Суд рассматривает заявления
о нарушении прав человека от индивидуальных
лиц, а также от имени стран. Однако,
случается редко что государства
подают в суд друг на друга, если
нарушения недостаточно серьезные.
Чтобы Суд рассмотрел заявление,
нужно чтобы заявитель перепробовал
всевозможные суда на уровне своего государства. Дополнительно:
Не анонимный истец
должен принести дело в Суд в течение
шести месяцев окончательного домашнего
рассмотрения.
Дело должно касаться нарушения,
изложенного в Европейской Конвенции.
Заявитель должен быть «жертвой».
Однако, условия оговариваются, что
чтобы считаться жертвой человек
необязательно должен подвергаться
прямым гонениям).
Истцы не могут подавать одно
и то же дело несколько раз на
рассмотрение.
Суд проводит публичные слушания
для того, чтобы определить была
конвенция ли нарушена. Суд обычно
сидит в качестве палаты из девяти
судей (изначально семь), включая одного
судью, представителя страны, дело которой
рассматривается в суде. В редких
случаях, Большая Палата (Grand Chamber) может
состоять из 21 (ранее 17) судьи.
Если заявление объявляется
принятым, Суд добивается того, чтобы
дело разрешилось мирным путем, то есть,
или меняется закон или статья
в законодательстве или же дается
компенсация.
Решения Палаты могут быть
апеллированы в Гранд Палату пока
они решение не станет окончательным,
то есть в течение трех месяцев. Решение
Гранд Палаты всегда являются окончательными.
Все решения должны соблюдаться
по международному праву. Как только
Суд признает дело нарушением, государства
должны предотвратить подобного
рода нарушения в будущем. «Только
удовлетворение» может быть предоставлено
жертвам, включая компенсацию оплаченную
государством по ошибке.
Комитет Министров Совета
Европы наблюдает за решениями Суда,
чтобы проконтролировать выплачиваются
ли компенсации и помочь жертвам
в процессе апелляции, снятия запретов,
предоставления резиденции, и т.д. Комитет
министров также наблюдает над
тем, чтобы необходимые изменения
совершались после решения суда,
такие изменения как изменения
в законе, правилах, практиках, построение
тюрем или назначение новых судей
представителей стран.
Совет Европы и
Азербайджан: участие и перспективы
Имейте в виду,
статья 2007-2008 гг.
Во внешней политике Азербайджана
Европа по праву занимает одно из приоритетных
мест. Интересы нашей страны в Европе
реализуются как через широкие
двусторонние отношения, так и через
каналы многосторонней дипломатии. Один
из них – Совет Европы (СЕ), членами
которого являются 47 государств. Главный
вывод – за прошедшее время
наша страна превратилась в одного
из членов организации, ее адаптации
к новым европейским реалиям
и вызовам, активно использующего
СЕ как рычаг строительства Большой
Европы. Одобренные в Страсбурге Политическая
декларация и План действий расширения
НАТО на Восток задают четкие ориентиры
развития Европейского континента без
разделительных линий. Динамично и
продуктивно развивается парламентский
диалог с СЕ. Кроме того, азербайджанские
депутаты регулярно работают, в том
числе и в межсессионный период,
во всех тринадцати комиссиях этого
авторитетного парламентского форума.
Так что наши позиции на парламентском
направлении деятельности Совета Европы
весьма продвинуты. В европейское
сотрудничество под эгидой СЕ активно
вовлечены высшие судебные инстанции
Азербайджанская Республика. Главное
государственно-правовое управление и
Комиссия по правам человека при Президенте.
В целом, наверное, нет такого
министерства или ведомства, которое
не имело бы с Советом Европы налаженных
партнерских связей. Большую помощь
Совет Европы оказывает Азербайджану
в осуществлении государственных
и правовых реформ, экспертизе законопроектов.
Существует соответствующая, ежегодно
обновляемая программа конкретных
мероприятий за счет средств Совета
Европы и Комиссии Европейского союза.
Практически ежемесячно проводятся
различные семинары, круглые столы,
стажировки и ознакомительные поездки
за рубеж, помогающие осваивать европейский
опыт плюралистической демократии и
верховенства закона. На территории Азербайджана
создаются информационные центры Совета
Европы. Однако предстоит решить еще
более масштабные задачи. Многообещающие
перспективы открываются и в
связи с довольно благоприятной
реакцией руководства СЕ в ходе саммита
в Страсбурге предложение организовать
под эгидой СЕ общеевропейскую программу
подготовки кадров для Европы ХХI века.
