Сотрудничество России и ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубленное изучение основных аспектов взаимодействия между Россией и Европейским союзом, выявление проблем.
Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи: изучить Евросоюз как интеграционную группировку; выявить политику, которой придерживается ЕС по отношению к России, а также проблемы взаимоотношений между обеими сторонами; проанализировать сотрудничество Россия – ЕС в области экономики, политики, науки, техники и образования; изучить политико-правовую базу партнерства России и ЕС.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. ЕС – основная интеграционная группировка в современное время 2
1.1. История развития Европейского Союза 2
1.2. Политика ЕС в отношении России и проблемы отношений между Россией и ЕС 2
Глава 2. Сотрудничество России и ЕС 2
2.1. Политико-правовая база отношений России и ЕС 2
2.2. Развитие практического сотрудничества России и ЕС 2
2.2.1. Политический диалог между Россией и ЕС 2
2.2.2. Экономическое сотрудничество России и ЕС 2
2.2.3. Сотрудничество России и ЕС в сфере науки, техники и образования 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 434.50 Кб (Скачать файл)

     Совместные  международные акции России и  ЕС пока являются исключением, а не правилом. Крупным достижением стало  участие России вместе с Евросоюзом, ООН и США в составлении  «дорожной карты» мирного урегулирования конфликта между Израилем и Палестиной. Россия вместе с ЕС, США, Японией и Республикой Корея добились от КНДР отказа от реализации ее программы Ирана.

     Не  совпадают позиции сторон по проблеме так называемых не признанных государств. Россия резко критиковала одностороннее провозглашение независимости Косово, произошедшее вопреки возражениям Сербии. США и ведущие государства-члены ЕС, напротив активно поддержали его. Принципиальная позиция России состоит в том, что отношения между центральной властью, отстаивающей целостность государства, и руководством претендующей на отделение территории могут и должны быть урегулированы исключительно путем переговоров при участии обеих сторон и (с их согласия) международных посредников. Этот принцип должен действовать во всех без исключения случаях, будь то Косово, Кипр, Абхазия и т.д.

     Одно  из наиболее острых политических противоречий между Россией и ЕС возникло в  европейском и закавказском регионах СНГ. Фактически они конкурируют  в борьбе за экономическое и политическое влияние в данных странах. Москва и Брюссель по-разному оценивают внутриполитическую ситуацию в Украине, Беларуси и Грузии. Расходятся их взгляды и на методы урегулирования «замороженных конфликтов»: Приднестровье в Молдове, Абхазия и Южная Осетия в Грузии, армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха. Диалог по этим темам продолжается, но позиции России и ЕС пока не сблизились.

2.2.2. Экономическое сотрудничество  России и ЕС

 

     Экономическое сотрудничество – сфера наиболее значительного и очевидного прогресса в отношениях России и Европейского Союза. В течение 2000-2007 гг. объем их взаимной торговли вырос с 70 до 284 млрд долл, или в 4 раза. Евросоюз является главным партнером России – 51,4 % ее внешней торговли в 2007 г. Россия вышла на третье место как партнер ЕС (после США и Китая) – 8,6% его внешней торговли в том же году7.

     Ввоз  энергоресурсов в Европу будет постоянно  расти, что часто преподносится  как усиление энергетической зависимости  от поставщиков, в первую очередь  от России.

     Поставки  газа в Евросоюз составляют 84,8% от всего российского экспорта. 26,3% газа, потребляемого на территории Европейского союза, приходит из России. Экспорт нефти из постсоветских стран в ЕС составляет 83,3% от всех поставок из этой зоны и покрывает 38,7% общего потребления нефти в Европе. Нефть, поступающая с постсоветского пространства в США, покрывает лишь 1,79% потребностей этой страны. 75% российских экспортных доходов непосредственно зависят от европейского энергетического рынка. Последняя цифра лучше всего отражает тесную взаимозависимость России и Европы в данной сфере.8

     Евросоюз  является основным рынком сбыта для  российского экспорта, а также  крупнейшим поставщиком импортных  товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта9.

     В структуре российского экспорта в ЕС преобладают топливо и  сырье (до 90%), а импортируются, главным образом, потребительские товары и оборудование (по оценке, 66-67%).

     Энергоносители  составляют 67% российского экспорта в ЕС. Лидерами по объемам импортируемого из России топливно-энергетического  сырья являются Германия и Италия: в эти две страны поставляется свыше половины (54%) всех экспортируемых в Евросоюз энергоносителей. На рынки ЕС поставляется существенная часть российского экспорта металлов (35%), древесины и целлюлозы (30%), продуктов химии (24%).

