Сотрудничество России и ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубленное изучение основных аспектов взаимодействия между Россией и Европейским союзом, выявление проблем.
Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи: изучить Евросоюз как интеграционную группировку; выявить политику, которой придерживается ЕС по отношению к России, а также проблемы взаимоотношений между обеими сторонами; проанализировать сотрудничество Россия – ЕС в области экономики, политики, науки, техники и образования; изучить политико-правовую базу партнерства России и ЕС.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. ЕС – основная интеграционная группировка в современное время 2
1.1. История развития Европейского Союза 2
1.2. Политика ЕС в отношении России и проблемы отношений между Россией и ЕС 2
Глава 2. Сотрудничество России и ЕС 2
2.1. Политико-правовая база отношений России и ЕС 2
2.2. Развитие практического сотрудничества России и ЕС 2
2.2.1. Политический диалог между Россией и ЕС 2
2.2.2. Экономическое сотрудничество России и ЕС 2
2.2.3. Сотрудничество России и ЕС в сфере науки, техники и образования 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

     - заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;

     - взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

     В свою очередь у России также имеются  претензии к ЕС, касающиеся:

     - предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;

     - неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;

     - ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;

     - попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве.

     Отсутствие  прогресса в отношениях между Россией и ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия — ЕС, планировавшегося на 11 ноября 2004 года. Саммит все же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящен обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принес никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.

     Таким образом, Евросоюз – это основная интеграционная группировка в настоящее  время, и сотрудничество России с  ним открывает большие возможности.

 

Глава 2. Сотрудничество России и ЕС

2.1. Политико-правовая база отношений России и ЕС

 

     В декабре 1991 г. президенты Беларуси, Российской Федерации и Украины подписали  Соглашение о создании Содружества  Независимых Государств, а Россия объявила себя правопреемницей СССР. Европейские сообщества сразу заявили  о признании новых государств, возникших на территории СССР, и о готовности установить с ними дипломатические отношения. Тогда же встал вопрос об адекватной правовой базе отношений, заложить которую могло новое соглашение.

     В первой половине 1992 г. Брюссель и Москва обменялись проектами нового соглашения. Переговоры начались в ноябре 1992 г. и длились около полутора лет.

     24 июня 1994 г. на греческом острове  Корфу, где проходила очередная  сессия Европейского совета, Президент  РФ, главы государств и правительств  12 стран-членов Европейского Союза, Председатель Совета ЕС и Председатель Комиссии ЕС подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) сроком на 10 лет (см. приложение).

     Соглашение  создало правовую базу для долговременного  сотрудничества между Россией и ЕС и его государствами-членами. Соглашения такого высокого уровня Россия не имеет ни с Соединенными Штатами, ни тем более с Японией. Ратификация СПС заняла более трех лет, оно начало действовать с 1 декабря 1997 г. Соглашение охватывает три важнейших сферы взаимоотношений – политическую, торгово-экономическую и культурную.

     СПС установило отношения партнерства  между Россией, с одной стороны, и ЕС и его государствами-членами, - с другой. Само понятие «партнерство»  не расшифровано, но в Преамбуле  и ст. 1 и 2 зафиксированы критерии партнерства:

     а) «укрепление политических и экономических  свобод, которые составляют саму основу партнерства»;

     б) «уважение демократических принципов  и прав человека, определенных, в  частности, в Хельсинском Заключительном акте и в Парижской хартии для новой Европы… составляет существенный элемент партнерства» (ст. 2);

     в) содействие «международному миру и  безопасности, а также мирному  урегулированию споров», и сотрудничество в этих целях в рамках ООН, СБСЕ и других форумов.

     Для реализации соглашения была создана система институтов сотрудничества. Она включает: встречи Президента РФ, Председателя Совета ЕС и Председателя Европейской комиссии (саммиты), проводимые дважды в год; встречи министров в рамках Совета сотрудничества (в 2003 г. преобразован в Постоянный совет партнерства); встречи должностных лиц высокого ранга. Политический диалог между европейскими и российскими парламентариями осуществляется в рамках Комитета парламентского сотрудничества (ст. 6-9). С течением времени к ним добавилось множество специализированных рабочих групп.

     В области торговли стороны продлили предоставленный ранее друг другу  режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении тарифов. В  течение пяти лет России давалось право иметь более льготный режим  торговли с государствами, возникшими на территории бывшего СССР (ст. 5). Торговые отношения между РФ и ЕС регулируются некоторыми правилами ГАТТ/ВТО еще до того, как Россия вступит в эту организацию.

