Структура современного рынка капитала в странах с рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать структуры и основные тенденции развития в развитых странах и в Республики Беларусь. Задачи курсовой работы:
определение сущности рынка капитала, его структуры;
исследование рынков капитала стран с развитой рыночной экономикой;
рассмотреть тенденции в сфере инвестирования в Республики Беларусь;
рассмотреть важнейшие инвестиционные проекты для Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1 Рынок капитала: сущность, структура, особенности……………………..... 5
2 Рынки капитала в странах с развитой экономикой………………….….......13
2.1 Рынки капиталов США…………………………………………………….....13
2.2 Рынки капиталов стран Западной Европы…………………………………20
2.3 Рынки капиталов Японии………………………………………………….....25
3 Развитие рынка капиталов в РБ: Тенденции и проблемы…………….. ….27
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая готовая1.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Принятие его предоставило инвесторам дополнительные льготы и  преференции в рамках либерализации инвестиционного законодательства и позволит увеличить приток капитала, в том числе и иностранного в экономику страны.

Наиболее высокие темпы  среднегодового прироста инвестиций (7-12%) предусматривались в 2001-2005 гг. с последующей стабилизацией инвестиционно-воспроизводственных процессов до уровня 6,2-8,0% в следующем пятилетии. В первом пятилетии общий объем инвестиций увеличился в 1,5-1,7 раза, а за 2006-2007 гг. – в 1,4-1,5 раза. Удельный вес их в ВВП на 2005 г. составил 23-23,2%, а в 2007-23,3-24,9%.

Реализация наиболее важных целевых инвестиционных проектов предусматривает их поддержку бюджетным финансированием, причем строго на конкурсной и возвратной основа. Главными критериями отбора проектов для совместного государственно-коммерческого финансирования является эффективность инвестиций и срок окупаемости (1-3).

Повышение инвестиционной активности в настоящее время  стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь. В соответствии с принятыми стратегическими ориентирами при реформировании экономики предусматривается создание эффективной экономической системы, сбалансированной по необходимым темпами социально-экономического развития страны и достижению соответствующей этому уровню развития производительности в реальном секторе экономики. Без инвестиций невозможна структурная перестройка белорусской промышленности и преодоления серьезных трудностей в повышении эффективности производственной сферы.

Положительное влияние  на процессы реформирования отечественных предприятий могут оказать создание белорусско-российских финансово-промышленных групп(ФПГ) и акционирование белорусских предприятий с участием иностранных инвесторов. Такое акционирование отечественных предприятий может стабилизировать их работу за счёт устойчивого обеспечения сырьем, инвестирования проектов по техническому обновлению и выпуску новой высококачественной продукции. Совместные программы развития производства бытовой техники, а так же проводимые изменения в машиностроении уже сегодня способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В то же время дальнейшее развитие работ в этом направлении требует существенного повышения активности инвестиционной деятельности, что в свою очередь требует практических действий по созданию благоприятного инвестиционного климата, а так же активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях. В сложившихся условиях в экономике выживание и успех проводимых реформ больше чем когда-либо зависят от эффективности принимаемых инвестиционных решений и их реализации.

Рассматривая проблемы инвестиционной деятельности в Республики Беларусь, необходимо остановиться на основных аспектах этой проблематики, определяемой инвестиционной триадой:

  1. приоритеты развития экономики Республики Беларусь;
  2. эффективные инвестиционные проекты;
  3. поиск и привлечение инвестиций.

В соответствии с принятыми  решениями и программами развития приоритетными в Беларуси являются практически все основные сферы экономики. Однако для конкретного решения проблемы активизации инвестиционной деятельности этого недостаточно. Необходимо углубить видение проблем, сформулировать и подчеркнуть важность конкретных приоритетов. Эти проблемы нашли своё разрешение при формировании прогнозов и стратегических направлений развития национальной экономики на 2008-2010 гг. и последующие годы

К важнейшим инвестиционным проектам относятся:

-в промышленности – модернизация базовых отраслей с целью увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, пускающих значительную часть продукции на экспорт; развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров; создание промышленных лазеров;

-в строительном комплексе – модернизация и расширение производства высокоэффективных строительных материалов и конструкций(цемента, эффективных стеновых, кровельных и теплоизоляционных материалов, и т.д.), освоение новых мощностей на базе энергосберегающих технологий;

-в агропромышленном комплексе – углубление специализации сельскохозяйственного производства(развитие животноводства, картофелеводства и льноводства); интенсификация производства, техническое и технологическое переоснащение отраслей с целью снижения себестоимости продукции и повышения её качества;

-в системах производственной и социальной инфраструктур – реализация инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления народа.

