Проблема Тайваня в отношениях Японии и Китая в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблемы Тайваня в отношениях Китая и Японии. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. Показать причины и развитие тайваньской проблемы.
2. Рассмотреть отношения между Китаем и Японией.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Тайваньская проблема: истоки и развитие
1.1 История отделения Тайваня от КНР
1.2 Развитие тайваньской проблемы
1.3 Основной курс китайского правительства на разрешение тайваньского вопроса
Глава 2. Китайско-японские отношения: возможный альянс или неизбежная конфронтация
2.1 Проблема компенсации ущерба, нанесенного Японией Китаю в результате войны
2.2 Вопрос о моральной компенсации
Глава 3. Тайваньская проблема в отношениях между Китаем и Японией
3.1 Территориальный спор о принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао)
3.2 Тайваньская проблема в 90-е годы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 109.69 Кб (Скачать файл)

Синдзо Абэ указал, что Япония будет, как и прежде, относиться к  тайваньской проблеме в соответствии с принципами, предусмотренными в  Совместном японо-китайском заявлении, и эта позиция Японии не претерпела никаких изменений.

Остановившись на ядерной проблеме Корейского полуострова, Ху Цзиньтао констатировал, что Китай и Япония должны настаивать на денуклеаризации Корейского полуострова  и мирном урегулировании ядерной  проблемы полуострова путем диалога  во имя сохранения мира и стабильности на Корейском полуострове и в  Северо-Восточной Азии. В нынешней сложной ситуации, отметил далее  Ху Цзиньтао, соответствующие стороны  должны проявлять сдержанность и  сохранять хладнокровие во избежание  дальнейшего ухудшения ситуации. Санкции не являются целью и не могут привести к урегулированию проблемы. Шестисторонние переговоры по-прежнему являются реальным и эффективным  механизмом для урегулирования ядерной  проблемы Корейского полуострова путем  диалога. Китайская сторона готова приложить совместные с другими  сторонами усилия по содействию скорейшему возобновлению шестисторонних переговоров  для осуществления в конечном итоге денуклеаризации Корейского полуострова. КНР, как заявил Ху Цзиньтао, готова проводить контакты и согласование с японской стороной.

Синдзо Абэ сказал, что Япония выступает за денуклеаризацию Корейского полуострова и урегулирование его  ядерной проблемы путем диалога. Он выразил удовлетворение по поводу согласия всех сторон на возобновление  шестисторонних переговоров, дал высокую  оценку усилиям, прилагаемым китайской  стороной в этом направлении, и выразил  надежду на достижение успеха на переговорах. Синдзо Абэ также подчеркнул, что "три неядерных принципа" /не обладать, не производить и не ввозить  ядерное оружие/ являются неколебимым  политическим курсом японского правительства[31].

Китайско-японские отношения развиваются  по схожему сценарию формирования пределов ухудшения отношений и схожести позиций по проблемам безопасности, но со своей спецификой. Китаю и  Японии не удастся полностью изменить негативное взаимное восприятие из-за различий в трактовке истории. Тем  не менее, приход в 2012 г. к власти «пятого  поколения китайских лидеров», многие представители которого получили образование  на Западе, и омоложение японской политической элиты за счет политиков послевоенного  поколения способны к середине 20-х  гг. ослабить исторический негатив  в пользу взаимодействия сторон. Интересы сотрудничества будут работать на создание трехстороннего формата «США – Япония – Китай» по вопросам региональной безопасности и развития.

2.2 Проблемы в энергетической  сфере

 

Стремясь диверсифицировать источники  поставок нефти, Китай сталкивается не только с США, но и с Японией. Именно в этом контексте Китай  воспринимает противопоставление разных трасс нефтепровода из Ангарска. Китайцы  подозревают, что японцы, возможно, также причастны к возникновению  новых трудностей в китайско-российско-корейских  переговорах о транспортировке  газа с Ковыктинского месторождения[32].