     СПС провозгласило широчайшую программу  экономического сотрудничества, охватывающую более 30 областей, включая предпринимательскую деятельность, инвестиции, науку и технологии, сельское хозяйство, энергетику и т.д. Документ предусматривает развитие культурного взаимодействия с целью укрепления связей между людьми посредством свободного обмена информацией, взаимного изучения языков и культур, доступа к культурным ценностям.

     Хотя  первоначальный десятилетний срок действия СПС завершился 30 ноября 2007 г., соглашение продолжает действовать.

     СПС сыграло важнейшую роль в становлении конструктивного взаимодействия Россия – ЕС. Оно продолжило дорогу к качественно новому диалогу между недавними противниками в холодной войне – к партнерству и сотрудничеству. В рамках СПС была создана политико-правовая база отношений, определены их принципы и цели. За годы действия соглашения стороны накопили большой опыт совместной работы, заметно подняли планку взаимопонимания и взаимного доверия.

     Соглашением была создана система совместных органов (институтов) сотрудничества между  Россией и ЕС, на которые возложены основные задачи по реализации СПС. Эти совместные органы контролируют выполнение СПС, разрабатывают новые рекомендации, улаживают возникающие споры и конфликты, стимулируют диалог по широкому кругу вопросов.

     Вместе  с тем СПС не отражает ни тех изменений, которые произошли в России, в Евросоюзе и в мире, ни новых задач сотрудничества. За прошедшие годы в России были созданы основы рыночной экономики и институты политической демократии, в Евросоюзе начал действовать Экономический и валютный союз, возникли механизмы общей внешней политики и обороны, а его численный состав увеличился до 27 государств. Наконец, Россия и ЕС провозгласили качественно новый уровень взаимоотношений – стратегическое партнерство, основанное на концепции строительства четырех общих пространств (экономическое; внешней безопасности; свободы, безопасности и правосудия; науки и образования, включая культурные аспекты).

     Обсуждение  договорной базы наших отношений  началось еще в 2004 г. На высшем уровне эту тему впервые поднял Президент РФ В. В. Путин во время встречи с председателем Европейской комиссии Ж. М. Баррозу в ареле 2005 г. После этого дискуссия по «проблеме 2007» приобрела широкий характер. Лондонский саммит ЕС – Россия, состоявшийся 4 октября 2005 г., вынес принципиальное решение приступить к переговорам о новом соглашении.

     Официальный их старт планировался на конец 2006 г. 24 государства-члена ЕС были готовы выдать Еврокомиссии мандат на ведение  переговоров. Однако Польша наложила вето на открытие переговоров до тех пор, пока не будет урегулирован ее торговый конфликт с Россией3. Позже к ней присоединилась Литва, требовавшая, чтобы Россия восстановила поставки нефти на нефтеперерабатывающий завод в Можейкяе по трубопроводу «Дружба». Спор между Польшей и Россией в итоге был урегулирован, а Литву уговорили снять свое вето. Официальное решение об открытии переговоров было принято на саммите Россия – ЕС, состоявшемся в июне 2008 г. в сибирском городе Ханты-Мансийск.

     С июля 2008 г. по конец 2010 г. состоялись 12 раундов переговоров. Они проходили трудно. Делегациям России и ЕС предстояло найти взаимоприемлемые компромиссы по целому ряду вопросов, прежде всего таким как:

     - формат нового соглашения –  будет ли оно всеобъемлющим  документом, наподобие СПС, или  коротким базовым договором, который будет далее дополняться отраслевыми соглашениями;

     - долгосрочная стратегия энергетического  сотрудничества;

     - отношения ЕС и России с  приграничными странами СНГ, особенно  с Украиной, Грузией и Беларусью;

     - понимание и практическая реализация  ценностей демократии и рыночной  экономики.

     Помощник  президента РФ Сергей Приходько заявил, что российское правительство не исключает заключение нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве России с ЕС в 2011 году4.

2.2. Развитие практического  сотрудничества России  и ЕС

2.2.1. Политический диалог  между Россией  и ЕС

 

     Политический  диалог Россия – ЕС из года в год  нарастает, хотя стороны являются друг для друга трудными партнерами. На обсуждение неизменно выносятся три блока вопросов: обмен информацией о положении дел России и ЕС; отношения между сторонами; международные проблемы.