На сегодняшний день рынок капитала в Республике Беларусь постоянно развивается. Пока в нашей стране полностью не осознается потребность функционирования финансового рынка. В Республике Беларусь уже создана законодательная база для его формирования, активно работает валютно-фондовая биржа, но, несмотря на это не в полной мере используются все инструменты финансового рынка, которые могли бы оказывать сильнейшее влияние на конъюнктуру реального сектора экономики. Перед Республикой Беларусь стоит задача правильно использовать фондовый рынок и эффективно применять его возможности, знать, чем наполнить рынок, чтобы он начал успешно функционировать и развиваться. Банки в Республике Беларусь пока не в полной мере выполняют функции, присущие настоящим банкам: размещение и обращение фондовых          инструментов, капитализация денежных потоков т.д. Среди их основных функций можно выделить:

-привлечение денежных средств во вклады (депозиты), а также их размещение;

-открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

-операции с драгоценными металлами;

-осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания;

-валютно-обменные операции;

-выдача банковских гарантий;

-выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;

-выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;

-финансирование под уступку денежного требования (факторинг).

Одной из составляющих частей рынка капиталов Беларуси является ипотечный рынок. 28 августа 2006 г вышел указ № 537, определивший возможность выпуска ипотечных ценных бумаг. Согласно указу, обеспечением таких облигаций являются обязательства по возврату основной суммы долга и уплате процентов по предоставленным банками кредитам на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости. Впервые ипотечные облигации были выпущены и размещены в 2007 г. такими банками, как АСБ Беларусбанк, ОАО Белагропромбанк, ОАО Белпромстройбанк. К концу 2010 г объем эмиссии выпусков ипотечных облигаций в Беларуси возрос в 1,3 раза по сравнению с предыдущим годом г до 1,339 трлн бел руб (1 долл - 3048 бел. руб.); в течение года зарегистрировано 5 выпусков. Эмитентами, осуществившими выпуск ипотечных облигаций в 2010 г, стали ОАО «АСБ «Беларусбанк» (665 млрд. бел. руб.), ОАО «Белагропромбанк» (650 млрд бел руб), ОАО «Белинвестбанк» (24 млрд бел. руб.). Сегодня перед Республикой Беларусь стоит задача сформировать эффективный рынок ипотечных облигаций. Для банковской системы развитие рынка ипотечных ценных бумаг поможет решить следующие задачи:

-формирование системы рефинансирования выданных кредитов на строительство жилья;

-поиск долгосрочных инвестиций при помощи инструментов рынка ценных бумаг, в основе которых заложен механизм секъюритизации активов банковского сектора;

-становление нового долгосрочного сегмента фондового рынка;

-аккумулирование временно свободных денежных ресурсов и направление их на развитие жилищного строительства.

