтобы приобрести геополитические и геоэкономические преимущества.

Информация о работе Особенности позиционной политики Китая по вопросу образования Евразийского Союза