Очередным свидетельством обострения японо-китайской конкуренции стало  сокращение экспортных поставок сырой  нефти из Дацина в Японию одновременно с повышением цены за баррель. И в  данном случае такая конкуренция  вплетается в общий контекст японо-китайских  экономических, политических и дипломатических  отношений. «С точки зрения обеих  сторон, символический смысл здесь  превышал смысл действительный, –  подчеркивает один из ведущих научных  сотрудников Энергетического института  Комитета развития и реформ при Госсовете  КНР. – За последние два года между  Китаем и Японией развернулась ожесточенная борьба за нефть, в центре которой  находится нефтепровод из России. Прекращение экспорта из Дацина в  Японию имеет сильную символическую  окраску. В будущем стратегическая конкуренция этих двух стран будет  только нарастать, а не ослабевать»[33]. Это предсказание подкрепляется и японо-китайским противоборством в Иране и Индонезии.

Одновременно в китайской печати, особенно связанной не столько с  политикой, сколько с бизнесом, высказываются  предложения начать с японской стороной консультации по энергетическим вопросам, сесть за стол переговоров. Китай  и Япония как крупнейшие покупатели энергоносителей на мировом рынке  могли бы совместными усилиями способствовать стабилизации системы цен. Это представляется особенно важным потому, что какое  направление бы ни было избрано для  нефтепровода из России, большая зависимость  Китая и Японии от ближневосточной  нефти сохранится. Отсюда делается вывод, что в деле обеспечения  безопасной транспортировки нефти  с Ближнего Востока Китай и  Япония неразделимы, как "губы и зубы", и что у них сохраняется  большой простор для кооперации.

Соображения о потенциальной возможности  китайско-японского сотрудничества в поддержании энергетической безопасности корреспондируют со звучащими в  стране достаточно трезвыми оценками военно-политических возможностей Китая  самостоятельно защищать эту безопасность в случае возникновения серьезных  международных конфликтов. «В настоящее  время военно-морской флот Китая  еще не в состоянии обеспечить безопасность морских путей транспортировки  энергии. Чрезмерная зависимость от ближневосточной и африканской  нефти и единообразие морской  транспортировки делают слабость нефтяного  импорта в Китай достаточно очевидной. При возникновении особой ситуации, возможно, не останется никакого способа  гарантировать нормальный импорт нефти, и жизни народа, функционированию экономики и обороне страны будет  нанесен серьезный урон»[34].

Однако если Китай, действительно  примет решение о необходимости  китайско-японской кооперации в деле обеспечения своей энергетической безопасности, ему придется основательно пересмотреть весь комплекс своих подходов к современной внешней политике и военной доктрине Японии, включая  и свой неизменный тезис об угрозе возрождения японского милитаризма. Так или иначе, приведенные выше высказывания можно считать определенными  признаками прощупывания почвы для  возможного движения в данном направлении.

Осмысление новых подходов к  обеспечению энергетической (сиречь – нефтяной) безопасности закономерно  совпадает с активизацией международной  экспансии китайского капитала в этой области (т.е. "политики "выхода за пределы"). Еще несколько лет назад в Китае стали раздаваться голоса специалистов, которые настаивали на том, что "в поисках стратегии нефтяной безопасности нужно делать упор на новых соображениях, предполагающих переход от пассивных оборонительных систем к активным системам инициативного удара" и одновременно призывали "смело и широкомасштабно включаться в инвестиционную конкуренцию в тех зарубежных регионах, где нефтегазовые перспективы наиболее велики"[35].

Сторонники новых взглядов исходят  из признания серьезной недостаточности  дипломатических и военных мер, предпринимаемых Китаем для защиты своих нефтяных интересов за рубежом  в условиях растущего дефицита нефти, особенно высококачественной, и увеличивающейся  зависимости страны от нефтяного  импорта. Они выступают за поступательное усиление этих мер, в т.ч. за расширение международного сотрудничества, прежде всего – с бедными энергоресурсами  странами Северо-Восточной Азии, как  в сфере безопасности, так и  путем реализации совместных инвестиционных проектов, и за строительство собственного военно-морского и торгового флота.

