Особенности позиционной политики Китая по вопросу образования Евразийского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение позиции Китая на создание Евразийского союза.
Задачи:
Анализировать причины и перспективы Евразийского интеграционного проекта;
Рассмотреть роль Китая в развитии союза.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Евразийский интеграционный проект: причины и перспективы. 5
§1.1. Причины евразийского интеграционного проекта. 5
§1.2. Перспективы создания Евразийского Союза. 16
Глава II.Китай:роль и последствия создания союза. 23
§2.1. Факторы влияния союза на Китай. 23
§2.2.Роль Китая в развитии Евразийского союза. 36
Заключение 48
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 93.77 Кб (Скачать файл)

Предполагается, что Евразийский Союз может быть создан к 2015 году. Это совершенно утопическая  идея. Если инициаторы проекта –  главы государств, заявляют о том, что Евразийский Союз займет свое место на континенте и будет равноправным партнером Евросоюза, будет полюсом  силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то осуществить в короткие сроки  такой проект невозможно. Объединенная Европа шла к этому более 50 лет, реально ли преодолеть такой объем  работы и подготовки за четыре года? Конечно, нет. Возникают и другие вполне реальные сложности, с которыми предстоит столкнуться в процессе реализации интеграционного проекта12:

— во-первых, финансовый вопрос. Страны постсоветского пространства являются довольно слабыми  в своем экономическом развитии, периодически получают от России займы  или транши на свое развитие. В свою очередь, рыночная экономика в России еще не «встала на ноги», да и сама страна не оправилась от мирового финансового  кризиса. Сырьевая экономика России, сидящей на «нефтяной игле» с 60-х гг. XX в., не сможет потянуть все  риски и возможные расходы. Союз государств будет эффективен лишь тогда, когда государства равносильны  по уровню развития, когда условия  взаимосуществования взаимовыгодны. Иначе постоянно придется вытягивать себя из болота, как это происходит в последнее время с Евросоюзом, который держится на налогоплательщиках Германии и Франции.

-во-вторых, отсутствие идеи, двигавшей проект. Если говорить об идее выгодных  экономических условий – все  можно оставить в рамках Таможенного  Союза. Для того, чтобы существовало  крупное наднациональное объединение,  необходима глобальная идея, объединяющая  столь разные государства. В  случае с Европейским Союзом  свою роль сыграли процессы панъевропеизма, приобретшие новое звучание в контексте Второй мировой войны, заставившей задуматься о возможности новой угрозы и необходимости совместного противостояния таким явлениям, как фашизм и так далее. В случае с Евразийским Союзом мы сталкиваемся с различными идентичностями, менталитетами. Как раз происходит столкновение Европы и Азии на территории России. Связующей нитью в вопросах становления Евразийского союза могут служить лишь моменты, связанные с эпохой существования СССР. Опять же, необходимо как-то модернизировать эти элементы, превратить в символы, чтобы не возникало мифа об «имперских замашках России» и «возвращении «совка» — тюрьмы народов». Возможен вариант использования идей евразийства, которые были столь популярными в начале XX в., однако, подход к ним должен быть более прагматичным.

-в-третьих,  не следует сбрасывать со счетов  и внешнеполитический фактор. Необходимо  не только правильно позиционировать  себя в глазах Европы и США,  но и учитывать возможные трудности,  с которыми придется столкнуться.  Вряд ли стоит ожидать, что  страны-лидеры на мировой политической  арене готовы будут спокойно  уступить свое место евразийскому  объединению. Вполне возможно, что  придется столкнуться с провокациями, давлением и прямым вмешательством  в дела государства.

-в-четвертых,  особое внимание необходимо уделить  фактору третьей силы, в качестве  которой вполне может выступить  Китай. На сегодняшний момент  государство КНР является динамично  развивающимся и в обозримом  будущем, по прогнозу З.Бжезинского  и других политологов, вполне  может претендовать не только  на лидерство в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, но и во всем мире. Прочность создаваемого лидерами  России, Белоруссии, Казахстана и  других стран Евразийского Союза  во многом будет зависеть от  позиции Китая и российско-китайских  отношений. В вопросе создания  Евразийского Союза китайская  сторона является напрямую заинтересованным  государством: на границах с Китаем  будет организовано новое надгосударственное объединение, претендующее на контроль над экономическими и политическими процессами в Азиатском регионе. Кроме того, существование такого политического организма на границах с Китаем может расцениваться со стороны Китая как внешняя угроза, экономическая конкуренция, а также, как миграционная угроза. Сегодня Китай является не только одним из дружественных к России государств и важнейшим торговым партнером, но также действует в тандеме с Россией во многих внешнеполитических вопросах и является реальной политической силой на международной арене (достаточно вспомнить ситуацию в Совбезе ООН по иранскому вопросу). В случае привлечения Китая в состав Евразийского союза России и другим странам-участникам удалось обеспечить бы прочность этому наднациональному объединению, как политическую, так и финансовую, а также, сделать Евразийский союз одним из влиятельных акторов на международной арене. 

