Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 23:02, доклад
Исторические предпосылки, причины и последствия создания Совета Европы после II Мировой войны. Этапы расширения организации во II половине XX века. Цели и принципы Совета Европы. Особенности взаимоотношений со странами Центральной и Восточной Европы в конце 80 – начале 90-х гг. XX века.
Структура организации: комитет министров, парламентская ассамблея, секретариат, саммиты, конгресс местных и региональных властей. Функции, полномочия и компетенции органов Совета Европы. Деятельность организации на современном этапе. Документы, принятые в рамках организации. Европейский Суд по Правам Человека: создание, структура и деятельность. Совет Европы и Азербайджан: участие и перспективы.
Совет Европы
5. Создание, структура и деятельность Совета Европы
Исторические предпосылки, причины и последствия создания Совета Европы после II Мировой войны. Этапы расширения организации во II половине XX века. Цели и принципы Совета Европы. Особенности взаимоотношений со странами Центральной и Восточной Европы в конце 80 – начале 90-х гг. XX века.
Структура организации: комитет министров, парламентская ассамблея, секретариат, саммиты, конгресс местных и региональных властей. Функции, полномочия и компетенции органов Совета Европы. Деятельность организации на современном этапе. Документы, принятые в рамках организации. Европейский Суд по Правам Человека: создание, структура и деятельность. Совет Европы и Азербайджан: участие и перспективы.
Совет Европы возник в 1949 г. и в настоящее время включает в свой состав 47 государств.
«Все страны-члены Совета Европы подписали Европейскую конвенцию о правах человека - международный договор, призванный защищать права человека, демократию и верховенство права.
За применением Конвенции в государствах-членах следит Европейский суд по правам человека. Частные лица могут обратиться в Страсбургский суд с жалобами на нарушение прав человека только после того, как ими были исчерпаны все средства правовой защиты в соответствующем государстве-члене. Европейский Союз ведет подготовку к подписанию Европейской конвенции о правах человека, что позволит создать общее европейское правовое пространство для более 820-ти миллионов человек».
Цитата с сайта СЕ
Штаб-квартира и офисы
Штаб-квартира Совета Европы расположена в Страсбурге, Франция. Официальные языки организации - английский и французский, во время сессий как рабочие языки также используются немецкий, итальянский и русский.Организация насчитывает 2200 сотрудников и располагает внешними офисами и офисами по связям с международными организациями. В Европейских молодежных центрах в Страсбурге и Будапеште проводится обучение молодежи по вопросам демократии и прав человека.
Исторические предпосылки, причины и последствия создания Совета Европы после II Мировой войны
Совет Европы был создан на волне призывов к единению Европы и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы» после Второй мировой войны. Одним из наиболее активных сторонников этой идеи считается Уинстон Черчилль.
Своё знаменитое обращение
к созданию «Соединённых Штатов Европы»
и Совету Европы Уинстон Черчилль
произнёс 19 сентября 1946 года в Цюрихском
университете. Ранее в 1943 году он по
радио обращался к нации с
идеей создания Совета Европы. В
дальнейшем структура Совета Европы
длительно обсуждалась ведущими
политическими лидерами. Было две
основных школы, предлагавшие различные
структуры организации: согласно первой
предлагалось построить классическую
международную организацию с
представителями стран-
Официально Совет был создан 5 мая 1949 г. Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Штаб-квартира СЕ расположилась в Страсбурге — городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран.
Существовавшая на континенте
международно-политическая конфронтация
делала невозможным участие в
Совете Европы социалистических стран.
К моменту окончания холодной
войны в состав Совета Европы входили
23 западноевропейских государства. С
окончанием холодной войны деятельности
этой организации был придан новый
импульс, побудивший ее сконцентрировать
внимание на вопросах демократических
преобразований. В результате даже
само вступление в Совет Европы становилось
дополнительным стимулом для их осуществления.
Так, вновь принимаемые в Совет
Европы государства должны были взять
на себя обязательство подписать
Европейскую конвенцию по правам
человека, вошедшую в силу в 1953 г., и
принять всю совокупность ее контрольных
механизмов Обращения по поводу нарушений
прав человека рассматривались Европейской
Комиссией по правам человека; общее
число таких обращений (главным
образом от физических лиц) составило
пример 20 тыс. Обращения, по которым
не удавалось найти приемлемого
решения, передавались в Европейский
Суд по правам человека, принимающий
обязательные для стран-членов решения.
В 1998 г. эта система реформирована
путем создания единого Постоянного
Суда. Условиями присоединения новых
членов к Совету Европы являются также
наличие демократического правового
устройства и проведение свободных,
равных и всеобщих выборов. Важно
и то, что многие вопросы становления
гражданского общества в постсоциалистических
странах стали предметом
Этапы расширения организации во II половине XX века
Членами Совета Европы (всего десять) с самого начала являются следующие страны: Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Великобритания. Греция и Турция присоединились в 1949 году; Исландия и Германия в 1950 году. Австрия стала членом в 1956; Кипр в 1961; Швейцария в 1963; Мальта в 1965; Португалия в 1976; Испания в 1977; Лихтенштейн в 1978; Сан-Марино в 1988; Финляндия в 1989, Андорра в 1994.