Вместе с тем важнейшими средствами для сохранения энергетической безопасности Китая считаются сдерживание  энергопотребления до максимально  возможных пределов, минимизация  внешней зависимости Китая, диверсификация источников импорта и расширение использования новых и возобновляемых источников энергии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Совместной декларации 1998 г. руководителями Японии и Китая выражена готовность к «партнерству в духе дружбы и  сотрудничества» в XХI веке. Однако пока это больше напоминает заявление о намерениях. Как свидетельствует анализ, до сего времени японо-китайский политический диалог не отличался результативностью. Некоторые проблемы остаются неурегулированными со времен восстановления межгосударственных отношений в 1972 г. Одна из них – территориальный спор о принадлежности островов Сэнкаку (Дяоюйдао). С середины 90-х гг. внимание к ним привлечено в связи с якобы имеющимися в районе залежами нефти. Остроту ситуации придало решение Токио в 1996 г. о введении 200-мильной исключительной экономической зоны вокруг Японии, чем закреплялись права Японии на острова. Если в прежние годы больше инцидентов возникало в связи с использованием территории островов, то теперь — прилегающей акватории, где действуют китайские нефтепоисковые и другие суда. С трудом сторонам удается достигать согласия по разграничению рыболовных зон. Не утратила актуальности для японо-китайских отношений и тайваньская проблема. Это можно объяснить, с одной стороны, ужесточением курса Пекина на воссоединение КНР с Тайванем и стремлением получить для этого дипломатическую поддержку от Токио, с другой – расширением обязательств Японии в рамках альянса с США по ведению в чрезвычайной ситуации военных действий в прилегающих к Японии районах. Возможность распространения этих обязательств на Тайваньский пролив встречает резкую негативную реакцию со стороны руководителей КНР.

Каждая из проблем в двусторонних отношениях, будучи непростой, в то же время не является непреодолимой  на пути развития отношений в тех  областях, где интересы двух стран  более всего совпадают. Складывается впечатление, что многие из проблем  не разрешены отчасти из-за того, что нужны в качестве средства регулирования темпов развития отношений. Нельзя также не учитывать того, что в условиях внешнеполитической зависимости от Вашингтона Токио ограничен в выстраивании своего курса на китайском направлении политики. На данном этапе в большей степени от Пекина зависит определение той дистанции, которая сохраняется в отношениях между Японией и Китаем.

По результатам исследования, проведенного газетой «Иомиури», за последние  годы негативные настроения в отношении  друг друга среди населения Японии и Китая даже усилились. Из японцев  в ходе опроса 1999 г. отрицательное  отношение к Китаю выразили 45,9% (1995-й – 34,9%), положительное – 47,7 (1995-й  – 54,6%), а среди китайских респондентов антияпонские настроения были выявлены у 50,4% (1995-й – 37,8%).

Таким образом, политического сближения  между двумя партнерами по торгово-экономическому сотрудничеству пока не происходит. И  нынешнее положение, как представляется, может сохраняться долго. В обозримом  будущем японо-китайские отношения, скорее всего, еще более усложняться, для них останется характерным  сочетание сотрудничества с соперничеством.

На пути к политическому сближению  Японии и Китая остается не одно препятствие. И такое положение  имеет шансы сохраняться долго. До тех пор, пока, как представляется, между двумя странами не будет  выработана согласованная модель политического  взаимодействия. Этой моделью вряд ли можно считать декларированное  сторонами в 1998 г. "партнерство  на основе сотрудничества в XXI веке". При этом - в таком взаимодействии должна возникнуть и заинтересованность у Вашингтона. Вероятнее всего  японо-китайские отношения останутся  достаточно сложными, поскольку строятся на противоречивой основе: в сочетании  сотрудничества с соперничеством, при  непреодоленном недоверии друг к  другу и наличии нерешенных проблем.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Источники

 

1.   Лю Лифань. Сентябрь 2003 г. Размышления о стратегии нефтяной безопасности Китая. – Режим доступа: www.stats.gov.cn/tjshujia/zggqgl/1200309110150.html, свободный.