Изучение опыта других стран в области кредитования на строительство жилья, схем залогового кредитования и возможностей их реализации позволило бы нашей стране активизировать кредитование на недвижимость и решить проблему обеспечение населения жильем. Рассмотрим структуру фондового рынка Республики Беларусь. Он наиболее развит в нашей стране. Его участниками являются: Министерство финансов - эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг. Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) - экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг; инвесторы - юридические лица любой формы собственности, осуществляющие одну или несколько видов деятельности по ценным бумагам и получившие лицензию на профессиональную деятельность по ценным бумагам. Акции выпускает исключительно акционерное общество (как открытое, так и закрытое). Акции открытого акционерного общества можно свободно продавать на рынке; в закрытом обществе эту операцию необходимо согласовать с другими акционерами. В РБ выпускаются 2 вида акций: простые (обыкновенные) и привилегированные. Простая акция обеспечивает владельцу право на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении.  
      Размер дивидендов заранее не утвержден и не гарантирован. Общество, даже имея прибыль, может направить средства на развитие предприятия и не выплачивать дивиденды.  
      Привилегированная акция дает право ее владельцу на получение дивиденда в качестве фиксированного процента, право на долю собственности при ликвидации общества, но не даёт право голоса на участие в управлении обществом. У акции устанавливается номинальная стоимость, которая выражается в национальной денежной единице. При продаже на вторичном рынке значение приобретает рыночная цена, сформировавшаяся на рынке под влиянием взаимодействия спроса и предложения, либо по договоренности между продавцом и покупателем. Облигации выпускаются с целью привлечения заемного капитала. При этом эмитент обязуется их выкупить по прошествии заранее определенного срока (сейчас он колеблется на уровне 1-2 года). В Республике Беларусь облигации являются одним из наиболее надежных объектов инвестирования, т.к. их обратный выкуп эмитентом обязателен. Одновременно они обладают меньшим уровнем доходности по сравнению с акциями. В Беларуси любые коммерческие предприятия имеют право выпускать облигации. В законодательстве не существует ограничений или связи между размером выпуска облигаций и собственными активами. Единственный актив, который не может превышать размер облигационного займа - это размер обеспечения. По форме выплаты дохода облигации делятся на дисконтные и процентные. Дисконтные размещаются ниже своей номинальной стоимости, и в течение срока обращения их стоимость возрастает. Погашаются такие облигации по номинальной стоимости. Другими словами, доход инвестора составляет разница между ценой размещения и погашения. Процентные облигации продаются по номинальной стоимости с выплатой процента от ее номинальной стоимости. Сумма таких выплат называется купоном. В Беларуси существуют следующие виды облигаций: инвестиционные, биржевые и жилищные. Инвестиционные облигации - это облигации, описанные выше. Биржевые облигации выпускаются крупными предприятиями, которые являются безубыточными в течение последних трех лет; размер их чистых активов должен составлять не менее 100 тыс. базовых величин. Эти облигации обращаются на бирже, номинированы исключительно в белорусских рублях, срок их обращения ограничен одним годом. Жилищные облигации выпускают компании-застройщики жилых домов. Такие облигации имеют номинальную стоимость, выраженную в рублях, и эквивалент в квадратных метрах. В Республике Беларусь жилищные облигации, начиная с 2008 года, приобрели значительную популярность как способ финансирования строительства жилья. В настоящее время в Республике Беларусь наиболее развитым и ликвидным является рынок государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций с купонным доходом. Он обеспечивает полную прозрачность проведения операций с облигациями и высокую защиту прав инвесторов. Вексель - ценная бумага, которая фиксирует право его владельца требовать получение в назначенный срок определенной суммы денежных средств от указанного в векселе лица. Для того чтобы владелец имел свой интерес, вексель выписывается обычно на большую сумму по сравнению с той, которую должник должен был бы выплатить изначально. В прошлом вексель являлся удобным способом расчетов, но в настоящее время ввиду ряда злоупотреблений (когда вексель стали использовать фактически взамен денег для укрытия операций от налогообложения) государственное регулирование обращения векселей в нашей стране было ужесточено, и сегодня в Республике Беларусь вексель практически не используется. Депозитный и сберегательный сертификаты - это ценные бумаги, которые выпускают банки. Первые рассчитаны на юридических лиц, а вторые - на физических. Сертификат является бумагой, которая подтверждает, что банк получил у данного лица денежные средства в депозит и обязуется вернуть средства в установленный срок с оговоренным накопленным доходом. По своей сути сертификаты являются аналогом внесения средств на депозит. Разница состоит в том, что сертификат может обращаться до момента его погашения (закрытия депозита). То есть, передавая сертификат иному лицу, владелец передает этому лицу свои права по получению средств в банке. Впрочем, использование данного фондового инструмента пока не сильно распространено в Беларуси, а его обращение происходит еще в меньшей степени. Депозитарная записка используется во многих странах. Её смысл заключается в следующем. Например, некое белорусское ОАО (открытое акционерное общество) выпускает на рынок свои акции. Скорее всего, зарубежный инвестор не сможет приобрести их, находясь в своей стране. Для этого существуют некоторые ограничения и сложности. Но зато инвестор может купить депозитарную расписку на данную акцию. В этом случае акция предприятия будет находиться в Беларуси на специальном счете в депозитарии, а правами на нее будет обладать иностранный инвестор. Сегодня белорусскими предприятиями депозитарные записки рассматриваются как один из основных способов организации IPO (Первичного публичного предложения) на зарубежных площадках в целях привлечения акционерного капитала. Но этот путь сопряжен с преодолением ряда препятствий, т.к. в белорусском законодательстве до сих пор отсутствует регулирование выпуска и обращения глобальных депозитарных расписок. Они не поименованы прямо в перечне ценных бумаг в Гражданском кодексе и иных нормативных актах Республике Беларусь, следовательно, с порядком их выпуска и обращения возникнет много проблем. Что касается защиты инвесторов, в Республике Беларусь создаются условия, принуждающие эмитентов раскрывать полную информацию о событиях, которые могут иметь отношение к выполнению их обязательств по ценным бумагам. Эмитенты обязаны ежеквартально представлять бухгалтерские документы, сообщения о существенных изменениях ведения бизнеса, о покупке крупных пакетов (более 5% от уставного фонда) ценных бумаг. Однако основная ответственность за оценку этой информации ложится на самого инвестора. Поэтому, вступая на рынок ценных бумаг, необходимо расширять свои знания о фондовом рынке, а также отслеживать и оценивать поступающую информацию. Большую пользу реальному сектору экономики Республики Беларусь принесет выход отечественных предприятий на международный рынок капитала. Это могут быть кредиты иностранных банков, облигации, иные долговые ценные бумаги, IPO, продажа предприятия стратегическому инвестору. Этому вопросу уделяется большое внимание. К примеру, 10 февраля 2011 года в г. Минске был проведен Белорусский Саммит рынков капитала. Его цель - активизация деятельности белорусских предприятий по привлечению инвестиций на международных рынках капитала. Саммит проводился Министерством экономики Республики Беларусь и ведущими мировыми организациями, такими как Deutsche Bank, БПС Банк, Сбербанк России, PR/IR агентство Finsbury, аудиторская и консалтинговая фирма PWC, юридическая фирма White&Case при участии руководителей крупнейших компаний и предприятий Республики Беларусь. В рамках Саммита прошли групповые обсуждения и практические мастер-классы. Существует ряд определённых проблем. В связи с тем, что мало белорусских компаний ведут отчетность по МСФО и компетенция менеджмента в области международных рынков капитала находится на низком уровне, основная часть предприятий Республики Беларусь находятся на начальной стадии выхода на международные рынки капитала (выпуск облигаций за пределами страны, иностранные кредиты). Законодательные ограничения, регулирование процедур выпуска корпоративных ценных бумаг, налогообложение, отсутствие связей с депозитариями других государств и трансграничных сделок также задерживают процесс выхода на международный рынок капитала. Несмотря на эти проблемы, правительство Беларуси уже добилось получения первого суверенного кредитного рейтинга; была отменена «золотая акция»; отменён мораторий на движение акций; принята государственная программа развития внутреннего финансового рынка; созданы условия для активизации работы белорусской фондовой биржи; снижены налоги на операции с ценными бумагами. Сегодня крупнейшие государственные банки имеют возможности для получения синдицированных кредитов, выпуска кредитных нот и еврооблигаций, IPO (выпуск глобальных депозитарных расписок на акции). Крупные государственные предприятия с хорошим уровнем корпоративного управления могут позволить себе IPO (выпуск GDR) и синдицированные кредиты.

