Совет Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 23:02, доклад

Описание работы

Исторические предпосылки, причины и последствия создания Совета Европы после II Мировой войны. Этапы расширения организации во II половине XX века. Цели и принципы Совета Европы. Особенности взаимоотношений со странами Центральной и Восточной Европы в конце 80 – начале 90-х гг. XX века.
Структура организации: комитет министров, парламентская ассамблея, секретариат, саммиты, конгресс местных и региональных властей. Функции, полномочия и компетенции органов Совета Европы. Деятельность организации на современном этапе. Документы, принятые в рамках организации. Европейский Суд по Правам Человека: создание, структура и деятельность. Совет Европы и Азербайджан: участие и перспективы.

Файлы: 1 файл

5. Совет Европы.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

11 мая 1989 г. ПАСЕ единогласно  приняла резолюцию 917 о введении статуса "специально приглашенного гостя" для потенциальных членов организации. Это объяснялось изменением ситуации в Европе, необходимостью установления контактов с парламентами государств Центральной и Восточной Европы. Они, согласно данному решению ПАСЕ, были приглашены принять участие в сессиях ПАСЕ при выполнении следующих условий: желание участия в сессиях ПАСЕ, применение Заключительного акта ОБСЕ, Международного пакта о гражданских политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Организации Объединенных Наций 1966 г. Число мест, отведенных каждому "специальному гостю" должно было быть установлено Парламентской Ассамблеей и не могло превышать восемнадцати. В качестве первых этот статус был предоставлен 8 июля 1989 г. делегациям Венгрии, Польши, Югославии и СССР. С помощью этого инструмента Совет Европы значительно облегчил путь в Европу "молодым демократиям". Получение статуса "специально приглашенного гостя" рассматривалось как путь к полноправному членству в организации.

25 сентября 1989 г. ПАСЕ приняла  текст рекомендации 1112 "О сотрудничестве  между Востоком и Западом в  конце XX столетия". Документ представляет  видение будущего европейского  строительства как единой Европы  от Атлантики до Урала. Принцип  солидарности на основе общих европейских ценностей должен лечь в основу политики на континенте. Эта важнейшая позиция продемонстрировала необходимость обновления политической роли Совета Европы.

В рекомендации ПАСЕ выражает удовлетворение проведенными выборами в СССР, Польше и Венгрии, отмечает рост на них конкурентной борьбы, расширение открытых политических дебатов. Приветствуется стремление, высказанное М. Горбачевым и представителями делегаций  стран Восточной Европы, о необходимости  преобразований в системах государственного управления этих стран на основе разделения полномочий между ветвями власти, уважения и защиты фундаментальных  прав и свобод человека, признания  норм международного права. Была дана положительная оценка предложению  М. Горбачева о создании единого  европейского правового пространства, которое должно постепенно унифицировать  внутреннее законодательство стран  Европы. Отмечается, что принципы фундаментальных  свобод — свободы передвижения людей, товаров и капитала являются основой  европейского строительства, и развитие рыночной экономики в странах  советского блока сделает их вовлечение в западноевропейские экономические  процессы более эффективным. В документе  делается акцент на развитие более  широкого экономического сотрудничества с ЦВЕ. ПАСЕ высказала мнение, что  сотрудничество всех стран Европы в  области экологии, выработка экологической  программы для всего континента, развитие правового, экономического и  иного сотрудничества встретят широкую  поддержку среди народов Европы. Рекомендация 1112 определила основные области сотрудничества Совета Европы со странами ЦВЕ: контакты в области  борьбы с нелегальным обращением наркотиков, совместная борьба с терроризмом, ее правовое регулирование на основе принципов Европейской конвенции  по борьбе с терроризмом, использование  опыта межправительственного сотрудничества СЕ в Западной Европе в научных, образовательных, спортивных и культурных областях, так же как и в сохранении природных  ландшафтов, архитектурного наследия8.

С 1989 г. начала работать сеть программ сотрудничества для стран  Центральной и Восточной Европы. Цели данных программ — стимулирование процесса реформ, гармоничная интеграция молодых демократий в европейские  структуры. Основные приоритеты программ сотрудничества:

— обеспечение функционирования системы представительской демократии;

— создание механизма защиты прав человека;

— построение правового государства;

— развитие гражданского общества, неправительственных организаций;

— создание соответствующей  европейским стандартам законодательной  основы для свободного функционирования СМИ;

— создание образовательной  системы, отвечающей требованиям демократического общества.

 

(Необязательно)

Программа "Демосфен" предусматривает реформирование системы  юстиции, становление ее независимости, реформирование уголовного законодательства, обучение юристов, политиков, лидеров  неправительственных организаций, действующих в сферах правового  сотрудничества, прав человека, средств  массовой информации, образования, культуры, социальных проблем и гражданского общества.

