Особенности позиционной политики Китая по вопросу образования Евразийского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение позиции Китая на создание Евразийского союза.
Задачи:
Анализировать причины и перспективы Евразийского интеграционного проекта;
Рассмотреть роль Китая в развитии союза.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Евразийский интеграционный проект: причины и перспективы. 5
§1.1. Причины евразийского интеграционного проекта. 5
§1.2. Перспективы создания Евразийского Союза. 16
Глава II.Китай:роль и последствия создания союза. 23
§2.1. Факторы влияния союза на Китай. 23
§2.2.Роль Китая в развитии Евразийского союза. 36
Заключение 48
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 93.77 Кб (Скачать файл)

Евразийские интеграционные процессы привлекают пристальное внимание со стороны китайского экспертного  сообщества, подтверждение чему мы можем найти в ряде публикаций ведущих китайских «фабрик мысли» — Китайской академии современных  международных отношений, Китайского центра по исследованию современного мира при Министерстве обороны ЦК КПК и подобных им. И такое пристальное  внимание китайской стороны понятно: наиболее протяженную границу Китай  со странами постсоветского пространства, и с учетом новой геополитической реальности Китаю нужно вносить коррективы в свою внешнюю политику, особенно в отношении стран Центральной Азии, на которые в перспективе может распространиться проект Евразийского союза (Казахстан уже является участником этих интеграционных процессов, Кыргызстан и Таджикистан заявили о готовности присоединиться к ним в ближайшее время).

В своих оценках евразийских  интеграционных процессов китайский  экспертное сообщество солидарно с  тем, что Евразийский союз — это  проект, инициированный Кремлем для  усиления своей политической, экономической  и военно-стратегической присутствия  России в странах постсоветского пространства. И безусловно, эти  интеграционные процессы будут влиять как на китайско-российские двусторонние отношения, так и на отношения  Китая с с любой другой страной постсоветского пространства.

Далее оценке китайских экспертов  расходятся. Они могут быть рэзюмираваны до нескольких позиций. В соответствии с первой, не самой многочисленной в китайском экспертной среде, Евразийские интеграционные процессы не могут нести существенной угрозы китайским интересам, прежде всего имеются в виду интересы в Центральной Азии. По мнению китайских экспертов, Китай со своим пакетом инвестиций и инфраструктурных проектов в Центральной Азии имеет больше преимуществ, чем Россия, даже несмотря на то, что она приглашает присоединиться страны Центральной Азии к Евразийскому экономическому союзу в будущем. Поэтому Китаю не надо бояться потери своей силы в Центральной Азии, так как, помимо унификации экономических условий, Россия не может предложить своим центрально-азиатским партнерам приемлемого формата, в отличие от Китая с его пакетом инвестиций и инфраструктурных проектов. Поэтому Евразийский союз не несет угроз китайским интересам вообще.

Другая позиция китайских экспертов  заключается в том, что Евразийский  интеграционный процесс направлены на создание системных барьеров для  наращивания китайской политической и экономической присутствия в странах постсоветского пространства — прежде всего, Центральной Азии. Даже высказываются мнения, что сама евразийская интеграция в виде будущего Евразийского экономического союза была инициирована в противовес китайскому присутствию в Центральной Азии и не только, ведь Китай сейчас активно проникает в другие страны постсоветского пространства, и Беларусь тому пример. Китай активно выдает кредитные линии Украине, некоторым странам Центральной Европы. Между тем, крупные российские компании продолжают активное развитие. Ярким примером служит строительная компания су 155,  новостройки которой пользуются неплохим спросом и активно продаются на внутреннем рынке страны. такой успех прежде всего обусловлен хорошим качеством возводимого компанией жилья21.

Третья позиция может быть охарактеризована как явная конкуренция между  Китаем и Россией за влияние на постсоветском пространстве. Последний  саммит Шанхайской организации сотрудничества по диалогу (ШОС) тому свидетельство. В  ходе него были заблокированы все  центрально инициативы Китая — прежде всего проект Банка развития ШОС, идея специального счета для стран  ШОС и проект создания зоны свободной  торговли ШОС.

Китайские эксперты опасаются, что  по мере интенсификации евразийских  интеграционных процессов ШОС как  инструмент регионального сотрудничества по вопросам безопасности и экономики  может потерять свою эффективность  и придет в упадок.