Вывод. На сегодняшний день рынок капитала в РБ находится на стадии развития. Пока в нашей стране полностью не осознается потребность в функционировании финансового рынка. В нашей стране уже создана законодательная база для его формирования, активно работает валютно-фондовая биржа. Перед Республикой Беларусь стоит задача правильно использовать фондовый рынок и эффективно применять его возможности, знать, чем наполнить рынок, чтобы он начал успешно функционировать и развиваться.

Беларусь  имеет все возможности успешно  развивать рынок капиталов. Для  этого должно быть выработано правильное понимание его функций и места в хозяйственной системе. Необходимо объективно изучить зарубежный опыт и разработать предложения по развитию национальной системы рынка капитала и ее интеграции в международную систему, исходя прежде всего из потребностей реального сектора экономики нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В современных условиях рынки капиталов играют значительную роль в экономике многих стран: они обслуживают товарное обращение через кредит; объединяют разрозненные денежные сбережения и создают большие денежные фонды; трансформируют денежные средства в ссудный капитал, который обеспечивает внешние источники финансирования материального производства национальной экономики и т.д.

У Республики Беларусь есть прекрасные перспективы на развитие на 2013 год. На 2013 год правительством запланирован приток прямых иностранных инвестиций в размере $4,5 млрд, что выше чем в этом. Наша страна всё так же пытается модернизировать свою экономику за счёт Китайских кредитов, и Китай предоставляет нашей стране различные проекты по модернизации.

Таким образом, Республика Беларусь имеет большие возможности  и перспективы успешного осуществления развития рынка капиталов. Для этого необходимо изучить зарубежный опыт и разработать предложения по развитию национальной системы рынка капитала и ее интеграции в международную систему, исходя прежде всего из потребностей реального сектора экономики страны.

Перед Республикой Беларусь также стоит задача сформировать эффективный рынок ипотечных  ценных бумаг. Для банковской системы это поможет решить следующие задачи:

сформировать систему  рефинансирования выданных кредитов на строительство жилья;

осуществить поиск долгосрочных инвестиций при помощи инструментов рынка ценных бумаг, в основе которых  заложен механизм секъюритизации активов банковского сектора;

обеспечить становление  нового долгосрочного сегмента фондового  рынка;

произвести аккумулирование  временно свободных денежных ресурсов и направить их на развитие жилищного строительства.

Изучение опыта других стран в области кредитования на строительство жилья, схем залогового кредитования и возможностей их реализации позволило бы нашей стране активизировать кредитование на недвижимость и решить проблему обеспечение населения жильем.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Структура современного рынка капитала в странах с рыночной экономикой