Прежде всего, это Европейская конвенция
о правах человека (ЕКПЧ), которую
Азербайджан подписал для вступления
в СЕ, обязуясь ратифицировать. В
подготовленном Комиссией Парламентской
ассамблеи Совета Европы по мониторингу
проекте доклада о выполнении
Азербайджаном обязательств по членству
в СЕ затяжка с ратификацией ЕКПЧ,
пусть и по объективным причинам,
являлась главным упреком в наш
адрес. Но дело было не только в невыполнении
Азербайджаном ключевого, по существу,
вытекающего из устава организации
условия членства в СЕ. Теперь страница
ожидания перевернута. Участие Азербайджана
в ЕКПЧ значительно расширит возможности
защищать свои права. В тех случаях,
когда их права действительно
нарушаются, а судебные органы отказываются
признать это, граждане смогут обращаться
в Европейский суд, решения которого
носят обязательный характер. Нередко
можно услышать опасения, будто после
ратификации ЕКПЧ Европейский суд
будет завален жалобами из Азербайджана,
а государственный бюджет затрещит
по швам от выплат потерпевшим. Опыт других
"молодых демократий" такой
гипотезы не подтверждает. Существует
сложная процедура отбора исков
на предмет их приемлемости и стадия
полюбовного урегулирования. В результате
до суда в среднем доходит лишь
каждая десятая жалоба, из которых
удовлетворяется меньше половины. В
1997 году Европейским судом было принято
к рассмотрению 119 дел и только
53 из них были решены в пользу истца.
Да и выплата по искам не является
астрономической. Так, "стандартное"
возмещение морального ущерба, предписываемое
судом, равняется 20 тыс. долларов. Но все
эти издержки несоизмеримы с выигрышем
– создан реальный рычаг модернизации
и улучшения системы правосудия,
эффективное средство воспитания и
ограничения всевластия бюрократии.
В ходе ратификации ЕКПЧ некоторыми
поднимался вопрос о ее соотношении
с Конвенцией СНГ о правах и
основных свободах человека 1995 года. Никаких
противоречий, тем более несовместимости
между ними нет. Конструкция конвенции
СНГ, которая пока, к сожалению, не
вступила в силу, полностью вписывается
в "архитектуру" ЕКПЧ. В тандеме
с ЕКПЧ работает и Европейская
конвенция по предупреждению пыток
и бесчеловечного или унижающего
достоинство обращения или наказания.
Она учреждает механизм по контролю
за условиями содержания заключенных,
участники которого посещают места
лишения свободы. Однако появление
дополнительного инструмента международного
мониторинга в этой области, безусловно,
ускорит темпы модернизации нашей
пенитенциарной системы. Ее проблемы эксперты
СЕ связывают не столько с обветшалой
материальной базой, сколько с переполненностью
тюрем. Поэтому выход здесь видится
в акценте на такие аспекты
уголовноправовой реформы, как диверсификация
наказаний и отказ от практики
лишения свободы за малосущественные
и не представляющие большой общественной
опасности правонарушения. Естественно,
соблюдение двух вышеупомянутых договорно-правовых
актов СЕ предполагает активное продолжение
судебной, пенитенциарной и других
реформ в стране и их должное материальное
обеспечение через увеличение бюджетного
финансирования. Тем не менее, речь
не идет о росте прямых финансовых
обязательств Азербайджана перед СЕ:
наш взнос в эту организацию
остается прежним – около 24,2 млн. долларов.
Речь идет о косвенных
затратах, которые в любом случае
необходимы в связи с решением
наших внутренних задач. Они будут
определяться ежегодно, исходя из возможностей
бюджета, и рассчитаны на достаточно
длительное время. Разумеется, предстоит
также предпринять шаги по приведению
азербайджанского законодательства и
правоприменительной практики в
соответствие с требованиями основополагающих
конвенций СЕ. Однако такие шаги
полностью коррелируют с тем,
что непосредственно записано в
действующей Конституции, с планами
наших собственных правовых реформ.
Они будут делаться постепенно, по
мере гармонизации азербайджанских
законов с европейскими нормами.