     В мае 2003 г. Брюссель и Москва приняли  важное решение – преобразовать Совет сотрудничества в Постоянный совет партнерства Россия – ЕС (на уровне министров), который должен встречаться не два раза в год, а чаще и в разных форматах. Новый институт начал функционировать в апреле 2005 г. В течение 2006-2010 гг. он заседал почти 20 раз, в том числе по вопросам внешней политики и безопасности, энергетики, внутренних дел и правосудия, науки и технологии, транспорта, культуры.

     Расширение  ЕС было самой острой темой в 2000-2004 гг. В августе 1999 г. Европейской комиссии был представлен список 15 вопросов, вызывавших озабоченность России в связи с предстоящим вступлением в ЕС 10 стран ЦВЕ. Москва предлагала начать консультации по двум ключевым темам: о влиянии расширения на торговые и экономические связи России с этими странами и об особом положении Калининградской области, которая превращалась в отрезанный от России анклав внутри ЕС. Брюссель игнорировал эти предложения.

     Только  в январе 2001 г. Европейская комиссия подготовила для Совета ЕС сообщение  «ЕС и Калининград». В нем говорилось о проблемах области и необходимости сотрудничества стран ЕС (особенно Литвы и Польши) с этим регионом. В разделе о движении пассажиров и грузов между Калининградом и остальной территорией России указывалось, что жители области, следующие в Россию через Литву наземным (автомобильным или железнодорожным) транспортом, должны будут запрашивать литовскую визу. Москва выступила категорически против визового режима. После длительных консультаций стороны договорились ввести Упрощенный транзитный документ (УТД), выписываемый российским гражданам на основе паспортных данных при покупке билета.

     Трудные переговоры о последствиях расширения ЕС для России завершились подписанием 27 апреля 2004 г. в Люксембурге двух документов: Протокола о распространении действия СПС на 10 новых государств – членов ЕС и Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях Россия – ЕС. Одновременное подписание этих двух документов стало еще одним примером компромисса – «пакетного» решения спорных вопросов. Москва согласилась распространить действие СПС на вступившие в ЕС страны. Брюссель согласился увеличить квоты на экспорт в ЕС российской стали и снизить некоторые таможенные тарифы.

     Развитие  демократии и соблюдение прав человека – традиционная тема политического  диалога Россия – ЕС. В 2000-2002 гг. ЕС выражал обеспокоенность и недовольство положением в Чечне. В последние годы главным предметом критики стали некоторые аспекты внутренней политики российских властей, интерпретируемые Брюсселем как отход от общих ценностей, принципов демократии и соблюдения прав человека, заложенных в основу СПС. Отвечая на эту критику, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров подчеркнул, что Россия «вступила на путь глубочайших, но осуществляемых мирно преобразований», однако «наши оппоненты не хотят считаться  с тем, что в рамках универсальных демократических ценностей мы будем двигаться собственным, а не навязанным извне путем, уважая и сохраняя свои вековые традиции»5.

     Весной 2005 г. в рамках институтов сотрудничества Россия – ЕС была учреждена совместная рабочая группа по правам человека, заседающая два раза в год. Главные расхождения в трактовке основных ценностей и демократии, а также в понимании происходящего в России, эта группа устранить не в состоянии. Вместе с тем она может помочь в урегулировании некоторых конкретных случаев ущемления прав человека и соблюдения законности.

     Взаимодействие  на международной арене – еще  одно важное направление политического  диалога России и ЕС. Стороны систематически обсуждают различные вопросы  мировой политики, причем их круг постоянно расширяется. Сначала происходит обмен информацией и уточнение позиций. Дальше, если интересы и позиции сторон совпадают, диалог перерастает в политическое сотрудничество.

     Стратегически позиции России и государств Западной Европы, составляющих ядро ЕС, совпадают в том, что современный мир полицентричен, поэтому новый мировой порядок должен базироваться не на гегомонии единственной сверхдержавы, а на концепции «эффективной многосторонности»6. Россия и ЕС вместе выступают за повышение роли ООН в укреплении мирового порядка, а также за мирное урегулирование региональных или локальных конфликтов. Позиции России и ЕС достаточно близки по таким вопросам, как противодействие распространению ядерного оружия, борьба с международным терроризмом и организованной преступностью.

Информация о работе Сотрудничество России и ЕС