2.   Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. – Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">/presstw.htm, свободный.

20. Международные экономические  отношения. Интеграция: Учебн. пособие  для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л.  Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер.  – М., 2002.

21. Михеев В. Китай и Япония  на фоне глобальных тенденций  // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2007. – № 4. –  С. 50 – 60.

22. Остроухов О.П. Внешняя политика  Китая в годы реформ и перспективы  развития // Мировая экономика и  международные отношения. – №  3. – 1999. – С. 13 – 28.

23. Потапов М. Внешнеэкономическая  политика Китая: проблемы и  противоречия. – М., 1998.

24.   Семин А.В. Внешнеполитические ориентиры Японии и Китай (90-е гг. ХХ в.). – М., 2001.

25.   Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. – 2001. – № 2. – С. 37 – 46.

26.   Семин А.В. Эволюция и проблемы японо-китайских отношений (1972 – 1992 гг.). – М., 1995.

27.   Солнцев В. Ясуо Фукуда о «возвышенных устремлениях» японской дипломатии // Компас. – 2008. – № 5. – С. 20 – 24.

28.   Стратегия Японии к ХХI веку: как преодолеть кризисы. – Токио, 1978.

29.   Толстой В. История китайско-японских отношений в конце XIX – второй половине XX вв. как препятствие двустороннему политическому диалогу // Журн. междунар. права и междунар. отношений. – 2007. – № 3. – С. 51 – 56.

30. Якимцев С.К. Проблема безопасности  Китая в АТР // Проблемы Дальнего  Востока. – № 1. – 2000. – С. 147 – 152.

31. Courtis K. Economics and Security in Pacific // Foreign Affairs. – 1998. - № 1. - Р. 141 - 145.

32. СРС Sincerely wishes to make a peaceful National Reunification Miracle. – Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. пособие для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. – М., 2002. – С. 26.

[2] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М., 2001. – С. 145.

[3] Courtis K. Economics and Security in Pacific // Foreign Affairs. – 1998. - № 1. - Р. 142.

[4] Капустин А.Е. Китай. – Режим доступа: #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Капустин А.Е. Китай. – Режим доступа: #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Лю Лифань. Сентябрь 2003 г. Размышления о стратегии нефтяной безопасности Китая. – Режим доступа: www.stats.gov.cn/tjshujia/zggqgl/1200309110150.html, свободный.

[7] Лю Лифань. Сентябрь 2003 г. Размышления о стратегии нефтяной безопасности Китая. – Режим доступа: www.stats.gov.cn/tjshujia/zggqgl/1200309110150.html, свободный.

[8] Капустин А.Е. Китай. – Режим доступа: #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Сюэ Гохун, Юань Голинь. Познавать положение страны, правильно определять стратегию развития энергетики в Китае. – Режим доступа: #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Чжоу Юаньчунь. Энергетическая стратегия Китая направлена на 2020 г. – Режим доступа: #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Чжоу Юаньчунь. Энергетическая стратегия Китая направлена на 2020 г. – Режим доступа: #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Чжоу Юаньчунь. Энергетическая стратегия Китая направлена на 2020 г. – Режим доступа: #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Сюэ Гохун, Юань Голинь. Познавать положение страны, правильно определять стратегию развития энергетики в Китае. – Режим доступа: #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Чжоу Юаньчунь. Энергетическая стратегия Китая направлена на 2020 г. – Режим доступа: #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Лю Лифань. Сентябрь 2003 г. Размышления о стратегии нефтяной безопасности Китая. – Режим доступа: www.stats.gov.cn/tjshujia/zggqgl/1200309110150.html, свободный.

Информация о работе Проблема Тайваня в отношениях Японии и Китая в 90-е годы