     Российская  Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа – Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь – воздушной. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа – Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом.

     Крупнейшей  совместной инициативой стало решение Парижского саммита ЕС – Россия (октябрь 2000 г.) начать на регулярной основе энергодиалог в целях разработки долговременной программы энергетического сотрудничества. В октябре 2005 г. в Лондоне состоялось первое заседание министров энергетики в формате Постоянного совета партнерства ЕС – Россия. На нем были одобрены итоги работы тематических групп, представивших программы взаимодействия в четырех областях – эффективность, торговля, инвестиции и развитие инфраструктуры в энергетическом секторе. В декабре 2006 г. было решено сконцентрировать всю работу в трех тематических группах – по эффективности, развитию энергетического рынка, стратегии и прогнозам энергетических сценариев.

     Вместе  с тем между Россией и ЕС возникли серьезные разногласия. Брюссель настаивает на либерализации энергетического рынка в Европе, в том числе на свободном доступе среднеазиатских экспортеров газа к российским трубопроводам, находящимся в собственности «Газпрома». Москва, напротив считает необходимым сохранять монопольное положение «Газпрома» на российской территории и помогать укреплению его позиций на энергетическом рынке Европы.

     Важным  направлением сотрудничества может  стать транспортировка российских энергоресурсов в Западную Европу. В ноябре 1999 г. начал действовать  газопровод Ямал – Европа, проложенный через Беларусь и Польшу. В декабре 2005 г. он заработал на полную мощность, но к этому времени уже существовала необходимость прокладки еще одного магистрального канала. После длительного обсуждения в сентябре 2005 г. было подписано соглашение о создании российско-германского консорциума для строительства Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря. Его участниками являются Газпром, немецкие компании BASF и E.ON Ruhrgas, а также голландская компания Gasume. Проект, получивший название «Северный поток», поддержали Великобритания, ряд других участников ЕС и Еврокомиссия. Вначале некоторые балтийские государства выступали против трубопровода, руководствуясь соображениями экологии, но после доработки проекта перестали возражать. В 2007-2008 гг. Россия вместе с Италией подписали соглашение о прокладке газопровода «Южный поток» - по дну Черного моря до Болгарии с дальнейшим ответвлениями на Южную Италию и Центральную Европу. Помимо Болгарии, в его строительстве примут участие балканские государства – Греция, Сербия, Словения и др.

     В развитии экономических отношений  России и ЕС все более активную роль играют деловые круги. Европейский бизнес является активным участником заседаний Консультационного совета по иностранным инвестициям. С 1997 г. ежегодно проходит Круглый стол европейских и российских промышленников и предпринимателей. В октябре 2005 г. Координационный совет предпринимательских союзов России и Союз промышленных и предпринимательских конфедераций Европы подписали меморандум о взаимопонимании. В соответствии с ним были учреждены Совет делового сотрудничества и Представительство российских предпринимательских союзов при ЕС в Брюсселе. В феврале 2008 г. руководители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и ведущего объединения предпринимателей ЕС «Бизнес-Юроп» (BUSINESSEUROPE) опубликовал в Брюсселе совместное заявление, в котором изложили свои предложения относительно нового соглашения о торговых отношениях и инвестициях между ЕС и Россией. «Российские и европейские деловые круги, - говорилось в нем, - твердо убеждены в том, что дальнейшая экономическая интеграция, основанная на членстве в ВТО и равноправном партнерстве, отвечает интересам как России, так и Европейского Союза»10.

2.2.3. Сотрудничество России и ЕС

в сфере науки, техники  и образования

 

     С точки зрения экономической стратегии  России и с учетом ее потенциала наука и технологии могли бы стать  важнейшей сферой сотрудничества с  ЕС. На этом направлении развернута широкая программа работ, хотя имеющиеся резервы пока используются далеко не в полной мере.

     В 1992 г. ЕС учредил Международную ассоциацию для содействия сотрудничеству ученых своих государств-членов с учеными  новых независимых государств (ИНТАС). Программа охватывала все отрасли фундаментальной и прикладной науки, из ее бюджета покрывалось 80% стоимости проектов. В марте 1994 г. в Москве был основан Международный центр науки и технологии (МЦНТ). Его цель – привлечь российских ученых, потерявших работу или ушедших из отраслей ВПК, к научным исследованиям и разработкам в таких областях, как энергетика, ядерная безопасность, создание новых материалов, защита окружающей среды и т.д. Оба проекта были актуальны для периода перестройки, когда отечественная наука переживала сложный период адаптации к рыночным условиям. По сути, они были инструментом финансовой поддержки российских ученых. Однако их роль в становлении научно-технического сотрудничества ЕС и России оказалась весьма скромной.