Для других мер времени понадобится
больше. В целом включенная в текст
законопроекта о ратификации
ЕКПЧ соответствующая оговорка дает
возможность получить необходимый
переходный период. Кстати, именно таким
путем поэтапного приведения своих
законов в соответствие с основополагающими
европейскими конвенциями уже после
их ратификации шли практически
все, даже самые развитые в правовом
отношении государства – участники
Совета Европы. Конкретно в случае
с нашей оговоркой речь идет о
временном выводе из-под действия
ЕКПЧ ряда положений, ныне действующего
уголовно-процессуального кодекса
(порядок ареста, содержания под
стражей и задержания лиц, подозреваемых
в преступлениях) и дисциплинарного
устава вооруженных сил (арест с
содержанием на гауптвахте), а также
о неприменимости ЕКПЧ к фактам,
имевшим место до ее вступления в
силу для Азербайджана. Это наше
политическое и, если хотите, моральное
обязательство перед Советом
Европы. Однозначно потребуется большая
разъяснительная работа с общественным
мнением страны. И здесь мы вправе
рассчитывать на помощь и содействие
экспертов Совета Европы, имеющих
в данной сфере уникальный опыт.
В стадии ратификации в нашем
парламенте находятся еще два
ключевых документа СЕ. Это Европейская
хартия местного самоуправления и Рамочная
конвенция о защите национальных
меньшинств. Хартия – один из базовых
нормативных актов Совета Европы.
Она является реальным регулятором демократической
жизни на Европейском континенте. Основные
принципы и положения хартии соответствуют
Конституции. В азербайджанском законодательстве
отражены все обязательные для исполнения
пункты хартии, перечисленные в статье
12. В этом плане мы выгодно отличаемся
от других стран, которые, ратифицируя
данный договорно-правовой акт, были вынуждены
– в силу особенностей внутреннего законодательства
– сделать ряд ограничительных заявлений.
Хартия исходит из того, что органы местного
самоуправления являются одной из фундаментальных
основ любого демократического строя.
Под этим углом полноценное участие Азербайджана
в хартии имеет не только международное,
но прежде всего весомое внутриполитическое
значение. Став обязательным документом,
она, несомненно, будет содействовать
дальнейшему совершенствованию местного
самоуправления в Азербайджане, разработке
законодательной базы в этой области.
Хотелось бы отметить, что ратификация
Азербайджаном Европейской хартии местного
самоуправления не повлечет за собой дополнительных
прямых расходов, покрываемых за счет
государственного бюджета. Хотя в хартии
и имеются принципиальные обязательства
по финансированию местных властей, порядок
практического осуществления такого финансирования
остается на усмотрение центрального
правительства. В нашем случае – с учетом
опыта других государств – вытекающие
из выполнения хартии расходы органов
местного самоуправления могут производиться
за счет перераспределения бюджетных
средств и источников, установленных законом
"О финансовых основах местного самоуправления".
Рамочная конвенция о защите национальных
меньшинств вступила в силу только 1 февраля
1995 г. Этот документ нацелен на запрет
дискриминации нацменьшинств и развивает
положения статьи 14 Европейской конвенции
о правах человека. В конвенции не дается
определения самого понятия "национальные
меньшинства". Тем не менее, думается,
что отсутствие данного определения, учитывая
рамочный характер конвенции, не отменяет
ее, несомненно, прогрессивного существа.
Конвенция имеет, прежде всего, программную
направленность с акцентом на постепенность
прогресса в выполнении ее положений.
Формулировки документа составлены весьма
гибко и позволяют учитывать конкретные
ситуации, сложившиеся в разных странах.
В этом – большой плюс конвенции. Конвенция
не содержит положений, противоречащих
азербайджанскому законодательству и,
следовательно, не потребует внесения
в него изменений. Применение конвенции
в Азербайджане будет затрагивать в основном
представителей меньшинств, не имеющих
собственных государственных или автономных
территориальных образований. Вместе
с тем следует обратить внимание и на точку
зрения экспертов СЕ, считающих, что конвенция
одновременно может использоваться и
применительно к представителям большинства
населения страны в целом, если оно в том
или ином территории составляет меньшинство.
Для Азербайджана конвенция принципиально
важна и тем, что она дает дополнительную
возможность добиваться уважения прав
соотечественников за рубежом, защищать
права наших граждан. Что касается финансовых
аспектов участия Азербайджана в конвенции,
то прямых расходов на это не потребуется.