Программа ЛОДЕ имеет  целью вовлечение граждан в политические процессы, местное управление. С 1994 г. программа охватила балтийские государства, с 1995 — Украину, и с 1996 г. — Россию.

Программа "Октопус" предполагает работу по темам, касающимся национальных меньшинств, борьбы с  организованной преступностью, коррупцией. Программа работает для всех стран  ЦВЕ с 1996 г. В 1999 г. стартовал "Oктопус II", совместный проект Европейского союза и Совета Европы, который  имеет основной темой борьбу с  коррупцией и функционирует для 16 государств.

Программы для Латвии, Литвы и Эстонии находятся  в кооперации с программой ФАРЕ — Democracy Program Европейского союза, а программы  для России и Украины связаны  с проектом ТАСИС — Democracy Program Европейского союза, основной целью которого является создание рыночно ориентированной  экономики, демократического общества.

С 1995 г. стартовали программы  для СНГ под общим названием "Новая инициатива", которые  работают для Молдовы, Украины и  России. Основная их задача — усиление демократического процесса в СНГ, содействие выполнению обязательств государств перед  Советом Европы.

С целью удовлетворения потребности  в информации Совет Европы создал информационные и справочные центры в 14 столицах стран Центральной и  Восточной Европы.

Основополагающие  решения Совета Европы в области  развития отношений со странами Центральной  и Восточной Европы в 1990-е гг.

ПАСЕ в рекомендации 1119 от 31 января 1990 г. "О ситуации в  Центральной и Восточной Европе" подчеркивает, что целью Комитета министров и Парламентской Ассамблеи  является поддержка реформ в Центральной  и Восточной Европе, направленная на скорейшее выполнение условий  вступления этих стран в СЕ. В  рекомендации 1124 (1990) "Об отношениях со странами Центральной и Восточной  Европы" ПАСЕ обращает внимание на то, что Совет Европы — "дееспособная структура для привлечения центрально- и восточноевропейских стран  к полноправному участию в  строительстве Европы". Выделяется проблема защиты меньшинств, которая  требует специального внимания в  контексте помощи центрально- и восточноевропейским  странам. Основная задача — воздерживаться от насилия и искать мирные решения  через политический диалог. В этой рекомендации ПАСЕ вновь обращает внимание на проблему восстановления независимости  балтийских республик, призывая руководство  СССР решить эту проблему в соответствии с принципами международного права.

19 сентября 1991 г. ПАСЕ приняла  текст рекомендации 1161 "О кризисе  в Советском Союзе". Собрание  выразило удовлетворение по поводу  провала путча 1991 г. и сохранения  стремления к развитию демократических  принципов и верховенства закона  в СССР. Особо приветствовалось  восстановление независимости балтийских  республик, признание ее Советским  Союзом и большинством государств  Совета Европы. ПАСЕ обратила  внимание на то, что декларации  о суверенитете приняты большинством  республик СССР и указывает  в этом контексте на следующие  опасности: недостаточный контроль  над ядерным арсеналом, необходимость  регулирования этого вопроса  между центральной и республиканской  властью; возможность увеличения  этнических конфликтов в регионе,  проблема их превенции. ПАСЕ  выразила понимание сложности  экономического положения в СССР  и необходимости оказания технической  и гуманитарной помощи. Собрание  поддержало усилия властей республик  по выбору ориентира на создание  демократических государств и  рыночной экономики, обещая помощь  всеми средствами, находящимися в распоряжении Совета Европы.

9 октября 1993 г. в Венской  декларации главы государств  и правительств стран — членов  Совета Европы на первой в  истории Совета Европы встрече  на высшем уровне торжественно  объявили следующее:

"Окончание  разделения Европы предлагает  историческую возможность установить  мир и стабильность на континенте. Все наши страны верны идеям  плюралистической и парламентской  демократии, неделимости и универсальности  прав человека, верховенства закона  и обладают общим культурным  наследием. Европа может, таким  образом, стать областью демократической  безопасности.

Совет Европы —  международная организация, способная  к полноправному принятию демократических  государств Европы, освобожденных от коммунистического притеснения. По этой причине вступление этих стран  в Совет Европы — центральный  фактор в процессе европейского строительства, основанного на ценностях нашей организации".

Идея принципа "демократической  безопасности" состоит в признании  как можно большим количеством  партнеров одинаковых демократических  ценностей. Государства — члены  СЕ решили ориентировать свою организацию  на формирование в Европе широкого пространства демократической безопасности. Система "демократической безопасности", являясь фактором взаимного доверия, обеспечивает стабильность международных  отношений.

