Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 23:02, доклад
Исторические предпосылки, причины и последствия создания Совета Европы после II Мировой войны. Этапы расширения организации во II половине XX века. Цели и принципы Совета Европы. Особенности взаимоотношений со странами Центральной и Восточной Европы в конце 80 – начале 90-х гг. XX века.
Структура организации: комитет министров, парламентская ассамблея, секретариат, саммиты, конгресс местных и региональных властей. Функции, полномочия и компетенции органов Совета Европы. Деятельность организации на современном этапе. Документы, принятые в рамках организации. Европейский Суд по Правам Человека: создание, структура и деятельность. Совет Европы и Азербайджан: участие и перспективы.
11 мая 1989 г. ПАСЕ единогласно приняла резолюцию 917 о введении статуса "специально приглашенного гостя" для потенциальных членов организации. Это объяснялось изменением ситуации в Европе, необходимостью установления контактов с парламентами государств Центральной и Восточной Европы. Они, согласно данному решению ПАСЕ, были приглашены принять участие в сессиях ПАСЕ при выполнении следующих условий: желание участия в сессиях ПАСЕ, применение Заключительного акта ОБСЕ, Международного пакта о гражданских политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Организации Объединенных Наций 1966 г. Число мест, отведенных каждому "специальному гостю" должно было быть установлено Парламентской Ассамблеей и не могло превышать восемнадцати. В качестве первых этот статус был предоставлен 8 июля 1989 г. делегациям Венгрии, Польши, Югославии и СССР. С помощью этого инструмента Совет Европы значительно облегчил путь в Европу "молодым демократиям". Получение статуса "специально приглашенного гостя" рассматривалось как путь к полноправному членству в организации.
25 сентября 1989 г. ПАСЕ приняла
текст рекомендации 1112 "О сотрудничестве
между Востоком и Западом в
конце XX столетия". Документ представляет
видение будущего европейского
строительства как единой
В рекомендации ПАСЕ выражает
удовлетворение проведенными выборами
в СССР, Польше и Венгрии, отмечает
рост на них конкурентной борьбы, расширение
открытых политических дебатов. Приветствуется
стремление, высказанное М. Горбачевым
и представителями делегаций
стран Восточной Европы, о необходимости
преобразований в системах государственного
управления этих стран на основе разделения
полномочий между ветвями власти,
уважения и защиты фундаментальных
прав и свобод человека, признания
норм международного права. Была дана
положительная оценка предложению
М. Горбачева о создании единого
европейского правового пространства,
которое должно постепенно унифицировать
внутреннее законодательство стран
Европы. Отмечается, что принципы фундаментальных
свобод — свободы передвижения людей,
товаров и капитала являются основой
европейского строительства, и развитие
рыночной экономики в странах
советского блока сделает их вовлечение
в западноевропейские экономические
процессы более эффективным. В документе
делается акцент на развитие более
широкого экономического сотрудничества
с ЦВЕ. ПАСЕ высказала мнение, что
сотрудничество всех стран Европы в
области экологии, выработка экологической
программы для всего
С 1989 г. начала работать сеть
программ сотрудничества для стран
Центральной и Восточной
— обеспечение функционирования
системы представительской
— создание механизма защиты прав человека;
— построение правового государства;
— развитие гражданского общества,
неправительственных
— создание соответствующей европейским стандартам законодательной основы для свободного функционирования СМИ;
— создание образовательной системы, отвечающей требованиям демократического общества.
(Необязательно)
Программа "Демосфен"
предусматривает реформирование системы
юстиции, становление ее независимости,
реформирование уголовного законодательства,
обучение юристов, политиков, лидеров
неправительственных
Программа ЛОДЕ имеет целью вовлечение граждан в политические процессы, местное управление. С 1994 г. программа охватила балтийские государства, с 1995 — Украину, и с 1996 г. — Россию.
Программа "Октопус" предполагает работу по темам, касающимся национальных меньшинств, борьбы с организованной преступностью, коррупцией. Программа работает для всех стран ЦВЕ с 1996 г. В 1999 г. стартовал "Oктопус II", совместный проект Европейского союза и Совета Европы, который имеет основной темой борьбу с коррупцией и функционирует для 16 государств.
Программы для Латвии, Литвы и Эстонии находятся в кооперации с программой ФАРЕ — Democracy Program Европейского союза, а программы для России и Украины связаны с проектом ТАСИС — Democracy Program Европейского союза, основной целью которого является создание рыночно ориентированной экономики, демократического общества.
С 1995 г. стартовали программы для СНГ под общим названием "Новая инициатива", которые работают для Молдовы, Украины и России. Основная их задача — усиление демократического процесса в СНГ, содействие выполнению обязательств государств перед Советом Европы.