После распада коммунизма во многих странах Европы в 1989, новые члены из Центральной и Восточной Европы вступили в Совет Европы. Венгрия вступила в 1990; Польша в 1991; Болгария в 1992; Эстония, Литва, Словения, Чехия, Словакия и Румыния вступили в 1993 году. Латвия, Албания, Молдова, Украина и Македония стали членами Совета Европы в 1995 году, тогда как Россия и Хорватия в 1996. Новыми членами Совета Европы являются Грузия (1999), Армения и Азербайджан (2001), Босния и Герцеговина (2002), Сербия (2003), Монако (2004), Черногория (2007).
Цели и принципы Совета Европы
Цель Совета Европы - добиваться сближения между государствами-участниками путем содействия расширению демократии и защите прав человека, а также сотрудничеству по вопросам культуры, образования, здравоохранения, молодежи, спорта, права, информации, охраны окружающей среды.
Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:
«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.
b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод».
Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сегодня его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.
По всем основным направлениям своей деятельности Совет Европы осуществляет многочисленные мероприятия, содействующие не только развитию сотрудничества между государствами-членами, но и формированию некоторых общих для них ориентиров в организации общественной жизни. Особое значение имеют свыше 170 разработанных и принятых общеевропейских конвенций. Это эквивалентно примерно 10 тыс. двусторонних договоров и соглашений, соблюдение которых обязательно для ратифицировавших их государств.
Особенности взаимоотношений со странами Центральной и Восточной Европы в конце 80 – начале 90-х гг. XX века
Историю Совета Европы (СЕ) можно
разделить на два периода. Первый
начался с момента образования
организации в 1949 г. и продолжался
до момента падения Берлинской стены
в 1989 г. — фактического начала расширения
на Восток, принятия новых членов из
числа стран бывшего
Совет Европы еще в недалеком
прошлом являлся бастионом "холодной
войны". Отстаивая идеи плюралистической
демократии, прав человека, он воплощал
систему ценностей, отличную от советской
и конфронтирующую с ней. Политические
и идеологические разногласия не
позволяли Совету Европы установить
эффективные рабочие отношения
со странами Центральной и Восточной
Европы (ЦВЕ). Послевоенную политику Совета
Европы в отношении стран советского
блока можно назвать "
Канцлер Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Бруно Хеллер выделяет знаковые события "восточной политики" организации. В 1964 г. Комитет министров СЕ заявил, что организация не представляет собой блок и является открытой для стран-нечленов, Совещательная Ассамблея, в свою очередь, подчеркнула, что СЕ должен содействовать становлению свободной и демократической Европы, процессу "разрядки" между Востоком и Западом. В 1966 г. тогдашний Генеральный секретарь ООН У Тан поддержал в своем выступлении в Страсбурге повышение контактов Совета Европы со странами социалистического блока и назвал СЕ "региональной организацией в понимании Устава ООН".
Реформы второй половины 1980-х гг. в Советском Союзе, связанные с именем Михаила Горбачева, оживление политики демократизации в странах ЦВЕ качественно изменили не только отношения Совета Европы со странами советского блока, но и роль этой международной организации.
Результатом рассмотрения отношений Востока и Запада на внеочередной сессии Комитета министров Совета Европы, посвященной развитию отношений со странами социалистического блока, явилась идея говорить о европейской культурной самобытности, что стало основной темой резолюции в апреле 1985 г. В ней отмечается, что общие традиции и европейская самобытность не останавливаются на границах между различными политическими системами, выражается заинтересованность в укреплении сотрудничества в области культуры, с тем чтобы обеспечить взаимопонимание между народами и государствами.
Михаил Горбачев выдвинул
идею "глобального консенсуса",
т. е. преодоления антагонизма
Начиная с 1989 г. страны восточного
блока начинают искать в Совете Европы
поддержку для своего демократического
развития не в смысле диалога Восток—Запад,
а в контексте своих
Постсоциалистические страны имели различные мотивы вступления в Совет Европы. Для Польши, Венгрии, Чехии это, прежде всего, духовное, культурное возвращение в Европу. Для России, Украины, Беларуси — это использование знаний и опыта организации для проведения внутренних демократических преобразований.
Совет Европы активизировал в конце 1980-х гг. деятельность по анализу событий в ЦВЕ и СССР. Так, в 1987 г. резолюцией 872 "О положении балтийских народов" ПАСЕ обращает внимание на нарушение права балтийских народов на самоопределение и на факт, что включение трех балтийских республик в состав СССР остается непризнанным большинством европейских государств. Отмечаются серьезные нарушения прав человека со стороны советского правительства, особенно свободы религии; подчеркиваются проблемы, связанные с принудительной ассимиляцией балтийских народов и угрозой потери ими национальной идентичности. ПАСЕ призвала СССР решить данную проблему на основе уважения права народов на самоопределение и в соответствии с международными обязательствами, принятыми Советским Союзом: Международным пактом о гражданских и политических правах, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Заключительным актом СБСЕ.
Декларация Комитета министров
СЕ "О будущей роли Совета Европы
в европейском строительстве",
принятая и подписанная на 84-й
сессии Комитета министров 5 мая 1989 г. по
случаю 40-й годовщины организации,
стала первым документом, отражающим
изменения "восточной политики"
организации. Она оказалась результатом
обмена делегациями стран ЦВЕ
и СЕ. В Декларации приветствуется
проведение демократических реформ
в постсоциалистических государствах
Восточной Европы. Их успех напрямую
связывается с углублением