Самую главную озабоченность китайских  экспертов вызывает тот факт, что  проект Евразийского союза, как он подается в программном статье президента России Владимира Путина, ориентирован на встраивание в евроатлантические политические, экономические и военные институты. В этом контексте — появление натовской базы под Ульяновск, непроцидеянне российской стороны наращиванию военного присутствия НАТО в странах Центральной Азии (к 2014 году в ряде центральноазиатских стран должна быть развернута сеть баз хранения военной техники, которая будет выводиться из Афганистана). Безусловно, эти факты не могут не вызывать обеспокоенность китайской стороны.

В то же время Беларусь предлагает иной взгляд на евразийскую интеграцию, чем Россия. Для Беларуси, евразийская  интеграция имеет формат «интеграции  интеграции», который предусматривает очень широкий формат неконкурентных сотрудничеств в Евразии, направленный на создание не только общего рынка, но и реализацию трансъевразийских инфраструктурных проектов. В этом контексте Китайско-белорусский индустриальный парк и есть воплощение идеи «интеграции интеграции». Но белорусской стороне не нужно расслабляться, ведь Китай сейчас активно проникает в страны Восточной и Центральной Европы, выделяет для них кредитные линии. И чтобы Беларусь не конкурировать с этими странами за стратегическую внимание со стороны Китая, ей следовало бы попытаться превратиться в «оператора» китайских инвестиций в регион в целом и разработать совместно с нашими странами-соседями специальный план, с учетом того, что первый крупный проект Китайско-белорусского индустриального парка осуществляется на белорусском территории.

В марте 2013 года по итогам сессии Всекитайского  собрания народных представителей Си Цзиньпин займет высший государственный  пост — председателя КНР.

Китай стремительно становится страной с нарастающей  концентрацией капиталов и новых  технологий. Привлечение китайских инвестиций, особенно наукоемких, становится важнейшей задачей лидеров стран евразийской интеграции в условиях наличия благоприятствующих для сотрудничества политических факторов. Особое значение имеет привлечение капиталов из Китая. Как ожидается, в ближайшее десятилетие Китай проинвестирует в другие страны от 1 до 2 триллионов долларов, и страны ареала евразийской интеграции должны получить свою долю этих средств в своих собственных выгодах.

В то же время следует ожидать, что Китай  не будет особенно поощрять экспансию  наукоемких производств из Китая  на территорию будущего Евразийского союза. У него реализуется четко  поставленная задача — преумножать  наукоемкие производства на своей собственной  территории, что является лучшим способом быстро увеличить ВВП на душу и  создать современную инновационную  экономику.

Китай готов  переносить со своей территории устаревшие производства с низкой добавленной  стоимостью, что уже происходит в  его сотрудничестве со странами Юго-Восточной  Азии. Чтобы избежать подобного сценария, с китайским руководством необходимо заключать и реализовывать программу китайских инвестиций, основанную на достижении особо теплых политических отношений. В таком случае можно рассчитывать на уступки китайского руководства, способствующие созданию инновационной экономики знаний на территории формирующегося Евразийского союза. Серьезных успехов на этом пути уже удалось добиться белорусскому руководству. На территории Беларуси начинает реализовываться крупный проект по сборке китайских легковых автомобилей корпорации Geely, который, по мере наращивании локализации, послужит модернизации белорусских предприятий по производству автозапчастей.

Важная  роль в развитии инновационной экономики  при содействии китайских инвестиций состоит в открытии технопарков  на территории стран будущего Евразийского союза. Россия уже располагает подобным опытом.

 

 

 

 

Заключение

Главная – стратегическая цель интеграции на постсоветском пространстве должна все же заключаться в том, чтобы сформировать реальную основу для более масштабной – общеевразийской интеграции, одним из ключевых участников и локомотивов которой должен стать именно Китай.

Поэтому системный прорыв в комплексном  развитии Евразии – тех же Европы, Китая и России – может быть достигнут не иначе как за счет консолидации их усилий, в то числе  аналитических, по совместному освоению, развитию и обороне прежде всего внутреннего – постсоветского пространства Евразии, а, следовательно, за счет безоговорочной поддержки процесса постсоветской интеграции и идеи создания Евразийского союза. Понятно, что многое тут зависит именно от России как локомотива постсоветской интеграции: как в плане грамотного выстраивания стратегии и тактики интеграции, так и построения долгосрочных отношений с другими странами СНГ, Европы и Китаем, которым необходимо объяснять и доказывать выгоды от участия в совместном интеграционном проекте.

