Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 10:29, реферат
Описание работы
Глобальный финансово-экономический кризис начала XXI века показал, что человечество стоит на пороге новых мировых реалий, что идет активный поиск новой архитектуры международных отношений, что всё более очевидным становится проблема глобального управления. С этой точки зрения весьма актуально выглядит проблема функционирования и эволюции ГАТТ ВТО – структуры, направленной не столько на либерализацию, сколько на упорядочение правил и принципов мировой торговли, т. е. на повышение управляемости процессов в области развития международных торговых отношений и международных отношений в целом.
Содержание работы
Введение 3 1. Трансформация ГАТТ в ВТО 9 2. Механизм вступления государств в ВТО 29 3. Влияние членства России в ВТО 49 Заключение 70 Список источников и литературы 76
Глобальный финансово-экономический
кризис начала XXI века показал, что человечество
стоит на пороге новых мировых реалий,
что идет активный поиск новой архитектуры
международных отношений, что всё более
очевидным становится проблема глобального
управления. С этой точки зрения весьма
актуально выглядит проблема функционирования
и эволюции ГАТТ ВТО – структуры, направленной
не столько на либерализацию, сколько
на упорядочение правил и принципов мировой
торговли, т. е. на повышение управляемости
процессов в области развития международных
торговых отношений и международных отношений
в целом.
Современное мировое
общественное развитие характеризуется
усилением экономических связей и взаимодействия
между странами, экономической интеграцией.
Эта тенденция к объединению вызвана взаимной
выгодностью международной торговли,
которая максимизирует мировое производство
и повышает общественное благосостояние.
Основные решения,
устанавливающие правила в международной
торговле, в настоящее время принимаются
коллективно в рамках Всемирной торговой
организации (ВТО). ВТО выполняет функции
многостороннего торгового договора для
участвующих в ней стран и заменяет собой
систему из нескольких тысяч договоров
и соглашений, что дает немалые преимущества
ее членам. С этой точки зрения следует
расценивать процесс вступления РФ в ВТО,
который получил своё логическое завершение
в 2012 г.
Данными обстоятельствами
определяется постановка проблемы темы
дипломной работы:
РФ и ВТО, которая
определила цели и задачи исследования.
Целью данной работы является
определение значения ВТО для мировой
экономики через анализ механизма вступления
государств в члены ВТО.
Для достижения поставленной
цели были сформулированы следующие задачи:
1) на основе анализа
доктринальных источников и международных
договоров проанализировать эволюцию
ГАТТ ВТО;
2) на основе официальных
документов проанализировать механизм
вступления государств ВТО (на
примере РФ);
3) на основе анализа
статистических показателей и
экспертных оценок сделать прогноз
влияния членства России в
ВТО на ее экономику.
Степень разработанности
проблемы. За последние годы проведена
целая серия исследований, посвященных
проблеме вхождения России в ВТО. Условно
их можно классифицировать как работы,
имеющие теоретическую и практическую
направленность. Исследования первого
направления появились в 1990-е годы. В основном
они посвящены изучению правовых основ
организации ВТО, ее целям, задачам, содержанию
соглашений, требованиям, предъявляемым
ВТО к странам - кандидатам на вступление
в данную организацию.1
Вторая группа
работ направлена на решение практических
проблем и задач вступления России в ВТО,
которые отражают конкретные вопросы,
связанные с присоединением России к ВТО.
К ним относятся тарифное и нетарифное
регулирование, конкурентоспособность
российских предприятий на международных
рынках, вопросы доступа на российский
рынок товаров и услуг и разработка протекционистских
мер. Среди авторов исследований можно
назвать А. В. Данильцева, С. М. Кадочникова,
Л.- М. Капустину, Н. Н. Ливенцева, Я. Д. Лисоволика,
М. Ю. Медведкова, Е. М. Примакова, М. В. Федорова,
3. Б. Хмельницкую и др. 2
Анализируя литературу
можно отметить недостаточную теоретическую
разработанность и дискуссионность целого
ряда вопросов относительно влияния вступления
страны в ВТО на конкурентоспособность
различных отраслей и незначительное
количество работ по моделированию отраслевых
последствий вступления страны в ВТО.Однако,
следует отметить появление таких аналитических
работ, обобщающих первые шаги РФ на поприще
ВТО как «От мотыги к нанотехнологиям»
и д.р.3
Большую помощь
в подготовке работы оказали учебники
и учебные пособия, т. к. позволили систематизировать
первоначальные сведения по изучаемой
проблеме.4
Источниковую
базу исследования составили: нормативно-правовые
акты Российской Федерации5, официальные материалы Секретариата
ВТО, документы и соглашения, подписанные
в ходе Уругвайского раунда6, материалы Рабочей группы
по присоединению к ВТО при Российском
союзе промышленников и предпринимателей7.