-в-пятых,  национальный вопрос. В больших  наднациональных государствах национальный  вопрос рано или поздно всегда  выходил на повестку дня. Именно  национальный вопрос несет в  себе нестабильность для политической  системы. Национальный вопрос  был ключевым в СССР, остро  стоит он и в современном  мире, в том же Евросоюзе. В  Евразийском союзе одним из  очагов национальной напряженности  могут стать Ферганская долина  и Нагорный Карабах. 

-и, наконец,  в-шестых, такой распространенный  фактор, как рост амбиций. Как  это часто бывает в современной  политике, в какой-то момент кто-то  может «потянуть одеяло на  себя», используя Союз исключительно  в своих целях.

В целом  хотелось бы отметить, что создание Евразийского Союза с включением в состав его участников стран  постсоветского пространства несет  за собой определенные риски для  России, в том числе, для ее имиджа. Удачное осуществление идеи позволит России усилить свои позиции на международной  арене и снискать себе славу «собирательницы  земель», но в то же время обвинит в наличии «имперских амбиций», и стереотип «имперского прошлого» России так и не будет преодолен13

Успешная  реализация Евразийского проекта представляется возможной лишь в том случае, если интеграция будет осуществляться поэтапно, создавая почву для объединения  сначала в секторе экономики, а потому уже и в других сферах. Кроме того, проект наднационального объединения в рамках Евразийского союза может постичь участь Союзного государства России и Белоруссии в случае засилья бюрократических  элементов в структуре государственного устройства Союза. Таким образом, необходимо обеспечить привлечение к реализации проекта общественность и бизнес-структуры, чтобы сделать его морально и  финансово устойчивым, перспективным. Как уже было сказано выше, необходим  также стратегический расчет на потенциальных  партнеров, представляющих реальную силу на политической арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.Китай:роль и последствия создания союза.

§2.1. Факторы влияния  союза на Китай.

Во-первых, создание Евразийского союза  предоставляет новую платформу для китайско-российского сотрудничества, будет способствовать дальнейшему обогащению и углублению двустороннего стратегического партнерства и взаимодействия. Россия без сомнения будет занимать доминирующее положение в будущем ЕАС. Среди стран СНГ она является наиболее важной страной для Китая. После распада Советского Союза отношения между РФ и КНР развиваются на принципах дружбы, конструктивного стратегического партнерства и взаимодействия, и движутся к всестороннему их проявлению. Обе страны на двустороннем региональном и глобальном уровнях развивают деловое сотрудничество и достигли серьезных результатов. Главы обеих стран высоко оценили отношения между Россией и Китаем, которые служат примером сотрудничества между крупными странами, поэтому развитие китайско-российских отношений имеет значительное влияние как для региона, так и для всего мира. Практика показывает, что именно потому, что Китай рационально установил отношения стратегического партнерства и взаимодействия с Россией, последняя сыграла весьма конструктивную роль в определении государственной границы на северо-западе Китая, в создании Шанхайской организации сотрудничества и в других вопросах. ЕАС не станет исключением из этой тенденции14.

По мнению известного китайского эксперта по России У Дахуэя, «развитие китайско-российских отношений всегда следует двум логикам: внутренняя логика — две больших соседних страны должны дружить, а не выступать против друг друга, мы нуждаемся друг в друге, так что стратегическое сотрудничество между двумя странами неизбежно; внешняя логика — подъем Китая и возрождение России сталкиваются с давлением внешних сил как с идеологической точки зрения, так и с точки зрения национальных интересов; некоторые западные страны по-прежнему рассматривают Китай и Россию как вызов западному миру и продолжают оказывать на них давление. Китай и Россия должны прилагать совместные усилия для того, чтобы уменьшить свои собственные расходы по возрождению».