     Начало  систематическому взаимодействию России и ЕС в данной сфере положило подписание в конце 2000 г. Соглашения о научно-техническом сотрудничестве между Россией и ЕС. Оно действовало в течение двух лет и далее было возобновлено в ноябре 2003 г. Соглашение охватывает такие сферы, как окружающая среда, сельское и лесное хозяйство, рыболовство, биология, метеорология, транспорт, промышленные технологии, информационное общество и т.д. Наиболее перспективной формой такой кооперации может стать участие российских ученых в рамочных программах научных исследований и разработок ЕС. Пока эта инициатива реализуется в очень скромных масштабах.

     Одним из важнейших направлений сотрудничества России и Евросоюза в фундаментальной  и прикладной науке являются исследования в космосе и его использование  в мирных целях. В декабре 2001 г. Комиссия ЕС, Европейское космическое агентство и Росавиакосмос подписали Совместный меморандум «Новые возможности российско-европейского партнерства в области космоса». В частности, они договорились о сотрудничестве по программам глобальных навигационных услуг – европейской «Галилео» и российской «Глонасс», а также о глобальном мониторинге окружающей среды и безопасности, исследованиях в области пусковых установок и космических транспортных систем. В марте 2004 г. стороны договорились о запуске экспериментальных спутников «Галилео» с использованием ракетоносителей «Союз» с космодрома Байконур. В январе 2005 г. Российское и Европейское космические агентства подписали соглашение о сотрудничестве в разработке, строительстве и использовании ракетоносителей. В соответствии с ним была проведена модернизация космодрома Куру во Французской Гвинее, чтобы подготовить его к запуску российских ракетоносителей «Союз-СТ»11. В июне 2010 года был подписан контракт между Россией и Францией на поставку ракет-носителей «Союз-СТ», сумма которого составила 16 миллиардов рублей. Россия поставит Франции десять ракет, начиная с 2014 года12.

     Создание  инновационного центра «Сколково» в  Московской области может способствовать совместным научно-техническим разработкам  России и стран ЕС, а также привлечению европейских инвестиций. Так, 15 июля 2010 года германская компания Siemens подписала документы о вхождении в проект «Сколково». Компания намерена создать на его базе центр по исследованиям в области биологии и энергоэффективности13.

     Сотрудничество  в сфере образования, главным  образом высшего, и подготовки кадров развивается в рамках двухсторонних  отношений между Россией и  государствами – членами ЕС. Десятки  европейских и российских университетов  участвуют в программах обмена студентами, аспирантами и преподавателями. Совместно организуются многочисленные студенческие конференции, семинары, летние еврошколы. В целях финансового содействия этому процессу ЕС учредил в рамках программы ТАСИС особую подпрограмму ТЕМПУС, а также частично распространил на Россию его собственные образовательные проекты – «Сократ», «Лингва» и др.

     Таким образом, в настоящее время отношения  России и ЕС охватывают все основные области экономической, политической и культурной жизни.

 

Заключение

 

     Россия  и ЕС являются стратегическими партнерами, в силу объективных причин они заинтересованы в развитии долговременных и стабильных отношений друг с другом.

     Правовую  базу отношений составляет Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. Сложившаяся система институтов сотрудничества обеспечивает постоянный диалог сторон на самых разных уровнях.

     Россия  и ЕС являются друг для друга приоритетными  торговыми партнерами, активно сотрудничают в сфере энергетики, ведут диалог по важнейшим вопросам мировой политики. Новые возможности открываются в таких областях, как научно-техническая кооперация, освоение и использование космоса, образование и профессиональная подготовка.

     Однако  между сторонами существуют серьезные  разногласия, в частности, в понимании  основных ценностей и тенденций развития демократии в России.

     Большое значение придается подготовке и  подписанию нового базового соглашения взамен СПС, действие которого завершилось 30 ноября 2007 г. Содержание нового соглашения, то есть закрепленные в нем цели, направления, механизмы и методы сотрудничества России и ЕС, будет зависеть от того, составят ли основу общие ценности и принципы или оно будет базироваться на совпадении и пересечении прагматических интересов.

Информация о работе Сотрудничество России и ЕС