С целью удовлетворения потребности в информации Совет Европы создал информационные и справочные центры в 14 столицах стран Центральной и Восточной Европы.
Основополагающие решения Совета Европы в области развития отношений со странами Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг.
ПАСЕ в рекомендации 1119
от 31 января 1990 г. "О ситуации в
Центральной и Восточной
19 сентября 1991 г. ПАСЕ приняла
текст рекомендации 1161 "О кризисе
в Советском Союзе". Собрание
выразило удовлетворение по
9 октября 1993 г. в Венской декларации главы государств и правительств стран — членов Совета Европы на первой в истории Совета Европы встрече на высшем уровне торжественно объявили следующее:
"Окончание
разделения Европы предлагает
историческую возможность
Совет Европы — международная организация, способная к полноправному принятию демократических государств Европы, освобожденных от коммунистического притеснения. По этой причине вступление этих стран в Совет Европы — центральный фактор в процессе европейского строительства, основанного на ценностях нашей организации".
Идея принципа "демократической
безопасности" состоит в признании
как можно большим количеством
партнеров одинаковых демократических
ценностей. Государства — члены
СЕ решили ориентировать свою организацию
на формирование в Европе широкого
пространства демократической безопасности.
Система "демократической безопасности"
Венская декларация впервые называет критерии вступления новых стран в Совет Европы: приверженность принципам демократии, верховенства закона и уважения прав человека; проведение свободных и справедливых выборов, основанных на универсальном избирательном праве; гарантия свободы мнений и средств информации; защита национальных меньшинств; соблюдение принципов международного права. Кандидаты должны подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и признать контролирующие механизмы Конвенции.
Декларация подтверждает политику открытости и сотрудничества СЕ со всеми странами Центральной и Восточной Европы, которые выбирают путь демократического развития, соблюдают принципы СЕ. В документе говорится о важности программ СЕ по содействию демократической трансформации в ЦВЕ, приветствуются совместные усилия с ЕЭС по развитию общих проектов.
В Хельсинкской декларации
(приложение к решению ПАСЕ 1036 "О
прогрессе экономических реформ
в Центральной и Восточной
Европе: уроки и перспективы"),
одобренной участниками конференции
"Прогресс экономических реформ
в Центральной и Восточной
Европе: уроки и перспективы",
проходившей 2—4 июня 1993 г., отмечаются
положительные результаты экономических
реформ в некоторых странах ЦВЕ.
Декларация указывает направления
и задачи экономического развития,
рекомендуемые странам
В решении 1122 "О
прогрессе экономических реформ
в Центральной и Восточной
Европе", принятом Ассамблеей 23 апреля
1997 г., ПАСЕ приветствует результаты экономических
реформ в странах Центральной
и Восточной Европы, что, по мнению
ПАСЕ, усиливает политическую стабильность
в Европе. Отмечается недостаток международной
поддержки реформ в ЦВЕ, что может
осложнить их реализацию. В решении
вновь содержится перечень направлений
экономического развития, по мнению ПАСЕ,
наиболее актуальных для ЦВЕ. Наряду
с указанными выше, это: приспособление
государственных служб к
После принятия 6 февраля 1996 г. в свой состав Российской Федерации Совет Европы стал действительно панъевропейской организацией, население стран-членов которой составляет около 800 млн. человек. Различный уровень развития вовлеченных государств вызвал необходимость адаптироваться к более разнообразному, сложному и нестабильному пространству. Основными направлениями деятельности СЕ становятся работа по поддержке демократии и мониторинговая деятельность. Появляются новые приоритетные темы: миграция, коррупция, социальная незащищенность, меньшинства.
Главы государств и правительств стран — членов Совета Европы 10—11 октября 1997 г. в Страсбурге во время второй встречи на высшем уровне Совета Европы в Декларации по итогам встречи подтвердили цель создания свободного, терпимого европейского сообщества, основанного на общих ценностях, и отметили необходимость активизации поддержки демократического развития во всех европейских странах. Одними из основных тем саммита были забота о социальной гармонии в обществе и необходимость наилучшего обеспечения безопасности граждан, развитие прав человека, консолидация демократии.
В Будапештской декларации "О расширенной Европе без разделительных линий", принятой Комитетом министров 7 мая 1999 г. на его 104-й сессии, министры иностранных дел стран — членов Совета Европы подтвердили стремление использовать потенциал СЕ — уникальной организации, способной к объединению на равных правах всех стран Европы с целью становления "расширенной Европы без разделительных линий". Декларация подтвердила основы деятельности, цели Совета Европы, обозначенные в предыдущих документах.