Россия надеется, что Евразийский  союз сыграет важную роль на международной арене, поэтому ее новые идеи и инициативы не могут обойтись без поддержки Китая. В то же время она надеется и на более тесное стратегическое взаимодействие с КНР. Параллельный подъем двух гигантов неизбежно определяет необходимость их взаимной поддержки. Китай и Россия совместными усилиями будут способствовать формированию нового международного политического и экономического порядка. XXI век станет веком Азиатско-Тихоокеанского региона — политический и экономический центр мира переместился именно в эту часть мира. Путин намерен вернуть свою страну на путь современного развития и наращивать участие в региональных интеграционных процессах в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока РФ. Китай на сегодняшний день вполне может стать источником экономического оживления, необходимого как для развития России, так и для стимулирования масштабной интеграции в рамках ЕАС. Следует отметить, что, независимо от двусторонних или многосторонних форм сотрудничества ЕАС с Китаем, создание Евразийского союза откроет новые возможности для развития китайско-российского сотрудничества. Таким образом, ЕАС может стать новой основой для дальнейшего углубления китайско-российского стратегического взаимодействия и партнерства.

Во-вторых, Евразийский союз призван содействовать процессу евразийской интеграции, и с этой точки зрения создание ЕАС представляет собой уникальное «окно возможностей» для Китая и других стран Евразии. Осуществление реинтеграции на постсоветском пространстве является одной из стратегических целей России, с чем согласны и другие страны СНГ, особенно страны Центральной Азии, потому что участие в интеграционных процессах отвечает их национальным стратегическим интересам (что особенно видно на примере Казахстана). По мнению китайского эксперта Син Гуанчэна, «Евразийский союз является проектом, направленным на содействие региональной экономической интеграции, Китай также является убежденным сторонником регионального сотрудничества и не будет выступать в роли противника процессов интеграции в Евразии, потому что любой процесс интеграции в рамках СНГ создает для Китая больше преимуществ, чем недостатков. Китай сможет тесно взаимодействовать с Евразийским союзом на двусторонних или многосторонних основах и добиться взаимного выигрыша».

В условиях экономической глобализации китайская экономика должна неизбежно и конкурентоспособно участвовать в мировом экономическом разделении труда. В этих целях Китай надеется полностью использовать преимущества географических, территориальных и природных ресурсов западной части страны для создания благоприятных условий и координации функции регионального транзита и торговли в рамках стратегии по развитию западных территорий в целях развития западной части Китая. Именно использование ресурсов стран СНГ может позволить быстро добиться экономического развития западной части КНР. С одной стороны, Китай готов поддерживать нормальные торгово-экономические и политические отношения с евразийскими странами, с другой стороны, евразийские страны также намерены сотрудничать с Китаем, чтобы развить эти отношения. Одним словом, Китай и страны СНГ могут много выиграть от этого интеграционного проекта. Таким образом, в обозримом будущем Китай сможет участвовать в процессе евразийской интеграции и регионального сотрудничества с будущими государствами—членами Евразийского союза.

Наконец, Евразийский союз в некоторой степени будет способствовать национальной безопасности Китая. Большинство государств—членов будущего Евразийского союза является близкими соседями Китая, изменение ситуации в этих соседних стран и их отношение к КНР неизбежно будут оказывать прямое и косвенное влияние на восточного соседа. Китай очень болезненно воспринимает увеличивающийся потенциал хаоса у своих центрально-азиатских соседей, что может непосредственно отразиться на внутренней стабильности китайских западных провинций. В этих условиях стабильное внешнее окружение жизненно важно для Пекина как гарантия спокойствия на северном и западном участках границы КНР.

Китай может рассматривать ЕАС  как новую форму комплексного взаимодействия разноформатной и раз-носкоростной интеграции в рамках СНГ. По мнению бывшего посла Китая в России Лю Гучана, «в целом создание Евразийского союза полезно для Китая, потому что страны этого региона являются нашими близкими соседями, развитие межгосударственных отношений России с этими странами способствует развитию и стабильности в регионе, и наоборот, стабильное развитие защитит национальную безопасность Китая». В то же время это способствует созданию мирной международной обстановки и окружающей среды для мирного развития Китая и реализации стратегии развития западной части страны15.

Прежде всего, Евразийский союз окажет глубокое влияние на экономические и торговые отношения Китая с государствами — его членами. Евразийский союз, в который наряду с Россией и Казахстаном могут в перспективе войти Киргизия и Таджикистан, будет прикрывать западную границу Китая. В условиях экономической глобализации очень важны товары, поступающие из России и стран Центральной Азии, используемые в интересах реализации стратегии освоения западной части КНР и устойчивого экономического развития страны в целом.

Информация о работе Особенности позиционной политики Китая по вопросу образования Евразийского Союза