Венская декларация впервые  называет критерии вступления новых стран в Совет Европы: приверженность принципам демократии, верховенства закона и уважения прав человека; проведение свободных и справедливых выборов, основанных на универсальном избирательном праве; гарантия свободы мнений и средств информации; защита национальных меньшинств; соблюдение принципов международного права. Кандидаты должны подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и признать контролирующие механизмы Конвенции.

Декларация подтверждает политику открытости и сотрудничества СЕ со всеми странами Центральной и Восточной Европы, которые выбирают путь демократического развития, соблюдают принципы СЕ. В документе говорится о важности программ СЕ по содействию демократической трансформации в ЦВЕ, приветствуются совместные усилия с ЕЭС по развитию общих проектов.

В Хельсинкской декларации (приложение к решению ПАСЕ 1036 "О  прогрессе экономических реформ в Центральной и Восточной  Европе: уроки и перспективы"), одобренной участниками конференции "Прогресс экономических реформ в Центральной и Восточной  Европе: уроки и перспективы", проходившей 2—4 июня 1993 г., отмечаются положительные результаты экономических  реформ в некоторых странах ЦВЕ. Декларация указывает направления  и задачи экономического развития, рекомендуемые странам Центральной  и Восточной Европы на основе рыночной экономики: приватизация принадлежащих  государству предприятий, равноправный доступ к собственности; создание частных  предприятий во всех секторах экономики; признание прав собственности; эффективный  сбор налогов; устойчивые цены, создание рынка товаров и услуг, независимой  банковской системы, борьба с инфляцией; функционирующая финансовая инфраструктура. Подчеркивается важность защиты уязвимых групп общества, образования и  переквалификации рабочей силы, защиты окружающей среды. Документ говорит  о потенциале общего европейского рынка, его выгодности для всех государств континента, призывает страны Западной Европы и международные организации  оказать необходимую молодым  европейским демократиям помощь в переходном периоде. Особо подчеркивается, что мир и процветание во всех европейских странах во многом зависит  от эффективного функционирования структур европейской кооперации.

В решении 1122 "О  прогрессе экономических реформ в Центральной и Восточной  Европе", принятом Ассамблеей 23 апреля 1997 г., ПАСЕ приветствует результаты экономических  реформ в странах Центральной  и Восточной Европы, что, по мнению ПАСЕ, усиливает политическую стабильность в Европе. Отмечается недостаток международной  поддержки реформ в ЦВЕ, что может  осложнить их реализацию. В решении  вновь содержится перечень направлений  экономического развития, по мнению ПАСЕ, наиболее актуальных для ЦВЕ. Наряду с указанными выше, это: приспособление государственных служб к потребностям функционирующей рыночной экономики; более эффективная реализация законодательства, регламентирующего экономическую жизнь; продолжение программ приватизации, которые гарантируют равноправный доступ к собственности населения и справедливую конкуренцию среди фирм; содействие развитию малого бизнеса; развитие торгового и экономического сотрудничества в Центральной и Восточной Европе с целью реализации экономического потенциала Европейской ассоциации свободной торговой и Центрально-Европейской инициативы. Собрание рекомендует правительствам европейских государств — членов Европейского союза выполнять их обязательства по увеличению доступа на их рынки товаров из Центральной и Восточной Европы, избегать любых протекционистских мер, которые могут вредить панъевропейскому торговому общеэкономическому развитию.

После принятия 6 февраля 1996 г. в свой состав Российской Федерации  Совет Европы стал действительно  панъевропейской организацией, население  стран-членов которой составляет около 800 млн. человек. Различный уровень развития вовлеченных государств вызвал необходимость адаптироваться к более разнообразному, сложному и нестабильному пространству. Основными направлениями деятельности СЕ становятся работа по поддержке демократии и мониторинговая деятельность. Появляются новые приоритетные темы: миграция, коррупция, социальная незащищенность, меньшинства.

Главы государств и правительств стран — членов Совета Европы 10—11 октября 1997 г. в Страсбурге во время  второй встречи на высшем уровне Совета Европы в Декларации по итогам встречи  подтвердили цель создания свободного, терпимого европейского сообщества, основанного на общих ценностях, и отметили необходимость активизации  поддержки демократического развития во всех европейских странах. Одними из основных тем саммита были забота о социальной гармонии в обществе и необходимость наилучшего обеспечения  безопасности граждан, развитие прав человека, консолидация демократии.

В Будапештской декларации "О  расширенной Европе без разделительных линий", принятой Комитетом министров 7 мая 1999 г. на его 104-й сессии, министры иностранных дел стран — членов Совета Европы подтвердили стремление использовать потенциал СЕ — уникальной организации, способной к объединению  на равных правах всех стран Европы с целью становления "расширенной  Европы без разделительных линий". Декларация подтвердила основы деятельности, цели Совета Европы, обозначенные в  предыдущих документах.

Информация о работе Совет Европы