Источниковая
обеспеченность и степень изученности
темы позволили определить объект исследования
в широком смысле слова – структурно-функциональное
измерение международных отношений.
Предмет исследования
– эволюция ГАТТ-ВТО и процесс вхождения
Российской Федерации в ВТО.
Объект исследования
в узком смысле слова, то, каким образом
происходило развитие регулируемых мировых/международных
торговых механизмов во второй половине
XX-начале ХХI века, какие структурно-институциональные
проблемы сопровождают процесс вхождения
РФ в ВТО и её первые шаги в условиях нахождения
в данной организации.
Хронологические
рамки работы – 2ая половина ХХ века(1978)-время
возникновения ГАТТ-2012/13 гг. время завершения
процесса вступления РФ в ВТО и появления
первых экспертных оценок о реалиях развития
российской торговли и производственных
отраслей в «новых» условиях – условиях
нахождения в ВТО.
Концептуально-методологически
работа опирается на положения системного
подхода, позволяющего использовать структурно-функциональный
анализ и фактурный подход при изучении
заявленной проблемы. Положения институционализма
и конструктивизма позволили сформулировать
гипотезу о том, что эволюция ГАТТ в ВТО
– это эволюция от либерализации к механизмам
довольно жесткого регулирования мировой
торговли и выстраивания определённых
структурно глобального упорядочивания
управления международными процессами
и мировым развитием. Кроме того проясняется
роль государств, как участников процессов
мирорегулирования, т.к. в ВТО действуют
межгосударственные/межправительственные
соглашения.
Географические
рамки предполагают совмещение локально/регионального(РФ)
и глобального контекста, где, однако локально-региональный
элемент имеет первоочередную географическую
привязку, а глобальный элемент – это
географическая условность, т.к. в объёме
дипломной работы нет возможности проанализировать
и показать взаимоотношения РФ со всеми
участниками ВТО.
Методы исследования:
исторический, хронологический, статистический.
Структура работы:
работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка источников и литературы.
1. Трансформация
ГАТТ в ВТО
Для того, чтобы
в полной мере представить современную
ситуацию, сложившуюся в сфере международных
торговых отношений, а также оценить
достигнутое в ходе многосторонних торговых
переговоров, необходимо хотя бы кратко
обратиться к истокам многосторонней
торговой системы ГАТТ.
“Великая депрессия”
1929-1933 годов наглядно показала назревшую
необходимость координации вопросов макроэкономической
политики на многостороннем уровне. Специалисты
справедливо полагают, что отсутствие
в предвоенные годы международных институтов,
которые определили бы “правила игры”
в международной торговле и валютно-финансовой
сфере, с наступлением тяжелых времен
подтолкнуло отдельные страны к сепаратным
действиям, значительно усугубив мировой
экономический кризис. Так, в условиях
приближающегося спада в США для защиты
от конкурирующего импорта и стабилизации
экономики был принят Закон Холи-Смута,
по которому средний уровень таможенных
пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932
году достиг 59,1%. За этим последовало значительное
повышение ставок в тарифах большинства
западных стран, что имело пагубные последствия
для мировой экономики: за 1929-1932 годы объем
мировой торговли сократился почти на
60%.8
Уже в 1944 г. на валютно-финансовой
конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США)
для решения задач стабилизации международной
валютной сферы, выравнивания платежных
балансов и финансового содействия в развитии
экономики были созданы Международный
Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.
Серьезные и порой
небезуспешные попытки международного
регулирования торговых отношений предпринимались
еще до второй мировой войны. В качестве
примеров можно назвать Конвенции об упрощении
таможенных формальностей (Женева, 1923
год), о Международном Торговом Арбитраже
(1924 год), об охране промышленной собственности
и другие.9 Однако они не были системными
и не всегда доводились до конца.
Послевоенный
период отмечен усилиями, направленными
на создание универсальной Международной
Торговой Организации (МТО), которая наряду
с МВФ и Всемирным банком должна была стать
третьим “столпом” в создавшейся системе.