И именно с Китаем в этом плане  в настоящее время Россия наиболее близка: имеет стратегически наиболее продвинутые и доверительные  отношения. И именно Китай может  быть задействован как основной внешний  партнер постсоветского пространства и постсоветской интеграции в  целом: на тех проектах и тех направлениях сотрудничества, которые могут обеспечить именно системный прорыв в комплексном  развитии всей Евразии.

В этой связи, помимо создания Евразийского союза  и одновременного укрепления Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), как  площадки для доверительного диалога  с Китаем, все это требует выстраивания устойчивых каналов взаимодействия не только между РФ и ЕС, КНР и  ЕС, но и между ШОС и ЕС, более  масштабной координации их усилий в  плане поиска основ для объединения  своих интересов.

Список использованной литературы

  1. Абыкаев Н. От союза Таможенного к экономическому//Казахстанская правда. 16.02.10. №35. С.1, 4.
  2. Бутырина Е. Спустя более чем год после принятия нового Закона о недрах и основных положений Таможенного Союза юристы находят в них немало препятствий для деятельности недропользователей//Панорама. 02.09.2011. №34. С.6
  3. Жолдаубекова Г. «Награда» за близость//РБК Центральная Азия. 03.03.10. №3. С.10-13
  4. Официальный сайт газеты «Казахстанская правда»: http://www.kazpravda.kz/
  5. Назарбаев Н. Евразийский экономический союз: теория или реальность//Известия: http://www.minplan.kz/pressservice/77/5147/
  6. Путин В. Перспективы создания Евразийского союза//Известия: http://www.bnews.kz/ru/news/post/59757/

1 Путин В. Перспективы создания Евразийского союза//Известия: http://www.bnews.kz/ru/news/post/59757/

2 Жолдаубекова Г. «Награда» за близость//РБК Центральная Азия. 03.03.10. №3. С.10-13

3 Бутырина Е. Спустя более чем год после принятия нового Закона о недрах и основных положений Таможенного Союза юристы находят в них немало препятствий для деятельности недропользователей//Панорама. 02.09.2011. №34. С.6

4 Официальный сайт газеты «Казахстанская правда»: http://www.kazpravda.kz/

5 Путин В. Перспективы создания Евразийского союза//Известия: http://www.bnews.kz/ru/news/post/59757/

6 Абыкаев Н. От союза Таможенного к экономическому//Казахстанская правда. 16.02.10. №35. С.1, 4.

7 Путин В. Перспективы создания Евразийского союза//Известия: http://www.bnews.kz/ru/news/post/59757/

8 Путин В. Перспективы создания Евразийского союза//Известия: http://www.bnews.kz/ru/news/post/59757/

9 Назарбаев Н. Евразийский экономический союз: теория или реальность//Известия: http://www.minplan.kz/pressservice/77/5147/

10 Абыкаев Н. От союза Таможенного к экономическому//Казахстанская правда. 16.02.10. №35. С.1, 4.

11 Бутырина Е. Спустя более чем год после принятия нового Закона о недрах и основных положений Таможенного Союза юристы находят в них немало препятствий для деятельности недропользователей//Панорама. 02.09.2011. №34. С.6

12 Назарбаев Н. Евразийский экономический союз: теория или реальность//Известия: http://www.minplan.kz/pressservice/77/5147/

13 Назарбаев Н. Евразийский экономический союз: теория или реальность//Известия: http://www.minplan.kz/pressservice/77/5147/

14 Бутырина Е. Спустя более чем год после принятия нового Закона о недрах и основных положений Таможенного Союза юристы находят в них немало препятствий для деятельности недропользователей//Панорама. 02.09.2011. №34. С.6

15 Бутырина Е. Спустя более чем год после принятия нового Закона о недрах и основных положений Таможенного Союза юристы находят в них немало препятствий для деятельности недропользователей//Панорама. 02.09.2011. №34. С.6

16 Абыкаев Н. От союза Таможенного к экономическому//Казахстанская правда. 16.02.10. №35. С.1, 4.

17 Путин В. Перспективы создания Евразийского союза//Известия: http://www.bnews.kz/ru/news/post/59757/

18 Путин В. Перспективы создания Евразийского союза//Известия: http://www.bnews.kz/ru/news/post/59757/

19 Жолдаубекова Г. «Награда» за близость//РБК Центральная Азия. 03.03.10. №3. С.10-13

20 Официальный сайт газеты «Казахстанская правда»: http://www.kazpravda.kz/

21 Официальный сайт газеты «Казахстанская правда»: http://www.kazpravda.kz/

 


Информация о работе Особенности позиционной политики Китая по вопросу образования Евразийского Союза