Вместе с тем косвенные затраты, вытекающие
из ее выполнения, в частности реализации
права лиц, принадлежащих к национальным
меньшинствам, на изучение родного языка,
могут быть существенными. Однако эти
расходы в любом случае необходимы как
с точки зрения положений действующей
Конституции, так и в связи с задачей поэтапной
реализации закона. Кроме того, расходы
на указанные цели могут осуществляться
за счет средств бюджета. В Управление
делами Президента Азербайджанской Республики настоящее время(?)
в процессе ратификации в Милли меджлисе
также находятся такие, актуальные для
современной Европы договорно-правовые
акты, как конвенции о выдаче и о взаимной
правовой помощи по уголовным делам. В
целом министерствами и ведомствами в настоящее время
ведется большая и кропотливая работа
по инвентаризации всего блока конвенций
Совета Европы – а их более ста шестидесяти
– на предмет выявления приоритетных
для присоединения к ним. Канал Совета
Европы дает нам также уникальный шанс
не только присоединяться к уже готовым
конвенциям, но и участвовать в разработке
новых универсальных правовых норм европейской
жизни, добиваться учета при этом интересов
Азербайджана. Пример тому – рождающиеся
под крышей СЕ с участием европейских
экспертов конвенции по борьбе с коррупцией,
по аудиовизуальному наследию.
Взятый Азербайджаном
курс на активизацию международного
сотрудничества в рамках этого соглашения
путем внедрения передовых технологий
и изменения структуры бюджета
получил поддержку большинства
стран-участниц. В другие специализированные
учреждения системы СЕ (например, "Группа
Помпиду", занимающаяся борьбой с
наркобизнесом, "Венецианская комиссия",
разрабатывающая конституционные
нормы) Азербайджан в силу бюджетных
трудностей пока как полноправный член
не вошла. Однако рабочий диалог –
и вполне продуктивный – имеет
место и с ними. Думается, официальное
оформление нашего участия в этих,
да и других специализированных институтах
Совета Европы не за горами. Политическая
воля к этому есть. Наша страна твердо
убеждена, что те крупные новые
задачи, которые сегодня стоят
перед Советом Европы, эта организация
может решить, только осуществив свою
внутреннюю структурную реформу. Поэтому
наша страна активно выступает за
соответствующие смелые, нетрафаретные
шаги. В частности, мы предлагаем усилить
оперативные возможности Совета
Европы в области недискриминационного
мониторинга, развития функций по постконфликтной
реабилитации демократических институтов,
содействия "молодым демократиям".
Явно напрашивается также переналадка
механизма функционирования Секретариата
СЕ с целью придания ему более
эффективного характера, нацеливания
на сегодняшние приоритеты организации.
Признанием Азербайджаном и ее возможностей
внести действительно оригинальный
вклад в реформу внутренней жизни
Совета Европы. Большой резерв укрепления
роли Совета Европы в европейских
делах, несомненно, лежит в усилении
взаимодействия между СЕ и ОБСЕ,
институализации сотрудничества этих
двух организаций. В этом контексте
в Баку высоко ценят вклад Секретариата
Совета Европы в работу ОБСЕ над
моделью безопасности и сотрудничества
для Европы ХХI века и, в частности,
над Хартией европейской безопасности.
Роль СЕ как главного куратора
гуманитарной составляющей безопасности
на континенте здесь может быть весьма
конструктивной. Азербайджан глубоко
привержена идее европейской универсальности
Совета Европы и твердо отстаивает
ее с первого дня своего членства
в нем.
Дополнение
Совет Европы является авторитетной
международной организацией, само участие
в которой служит для всех государств-членов
своего рода свидетельством их соответствия
высоким стандартам плюралистической
демократии. Отсюда возможности воздействия
на те страны, входящие в Совет (или
кандидатов на присоединение к Совету
Европы), где на этой почве возникают
те или иные проблемы. Вместе с тем
это может вызывать опасения соответствующих
стран относительно недопустимого
вмешательства в их внутренние дела.
Иными словами, деятельность Совета
Европы нередко оказывается вписанной
в тот или иной международно-политический
контекст и рассматривается участниками
прежде всего через призму их непосредственных
внешнеполитических интересов; естественно,
что в результате могут возникать
достаточно серьезные коллизии. Это
не раз происходило на деле, например,
в связи с внутриполитической
обстановкой в Турции в Беларуси,
проблемой прав русскоязычного населения
в некоторых странах Балтии, сепаратистским
движением в Чечне (Россия), при
обсуждении вопроса о присоединении
Хорватии к Совету Европы.