В функции МТО входило бы регулирование
на многостороннем уровне социально-экономических
проблем, включая вопросы торговой политики,
экономического развития, занятости, ограничительной
деловой практики, инвестиций, международных
товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались
на конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947
годах. На женевской конференции (август
- октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом
МТО - так называемой Гаванской хартией
- 23 страны, представленные на конференции,
в том числе США, Канада, Великобритания,
Франция, Индия, Бразилия, другие, менее
развитые страны, начали переговоры о
взаимном снижении довоенного уровня
таможенных тарифов, серьезно сдерживающих
развитие международных экономических
связей. Результатом первого раунда переговоров
стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших
около 20% мировой торговли (в сумме на 10
млрд. Долларов).10 Действенность этих уступок
обеспечивалась целым рядом торгово-политических
статей Гаванской хартии, содержавших
правила по взаимной торговле, которые
участвовавшие страны обязались соблюдать.
Свод этих правил с приложенным к нему
списком согласованных тарифных уступок
получил название Генерального соглашения
о тарифах и торговле (ГАТТ) и на временной
основе (до завершения процесса ратификации
Устава МТО будущими странами-членами)
вошел в силу в январе 1948 года.
Первоначально текст Соглашения
состоял из трех разделов. Раздел I, состоящий
из двух статей, содержал в себе основные
положения о режиме наибольшего благоприятствования
(наиболее благоприятствуемой нации) и
списки взаимных уступок. Раздел II был
посвящен торговой политике и представлял
собой своеобразный кодекс правил международной
торговли. Раздел III содержал положения
о таможенных союзах, зонах свободной
торговли и о применении Соглашения в
их отношении. В 1965 году текст ГАТТ был
дополнен Разделом IV “Торговля и развитие”,
который был внесен в Соглашение по требованию
развивающихся стран.
В то время, когда ГАТТ было
лишь протоколом о результатах первого
раунда тарифных переговоров, проводившихся
в рамках обсуждения Устава МТО, и временным
сводом правил, действующих, как предполагалось,
до вступления в силу Гаванской Хартии,
вопрос о каких бы то ни было учредительских
проблемах и статусе не стоял на повестке
дня. Несмотря на то, что Генеральное Соглашение
содержало в себе основные положения,
во многом схожие с положениями раздела
Устава МТО, посвященного вопросам торговой
политики, постоянным институтом должна
была стать МТО. Устав МТО включал в себя
детально разработанные положения о конференциях
МТО, исполнительном органе, комиссиях,
Генеральном директоре и об оплачиваемом
персонале. Кроме того Устав предусматривал
продуманную процедуру разрешения споров.
Что же касается Генерального Соглашения,
то оно не обладало тогда учредительными
положениями ни в отношении постоянных
органов, ни в отношении урегулирования
разногласий.
Но когда стало ясно, что усилия
по созданию МТО не увенчаются успехом
(что и подтвердилось отказом США в 1950
ратифицировать Гаванскую хартию), в рамках
ГАТТ были созданы практически все предусмотренные
Уставом органы и разработан механизм
разрешения споров.
Высшим органом ГАТТ была определена
Сессия Договаривающихся Сторон. Собирались
Сессии, как, правило, ежегодно, каждая
страна-участница имела на них один голос,
однако решения обычно принимались на
основе консенсуса, а не путем голосования.
Первая Сессия была созвана в марте 1948
года Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем
же, с 1949 года, право созывать Сессии, руководить
их работой получил Председатель (Ответственный
Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон,
избираемый странами-участницами.11
Сессия Договаривающихся Сторон
осуществляет нормотворческие функции.
Высший орган ГАТТ обладает исключительной
компетенцией давать авторитетные толкования
положений Соглашения. В компетенцию этого
органа входит также предоставление странам-участницам
права “временно и в исключительных случаях”
приостанавливать то или иное обязательство
по Генеральному Соглашению. Сессия Договаривающихся
Сторон обладают исключительными полномочиями
выносить решения о проблемах, возникающих
между странами-участницами, о соответствии
их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу
компетенции высшего органа ГАТТ вошло
также утверждение бюджета ГАТТ.
В 1954 году была окончательно
оформлена и преобразована в Секретариат
Временная Комиссия МТО, действовавшая
с марта 1948 года и осуществлявшая организационно-техническое
обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий
в первые годы из трех-четырех специалистов
Секретариат со временем превратился
в крупный орган, имеющий структурные
подразделения (юридический, экономический
отделы, аналитические подразделения
и др.). На секретариат была возложена подготовительная
работа, распространение среди стран-участниц
всей необходимой информации, изучение
и прогнозирование экономического развития
и торговой политики стран-участниц.